Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы, теории и модели в истории изучения психологических аспектов терроризма.



Терроризм как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма, в тм числе и психологические аспекты, хотя у современного террора уже нет его прежней романтизировавшейся им же самим идеологической оболочки и направленности. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от «высоких идеалов». Сегодня во всем мире и в России стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме: пишутся книги, издаются специальные журналы, проводятся научно-практические конференции. С другой стороны, и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим проявлением терроризма, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним.

Существует более сотни определений понятия «терроризм». В частности, согласно определению Государственного департамента США (статья 22, раздел 2656 Кодекса законов США), терроризм — это «преднамеренное политически мотивированное насилие в отношении невоенных целей, которое совершается наднациональными группами или тайными агентами и целью которого обычно является воздействие на общество». В других странах и ведомствах — свои определения, но ни одно из всех этих определений не является всеохватывающим и не удовлетворяет всех специалистов в полной мере. Порой кажется, что что слишком сильный акцент в определении терроризма делался на «невоенном характере целей». В истории не было ни одной террористической группы, которая атаковала только военных или полицию. А если группа вооруженных людей утром атакует солдат, а вечером — гражданских лиц? Являются они террористами или в течение дня их природа меняется?

Трудности в определении терроризма обусловлены, прежде всего тем, что существует не одна, а множество форм терроризма, которые значительно отличаются от друга в зависимости от времени и пространства, а также по мотивации, проявлениям и целям.

Первые исследования терроризма относятся к 1970-м годам, когда началось систематическое исследование терроризма. Некоторые ошибочно полагали в то время, что терроризм в большей или меньшей степени является монополией экстремистских групп, таких как «Красные бригады» в Италии или «Фракция Красной армии» в Германии или различные группы в Латинской Америке. Существовал также этно-националистический терроризм, как, например, в Северной Ирландии, однако он был менее заметен. Поэтому делался такой вывод: терроризм появляется в период эксплуатации и жесточайшего подавления людей. Поэтому с терроризмом легко покончить, устранив эксплуатацию и подавление.

Однако уже тогда было ясно, что это вряд ли может быть хорошим объяснением, поскольку как раз при самых жестоких режимах XX века — в нацистской Германии и сталинской России — терроризма не было. Конечно, терроризма не было в самых богатых обществах, как его не было и в беднейших.

Терроризм является давним феноменом в истории человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика — кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу. В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и халифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае. На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран животный страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц.

В 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». К. Гейнцген явился в какой-то мере основоположником теории современного терроризма. Он считал, что силе и дисциплине регулярных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И в этом К. Гейнцген надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая «философия бомбы», которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в истории.

Концепция «философии бомбы» получила дальнейшее развитие и углубление в «теории разрушения» Бакунина. Последний в своих работах отстаивал мысль о признании лишь одного действия — разрушения. В качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнем.

Доктрина «пропаганды действием» была выдвинута анархистами в 70-е годы XIX века. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».

К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал «варварские средства борьбы с варварской системой». Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века Его представители — русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.

До первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты не только левых, социалистических ориентаций. С окончанием войны террор на свое вооружение взяли правые. Национал-сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии, «железная гвардия» в Румынии. Крупнейшими терактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г. В основе этих движений находятся разные идеологические платформы, но фактически те и другие руководствуются положениями доктрин «философии бомбы» и «пропаганды действием».

Терроризм — это не политическая доктрина, несмотря на то, что предпринимались попытки трансформировать его в идеологию. Он является одной из старейших форм насилия, хотя, разумеется, не всякое насилие является терроризмом. Вероятно, он появился раньше регулярных войск, поскольку борьба армий требует определенной организации и сложной логистики, которые отсутствовали на раннем этапе существования человека.

Терроризм упоминается в Ветхом Завете. Кроме того, многочисленные случаи политических убийств и даже систематического уничтожения людей имели место в Древней Греции и Древнем Риме. Убийство Юлия Цезаря — только один пример, который стал объектом внимания писателей и художников в течение последующих двух тысячелетий. Вопрос о том, является ли убийство тирана (совершенное, например, Вильгельмом Телем, национальным героем швейцарских саг) допустимым, был предметом обсуждения многих поколений теологов и философов. Единства мнений не было, однако большинство считает, в определенных ситуациях терроризм допустим. Когда жестокий деспот, тиран, враг всего человечества, в нарушение законов Бога и человеческой справедливости, не оставляет своим жертвам другого выбора для избавления от невыносимого гнета, и когда все остальные средства уже исчерпаны, совершение террористического акта является ultima ratio последним аргументом угнетенных. Однако философы и теологи уже тогда понимали, что существует серьезная опасность неверного использования доктрины обоснованного тираноубийства. Ведь можно утверждать наличие ultima ratio в ситуации, когда достаточной причины для убийства нет (как в случае убийства короля Франции Генриха IV), или когда существуют иные способы выражения протеста и сопротивления.

Между тем появлялись небольшие группы, которые систематически занимались терроризмом в течение продолжительных периодов времени. Примером является тайная секта ассассинов, ответвление движения мусульман-измаилитов, которая действовала в VIII-XIV вв. на территории современных Ирана и Ирака и убивала губернаторов, местных руководителей, халифов и даже одного из вождей крестоносцев, у которого был титул иерусалимского короля. Они первыми стали применять терроризм с участием смертников — их оружием всегда были кинжалы, и поскольку их жертвы обычно были окружены охраной, шансы на спасение были практически нулевыми. Сохранилось даже слово, которое они использовали, когда называли себя — «фидаи», и этот термин в ходу и по сей день.

С конца эпохи Средневековья и в Новое время терроризм сохранял свою активность, хотя и в несколько меньших масштабах. Это была эпоха затяжных войн — Тридцатилетняя война продолжалась в 1618—1648 гг. и Наполеоновские войны 1799—1815 гг. А в такое время, когда огромное число людей погибало или получало ранения на полях сражений, отдельные случаи террористического насилия были незаметны.

Рост терроризма усилился к концу XIX века. Главными действующими группами были ирландские повстанцы, русские эсеры и отдельные анархические группы во многих странах Европы и Северной Америки. Однако тайные общества также активно действовали и за пределами Европы, например, в Египте, а также в Индии и Китае, но они преследовали национально-освободительные цели. Некоторые из нападений, совершенных ими, имели очевидные трагические последствия; а другие оказались более успешными в том смысле, что их действительные результаты сказались не сразу, а гораздо позже.

В XIX веке насилие террористов было заметным — они убили русского царя Александра II, а также многих министров, князей и генералов, американских президентов (Уильяма Маккинси в 1901 году, а до него — Джеймса Гарфилда в 1881 г.), короля Умберто в Италии, императрицу Зиту в Австро-Венгерской империи, президента Франции Сади Карно, испанского премьер-министра Антонио Кановаса — это только самые высокопоставленные жертвы. И, конечно, необходимо упомянуть убийство в Сараево в 1914 году наследника австрийского престола Франца Фердинанда, которое многие считают причиной Первой мировой войны.

В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если русские народовольцы и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для «красных бригад» он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный террор» фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делами народовольцы. У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь и говорить не приходится.

В XX веке состоялся перенос терроризма на государственный уровень, чего до этого не было. Террористическое государство «давило» своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать свое бессилие и слабость. Оно не меняло своего поведения и за пределами своих границ. Исторический пример — фашистская Германия.

Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Сегодня многие люди испытывают на себе все «прелести» информационного терроризма.

Терроризм в России

Одни из наиболее известных страниц в историю политического, антигосударственного терроризма были вписаны в России в конце XIX — начале XX веков. Хотя в то время в стране и начались преобразования (отмена крепостного права и пр.), но их нерешительность и половинчатость вызывали неудовлетворенность в различных слоях русского общества и, особенно, в среде разночинной интеллигенции. Ответом на насилие самодержавной власти явилось создание «Народной воли», а затем «Боевой организации эсеров», ставивших задачу «дезорганизации правительства путем террора». Были уничтожены тысячи чиновников; жертвами становились генерал-губернаторы, градоначальники, командиры воинских частей, начальники тюрем, жандармы, полицейские чины, приставы, урядники, судьи, прокуроры. Не миновала расправа и членов Государственного совета, особ императорской фамилии. После восьми покушений был убит царь Александр II. Как писал один из руководителей подпольной антиправительственной организации Б. Савинков, велась «борьба с существующим строем посредством устранения тех представителей его, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы. Устраняя их, Боевая организация не только совершает акт самозащиты, но и действует наступательно, внося страх и дезорганизацию в правящие сферы, и стремится довести правительство до сознания невозможности сохранить самодержавный строй». Правда, провозглашался ряд этических норм: карать только лиц, виновных в репрессиях; не должны были страдать женщины и дети.

В сегодняшнем мире террор достиг более высокой степени ожесточения — теперь теракты стараются осуществить в массе народа и, к тому же, стремятся, чтобы эффект был усилен широким освещением в прессе. Усиление, вспышка террора в России — государственного и антигосударственного произошла, начиная с расправы правительства 9 января 1905 г. с мирной демонстрацией у Зимнего дворца в Петербурге, во время которой было убито и ранено свыше 4500 человек. За 3 года по приговорам гражданских и военно-полевых судов было расстреляно и повешено более 10 000 граждан. В ответ террористы только с октября 1905 г. по апрель 1906 г. убили около 300 должностных лиц и 400 ранили. Значительная часть населения симпатизировала террористам, а иногда и оказывала материальную поддержку. Исполнители акций считали, что воюют против насилия, помогая свершиться революции, конечной целью ставили создание нового общества, в котором не будет места жестокости и насилию. В. Ленин, осуждая собственно террористов, писал что «они своим героическим террористическим методом борьбы способствовали последовательному революционному воспитанию русского народа». Более широкий подход к проблеме можно найти у Л. Н. Толстого в статье «Не убий! »: «когда убивают их (государственных правителей), то такие убийства возбуждают среди королей и императоров и их приближенных величайшее удивленное негодование, точно как будто эти люди никогда не принимали участия в убийствах, не пользовались ими, не предписывали их. А между тем самые добрые из убитых царей, как Александр II или Гумберт (итальянский король), были виновниками, участниками и сообщниками… убийства десятков тысяч людей, погибших на полях сражений; недобрые же короли и императоры были виновниками сотен тысяч, миллионов убийств… Должно удивляться, как так редки такие убийства после того постоянного и всенародного примера убийства, который они подают людям. Дела, совершаемые по распоряжениям королей и императоров, — не только прошедшего, как Варфоломеевская ночь, избиения за веру, ужасные усмирения крестьянских бунтов, версальские бойни, — но и теперешние правительственные казни, замаривания в одиночных тюрьмах, дисциплинарных батальонах, вешания, отрубания голов, побоища на войнах, без сравнения более жестоки, чем убийства, совершаемые анархистами».

В революцию 1917 г. и после нее во время «красного террора» уничтожали не только людей, боровшихся против «красных», но и сочувствующих им или принадлежащих к «подозрительным» слоям населения — священнослужителей, офицеров бывшей царской армии и др. Во время гражданской войны поддерживающие революцию подвергались ответному «белому террору». Широко практиковались взятие и расстрел заложников. Можно только удивляться свирепости и жестокости обеих сторон против своих же соотечественников. В 20-30-е годы и далее власть уничтожала зажиточных крестьян, слой за слоем бывших соратников-революционеров, командиров Красной армии и других граждан, казавшихся нелояльными, или просто по разверстке, спускаемой сверху. После присоединения прибалтийских стран там были арестованы и высланы десятки тысяч местных граждан.

Во время Великой отечественной войны на оккупированных территориях активно действовало партизанское движение, а немецкое командование отвечало на это массированным террором против населения, поддерживающего партизан. После изгнания немецких войск в 1943-44 годах акциями государственного террора против своих же граждан явились депортации — насильственные переселения из Крыма и Кавказа. Целые народности в течение нескольких суток погружались в эшелоны товарных вагонов и отправлялись на Восток, где практически отсутствовали какие-либо условия для жизни.

На современном этапе развития России проблема терроризма связана с отдельными течениями в Чечне, борющимися за отделение от России. Это по сути дела диверсионная война без линии фронта; столкновения в сфере бизнеса, борьба криминальных структур. События в Чечне тесно связаны с идеологическим терроризмом. Этот терроризм за весь период привел к большому числу жертв и пострадавших.

Психологическое изучение феномена терроризма началось во второй половине XX века. Представители различных подходов активно занялись разработкой теорий и моделей, описывающих этот феномен.

Одним из распространенных направлений стал психоаналитический подход к пониманию терроризма, в рамках которого причины терроризма связываются с глубинными личностными особенностями человека — проявлением деструктивных агрессивных тенденций при отсутствии социально-приемлемых форм их канализации.

В рамках бихевиорального подхода особое внимание уделяется изучению условий, прежде всего, социально-политических, которые способствуют возникновению террористического поведения.

Большой вклад в развитие научных представлений о природе терроризма сделан в социальной психологии. Один из авторитетных представителей социальной психологии, американский исследователь Филипп Зимбардо эмпирически обосновал и подробно описал проявление агрессивности у человека в определенных ситуациях социального взаимодействия.

В отечественной психологии изучение феномена терроризма проводится в рамках культурно-исторического подхода и деятельностного подходов. Это позволяет выявить социально-историческую сущность терроризма и рассматривать его как одну из форм деятельности, имеющей свои психологические мотивы, цели, задачи, условия реализации.

Исследователи указывают на разработку трех психологических моделей личности. Первая: человек, который руководствуется своими убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена теми или иными доктринами и им же подчинена его эмоциональная сфера. Поэтому он оказывается способным совершить все что угодно. На политическом языке — это фанатик, психологическом — психопат. Психопат может совершить великие и добрые дела, если его устремления и установки совпадают с потребностями общества, но он же способен сотворить огромное зло, если мотивы его действий носят объективно антиобщественный характер.

Вторая модель. В соответствии с бихевиористской теорией фрустрации-агрессивности Доллара-Миллера, чувство фрустрации, порожденное невозможностью для человека по каким-то причинам достичь жизненно важных для него целей, неизбежно порождает у него тенденцию к агрессивным действиям. Сознание в этом случае может сыграть роль инструмента в рационализации этих действий, то есть в подборе тех или иных поводов для их оправдания. Если не абсолютизировать названную концепцию как единственный и универсальный способ объяснения агрессивного поведения человека, то можно признать, что в отдельных случаях она применима для понимания склонности человека к террористическим актам.

В качестве третьей модели можно представить случаи психо- или социально-патологического развития личности, связанные с ненормальными отношениями в семье ребенка. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации.

Контрольные вопросы

Назовите основные проявления терроризма в истории.

Опишите причины проявлений терроризма в истории и укажите те из них, которые имеют психологическую природу.

Какова история изучения терроризма в рамках психологии?

Опишите психологические модели личности террориста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь