Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О массовом выступлении в деревне Новая Чукалы
Буинского кантона Татарии 24 января 1930 г. Совершенно секретно. 13 января с. г. в д. Новая Чукалы Городищенской вол. Буинского кантона были произведены аресты ряда кулацко-антисоветских элементов, в том числе муллы Голямова, близкого родственника и представителя влиятельного клана д. Старая Задоровка. В момент подготовки подвод и оформления документов для отправки арестованных со всех концов деревни стали собираться группами мужчины и женщины к сельской школе, находящейся рядом с помещением сельсовета. В последнем в это время происходило собрание с повесткой дня о работе сельсовета. Спустя 10 — 15 минут все присутствующие на общем собрании вышли из помещения сельсовета и присоединились к собравшейся у школы толпе. Уговоры опергруппы и членов сельсовета разойтись по домам не дали никаких результатов. Толпа все увеличивалась и дошла до 700 — 800 чел. Из толпы раздавались выкрики: «Освободите немедленно нашего муллу. Если вы его возьмете, то мы вас не выпустим из деревни». Со стороны толпы были попытки проникнуть в помещение школы: стали ломать ее крыльцо. Для успокоения толпы оперативная группа была вынуждена освободить из-под стражи муллу, которого толпа при выходе из школы встретила криками «ура» и понесла на руках к его дому. Встретившихся на дороге двух сотрудников У[Г]РО, сопровождавших другого арестованного — бывшего муллу, толпа пыталась обезоружить, нанося при этом им побои. Проводив муллу до дома, часть толпы в количестве 150 — 200 чел. осталась у его дома, а остальные возвратились обратно к школе. Спустя несколько минут оставшаяся часть толпы у дома муллы вновь двинулась к школе, требуя немедленного освобождения всех остальных арестованных. Было при-ступлено к ломке крыльца школы, одновременно были попытки, главным образом, со стороны женщин проникнуть через окно вовнутрь школы. Из толпы слышались угрожающие выкрики и призывы взяться за вилы и дубины и расправиться с опергруппой и председателем сельсовета: «Мы вас всех здесь разорвем. Надо послать в д. Задорки за крестьянами. Выдайте нам председателя сельсовета. Муллу не дадим и в коллектив ни за что не пойдем». В результате создавшегося положения опергруппа, осажденная толпой около 3—4 час, вынуждена была выехать из д. Новая Чукалы. В момент отъезда последних провожавшая их толпа в количестве 600 — 700 чел. продолжала угрожать им палками, выкрикивая: «Больше сюда не приезжайте, иначе мы вас убьем». После отъезда опергруппы женщины толпами ходили с фонарями по улицам, главным образом, по той улице, где проживает мулла, а из мужчин были выставлены дозоры и караулы. 14 января в д. Старой Чукалы, находящейся в 8 верстах от д. Новой Чукалы, имели место сборища мужчин и женщин, обсуждавших события в д. Новая Чукалы. На этих сборищах отмечались призывы организоваться всем деревням. Следует отметить, что в Буинском кантоне в начале хлебозаготовок отмечалось усиление деятельности кулацко-антисоветских элементов. В ноябре и декабре мес. прошлого года имел место ряд терактов и поджогов. В некоторых селениях отдельных волостей Буинского кантона регистрировались случаи противодействия колхозстроительству, сопровождающиеся срывами собраний и терроризированием местных совпартработников и сельактивистов (см. № 379289 от 13 января 1930 г.). По делу арестовано 20 чел. инициаторов и активных участников выступления. Помощник начальника ИНФО ОГПУ Запорожец Начальник 7 отделения Агаянц ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 653. Л. 12-13. Подлинник. № 58 Директива ОГПУ о принятии мер По организованному раскулачиванию и выселению кулаков 25 января 1930 г. ПП ОГПУ: УССР, СКК, ЦЧО, НВК, СВК, БВО, Урала и Сибири Поступают сведения с ряда мест о начавшихся стихийных выселениях кулаков и изъятиях их имущества. 1. Примите меры, поставив вопрос в партийных организациях, организо 2. [Из] числа кулаков, подлежащих выселению, махровый антисоветский 3. Обязательно строго проверять, чтобы [в] число выселяемых кулацких 4. Ускорьте присылку плана выселения со всеми расчетами и картой. Мессинг Евдокимов ГАРФ. Ф. Р-9414. Оп. 1. Д. 1944. Л. 16. Копия. ! * См. док. № 51 и 52. №59 Письмо крестьянина Е.Д.Борозенца в редакцию -«Крестьянской газеты» о перегибах в ходе коллективизации в Славгородском округе Сибирского края1* 27 января 1930 г. Прошу поместить мое письмо на страницах вашей газеты и сообщить ЦИК. Долой гнет и насилие, так сказал наш вождь революции, но между тем слова нашего дорогого вождя т. Ленина Владимира Ильича топчут и уже потоптали под ногами и это не секрет для всего трудового народа потому, что гнет и насилие приняли за самый верный способ для угнетения крестьян. А именно что: это то, что в настоящее время проводится под тяжким гнетом насилия всеобщая коллективизация нашего округа. Наблюдаю всю эту картину и не могу понять, отчего это происходит, впрочем помню слова Милюкова, бывшего раньше в Государственной Думе, каковой сказал так: не бойтесь, господа, революцию подавит костлявая рука голода57, мне думается, что это к тому и идет, или же наша центральная власть совершенно не знает, что делается здесь, в нашей Сибири, в Славгородском окр. Уважаемый редактор, чтобы Вы не подумали, что я кулак или какой-либо противник Советской власти, то я перво опишу — кто я такой: я крестьянин, в настоящее время бедняк, имею свою избу, лошадь и корову. Производил посев в 1929 г. 6 десятин, семейное положение 5 душ, до империалистической войны с детства жил в батраках и после того, но в 1919 г. пошел партизаном против Колчака на своей лошади и прослужил год, сначала партизанил, а потом влился в регулярные войска и только по болезни своей уволился со службы в 1920 году, 27 августа. Все эти годы жил крайне нищенски и любил свою власть Советов. Но в настоящее время разочаровался и власть мне стает2* постылая, а именно чем — ввиду насилия коллективизации я было хотел вступить членом в коммуну «Юный строитель», которая граничит с нами, но жена и дети заявили, что я должен с ними расстаться навсегда. Тогда я задумался, что делать: или расставаться с женой и детьми и идти в коммуну или брать пику, ту, что с ней я партизанил, и идти добывать себе хлеба, потому что семейство кормить я не могу своим скудным хозяйством, да и заработать негде, всех тех хозяев, где можно было заработать, некоторых признали за кулаков и продали, а самих посадили в тюрьму, все остальные, у кого есть деньги на билет, уезжают кто куда попало, а у меня всего средств на 70 руб., то есть на мое семейство 15 руб. на душу, на эти средства далеко не уедешь, поэтому я решил спросить редакцию нашей «Крестьянской газеты» дать мне немедленно ответ — кто правит в настоящее время нашим государством, я со своей стороны думаю, что под флагом Советской власти управляют все бывшие капиталисты, то есть волки в овечьей шкуре, так говорят у нас умные люди и бегут от них, все бывшие партизаны куют пики и идут в леса, а я решил спросить совета у редактора, чтобы дал мне совет: или идти в коммуну и гнуть там век привычную спину, да боюсь, что со временем там применят панскую нагайку и будут пороть ею нас, или лучше умереть сразу, или взять пику и ехать искать правды и хлеба. Гражданин пос. Успенка Чернокурьинского района Славгородского окр. Сибирского края — Борозенец Е.Д. Жду ответа. ГАНО. Ф. 1027. Оп. 8. Д. 7. Л. 148. Заверенная копия. 1Ф Письмо является приложением № 2 к оперсводке № 66 учетно-осведоми-тельного отдела ПП ОГПУ по Сибирскому краю. 2* Так в тексте. №60 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы