Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КРАСНОГЛИНЯНОЙ ПОЛИВНОЙ



КЕРАМИКИ ХАДЖИ-ТАРХАНА

 

Одним из крупнейших городов Золотой Орды, построенных на Нижней Волге в конце XIII века, был город Хаджи-Тархан. Предметом нашего исследования в данной статье является комплекс красноглиняной поливной керамики этого золотоордынского города.

Красноглиняная поливная керамика на городище Хаджи Тархан является одной из самых многочисленных групп керамики. Она составляет 18, 8 % от всей керамики городища. Систематизация красноглиняной поливной керамики городища Хаджи Тархан основана на классификации красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов Н.М.Булатова (1, с. 73-107).

Отдел 1. Керамика с прозрачными поливами.

Группа 1. Керамика с бесцветной поливой и подглазурной росписью по ангобной подгрунтовке.

Этот тип керамики аналогичен большой группе кашинных изделий с полихромной безрельефной росписью под прозрачной бесцветной глазурью (2, табл.2). Керамика имеет подглазурную роспись теми же красками, а именно серо-зеленой и синей. Встречаются растительный и геометрический орнаменты. Растительный орнамент представлен рисунками листьев, ветвистых кустов, «яблок». Все эти сюжеты даны на фоне густо расположенных мелких коричневых точек. У сосудов открытой формы, украшенных геометрическим орнаментом, днища разделены на четное количество секторов, а внутренняя поверхность также делится на сектора и пояса с изображением в них треугольников, кругов, зигзагообразных линий. Фрагменты керамики этого типа встречаются и на Царевском городище с теми же мотивами росписи.

С городища Хаджи Тархан известен фрагмент донышка керамики этого типа (Астраханский краеведческий музей-заповедник(далее АКМЗ), инв.№ 35). В центре его изображен шестилепестковый цветок: сердцевина цветка и лепестки даны синей краской и обведены коричнево-зелеными линиями. Из места стыка лепестков поднимаются сильно стилизованные растения другого варианта, изображенные коричневой краской, на самом стебле нанесены три синие точки. Еще выше по белому полю раскиданы изображения синих цветов, похожих на васильки.

Такие изображения цветов не раз встречены на кашинной керамике тимуридского типа в золотоордынских городах Поволжья и в Хорезме (3, рис.4 и рис.34, 2). Встречаются они и в поливной керамике Байлакана XI-XIII вв. (4, с.274, рис.6). Формы сосудов, судя по имеющимся в наличии фрагментам, представляли собой в основном пиалообразные чаши на высоких кольцевых поддонах. Фрагмент с городища Хаджи Тархан имеет полукольцевой поддон, т.е. поддон, характерный для красноглиняных поливных изделий хорезмской керамики XII-XIII вв.

Группа 2 Керамика с опаковой бирюзовой поливой. Без росписи. По форме эти сосуды, в основной своей массе относятся к плоскодонным кувшинам и горшкам.

Кроме того, к керамике этого типа можно отнести и красноглиняный светильник с округи городища Хаджи Тархан (городище Красный Яр) (АКМЗ, сборы Нестеренко Б., инв.№ 4831). Полива на нем, сильно потрескавшаяся и частью отслоившаяся, имеет неровный бирюзовый цвет, местами с синеватым отливом, но она непрозрачна. Тулово сосуда, имеет в плане правильный двенадцатигранник. Сверху в центре выступает на 1 см цилиндрическое горло- отверстие с длинным прямоугольным сливом сбоку.

Отдел 2. Керамика со свинцовыми поливами. Красноглиняная керамика со свинцовыми поливами является самым многочисленным отрядом поливной керамики золотоордынских городов. По цвету поливы она делится на две большие группы- с зеленой поливой и с желтой поливой, и на три немногочисленные – с бирюзовой, бесцветной, и оранжевой поливами. Так же, как и в кашинной керамике, здесь существует определенная зависимость между составом поливы и ее цветом, впрочем, постоянно нарушаемая.

Группа 1 Керамика с прозрачной зеленой поливой.

Тип 1. Керамика с зеленой поливой и подглазурной росписью ангобом. Встречен фрагмент стенки сосуда, где с внешней стороны полива зеленоватого цвета, с внутренней – бесцветная полива с красной росписью ангобом. Толщина 8 мм, длина 68 мм, ширина 28 мм (5; 6).

Подобная техника росписи хорошо известна в Крыму, на Кавказе и в Передней Азии в XI-XIV вв. (1, с. 79). На золотоордынских городищах подобный фрагмент сосуда встречен только в Маджарах (1, с.79). Найдены фрагменты поливных сосудов, внутренняя или, чаще, наружная поверхность которых украшена беспорядочной росписью белыми ангобными пятнами.

Часто внешняя сторона чаш или кубков орнаментирована арочками, но лишь по верхней части, так как слой поливы, а следовательно, и ангобная роспись часто не опускаются на таких изделиях ниже половины их высоты.

С территории городища (АКМЗ. Инв.№ 4641) происходит почти целиком сохранившаяся пиалообразная чаша на кольцевом поддоне с отогнутым венчиком. Высота чаши 7, 5 см, диаметр по венчику 16, 5 см. Дно расписано узкими ангобными полосами, образующими клетки. Окаймляют этот клетчатый орнамент два широких концентрических круга из ангобных полос. Далее следуют три орнаментальных пояса из широких, вплотную поставленных друг к другу, мазков в виде запятых. Эти орнаментальные пояса отделены друг от друга концентрическими коричневыми кругами неангобированных полос.

Аналогии данной чаши мы находим в поливном производстве средневекового Херсонеса (7, с. 193), Кавказа и Передней Азии (1, с. 79-80). Встречен еще один фрагмент подобной техники. Это фрагмент стенки пиалообразной чаши. На белом фоне у придонной части - детали растительного орнамента, выше – фриз с лепестками-глазками, выше – фриз с сеткой. На оборотной стороне – арки. Орнамент выполнен грязно-зеленым цветом, арки зеленые. Толщина стенки 8мм. Длина фрагмента 96мм, ширина 93мм. На золотоордынских городищах фрагменты керамики с росписью подглазурными ангобными кругами обнаружены на Азакском, Маджарском и Царевском, Увекском городищах (1, с.79).

Тип 2. Керамика с зеленой поливой по ангобной подгрунтовке.

Кувшины. Приземистый тяжеловесный сосуд, имеющий в верхней части форму широкого цилиндра, а в нижней – форму резко расширяющегося горшка. Массивная овальная в сечении ручка тоже покрыта зеленой поливой. Фрагмент данного кувшина происходит с городища Хаджи Тархан. Тесто рыхлое с большими примесями шамота.

Аналогичные фрагменты сосудов обнаружены на Селитренном городище (1, с.82) и такая же форма встречена в неполивной керамике Болгар XII-XIV вв. (8, с.131, рис.9, 8).

Чаши. Пиалообразная чаша, полусферическая с прямым венчиком на кольцевом поддоне. С зеленой поливой и ангобной подгрунтовкой.(АКМЗ. Инв. № 4783.)

Аналогичная целая чаша встречена на Болгарском городище (1, с.83). Также встречены фрагменты подобных чаш (6, оп. №71, 96).

Светильники. Круглый в плане, с небольшим выступом слива, с невысоким вертикальным бортиком по краю, иногда бортик загнут во внутрь. Дно у них почти всегда плоское, дисковидное. Такие светильники часто встречаются и среди неполивной керамики (АКМЗ. Инв. 4639).

Аналогии известны на Селитренном (АКМЗ. Инв. №2027) и Маджарском городищах (9; 10; 11).

Тип 3. Керамика, орнаментированная техникой «резерва» и гравировкой.

Фрагмент пиалообразной чаши на кольцевом поддоне с плавно округленными стенками и чуть отогнутым наружу венчиком, дно которого украшено рельефным растительным орнаментом на темном фоне «резерва». Этот орнамент двумя концентрическими линиями гравировки, выше которых на равном расстоянии расположены радиально поднимающиеся побеги растений (АКМЗ. Сборы Новикова П.М. в 1966 г., Инв. № 1786.). Орнамент на дне чаши аналогичен растительным орнаментам с кашинных изделий.

Аналогичный фрагмент был найден на Увекском городище (Саратовский областной музей краеведения(далее СОМК), инв. № 730). Фрагменты подобных сосудов встречены и на Царевском городище (Государственный Эрмитаж, инв.сар.№138).

Тип 4. Керамика, украшенная гравировкой и частичной оранжевой подцветкой поливы. Археологически целое большое красноглиняное блюдо. Размеры: высота 8 см, диаметр 50 см, толщина стенок до 2 см. На кольцевом поддоне с широким, почти горизонтальным венчиком. Сохранившиеся фрагменты дают возможность полностью восстановить декор внутренней поверхности изделия. В центре дна располагается нанесенный линиями гравировки многолепестковый стилизованный цветок. Лепестки расположены вокруг окружности, нанесенной двойной линией гравировки, и все они поочередно окрашены в оранжевый и темно-зеленый цвет. Цветок расположен на светло-зеленом фоне остальной поверхности дна. От дна поднимаются несколько концентрических поясов, окрашенных то в светло-, то в темно-зеленый цвет. Выше этих поясов идет пояс из прямоугольников, образованных вертикальными двойными линиями гравировки. Внутри изображены (гравировкой) концентрические круги, окрашенные в оранжевый цвет. Этот пояс сверху окаймляется узкой полосой с изображением гравировкой непрерывно вьющейся спирали на темно-зеленом фоне. Стенка блюда украшена широкими концентрическими линиями гравировки. Весь этот орнамент завершается широким горизонтальным венчиком, на котором изображен непрерывный ряд арок одинарной линией гравировки. В каждой арке на светло-зеленом фоне помещено широкой гравировкой по одной арабской букве (5, рис.34. Яма 68). Фрагменты с такой техникой орнаментации встречены на Царевском и Селитренном городищах (1, с. 92).

Тип 5. Керамика с гравировкой по ангобу под прозрачной зеленой поливой. Это гравировка острым предметом по покрытой ангобом глине. После покрытия изделия прозрачной поливой линии орнамента приобретали коричнево-бурый или черный цвет, удачно контрастирующий с общим фоном.

При раскопках найдены следующие предметы этой категории: 1) фрагмент сосуда с частью нарезного растительного орнамента черного цвета на зеленом фоне. Толщина 11мм, ширина 27мм, длина 35мм (6, оп.№ 79); 2) фрагмент донца сосуда, где на донце нанесен нарезной геометрическо-растительный орнамент с заполнением линий черной краской. Фон – зеленый. Диаметр поддона 66мм, длина фрагмента 97мм, высота 34мм (6, оп.№137); 3) фрагмент пиалообразной чаши. Придонная часть. Внутренняя поверхность имеет нарезной растительный орнамент, линии которого коричневого цвета. Фон светло-зеленоватый. Оборотная сторона полита зеленого и болотистого цвета поливой. Толщина стенки 5 – 6 мм. Длина фрагмента 143 мм, ширина 62 мм (6, оп.№192). Аналогии встречены в поливной керамике Херсонеса и Закавказья XIII-XIV вв. (7, таблицы 7, 12, 21), а также на городищах Золотой Орды (1, с. 85-90).

Тип 6. Керамика с пятнистой зеленой поливой по ангобной подгрунтовке. Пятнистая окраска поливных изделий достигалась путем обрызгивания поверхности сосудов перед глазурованием красящим окислом - окисью меди (1, с.84). Встречен подобный фрагмент и на городище. Фрагмент стенки сосуда (6, оп.№136). Среди золотоордынских городищ аналогии встречены на Маджарском городище (1, с.84). Также она встречается в XIII XIV вв. на территории Средней Азии (12, с.87).

Группа 2. Керамика с прозрачной желтой поливой.

Тип 1. Керамика с желтой поливой, подсвеченная в зеленый и коричневый цвета и с гравировкой. В поливной керамике этой техники на золотоордынских городах этот тип представлен орнаментацией, характерной для Крыма и Западного Кавказа (13, с. 184; 1, с.95). На городище встречен фрагмент донца пиалообразной чаши на кольцевом поддоне, где с внутренней стороны зеленые кружочки, сделанные техникой гравировки, перемежаются резервированными полями. Длина 45мм, ширина 44мм, высота 20мм. Точно такие же фрагменты были найдены на Увекском городище (СОМК № 729/13; 1, с.95).

Группа 3. Керамика с прозрачной коричневой поливой.

Тип 1. Керамика с коричневой поливой и ангобной подгрунтовкой. На городище встречено: 1) фрагмент венчика пиалообразной чаши. Полива коричневого цвета. Толщина 6мм, длина 25мм, ширина 17мм. 2) Ручка сосуда с коричневой поливой С-образной формы. Диаметр сечения 14мм, длина 39мм. Вся подобная керамика в основном найдена на Маджарском городище (11, с.114). Встречается она и на Селитренном, Царевском и Водянском городищах (1, с.97).

Группа 4. Керамика с прозрачной бирюзовой поливой.

Тип 1. Керамика с черной росписью по ангобной подгрунтовке под бирюзовой поливой. Этот тип очень немногочислен и целиком, во всех деталях, является подражанием кашинным изделиям.

На городище встречено два фрагмента с данной техникой: 1) Фрагмент венчика пиалообразной чаши, где на бирюзовом фоне нанесены мелкие черные крестики. Толщина фрагмента 6мм, длина 34мм, ширина 25мм (6, оп. №88); 2) фрагмент венчика пиалообразной чаши, на бирюзовом фоне нанесены черно-кобальтовые линии. Толщина 6мм, длина 21мм, ширина 12мм. (6, оп. №104). Аналогии встречаются в основном на Селитренном и Увекском городищах (1, с.97).

Исследование всего комплекса золотоордынской поливной красноглиняной керамики Хаджи Тархана говорит о том, что он сложился, как и весь в основном комплекс красноглиняной поливной керамики Золотой Орды (1, с.98) под влиянием керамического ремесла средневековых государств Кавказа и Крыма (14; 15; 12; 16; 17; 18). Но позднее керамическое производство Золотой Орды (в том числе и Хаджи Тархана) создало свою школу, впитавшую традиции вышеперечисленных государств и создавшую многообразие своих традиций керамического производства.

 

Литература:

1.Булатов Н.М. Классификация красноглиняной поливной керамики золотоордынских городов // Средневековые памятники Поволжья. М.: Наука, 1976, с.73-107.

2.Булатов Н.М. Классификация кашинной поливной керамики золотоордынских городов (По материалам Царевского, Селитренного и Маджарского городищ) // СА. 1968. № 4, с.95-109.

3.Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (IX-XVII вв.) // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М. 1959. Т.4, с.261-342.

4.Якобсон А.Л. Художественная керамика Байлакана (Орен-Кала)// МИА. 1967. №67, с.269-281.

5.Мандельштам А.М. Отчет о полевых работах Первого отряда Астраханской археологической экспедиции.// Архив ИА РАН. 1966. Р.-1. Д. 3358, 43 л.; 3358/а, 36 л.

6.Плахов В.В. Текстовой отчет по раскопкам усадьбы XIV в. на городище Хаджи-Тархан Астраханской области.// Архив ИА РАН. 1984. Р.-1. Д. 11416, 80 л.; Д. 11416/а, 63 л.

7.Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII-XIV вв.) // МИА. 1950. № 17, 256 с.

8.Смирнов А.П. Волжские булгары// Труды ГИМ.-1951.-Вып.XIX.-263 с.

9.Волкова И.Г. Маджары: Из истории городов Северного Кавказа// Кавказский этнографический сборник. М. 1972. Вып.5, с. 311-325.

10.Гражданкина Н.С., Ртвеладзе Э.В. Влияние Хорезма на керамическое производство золотоордынского города Маджара // СА. 1971. № 1, с.127-139.

11.Дудко О.А. Поливная золотордынская керамика по материалам городища Маджар.// Сборник докладов на VI и VII ВАСК. М. 1963, с.103-121.

12.Агеева Е.И. Опыт классификации керамики городов и поселений среднего течения Сыр-Дарьи и Кара-Тау// КСИИМК. 1949. XXXVIII, с.54-95.

13.Банк А.В. Керамика из Дманиси и Херсонеса.// Памятники эпохи Руставели. Л. 1938, с. 181-192

14.Бойко А.Л. Спасательные раскопки в г.Азове в 1989г. // Историко-археологические исследования в г.Азове и на Нижнем Дону в 1989 г. АКМ. 1990. Вып.9, с.3-8.

15.Волков И.В. Керамика Азова XIV-XVIII вв. (Классификация и датировка). Автореф. канд. дис. М. 1992, 24 с.

16.Керамика средневекового Отрара. Алма-Ата: Изд-во «Онер», 1991, 211 с.

17.Романчук А.И., Перевозчиков В.И. Глазурованная керамика из Азова (херсоно-азакские параллели в орнаментике) // Античная древность и средние века: Византия и сопредельный мир. Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1990, с.94-136.

18.Финогенова С.И. Поливная керамика из раскопок Таманского городища // СА. 1987. № 2, с.192-211.

 

Яворская Л.В. (Волгоград)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь