Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ



§ 1. Динамика СМИ:

определение и содержание понятия

Одним из важнейших признаков современной эпохи является постоянное совершенствование способов массового распространения информации. Наряду с традиционными средствами массовой инфор­мации — прессой, радио и телевидением — возникают и развивают­ся новые: кабельное и спутниковое телевидение, цифровые (digital) медиа технологии, компьютерные системы, образующие новое ин­формационное киберпространство Интернет. Все это вместе со зна­чительными изменениями в направлении и регулировании информа­ционных потоков, вызванными социально-экономическими рефор­мами в России и Восточной Европе в 80-90-х годах XX века, оказы­вает существенное влияние на мировой информационный процесс. Так, с помощью спутникового телевидения жители России и Восточ­ной Европы получили доступ к ведущим западным телеканалам, ориентированным на широкую международную аудиторию, таким, как CNN (Cable News Network), ВВС World, Euronews, Eurosport, MTV, Discovery Channel, Cartoon Network и т.д. Многочисленные пользователи персональных компьютеров, количество которых неук­лонно растет, имеют доступ ко всемирной компьютерной сети Inter­net — world wide web. Популярные российские издания, например, такие, как " Аргументы и Факты", " Известия", " Московский комсомо­лец" распространяются в Лондоне и Нью-Йорке, а известные запад­ные газеты типа " The Financial Times", " The Wall Street Journal" и " The International Herald Tribune" можно приобрести в Москве. На российском медиа рынке появилась продукция совместной деятель­ности медиа корпораций — глянцевые журналы, представляющие собой русскоязычный вариант популярных западных изданий типа " Vogue", " Cosmopolitan", " Men's Health", " Good Housekeeping" и т.п.

Таким образом можно констатировать, что произошел своего рода передел мирового информационного пространства, в результате которого границы информационной карты мира оказались практиче­ски прозрачными.


Какое же содержание вкладывается в привычное словосоче­тание " средства массовой информации" и его английский экви­валент " mass media" сегодня? В силу динамичности самого явления термин " средства массовой информации" (СМИ) является как бы открытым в том смысле, что его традиционные границы, включаю­щие такие основные средства массовой информации, как печать, радио и телевидение, отрыты и для других вновь нарождающихся медиа форм. Подобный подход в масс медиа позволяет определить их как в узком, так и в широком смыслах по аналогии с определени­ем такого важнейшего для гуманитарной науки понятия как, напри­мер, культура, что дает возможность расширить границы понятия без ущерба для его содержания. Определение масс медиа в узком смыс­ле включает в себя основные средства массовой информации — пе­чать, радио, телевидение, что находит свое отражение в целом ряде академических исследований7. Определение СМИ в широком смысле позволяет значительно раздвинуть границы понятия, включив в него ' такие формы массового распространения информации, как кино, Книгоиздание, звуко и видеозапись, реклама, а также новые компью­терные технологии в виде глобальной сети Интернет. Так к совре­менным средствам массовой информации коммуникативисты отно­сят " прессу (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, кинемато­граф, звукозапись и видеозапись, видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средст­вам присущи объединяющие их качества — обращенность к массо­вой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный ха­рактер производства и распространения информации" 8.

При определении масс медиа следует также помнить, что данное понятие тесно связано с общей концепцией массовой коммуникации, о чем, в частности, свидетельствует тот факт, что в англоязычных и русских толковых словарях статьи о средствах массовой информации или mass media обязательно содержат ссылку на массовую коммуни­кацию (mass communication). Вместе с тем близость этих понятий вовсе не предполагает их синонимичного употребления, и если СМИ (mass media) понимаются как совокупность технических средств,

7 См., например, определение данных понятий в книгах: Dominick J. The Dynamics of Mass Communication. NY, 1993; Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., МГУ, 1999.

' Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999, с.116.


общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации, то массовая коммуникация представляет собой сам процесс распро­странения этой информации. Это подчеркивается и в определениях массовой коммуникации, содержащихся в различных учебниках и словарях. Так, например, " Энциклопедический словарь" определяет массовую коммуникацию как

" систематическое распространение информации через СМИ (печать, радио, телевидение, кино, звуко/видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного обще­ства и оказания идеологического, политического, экономи­ческого или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей" 9.

Определение массовой коммуникации как процесса содержится и в толковом словаре терминов и концепций " Зарубежная коммуникати-вистика":

" В большинстве работ коммуникативистов массовая ком­муникация трактуется как процесс не только связи, но и передачи информации группе людей одновременно с по­мощью специальных средств масс медиа. Выделяются пять основных особенностей этого процесса: 1) массовость ау­дитории; 2) ее гетерогенность; 3) использование высоко­скоростных и репродукционных средств связи и инфор­мации; 4) быстрое распространение сообщений; 5) относи­тельно небольшая потребительская стоимость получаемой информации" 10.

Английский толковый словарь основных понятий коммуникати-вистики и культурологии " Key Concepts in Communication and Cul­tural Studies" дает следующее определение массовой коммуникации:

" Mass communication is the practice and product of providing information and leisure entertainment to an unknown audience by means of corporately financed, industrially produced, state-

9 Советский энциклопедический словарь. M., 1990, с.780.

10 Землянова Л.М. указ.соч., с.118.


regulated, high technology, privately consumed commodities in the modern print, screen, audio and broadcast media" 11.

Сущность массовой коммуникации как процесса подчеркивается ив рабочем определении из широко используемого в американских университетах учебника " The Dynamics of Mass Communication":

" Mass communication refers to the process by which a complex organization with the aid of one or more machines produces and transmits public messages that are directed at large, hetero­geneous and scattered audiences" 12.

Несмотря на некоторые различия в расстановке акцентов в вы­шеприведенных определениях, очевидно, что их общим, объеди­няющим признаком является понимание массовой коммуникации именно как процесса систематического распространения корпо­ративно произведенной информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью СМИ.

Следующим важным моментом, который необходимо учитывать при изучении средств массовой информации, является их обществен­ная природа. Невозможно понять сущность и объяснить особенности функционирования масс медиа без учета того, что это в высшей сте­пени идеологизированный организм в том смысле, что его развитие тесно связано с развитием и изменением данного конкретного обще­ства. Средства массовой информации моментально фиксируют стре­мительно меняющуюся картину окружающего мира подобно гигант­скому зеркалу, которое отражает все вокруг, и отражение это меняет­ся в зависимости от освещения. Хотя, возможно, правильнее было бы сравнить механизм медиа отражения реальной жизни не с зеркалом, которое в конечном счете мало влияет на существо изображения, а с богатой техникой живописи, когда изображение предметов действи­тельности целиком зависит как от индивидуальной манеры художни­ка, его мироощущения, так и от особенностей того художественного направления, в котором данный художник работает. Позиция, осве­щение, точка зрения, способ интерпретации — все это определяет то, каким представляется мир в средствах массовой информации, при этом диапазон медиа версий одного и того же события или явления

11 Key concepts in Communication and Cultural Studies. Ed. By Tim O'Sullivan. London,
1994, p. 172.

12 Domenick J. The Dynamics of Mass Communication. NY, 1993, p.18.


необычайно велик. Стоит, например, сравнить идеологическое звуча­ние двух следующих фрагментов, в первом из которых легко угады­вается идеологическая интонация советского периода, резко контра­стирующая с тональностью второго текста, в котором постперестро­ечная Москва представлена глазами западного корреспондента:

1) " At the dawn of Soviet power Lenin spoke of the wide vis­
tas that open for the young with the building of the new society.
Today our young people are enthusiastically making use of
these opportunities. On the other hand, the capitalist world,
whose moral values do not include concepts such as love of
one's fellowmen and humanness, offers its young people a mi­
rage of " equal opportunities. Countless young dreamers who
have launched out on life with a compass that reacts not to a
magnet but to gold have come to grief on the reefs of these illu­
sory opportunities" 13.

2) " What strikes the eye in Moscow these days isn't the
crumbling walls and impoverished babushkas. While living
standards for most Russians remain abysmal, the explosion of
commercial activity, both legal and otherwise, has created a
new social class: the filthy rich. Some 80 per cent of Russia's
money is concentrated in Moscow, and the new wealth is divid­
ing the city into a world of haves and have-nots. The result is a
pervasive sense of unfairness, and a rising tide of resent­
ment" 14.

Несмотря на отсутствие конкретных синхронизирующих дета­лей, можно с достаточной степенью точности соотнести данные тек­сты с определенным историческим периодом в развитии общества, с определенной идеологической позицией и соответственно медиа источником. С изменением общественных и идеологических струк­тур неизбежно меняются способы отражения и интерпретации. Чем больше социо-культурных и идеологических изменений в обществе, тем активнее динамика СМИ, понимаемая как совокупность ко­личественных и качественных изменений в масс медиа за опре­деленный отрезок времени.

13 New Time - англоязычная версия журнала " Новое время", 1985, №4, с.5.

14 Журнал " Time", 1990, №3, с. 7.


§ 2. Роль и функции СМИ

в условиях информационного общества

Сложность, многообразие и динамичность массовой коммуни­кации вообще и средств массовой информации, в частности, как предмета изучения потребовали объединения усилий представителей самых различных дисциплин: социологии, политологии, культуроло­гии, социальной психологии, лингвистики. Именно междисципли­нарный подход позволил добиться значительных успехов в исследо­вании проблем масс медиа. За последние два десятилетия во многих университетах Западной Европы и США открыты отделения комму­никации и СМИ, которые готовят специалистов, как теоретиков так и практиков, для работы в области масс медиа. Подобные отделения и институты наряду с уже существующими факультетами журналис­тики создаются и в России, например Гуманитарный институт теле­видения и радиовещания (ГИГР).

Заметную роль в организации систематического и целенаправ­ленного изучения СМИ играют международные научно-исследо­вательские центры, такие как Европейский институт масс медиа (European Institute for the Media)15, основанный в 1992 г. в Дюссель­дорфе под эгидой Совета Европы.

В последние годы среди зарубежных социологов большое рас­пространение получили " информационные" теории развития общест­ва, рассматривающие рост средств массовой информации и дальней­шее совершенствование массовой коммуникации в качестве основ­ных факторов, определяющих будущие очертания мирового сообще­ства1. Один из наиболее известных зарубежных исследователей мас­совой коммуникации М. Макклюэн еще в 60-е гг. писал о превраще­нии мирового сообщества в результате глобализации СМИ в " global village" — единое информационное пространство без границ17.

Современное общество прекрасно осознает, какую огромную роль играют средства массовой информации в его жизни. Формиро­вание общественного мнения, создание определенного идеологиче­ского фона, пропаганда той или иной системы ценностей, движение языковой нормы, состояние национальнрй культуры — все это тесно

15 См. Интернет страницу: http//www.eim.de.

16 См., в частности, работу: Мелюхин М.С. Информационное общество: истоки, про­
блемы, тенденции развития. М., 1999.

17 McLuhan M. Understanding Media. Extensions of Man. London, 1994, p. 134.


связано с деятельностью масс медиа. Средства массовой информации не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события. Большинство современных ученых, как российских так и зарубежных, считают, что СМИ прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме влияют на все социально-политические процессы в обществе. Именно поэтому они получили название " четвертой власти" (" the fourth estate" ), которая по силе своего воздействия на механизм общественного развития не уступает первым трем. Известный британский специалист по изуче­нию СМИ Дж. Карран отмечает, что влияние СМИ на институты власти и политические процессы огромно: " The influence of the media has been immense: on institutions, the conduct of affairs, and the way in which people think and act politically. The mass media and mass politics have inspired, reflected, and shaped each other more than has commonly been realised..." 18.

Однако механизм взаимоотношений средств массовой инфор­мации и общественно-политических структур далеко не однозначен, и целенаправленное воздействие с одной стороны вовсе не гаранти­рует получение желаемого результата с другой. Примером такого упрощенного взгляда на природу взаимоотношений масс медиа и политической власти могут служить достаточно распространенные в последнее время высказывания о том, что в дестабилизации обста­новки в " горячих точках" следует винить средства массовой инфор­мации и журналистов, которые " неправильно и необъективно" с точ­ки зрения властей освещают события, тем самым провоцируя эска­лацию конфликта. В результате этого представителям СМИ иногда приходится сталкиваться с запретительными мерами органов власти, направленными на ограничение допуска журналистов к источникам информации и местам событий, что в еще большей степени подогре­вает интерес к происходящему. Это особенно характерно для тех стран, где правовое регулирование взаимоотношений СМИ и власт­ных структур не имеет достаточной юридической базы.

Следует также учитывать, что взаимоотношения СМИ и обще­ства динамичны. Количественные и особенно качественные изме­нения, произошедшие в способах распространения информации за последние десятилетия, привели не только к усилению влияния средств массовой информации на все стороны общественно-полити-

18 Curren J., Seaton J. Power without Responsibility. The Press and Broadcasting in Britain. London, 1990, p.27.


ческой жизни, но и к дальнейшему их обособлению как самостоя­тельного организма, занимающего все больше и больше обществен­ного пространства и развивающегося по своим собственным законам, изучение которых и является задачей специалистов.

Одним из обязательных условий успешного изучения СМИ яв­ляется понимание тех функций, которые они выполняют. Начало исследований функционального аспекта масс медиа связано с именем известного американского политолога Харольда Ласвелла, который в конце 50-х годов определил главные функции средств массовой ин­формации для общества как " surveillance of the environment, correla­tion of the parts of society and transmission of social heritage" 19. Сегодня практически в любом научном издании о проблемах СМИ и массовой коммуникации можно найти раздел, посвященный их описанию с точки зрения функционального подхода. Например, автор широко используемого в университетах США учебника " The Dynamics of Mass Communication" Джозеф Доминик отмечает следующие функ­ции: informative (surveillance), interpretation (ideology), entertainment, education, advertising, social linkage. Аналогичным образом представлены функции СМИ в книге Джона Меррилла " Modern Mass Media": " information, entertainment, persuasion, serve the economic sys­tem and transmission of culture" 20.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что несмот­ря на некоторые терминологические расхождения, впрочем, совер­шенно неизбежные при становлении новой области знания, большин­ство исследователей выделяют следующие основные функции СМИ: 1) информативную; 2) развлекательную; 3) обра­зовательную; 4) рекламную; 5) идеологическую.

Информативная функция тесно связана с одной из главных задач массовой коммуникации — информировать о происходящих событиях. Наилучшим способом она представлена в программах новостей на радио и телевидении, а также новостными материалами в прессе.

Развлекательная функция, которую многие зарубежные ис­следователи ставят на первое место, ассоциируется прежде всего с многочисленными музыкальными программами и материалами раз­влекательного характера.

" Laswell H. The structure and function of communication in society. NY, 1948. 20 Merrill J. Modern Mass Media. NY, 1994, p.53-60.


Примером образовательной функции могут служить программы и материалы, главной задачей которых является распространение зна­ний и повышение образовательного уровня аудитории. На телевидении, например, существуют специальные образовательные программы и даже каналы, такие как " Discovery Channel" или " Open University".

Рекламная функция связана с воздействием на массовую ауди­торию с целью убеждения в необходимости приобрести те или иные товары или воспользоваться определенными услугами. Именно по­этому в англоязычных исследованиях эта функция часто называется " persuasive function" — функция убеждения (от англ. глагола to per­suade — убеждать, уговаривать).

Идеологическую функцию не без основания считают одной из важнейших функций СМИ. Понимая идеологию как базовую когни­тивную структуру, мировоззрение как систему культурных ценно­стей, политических взглядов и общественных отношений, можно считать, что СМИ глубоко идеологичны в силу своей общественной природы.

Как уже было сказано, СМИ не только отражают события окру­жающей действительности, но, и это чрезвычайно важно, интерпре­тируют их в свете той или иной идеологии, представляя массовой аудитории видение происходящего сквозь призму определенной системы культурных ценностей и политических ориентиров. Некото­рые зарубежные исследователи называют это свойство СМИ " inter­pretation function", подчеркивая таким образом значение именно ин­терпретации информации, отбора и освещения фактов с тех или иных идеологических позиций. " Факты не более, чем фон, главное — ком­ментарий", — пишет известный итальянский журналист Дж. Кьеза21. Необходимо также учитывать, что интерпретация предполагает оценку, которая может быть выражена самыми разными способами: от отбора фактического материала до использования определенных лингвостилистических средств в сочетании с визуальным и звуковым фоном — все это имеет огромное значение с точки зрения реализа­ции идеологической функции.

При изучении функционального аспекта СМИ следует также помнить, что все медиа функции тесно связаны между собой и при­сутствуют в том или ином сочетании практически в любом конечном продукте массовой коммуникации, будь то журнал, газета, телепро­грамма или радиопередача.

21 Хъеза Дж. Со стороны виднее // Новая газета. №11. 1997.


§ 3. Становление понятия " язык массовой информации"

Бурный рост средств массовой информации помимо прочих по­следствий привел к значительному увеличению общего объема рече-употребления в сфере массовой коммуникации. В настоящее время количество текстов, ежедневно производимых и передаваемых СМИ, во много раз превосходит аналогичный текстовый массив десятилет­ней давности и продолжает расти. Об этом, в частности, можно су­дить по количественным показателям: растет число телевизионных каналов (в США оно достигает семидесяти пяти, включая кабельное телевидение), происходит их дальнейшая специализация — есть ка­налы преимущественно новостные (например, CNN — Cable News Network), развлекательные (MTV), спортивные (Eurosport), образова­тельные (Discovery Channel), музыкальные и т.п. Возникают новые радиостанции, появляются новые газеты и журналы, рассчитанные как на широкую аудиторию, так и на удовлетворение интересов са­мых различных возрастных, профессиональных и социальных групп. При этом общий объем медиа текстов на английском языке в силу целого ряда причин экономического, политического и социокультур­ного характера заметно превышает объем текстов массовой инфор­мации на других языках мира. Мгновенная реакция на события в любой точке земного шара, их объективное освещение помогли аме­риканскому каналу всемирных новостей (CNN) завоевать популяр­ность у телезрителей всего мира. Этот канал вещает на английском языке. ВВС World пользуется репутацией одного из самых объек­тивных новостных каналов, поэтому его смотрят и в Западной Евро­пе, и в США, и в других странах мира. С начала 90-х гг. в связи со значительными социально-экономическими изменениями англоя­зычные СМ И получают все большее распространение и в России. В середине 90-х гг. зарубежными журналистами, работающими в Мо­скве, была создана компания " Independent Media", которая выпускает популярные издания " The Moscow Times", " The Moscow Tribune", " The St. Petersburg Times", " Capital", а также курирует выпуск рус­скоязычных аналогов известных журналов: " Cosmopolitan", " Good Housekeeping" и др. Все это свидетельствует о дальнейшей интегра­ции международных информационных систем и отражается на про­текании языковых процессов, качественной стороне речеупотребле-ния, движении языковой нормы, а также на взаимодействии и взаи­мовлиянии культур.


Именно поэтому проблемы функционирования языка в области массовой коммуникации уже давно привлекают внимание россий­ских и зарубежных ученых. Вопросы использования языка в масс медиа рассматриваются в рамках самых различных школ и направле­ний: с точки зрения социолингвистики, функциональной стилистики, дискурсивного анализа, контент-анализа, когнитивной лингвистики. Ученые единодушны в том, что влияние СМИ на современное рече-употребление, на скорость и регуляцию языковых процессов огромно и требует тщательного и систематического изучения. Так, академик Г. В. Степанов пишет: " Главная особенность использования языка в современном мире — массовый характер коммуникации, то есть небывалое расширение числа общающихся людей и усложнение форм общения, причем не только внутри одноязычного коллектива, но и между носителями разных языков в пределах много­национальной страны и в мировом масштабе. Использование средств массовой информации, не изменяя общей стратегии речевого акта (сообщить что-то или убедить в чем-то), значительно усложняет за­дачу " говорящего", ведь " адресат" у него теперь не один человек, а миллионы читателей, зрителей, слушателей. Чем больше людей во­влекаются в акт коммуникации, тем более универсальной, общей должна быть форма сообщения" 22.

Важным представляется также то, что тексты массовой инфор­мации все чаще используются в качестве материала для описания современного состояния языка, так как в них быстрее, чем где бы то ни было, находят отражение и фиксируются многочисленные изме­нения языковой действительности, все те процессы, которые оказы­ваются характерными для современного речеупотребления. Действи­тельно, если тексты художественной литературы — это своего рода " высокое искусство", живописный способ отражения действительно­сти, то тексты массовой информации, мгновенно запечатлевающие любое событие, любое движение жизни, — это способ скорее фото­графический.

Постепенно очерчивается круг вопросов, которые вызывают наибольший интерес со стороны исследователей, как-то: какое влия­ние оказывает массовая коммуникация на соотношение устной и письменной форм речи, как массовый характер сообщения сказыва­ется на изменении языковой нормы, что представляет собой язык массовой информации с точки зрения функционально-стилевой диф-

2 Степанов Г.В. Стихия языка в стихии споров // Литературная газета. № 26.1984.


ференциации, каковы критерии внутренней классификации медиа текстов. Среди этих вопросов наиболее острую полемику вызывает вопрос об определение стилевого статуса языка массовой коммуни­кации, а также проблемы функционально-стилевой дифференциации языка отдельных СМИ: прессы, радио, телевидения. Так, известный специалист в области функциональной стилистики Д.Н. Шмелев пишет: " Отдельные языковые явления в области современного сло­воупотребления, фразеологии, синтаксиса, представленные газетным материалом, изучены в настоящее время достаточно хорошо. Однако на вопрос о том, какое место принадлежит газетному языку среди других функциональных разновидностей языка, трудно дать вполне бесспорный ответ. Здесь возможны различные точки зрения" 23. Дей­ствительно, точки зрения различны, и диапазон мнений достаточно широк: от скептического отношения к любым попыткам представить такой бесконечно разнородный в стилистическом отношении мате­риал, как язык массовой информации в виде целостного явления, до обсуждения вопроса о формировании нового функционального стиля — стиля массовой коммуникации и понимания языка массовой ком­муникации как особого типа функционально-стилевых единств.

Наряду с рассмотрением общетеоретических вопросов, связан­ных с функционированием языка в сфере массовой коммуникации, растет количество специальных исследований, посвященных анализу текстов различных СМИ: газет, радио, телевидения.

В начале 90-х гг. появляются исследования, в которых язык мас­совой коммуникации все чаще описывается как отдельное самостоя­тельное явление и изучается с точки зрения комплексного системно­го подхода. Так, работа СИ. Тресковой " Социолингвистические про­блемы массовой коммуникации" посвящена исследованию языка и массовой коммуникации в их соотношении с социальной средой. Анализ текстов периодической печати, радио и телевидения (на рус­ском языке) позволяет автору охарактеризовать язык массовой коммуникации как универсальный по тематике, синкретический по соотношению элементов устной и письменной речи, и поли­функциональный по стилистике24.

23 Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1997. С. 66.

24 Трескова СИ. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989,
с.178.


Б.В. Кривенко в книге " Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект" 25 анализирует функционирование лек­сических единиц в каналах массовой коммуникации, опираясь на теорию семиотики, информатики и лингвостатистики. Автор рас­сматривает вопросы иерархии функциональных стилей, типологии речи, структуры публицистических жанров на основе комплексного системного анализа газетной, радио-, кино- и телевизионной речи.

Особый интерес представляет работа В.Г. Костомарова " Язы­ковой вкус эпохи" 6, в которой проблемы функционирования русско­го языка в СМИ описываются в самых различных аспектах с учетом как собственно языковых, так и экстралингвистических факторов, а также в свете взаимодействия языков и культур.

Все это способствует дальнейшему закреплению в коллектив­ном научном сознании понятия " язык массовой коммуникации". Сло­восочетания " язык газеты", " язык радио", " язык средств массовой информации", несмотря на определенные расхождения терминологи­ческого и общетеоретического характера, все прочнее входят в науч­но-лингвистический обиход, при этом " язык массовой коммуника­ции" все более понимается не только как совокупность текстов, функционирующих в сфере массовой коммуникации, а как отдельная область речеупотребления, характеризующаяся вполне определен­ными признаками и особенностями на всех языковых уровнях.

25 См.: Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. Воронеж, 1993.

16 См.: Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Анализ речевой практики: масс-медиа. М., 1993.


Глава II.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь