Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Интерпретация формальных признаков



Расположение рисунка

Рисунок на листе бумаги может располагаться в центре, вверху, внизу, слева, справа, может не поместиться и «выходить» за край листа. Левая сто­рона пространства листа является в большей степени проявлением бессо­знательного и символизирует связи с прошлым, с самим собой и с матерью. Правая сторона более тесно связана с сознанием и символизирует связи с будущим, другими людьми и отцом. Низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, кол­лективными символами, а верх — с ин­теллектуальной и духовной сферой, развитием и контактом с окружающей средой.

Рисунок в центре листа

Это самое распространенное рас­положение рисунка, его принято счи­тать наиболее соответствующим адек­ватному восприятию мира и себя (если нет признаков, противоречащих тако­му прочтению, например, крайне маленький или очень большой размер, качество изображения и др.).

Рисунок смещен от центра

Рисунок смещен по горизонтали.

Смещение в левую сторону:

• связь с самим собой;

• связь с прошлым;

• инфантильная фиксация, проявле­ние бессознательного;

• зависимость от матери или пробле­мы в отношениях с матерью;

• интроверсия;

• преобладание эмоций, импульсив­ность.

Смещение в правую сторону:

• связи с другими людьми;

• обращенность в будущее;

• значимость отношений с отцом;

• экстраверсия;

• поиск удовлетворения в интеллек­туальной сфере;

• контролируемое, сознательное по­ведение, авторитаризм.

Рисунок смещен по вертикальной оси

Смещение вверг.

• завышенный уровень притязаний;

• высокая самооценка;

• неадекватная, завышенная само­оценка как проявление гиперком­пенсации;

• высокий уровень активности;

• стремление к самоутверждению;

• высокий уровень уверенности в себе;

• отчужденность и недоступность;

• стремление к цели, часто недости­жимой;

• нереалистичность, иллюзорность желаний;

• стремление уйти от реальности в мир фантазии.

Смещение вниз:

• сниженное настроение;

• низкий уровень активности;

• заниженная самооценка;

• чувство незащищенности и неадек­ватности;

• склонность к депрессии;

• прагматичность;

• ориентация на материальные цен­ности;

• реалистичное отношение к жизни. Рисунок не поместился на листе бумаги:

• нарушение планирующей функ­ции;

• низкий самоконтроль;

• импульсивность;

• чувство ограничения, давления со стороны окружения;

• ощущение невозможности реализо­вать себя;

• нарушение пространственного ана­лиза и синтеза;

• дезорганизация психики (различ­ного происхождения).

Комментарий. В случае органичес­ких нарушений мозга у обследуемого человека расположение образов в про­странстве листа не может интерпрети­роваться на основе каталогов. Так, одно из таких нарушений — оптико-про­странственная агнозия. Она проявля­ется в потере ориентации в простран­ственных признаках объектов и окру­жающей среды в целом.

Например, при нарушении лево-правой ориентировки, ориентировки в сторонах света, человек не может найти выход из своей квартиры и т. д. При грубых нарушениях наблюдается поте­ря ориентации даже в верхне-нижних координатах.

При оптико-пространственной аг­нозии целостный рисунок невозможен, однако при менее выраженных оптико-пространственных нарушениях паци­ентам сложно передать пространствен­ные признаки объектов. На рисунках лиц пациент не может расположить их фрагменты, не может распознать позу, не распознает буквы, имеющие сходное написание. Такие нарушения связаны с поражением верхне-теменно-затылочной области. Н. Н. Николаенко изу­чал возможность смещения рисунка, который в норме располагается посере­дине, влево — при угнетении левого по­лушария, когда более активно работа­ет правое, и вправо — при угнетении правого полушария, когда компенса­торно большую активность проявляет левое полушарие.

Например, если очаг поражения ло­кализован в правом полушарии, имеет­ся игнорирование левой части зритель­ного поля.

Вторичная правополушарная про­странственная агнозия будет приво­дить к праксическим дефектам, связан­ным с левой половиной зрительного поля. При возникновении предположе­ния об органической причине смеще­ния рисунка рекомендуется изучить спонтанные рисунки, провести нейро-психологические пробы (или напра­вить испытуемого к нейропсихологу) и, если есть возможность, привлечь дан­ные медицинского анамнеза (наличие черепно-мозговых травм и пр.).

Пропорции

Предполагается, что пропорции и пропорциональные отношения отража­ют субъективные оценки испытуемым предметов, людей, ситуаций и т. д., которые представлены в его рисунках в непосредственном или символичес­ком виде.

Точность отражения пропорций по­зволяет также получить ориентировоч­ную оценку уровня интеллектуально­го развития обследуемого человека, при обследовании детей надежность такой оценки выше.

Размер рисунка

Размер рисунка оценивается по от­ношению к пространству листа, это соотношение может соответствовать динамическим отношениям между испытуемым и его окружением. Если рисунок рассматривается как авто­портрет человека, то его размер отра­жает уровень самооценки, самоуваже­ния и принятия себя, а также харак­тер ответной реакции на внешние воздействия.

В норме рисунок занимает пример­но 15 см, или 2/3 листа, размеры ри­сунков дома, дерева и человека разли­чаются незначительно.

Большой размер рисунка (более 2/3 листа, на весь лист, «выходит» за пределы) может свидетельствовать о следующем:

• высокой чувствительности к воз­действию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тревоги, аг­рессии или враждебности;

• гиперактивности, расторможенности;

• субъективной значимости изобра­жаемого образа, вероятном источни­ке проблем или способах их реше­ния (особенно если размер одного из рисунков значительно отличается от размера других);

• неудовлетворенности существую­щей ситуацией;

• гиперкомпенсации, проявлении компенсаторных механизмов;

• преувеличении своей значимости, неадекватном восприятии себя. Маленький размер рисунка (зани­мает менее 1/3 листа по высоте) мо­жет свидетельствовать:

• о заниженной самооценке;

• о сниженном настроении;

•  об ощущении своей малоценности, незначительности.
Микрорисунки (1-1, 5 см) — очень тревожный признак, так как в норме они практически не встречаются и чаще всего свидетельствуют о психи­ческой патологии.

Соотношение размеров рисунков дома, дерева и человека. Следует отме­тить, что не всегда уместно ориенти­роваться на указанные абсолютные размеры рисунков.

При различиях в изображении дома, дерева и человека оценка их размеров будет определяться соотношением между ними. Это является информа­тивным показателем для выявления наиболее проблемных для автора тем и переживаний.

Например, если нарисован очень маленький человек при средних разме­рах дома и дерева, то представление ав­тора рисунка о себе может быть наи­более проблемным. Диспропорциональность изображения

Рассматривая соотношение эле­ментов изображения, можно говорить о диспропорциональности элемента по отношению к рисунку в целом, а так­же о диспропорциональности элемен­тов или частей рисунка.

Искажения пропорций при воспро­изведении могут быть признаками:

• органических нарушений в дея­тельности мозга;

• психических нарушений;

• интеллектуальной недостаточности (кроме детей дошкольного возраста);

• субъективной значимости элемен­та, части тела.

Нарушение пропорций — один из способов акцента на элементе изобра­жения (значение этого определяется из контекста). Например, несоразмер­но большие кулаки на рисунке чело­века могут быть признаком агрессив­ности автора рисунка или, наоборот, его страдания от агрессивности окру­жающих.

Графические признаки

Расширение интерпретационных схем анализа рисунков в значительной мере происходит на основе все большей дифференциации формальных графи­ческих признаков. Графические особен­ности рисунка — это проявление пси­хомоторной, или двигательной, актив­ности и форма объективации психики. Не случайна широко известная мета­фора Ж. Шлибе: рисунок дерева — это «застывший жест». В исследованиях зарубежных и отечественных психоло­гов показана связь психомоторных характеристик со всеми уровнями психи­ческой организации человека. В харак­теристиках движений человека, таких как сила, скорость, ритм, координированность и др., находят свое выражение индивидные и личностные особеннос­ти человека. Эти исследования легли в основу развития миокинетической пси­ходиагностики, наиболее ярким приме­ром которой является методика Мира-Лопеца, позволяющая изучать личнос­тные особенности человека на основе анализа и интерпретации графических движений. Для повышения надежности результатов задания методики Мира-Лопеца выполняются без контроля зре­ния, что позволяет снизить влияние произвольного контроля. Методика ДДЧ применяется в иных условиях — при наличии зрительного и интеллек­туального контроля, а также цензуры личности. Таким образом, возникает опосредованность проявления индиви­дуальных особенностей личности в гра­фических признаках рисунков, что не позволяет говорить о жесткофиксированном значении конкретных призна­ков. Иными словами, при интерпрета­ции графических признаков рисунков мы также сталкиваемся с их многознач­ностью. Тем не менее, использование принципов интерпретации, разрабо­танных в миокинетической диагности­ке, позволяет уточнить смысловое зна­чение формальных особенностей ри­сунков. Графология — это еще один источник информации для оценки гра­фических особенностей рисунка. У. Аве-Лаллеман существенно расши­рила приемы графического анализа ри­сунков, опираясь на рекомендации А. Феттера, разработанные в графоло­гии, выделив такие критерии, как тех­ника ведения штриха, характер штри­ха, дефекты штриха и характер обра­ботки поверхности. Графические особенности рисунка содержат в себе информацию об энергетическом потен­циале человека, уровне психомоторно­го тонуса, актуальном физиологичес­ком и психоэмоциональном состояни­ях, уровне саморегуляции, а также об индивидуально-типологических и ха­рактерологических его особенностях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь