Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИТАЯ ЗЛОТООРДЫНСКАЯ МОНЕТА С СЕЛИТРЕННОГО ГОРОДИЩА



 

Во время экспедиции ПАЭ 1998 года ( нач. отр. Голод А.А. ) на южной стороне охранной зоны Селитренного городища, примыкающей к селу, была обнаружена золотоордынская монета хорошей сохранности.

Диаметр монеты – 15 мм. Лицевая сторона: шестилепестковый стилизованный цветок. Оборотная сторона: надпись по-арабски – Чекан Сарая ал- Джедид. На месте даты – горизонтальный прочерк. После изготовления в монете с лицевой стороны было пробито круглое отверстие. Во время удара монета слегка деформировалась.

Монеты такого типа хорошо известны (1.стр.441№67 ), они составляют значительную часть монетных сборов Селитренного городища и датируются 60 –ми годами четырнадцатого века. Их массовая эмиссия началась во время правления Джанибека и продолжалась после его смерти, в так называемую «Замятню», когда в экономике Золотой Орды в силу разных причин возникли кризис и инфляция.

Данная монета не отличается по внешнему виду от сотен себе подобных, за исключением одного качества – она сделана из золотисто- жёлтой бронзы в технике литья. Качество литья для столь маленького предмета весьма высокое – рельеф с обеих сторон пролит полностью, без изъянов. Монета отливалась в разборную форму из двух полуформ. Полуформы были соединены точно, без смещения. Литник входил в гурт монеты. По всему периметру гурта видны следы небольшого залива металла. Судя по тому, что рельеф на лицевой стороне проработан значительно слабее, монета отливалась горизонтально, оборотной стороной вниз.

Очевидно, что данная монета отливалась людьми, профессионально владеющими тонкостями литейного дела и не является простым повторением чеканных монет.

Чеканные пулы в силу определённых технологических особенностей не имеют правильных геометрических форм. Центр изображения на них смещён (иногда значительно), сам контур чеканной монеты имеет форму весьма неправильного овала.

Публикуемая монета имеет форму геометрически правильного круга, причём центр изображения (цветка) точно совпадает с центром круга. Изображения на обеих сторонах окружены рамкой в виде полувалика. Такое решение чисто технологическое: утолщение края отливки способствует улучшению литейных качеств формы.

Применение литейных технологий в золотоордынском монетном деле – неизвестно, в средневековье в целом встречается редко и нерегулярно за одним исключением: литьё монет было широко распространено в древнем Китае (2.стр.61 – 67 ) и, судя по находкам китайских монет и кладов в золотоордынских городах (3.стр.50 ), такая практика была известна в Нижнем Поволжье. Следы участия китайцев в становлении золотоордынской монетной системы косвенно проявляются в появлении на ряде ордынских монет типично китайских изображений. (4.стр.62)

Сейчас трудно судить, была ли публикуемая монета изначально предназначена для украшения или же мы столкнулись с попыткой перехода на другую (более дешёвую) технологию, тем не менее, автор считает необходимым введение этой находки в научный оборот.

 

Литература:

Янина С.А. Джучидские монеты из раскопов и сборов куйбышевской экспедиции в Болгарах 1946 –1952 гг.

Мир художественного литья. История технологии. М. 1977 г.

Фёдоров – Давыдов Г.А. Торговля нижневолжских городов Золотой Орды. – сб.« Материалы и исследования по археологии Поволжья.» И-О. 1998.г.

Сингатуллина А. Джучидские монеты поволжских городов Х111 века.« Татарская археология» №1. 1998г. Казань.

 

Васильев Д.В.(Астрахань)

 

ГОРОДИЩЕ АК-САРАЙ

 

Городище Ак-Сарай (так оно официально именуется в охранных документах, устоявшееся же среди исследователей название – городище Лапас) располагается на левом берегу протоки р. Ахтубы Большой Ашулук к северу от села Лапас в Харабалинском районе Астраханской области. Привлекает к себе внимание также и комплекс развалин мусульманских мавзолеев, расположенный здесь же, к востоку от городища.

Охранная зона городища начинается непосредственно от северной окраины с. Лапас и тянется вдоль по берегу на север на расстояние около 1, 5 км. Самое северное местонахождение подъёмного материала зафиксировано в 3250 м к северу от с. Лапас. На восток охранная зона памятника, включающая городище и мавзолеи, протянулась на расстояние около 2250 метров от берега р. Большой Ашулук. В природном отношении территория, занимаемая городищем и комплексом мавзолеев, представляет собой всхолмлённую слабозадернованную песчаную полупустыню. С ССЗ на ЮЮВ территория городища пересекается автодорогой Волгоград-Астрахань. С запада на восток по территории городища проложены два газо- и нефтепровода высокого давления, технические службы которых (два домика обходчиков, задвижки, дороги и пр.) располагаются на территории городища.

Впервые в ХХ веке городище и развалины мавзолеев были обследованы В.А. Филипченко – директором Астраханского государственного краеведческого музея, который составил глазомерный план местности и подготовил необходимые документы для постановки на государственную охрану территории " посёлка строителей" и самого крупного мавзолея под названием " Городище Ак-Сарай и развалины феодального замка Давлет-хана". Именно так памятник именуется в охранных документах до сих пор. Лишь в 90-х гг. отряд Поволжской Археологической экспедиции ИА РАН под руководством В.В. Дворниченко приступил к планомерным рекогносцировочным работам на памятнике. Были сняты топографические планы как отдельных мавзолеев, так и местности в целом. Была начата съёмка территории " посёлка строителей". Помимо 4-х крупных мавзолеев, обнаружено ещё несколько меньших по размерам. По результатам работ ПАЭ была значительно расширена охранная зона, мавзолеи и городище были объединены в одну охраняемую территорию. Однако, сложные отношения астраханской Госдирекции охраны историко-культурного наследия с археологами помешали завершению этой большой работы.

В 2000 году на городище производились археолого-этнографические исследования комплексной экспедиции ГНПУ " Наследие" под руководством автора статьи. В работах приняли участие также специалисты из Астраханского краеведческого музея, этнографы из Центра этнополитического изучения народов Астраханского края, Института Востоковедения РАН.

В раскопе №1, заложенном в центральной части охранной зоны городища, культурного слоя выявлено не было Стратиграфия бортов раскопа весьма однообразна. Непосредственно на дневной поверхности залегает слой песка эолового происхождения. Мощность этого слоя – от 20 см до 2 – 2, 5 метров. Слой меняет мощность в соответствии с повышениями или понижениями поверхности материка – плотной светло-коричневой супеси с речной ракушкой. Детальный осмотр имевшихся вблизи от раскопа №1 нарушений поверхности также не обнаружил культурного слоя. Тем не менее, известно, что в 1994 году, при строительстве домика обходчика газопровода, который расположен чуть ближе к берегу, чем раскоп, в котловане были обнаружены под слоем песка остатки дома из сырцового кирпича. Большая протяжённость раскопа №1 и отсутствие в нём и в шурфах культурного слоя позволяет сделать вывод о том, что городище в древности располагалось в непосредственной близости к воде, будучи вытянуто вдоль реки узкой полосой (около 100 метров), а не составляло единого комплекса с мавзолеями.

Раскоп №2 размерами 10х10 м был заложен на береговом обрыве дюны к западу от домика обходчика газопровода. Как показали исследования, дюна на берегу имеет искусственное происхождение и возникла она в 80-е гг., когда выравнивались трассы нефтепровода и газопровода высокого давления – культурный слой был сдвинут бульдозерами в южную и северную стороны от будущей трассы. Поэтому в насыпи встречались разновременные находки – кости ископаемых животных, золотоордынские монеты, фрагменты керамики, сарматская трёхгранная бронзовая стрела – совершенно безо всякой привязки к слоям и горизонтам. Под навезённым техникой слоем песка и остатками культурного слоя залегала прослойка погребённой почвы (на глубине 290 см от поверхности). Мощность самого культурного слоя, находившегося под погребённой почвой, составляла от 1 м до 1 м 20 см.

В ходе раскопок на берегу был частично исследован дом из сырцового кирпича с остатками подворья. Дом в плане квадратной формы, ориентирован по сторонам света с небольшим отклонением. В раскоп попала северная половина дома с прямоугольным помещением №1, пол и стены которого были побелены. В северо-западном торце суфы устроены 2 тандыра из обожжённого кирпича с боковой загрузкой. Топки открывались на внешнюю сторону дома, для растопки необходимо было выходить из помещения. В одном из тандыров был обнаружен дымоход для повышения тяги, составленный из фрагментов двух кувшинов - тулова и горла. Возможно, тандыры имеют технологическое назначение. Подтверждением этому служит тот факт, что печи примыкают к лежанке-суфе без канов-дымоходов. Вдоль северо-восточной стены дома снаружи была расчищена узкая, но мощная зольная полоса – может быть, остатки внешнего кана – видимо, здесь к сырцовому дому примыкала какая-то легкая деревянная конструкция, для отопления которой и был сооружён кан. Слой золы фиксируется к северу от дома в профиле. Деревянная конструкция, если она существовала, могла погибнуть в огне. Дом пережил несколько перестроек – имеются следы заложенного входа, нескольких надстроек и обмазок суфы. На последнем этапе существования дома помещение №1 было забутовано глиной, обмазана и превращена в пол суфа, в неё врезан дополнительный тандыр (печь №2). Западная часть дома частично перекрыта отложениями прибойной полосы реки и размыта. (Предположительно, подтопление дома произошло около середины XIV века, в период высокого подъёма уровня воды в Каспии и Волге). В настоящее время уровень залегания дома находится на 2 метра выше уровня воды в реке Большой Ашулук. В северной половине раскопа обнаружена обширная хозяйственная яма – вероятно, она сначала служила для выборки глины, а затем была засыпана мусором.

Помимо археологических исследований, сотрудниками экспедиции, Э.Ш. Идрисовым и А.В. Сызрановым проводились этнографические исследования в селе Лапас (Идрисов Э.Ш., 2001, стр. 119). У жителей села ими зафиксирован ряд легенд относительно этих мест. Одна из них гласит, что из города Давлет-хан есть подземный ход, где могли два всадника рядом проехать на водопой к реке Ахтубе. " Давлет-хан" – это местное название развалин самого крупного мавзолея золотоордынского времени к северо-востоку от Лапаса. По преданию, город Давлет-хан был построен как крепость для защиты Сарай-Бату. Как гласит другая легенда, в этом городе жил Джангир-хан со своей красавицей-дочерью. Однажды они подверглись нападению вражеского войска. Хан приказал спрятать всё своё богатство в подземном ходе, затем они вместе с дочерью укрылись там же, приказав закрыть вход. После этого их никто больше не видел. Эти предания бытовали в форме песен, которые исполняли лапасские жители. Возможно, в этих легендах мы видим контаминационные наложения поздних событий XVIII-XIX веков (связанные с именем казахского хана Джангира) на более ранние, уходящие в золотоордынские времена. В рассказах старожилов есть сведения об археологических находках (монеты, наконечники стрел, обломки изразцов и глиняной посуды). На берегу р. Ашулук, протекающей вдоль села, раньше было бугровое место, которое прозвали " Тас Бурын" (ногайск. " Каменный Нос" ) из-за того, что здесь были видны многочисленные кирпичные кладки. По словам местных жителей, руины стен мавзолеев ещё в начале 30-х гг. возвышались над землёй (они были разобраны жителями с. Хошеутово для строительства противопаводковых сооружений).

Необходимо сказать несколько слов об интерпретации памятника. Особый интерес представляет отмеченное на карте братьев Пицигани 1367 года место, где находятся " гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки" (Чекалин Ф.Ф., 1889, стр. 21, карта в приложении; Рудаков В.Г., 1999, стр 103, 106, карты). Это пояснительная надпись к условному знаку в виде мусульманского мавзолея. На карте Фра-Мауро, созданной в 1459 году также обозначено место, названное им " Sepultura imperial" (императорские захоронения). Плано Карпини пишет о том, что в земле " татар" существует кладбище, " на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать…" Кладбише знатных особ и кладбище " тех, кто был убит в Венгрии" являлись запретными территориями и охранялись стражей, не пропускавшей никого под страхом наказания или смерти (Путешествия... 1993, стр. 29).

Городище Лапас описывается В.Л. Егоровым в его экскурсе по золотоордынским городищам. Основываясь на вышеприведённых фактах, автор с уверенностью утверждает, что " именно здесь воздвигались фамильные усыпальницы Джучидов, принявших ислам", а именно Берке, Узбека, Джанибека и Бердибека, не исключая существования в этом же месте захоронения самого Бату и других ханов-язычников (Егоров В.Л., 1985, стр. 117-118). Он связывает это с давним обычаем монголов отведения запретных территорий (" курук" ) для захоронения особ правящей династии, который описан В.В. Бартольдом (Бартольд В.В., 1966, стр. 383-384). Само же городище В.Л. Егоров правильно интерпретирует как посёлок строителей мавзолеев, ибо на его территории явно прослеживаются следы производства кирпича, архитектурных украшений, мозаик и майолик.

Среди находок сезона 2000 года, помимо типичной золотоордынской керамики, необходимо отметить остатки керамического производства (сопла, шлаки, тигли и пр.) Найдено 85 монет, из них 37 – в раскопе, остальные - в виде подъёмного материала. Датировка монетного материала была произведена сотрудником Института востоковедения Е. Гончаровым. Все монеты, в основном, укладываются в период с 1312 по 1342 гг. В целом, по его заключению, можно сказать, что городище существовало именно во времена правления хана Узбека и обеспечивало строительство и охрану мавзолеев. Таким образом, можно с большой степень вероятности связать развалины большого мавзолея (№1) с именем хана Узбека.

Основываясь на вышеупомянутых сообщениях Карпини и картографических сведениях, а также на зафиксированном обычае отвода для захоронения особ ханского рода запретных территорий – " куруков", можно предположить существование в районе с. Лапас подобного ханского кладбища. Необходимо оговориться, что нет точных неопровержимых доказательств в пользу этого. Вопрос о том, кому принадлежат менее крупные мавзолеи и как они датируются, остаётся открытым.

 

Литература:

Идрисов Э.Ш. Материалы по этнографии ногайцев-карагашей. В сб.: " Материалы XXXIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции". Ижевск, 2001

Чекалин Ф.Ф. Саратовское Поволжье в XIV в. по картам того времени и археологическим данным. – Труды СУАК, 1889, т.2, вып.1,, стр. 21, карта, данная в приложении

Рудаков В.Г. Вопрос о существовании двух Сараев и проблема локализации Гюлистана. В сб.: " Учёные записки татарского государственного гуманитарного института". Вып. 7, Казань, 1999

Путешествия в восточные страны Плано Карпини Гильома де Рубрука. Алматы, 1993

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985

Бартольд В.В. К вопросу о погребальных обрядах турков и монголов. Соч., т. IV, М., 1966

 

Кутуков Д.В. (Астрахань)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь