Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В. Латентный период, предваряющий рисование.



Латентный пе­риод у «аномальных» испытуемых, как правило, более продол­жителен, чем у «нормальных».

Можно утверждать, что только «аномальные» испытуемые нуж­даются в некоторой паузе, чтобы настроиться на выполнение задания, перед тем как начать рисовать. Если испытуемый не приступает к рисунку в течение 30 секунд после получения ин­струкции, исследователь должен расценить задержку как патоформную. Любая подобная задержка — веское доказательство наличия конфликта, и исследователь должен попытаться обна­ружить его причину в процессе пострисуночного опроса.

Г. Пауза в процессе рисования

— это явный перерыв, превыша­ющий несколько секунд, при условии, что испытуемый вооб­ще приступил к выполнению задания. Паузу более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфлик­та, при отсутствии оснований для утверждения обратного. Ключ к пониманию причины конфликта обычно дает та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения, которой испытуемый делает паузу.

Д. Пауза в комментариях.

Продолжительность паузы, сделан­ной испытуемым во время непосредственного или пострисуночного комментария, который он внезапно прерывает, долж­на быть записана. В таких случаях обязательной процедурой является дополнительный опрос.

Е. Согласованность.

Предполагается, что время, затраченное на тот или другой рисунок, должно быть примерно одинаково. Хо­тя также необходимо учесть, что обычно на адекватное изобра­жение дома и человека затрачивается больше времени, чем на рисунок дерева. Большое количество времени, затраченное на тот или иной рисунок, может свидетельствовать о наличии у ис­пытуемого сильного чувства (положительного или отрицатель­ного) по отношению к изображаемому объекту в целом или к его конкретному фрагменту либо к той идее, которая символи­чески выражена рисунком или его фрагментом. Если испытуе­мый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение испытуемым самого задания и (или) изображенного объекта, идеи или ситуации, символически представленной в рисунке.

КАЧЕСТВО ЛИНИЙ

А. Моторный контроль.

Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений при рисовании, прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть четко прорисованы, а процесс их рисования — контро­лируемым. Несоответствие уровня моторного контроля этим требованиям предполагает недостаточную функциональную приспособленность личности или нарушение в центральной нервной системе, при этом степень отклонения от нормы за­висит от значительности органического или функционально­го нарушения.

Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, поэтому иссле­дователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом за­нятий, является симптомом нервной болезни — такой, как ранний атеросклероз.

Б. Нажим.

Жирные линии в рисунке испытуемого, не имею­щего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: 1) если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сде­лать вывод о наличии напряженности неопределенного харак­тера; 2) если такие линии использованы в изображении опре­деленных деталей рисунка, это может означать: а) фиксацию на этой детали — и (или) б) враждебность, подавленную или открытую, по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует; 3) если контур дома, дерева или челове­ка нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс; 4) если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дере­ва, это, вероятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности полу­чить удовлетворение в фантазии; 5) очень жирная линия зем­ли обычно интерпретируется как отражение чувства тревож­ности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни; 6) жирные линии контура крыши дома означают (если рассмат­ривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувст­вом тревоги.

Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми лини­ями, то это интерпретируется как показатель генерализован­ного чувства неполноценности, сопровождаемого нереши­тельностью и боязнью поражения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчи­вая рисунком человека, можно предположить наличие генера­лизованной тревоги и (или) депрессии. Если слабые линии ис­пользованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символически представляет (ют).

В. Тип линии.

Исследователь должен определить следующие характеристики линий, использованных испытуемым в рисун­ке: 1) линии прерывистые или непрерывные; 2) линии всегда (или почти всегда) твердые и прямые — или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые.

Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратно­сти и скрупулезности, в худшем (особенно если линия нарисо­вана очень медленно) — это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ри­гидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия — здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о не­приятии условностей и (или) ограничений.

Г. Согласованность.

Изображение дома, как правило, требует прямых линий. Человека в целом преимущественно рисуют с помощью кривых линий. Для рисунка дерева обычно необхо­димо сочетание линий обоих типов. Отклонения от обычно используемого типа линий и качества их нажима в данном ри­сунке, очевидно, являются патоформными; кроме того, необ­ходимо регистрировать колебания типа и нажима линий внут­ри контура данного рисунка.

САМОКРИТИЧНОСТЬ

Самокритичностью считается: а) критическая позиция испы­туемого и б) его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным.

Способность к объективной оценке, критике и умение поль­зоваться такой критикой — одни из тех интеллектуальных функций, которые в первую очередь страдают от чрезмерной эмоциональности и (или) процессов, связанных с органичес­ким поражением мозга. Из этого следует, что полезно анали­зировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие корректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны. Считается (и критический опыт, по-видимому, оправдывает это шредположение), что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками. Полное отсутствие попыток испытуемого со средним или бо­лее высоким интеллектуальным уровнем внести изменения в рисунок не очень высокого качества фактически является патоформным случаем.

ОТНОШЕНИЕ К ЗАДАНИЮ

Предполагается, что отношение испытуемого к «ДДЧ» в целом будет указывать на степень его готовности принять новое и, возможно, более трудное задание, что его отношение к отдель­ным рисункам зависит от ассоциаций, вызванных тем или иным рисунком или отдельным его фрагментом.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии — имена людей, названия улиц, деревьев и т. п. или числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули, понятные лишь для самого испыту­емого, — имеют по меньшей мере патоформный характер, что подтверждалось до сих пор почти в каждом случае. По-види­мому, они выражают: 1) общую навязчивую потребность в максимальном контроле ситуации (признак базовой незащи­щенности) или 2) конкретную навязчивую потребность ком­пенсировать овладевшую им идею или чувство, которые были активизированы чем-то в рисунке или в пострисуночной ситу­ации. Комментарии могут быть спонтанными (самопроиз­вольными) или спровоцированными исследователем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь