Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Идеология терроризма: психологический анализ социально-культурно-исторических факторов риска.



Экстремистская идеология может иметь светский или религиозный характер. Первый тип обычно связан с сепаратистским видом терроризма, второй — с религиозно-фанатичным типом терроризма. Отмечается, что второй тип гораздо опаснее и приносит больше смертей, т.е. во втором случае насилие выражено сильнее и в более жестокой форме. В специфических условиях России мы видим, что терроризм может иметь и две таких идеологии одновременно — например, чеченский сепаратизм, кроме этносепаратистской идеологии, имеет и религиозную окраску фанатичной борьбы мусульман с православными.

Идеология активно изучается психологией как набор важнейших ценностей (аксиология), важнейших смыслов (в том числе смысла жизни), декларируемых идеалов. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того, необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских и/или религиозно-фанатических), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм (а также и все другие, прежде всего религиозные и этнические), и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в терроризм.

Размещая в Интернете видеоклипы и биографии террористов-смертников, сторонники джихада в Ираке постоянно муссируют такие темы, как унижение, тайные сговоры и искупление для того, чтобы демонизировать своих противников и побудить своих рекрутов приносить «героические» жертвы. Они преувеличивают “недолжное” обращение с женщинами, и играют на мужественности противоположного пола, призывая его на защиту «своих матерей и сестер». Эти инструменты психологического воздействия призваны стимулировать поддержку не только среди узкого круга активистов, но и со стороны широкого мусульманского населения.

Джихадисты в Ираке сталкиваются с серьезной проблемой в области коммуникаций. Их заявления должны достигать пять целей. К ним относятся привлечение потенциальных новобранцев в Ираке и за его пределами; оправдание перед общественным мнением убийства гражданского населения и рядовых мусульман в ходе действий повстанцев; нейтрализация внутреннего самоограничения, которое может удерживать их сторонников от убийства гражданского населения во время нападений смертников; легитимация организаций, прибегающих к насилию, и критика заявлений властей в Ираке и во всем мусульманском мире. Для обоснования этих целей они приводят ряд утилитарных соображений, а также идеологические и теологические аргументы. Однако чтобы избежать использования в контакте со своей аудиторией чрезмерного объема информации и сложных построений, джихадисты упрощают свои сообщения и рассказывают конкретные простые истории, насыщенные эмоциями, которые помогают создать образ «героического мученика».

Три темы эксплуатируются в этих повествованиях, которые напоминают материал для спектакля из трех действий. Действие 1 описывает унижение и страдания мусульман в Ираке и других странах и утверждает наличие заговора западных «крестоносцев» против мусульман. Действие 2 призвано представить существующие режимы в мусульманских странах как бессильные и находящиеся в тайном сговоре с Западом и доказать, что они являются не лидерами мусульманского мира, а слугами своих западных «господ». Действие 3 говорит о неизбежности победы мусульман, поскольку появляются «истинно верующие герои», которые уменьшают страдания и унижение своих товарищей-мусульман, благодаря вере в Бога, жертвенности на поле боя и приверженности своего правому делу.

Эти три мотива иногда представляются по отдельности, однако часто их связывают вместе и преподносят как суть проблемы, ее причину и ее решение.

Материалы предлагаются в форме видеоклипов, аудиозаписей, биографий бомбистов-смертников, интернет-журналов и фотоснимков, публикуемых в интернете. Особое внимание уделяется тому, как джихадисты изображают погибших " мучеников". Придавая бомбистам-смертникам статус личностей необыкновенной моральной силы, которые приносят жертвы Богу и мусульманской нации, джихадисты отвлекают внимание от чинимых ими зверств и от их жертв. С самого начала нужно понять, что изображение бомбистов в видеоклипах и биографиях является в высшей степени пропагандистским. Цель изучения мифологии мученичества состоит в том, чтобы показать, как террористические группы достигают целей передать свое сообщение, манипулируя этими историями, а не в том, чтобы выяснить, отражают ли эти мифологии действительное положение вещей.

Секуляризм, национализм и шиизм изображаются как инструменты нечестивого заговора. Аргументы джихадистов состоят в следующем: секуляризм, говорят они, делит мир на религиозную и нерелигиозную сферы, что противоречит исламу, поскольку нарушает господство Бога над добром и злом, на тем, что разрешено и что запрещено. А национализм способствует узкой идентификации с языком, страной и границами, а не с более широкой общностью правоверных мусульман.

Эти идеологические оправдания предназначены для узкого круга убежденных джихадистов, которые могут усомниться в некоторых тактических методах и правильности целей, выбранных повстанцами, особенно когда речь идет об обычных нападениях на рядовых мусульман. Когда эти в высшей степени спорные аргументы приводятся для широкой мусульманской публики, они обычно сопровождаются выразительными эмоциональными речами, которые оказывают глубокое воздействие на моральное сознание мусульман, демонизируют шиитов и иракские силы безопасности и усиливают чувство угрозы для мусульман во всем мире.

Повстанцы в Ираке не полагаются исключительно на силу идеологии при мобилизации поддержки мучеников. Они также пытаются выйти за пределы идеологической и политической аргументации и используют темы, глубоко заложенные в исламской культуре и арабских этносах и психологически близкие населению. Здесь эксплуатируются три темы: унижение, бессилие из-за тайного сговора и искупление грехов через веру и жертвенность.

Тема унижения, которое испытывают люди от безучастных и высокомерных властей, является центральной для этих историй. Описание коллективного унижения часто начинается с видеопленки времени начала войны в Ираке в 2004 году, показывающей асимметричность в структурах власти и фотографии разрушенных мечетей, окровавленных жертв и домашних обысков, которые сильно действуют на людей. Эти снимки вместе с фотографиями, сделанными в тюрьме Абу-Грейб, персонализируют страдание и усиливают чувство беспомощности и возмущения, которое есть у многих мусульман.

Снимки из Ирака обычно сопровождают фотографии, сделанные в других конфликтных точках в мусульманских странах, особенно в Палестине. Цель состоит в доведении до сознания зрителей двух идей. Первая состоит в том, что страдания и унижения мусульман по всему миру — это не отдельные эпизоды, а цепь злодеяний. Эта идея усиливает чувство нависшей угрозы и помогает оправдать чрезвычайные меры, принимаемые в борьбе с заговором против ислама. Вторая идея состоит в том, что Ирак — это главное поле боя, на котором ведется война с врагами ислама. При этом борьба в Ираке аналогична войне, которая ведется в Палестине, Чечне, Кашмире, Саудовской Аравии и в других местах в мусульманском мире, поскольку для джихадистов все это — одна борьба, а не отдельные войны. Рассматривая конфликт в таком свете, повстанцы могут обращаться к джихадистам во всем мире с призывом приезжать в Ирак, заявляя, что победа там — это победа для любой мусульманской страны.

Кроме того, джихадисты активно используют тему унижения и страдания женщин, которые им причинили иностранцы и иракские силы безопасности. Джихадисты иллюстрируют свои истории фотографиями запуганных женщин, сделанных в момент, когда в их дома в поисках повстанцев врываются солдаты, и видеосъемками обыска женщин. Они упоминают о слухах о похищенных или арестованных женщинах, которые подвергаются унижению или насилию, и о женщинах, якобы взятых иракскими силами безопасности в качестве заложниц для обмена на разыскиваемых повстанцев. Несомненно, все это апеллирует к представлениям о мужественности, пронизывающих племенную культуру, в которой понятия шараф (благородство), ирд (честь) и муруах (рыцарство или мужественность) имеют главенствующее значение. Соответствует или нет мужчина этим представлениям о мужественности, часто оценивается по тому, насколько ревностно он защищает и контролирует женщин, стараясь обезопасить их от неверных шагов по отношению к мужчинам, шагов, которые могут привести к тому, что на всю семью или на все племя ляжет клеймо позора.

Другой особенностью историй, рассказываемых джихадистами, является демонстрация «надменности» сил антитеррористической коалиции и предполагаемого участия правительств мусульманских стран в тайном сговоре. В Ираке «Аль-Каида» пропагандирует образ героического мусульманина, готового на самопожертвование ради спасения своего народа и месть за личные страдания беспомощных мусульман, особенно женщин. Пропаганда, окружающая «мучеников», распространяется на сайтах Интернета, видеозаписях террористических операций и в онлайновом журнале «Аль-Каиды». Эти материалы, часто короткие и противоречивые и исключительно пропагандистские, указывают, по крайней мере, на четыре особенности мифологии мученичества:

искренняя преданность религии;

желание пожертвовать личным богатством и семейными узами ради Всевышнего;

желание совершить «мученический подвиг»;

успех в совершении «мученического подвига».

Видеоматериалы повстанцев наполнены изображениями набожных мусульман, которые молятся и поют. Например, бомбисты-смертники практически всегда изображаются как глубоко религиозные люди. В биографиях часто подробно описывается, как «мученик» непрерывно молился, читал или заучивал Коран и с лихвой выполнял свои религиозные обязательства в ревностном служении Всевышнему. Акцент на искреннем служении Всевышнему является важным, поскольку взрывы бомб с помощью смертников могут считаться мученичеством, только если бомбисты являются истинными мусульманами, которые борются с верой в Аллаха и погибают ради Него. Нельзя ожидать получения награды за мученичество, если смертник мотивирован не любовью к Аллаху и стремлением к Нему, а чем-то иным.

Пропаганда «Аль-Каиды» изображает «мучеников» как людей, которые отказались от всего, что им дорого, для совершения своего высшего долга — джихада и мученичества. Они заявляют, что многие бомбисты вышли из богатых семей или сделали личные пожертвования, например, продали свои машины, использовали свои скромные сбережения или воспользовались пожертвованиями для поездки в Ирак. Во многих биографиях используются сильные образы отца, оставляющего своего новорожденного ребенка, или мужа, покидающего свою жену, чтобы бороться и умереть на пути к Богу. Эти рассказы призваны воодушевить других людей и установить новый критерий истинной веры. Они говорят, что быть хорошим мусульманином — значит не только регулярно молиться и выполнять свои ритуальные обязательства — необходимо также приложить максимум усилий, чтобы бороться и умереть за землю джихада.

Почти во всех клипах бомбисты показаны счастливыми: обычно они прощаются с улыбками на лицах, направляясь к своим машинам, начиненным взрывчаткой, что отражает тему радости в принесении жертв и убежденности в награде, которую они получат в раю. Эта тема целеустремленности и радости призвана показать, что бомбистов не заставляли совершать свои самоубийственные операции и не промывали им мозги. Однако иракские спутниковые каналы часто передают «признания» неудавшихся бомбистов, заявляющих, что они не знали, что будут участвовать в самоубийственной операции, потому что кто-то другой отвечал за детонатор, а они просто направляли свою машину на цель. О некоторых из них говорят, что их руки были закреплены к рулю с помощью наручников, а другие заявляют, что им давали наркотики и показывали порнографию, чтобы возбудить в них желание встретиться с девушками в раю. Поэтому тема готовности умереть имеет целью развеять эти слухи и повысить статус бомбистов-смертников до уровня правоверных героических мучеников, которые полностью в ответе за сделанный выбор и свою судьбу.

Мифологии мученичества недостаточно для объяснения всех случаев взрывов бомб с участием смертников в Ираке. Однако идеология, религиозная окраска и соответствующий психологический настрой помогают объяснить, как джихадисты нейтрализуют внутренние человеческие механизмы запрета на убийство и нанесение увечий. Кроме того, это позволяет им выступать в качестве носителей морали даже в тех случаях, когда они действуют аморально. В основе оправдания убийств обычных мусульман лежат психологически убедительные соображения, которые связывают страдание и унижение мусульман с так называемым тайным сговором бессильных мусульманских лидеров и их агентов с западными угнетателями, стремящимися, по заявлению экстремистов, разрушить ислам и подчинить себе мусульманские земли. Рассматривая борьбу в этих терминах, джихадисты создают видимость логического обоснования того, что необходимы истинные «герои», которые смогут встать во главе своего народа, вернуть ему честь и очистить его от стыда унижения, борясь с теми, кто работает на стороне врага. Понимание этих идеологических уловок — важный шаг в борьбе против терроризма.

Контрольные вопросы

Каковы психологические механизмы идеологического воздействия?

Приведите примеры идеологического воздействия и выполните их психологический анализ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь