Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Композиционная завершенность



Первое и наиболее яркое свойство автоматического рисунка - композиционная целостность. Отдельные его части композиционно уравновешены и образуют неделимое целое. Композиционно уравновешены не только геометрические фигуры, составляющие рисунок, но и цветовые пятна. Цветовые контрасты и тоновые переходы выдержаны или подчеркнуты столь точно, что приходится удивляться мастерству художника, сидящего внутри нас. Внешне примитивный рисунок поражает композиционным совершенством. Рисунок воспринимается только целиком, а не по отдельным частям. Обычный неавтоматический рисунок крайне редко бывает завершен композиционно. Только взыскательные ху дожники и рисовальщики обладают безупречным чувством композиционной завершенности. Художники изучают законы композиции и сознательно их используют. Обыкновенные люди без художественного образования не знакомы с законами композиции и поэтому не могут их применить на практике. Тем более удивительны совершенные с композиционной точки зрения рисунки нехудожников на сеансах автоматического рисования (рис. 2).

 

Среди множества автоматических рисунков попадаются весьма специфичные - состоящие из незаконченных образов или разрозненных фрагментов различных картин. Такое впечатление, что рисунок представляет собой свалку мусора (рис. 3). По определению одной из пациенток, рассматривающей собственные трансо-вые рисунки, они соответствуют фекалиям. Подобного мнения придерживались и другие пациенты, анализирующие аналогичные рисунки. «Фекальные» рисунки отражают необходимость наведения порядка в мире иррационального. Пациент может достаточно долго рисовать обломки образов и символов, но в один прекрасный день он переходит на композиционно завершенные образы и символы. В это время перед вами уже совершенно иной человек по сравнению с тем деформированным пациентом, который обратился за помощью.

Экспрессия

Второе свойство, непосредственно связанное с композиционной целостностью, - эмоциональная экспрессивность. Картинка -это не застывшая иллюстрация или схема, композиция рисунка приоткрывает невидимую пружину изображенного действия. Рисунок - это всегда действие. Если рассматривать с точки зрения грамматики и синтаксиса, то рисунок по своей сути есть сказуемое или глагол.

Рисунок отражает переход из одного состояния в другое, что бы на нем ни было изображено: человек, животное, растение, цифра или символ. У каждого рисунка есть свои предшествующие и последующие картины. Трансовый рисунок - это всегда фрагмент той или иной истории, реальной или вымышленной, один кадр из фильма-эпопеи. Внутренняя жизнь пациента - содержание этого фильма. Одна из задач автоматического рисования - как можно более полно восстановить основные моменты фильма-эпопеи и обнаружить среди них травматичные для психики и тела события. После обнаружения в фильме-эпопее событий, повлекших драматические переживания и спроецировавшихся в сегодняшнее страдание, драму прошлого необходимо трансформировать в нейтральные или позитивные переживания.

Психологическая перспектива

Третье свойство трансовых рисунков - психологическая перспектива или глубина. В рисунках скрыты образы или смыслы, что-то вроде подтекстов. Подтекст, или пружина действия рисунка, всегда хорошо припрятаны, но именно поэтому психологические пружины и срабатывают. Образы-подтексты почти никогда не оформляются в виде слов или текстовых конструкций, но всегдав виде цветозвуковых переживаний, импульсивных действий, мелодичных или отталкивающих звуков.

Как проявить подтексты? Пациенту предлагают всмотреться в рисунок, а затем «проткнуть» его взглядом, «провалиться взглядом» через бумагу или картон, чтобы увидеть то, что находится позади рисунка. «Проваливание взглядом» через рисунок рождает особое трансовое состояние, в котором пациент совершает путешествие по своей истории и самостоятельно обнаруживает сценку из жизни, содержащую эмоцию-подтекст драмы.

Восприятие образов-подтекстов рождает в теле интересное ощущение: «Во мне что-то шевельнулось внутри». Подтексты явно не видны и не бросаются в глаза. К ним нужно суметь подойти, и на это требуется некоторое время. Подтексты образуют своего рода лестницу образов-подтекстов, по которой совершаются странствия вверх - вниз, в прошлое - в будущее.

Человек, рождающий или воспринимающий трансовый рисунок, проходит путь от смутной догадки к яркому открытию. Иногда на это затрачиваются доли секунды, но чаще для постижения тайны рисунка требуются дни, недели и даже месяцы. Трансовый рисунок долго не отпускает своего создателя или зрителя и живет внутри него незаметной жизнью. Иногда человек вспоминает ненароком какую-то смутную эмоцию, связанную с рисунком, однако не считает мимолетное видение важным событием. Незаметно для себя и окружающих в зрителе происходят перемены, он сам, его близкие и знакомые люди удивляются граням личности, вдруг ставшим заметными.

С психологической перспективой непосредственно связана геометрическая перспектива картинки. На трансовых рисунках мы чрезвычайно редко обнаруживаем привычную прямую перспективу пространства, когда удаленные предметы изображены более мелкими по сравнению с приближенными. Прямую перспективу выделяют цветом: удаленные объекты темнее приближенных. Прямая перспектива присуща обыденному мышлению. Прямая перспектива устремляет взор вдаль, к линии горизонта. Точка схождения линий взора от каждого глаза находится на линии горизонта (рис. 4 и 5).

На трансовых рисунках мы нередко обнаруживаем обратную перспективу и нулевую (панорамную) перспективу. Обратная и панорамная перспективы сопутствуют состояниям созерцания и транса. В трансовых состояниях видимая линия горизонта перед человеком не воспринимается так, как это происходит в обыденном состоянии сознания. В трансах созерцания существует явление «наезда» объекта созерцания на созерцателя. Линия горизонта и ее часть также может «наехать» на созерцателя: приблизиться к нему, остановиться на уровне его тела или занять позицию позади тела. Естественно, что вместе с частью линии горизонта на созерцателя «наезжают» и объекты, находящиеся перед линией горизонта. Созерцатель воспринимает не реальное положение линии горизонта и объектов перед ней, а мнимое. Возникает особый трансовый эффект выпуклости пространства, наподобие выпуклого зеркала.

Величина выпуклости может изменяться в широких пределах. Вершина выпуклости может быть перед созерцателем, совпадать с его телом или находиться позади тела.

С точки зрения обыденного мышления, у созерцателя возникает иллюзия наблюдения объекта в выпуклом зеркале со всеми вытекающими отсюда следствиями. Центральная часть изображения в выпуклом зеркале всегда больше периферической. То, что на самом деле удалено, кажется по размерам больше приближенного. Таковы законы обратной трансовой перспективы.

При использовании обратной перспективы изменено восприятие не только размеров предмета, но и его цвета. Объект «наезжает» на зрителя и при этом меняет свой цвет, приобретая яркость и сочность. Периферийные объекты в обратной перспективе всегда выглядят блеклыми, с размытыми цветами. Обратную перспективу подчеркивают цветом, помещая в центр картинки изображения пылающих тонов. При рассматривании картинки с обратной перспективой взор устремляется к кончику носа или точке, находящейся позади головы (рис. 6 и 7).

Различают полную и неполную обратные перспективы. При неполной обратной перспективе объект и точка схождения взора от линии горизонта устремляются к созерцателю и находятся вблизи глаз или в пределах головы. Перенос объекта созерцания и точки схождения взора к глазам приводит к трансформации образа объекта в его зеркальное отражение: правое становится левым, а левое - правым. Низ остается внизу, а верх - вверху (рис. 6А). При полной обратной перспективе образ объекта и точка схождения взора находятся позади головы. Изображение перевернуто с ног на голову (обратное) и правое с левым поменялись местами.

Обратную перспективу в своих творениях применяли многие художники. Так, она была одним из канонов китайской и японской традиционной живописи. Русские иконописцы нередко применяли обратную перспективу. Детское творчество также полно картинок с обратной перспективой - дети видят мир совсем иначе, чем мы. Родители и школа не разделяют пристрастия детей рисовать мир перевернутым с ног на голову и в невероятной длявзрослых цветовой гамме. Под сильным психологическим давлением, которое называется «педагогика» и «воспитание», дети отказываются от присущих им способов восприятия и отображения мира. На самом деле после такой «педагогики» дети становятся инвалидами восприятия на всю оставшуюся жизнь. На сеансах автоматического рисования часто обнаруживаешь болезненные проекции запретов на нормальное восприятие.

Восприятие обратной перспективы требует созерцания, и тогда картинка «оживает» - уточки плывут, ветви деревьев покачиваются на ветру, а боги смотрят на нас с икон и говорят с нами.

На самом деле реальная линия горизонта находится и впереди, и сзади, и справа и слева и имеет форму круга.

Нулевая или панорамная (круговая) перспектива присуща трансам особого вида. Созерцатель переходит в состояние кругового восприятия. Внутренним взором он «видит» объекты впереди, сбоку и позади себя. Панорамная перспектива не выделяет приближенных и удаленных предметов в обычном понимании ни цветом, ни размером. Почти все фигуры образуют круг или овал. В центре круга расположена центральная фигура, как правило, она намного крупнее периферийных. Все фигуры лежат на фронтальной плоскости, глубина и выпуклость изображения отсутствуют. Лица людей изображены в профиль, в то время как тело и конечности - анфас.

Картинка при обычном рассматривании выглядит совершенно плоской, невыразительной и скучной, но запоминающейся. При созерцании картинки «оживают». Центральная фигура предназначена для трансового совмещения и персонификации в образе во время созерцания. Возникает эффект панорамности и объемности пространства. Созерцатель попадает в Центр картинки. Периферийные персонажи двигаются, говорят, и перед вашим взором разыгрываются целые сцены. Вы на мгновение становитесь участником действия, изображенного на картинке, и переживаете его во всех нюансах (рис. 8, 9). Созерцатель может персонифицировать себя с любым действующим лицом, изображенным на картинке, и пережить сцену через его восприятие. Такова психологическая сила транса, вызванного картинкой с нулевой перспективой.

Наши дети - подлинные мастера нулевой перспективы. В их рисунках всегда есть действия, участниками которых они являются. Нулевая перспектива широко использовалась персидскими и индийскими мастерами при создании особого рода живописи -миниатюр.

Символизм

Четвертое свойство рисунков - метафоричность и аллегоричность. В перспективе лестницы образов-подтекстов скрыта метафора или аллегория. Причем метафора или аллегория такие «накрученные», что это уже не просто метафора или аллегория, а суперметафора и мета-аллегория. Постижение суперметафоры или мета-аллегории возможно только при движении по лестнице образов-подтекстов. Чем длиннее прыжок с одной ступеньки лестницы на другую, то есть чем больше ступенек преодолевается за один раз, тем больше метафоричность и аллегоричность проносящихся видений.

Метафоричность и аллегоричность трансового рисунка тесно связаны еще с одним замечательным свойством - символичностью. Пациент спонтанно прибегает к явной или неявной символике как средству создания перспективы для путешествий во времени, подчеркивания неразрывности цепи событий прошлого, настоящего и будущего. Нередко символы играют роль трансовых зна-ков пунктуации в автоматических сообщениях. Иногда символы похожи на иероглифы или на буквы неизвестного алфавита. Ис-тинное значение символов на автоматических рисунках пока неиз-! вестно. Сами пациенты трактуют символы как запрещающие, разрешающие, предупреждающие, завершающие, разделяющие, соединительные и призывающие. Некоторую аналогию трансовым символам можно усмотреть в дорожных знаках автомобилистов. На рис. 10 приведены некоторые примеры символов, часто встречающихся на картинках пациентов.

Характерная особенность изолированных символов - обрамление. Наиболее популярны обрамления в виде круга, овала, ромба, прямоугольника и треугольника. Рамка вокруг символа играет роль самостоятельного сообщения, модифицирующего символ. Автор посчитал преждевременным давать символам то или иное толкование. Ясно лишь то, что в трансовой деятельности без символов обойтись невозможно.

По-видимому, символы формируют своеобразный канал передачи информации, то есть проекции структуры событий во времени. Символы как ничто другое блестяще справляются с задачей проецирования переживания вдоль канала времени.

Внутренний звук

Пятое свойство трансовых рисунков является непосредственным продолжением четвертого свойства. Автоматический рисунок способен порождать в теле зрителя особые феномены -или внутренний звук, или заложенность в ушах с чувством внутренней тишины. Внутренний звук большей или меньшей интенсивности сопровождает все автоматические рисунки. Рисунки, выполненные вне транса, если они не нарисованы профессиональным художником, не вызывают ни внутренний звук в теле, ни заложенность в ушах. Интенсивность звука меняется медленно, но некоторые рисунки порождают пульсирующий звук. Такие рисунки указывают на ключ к проблеме и требуют тщательного анализа терапевтом. Ключевым в серии звучащих рисунков может оказаться рисунок «молчащий» с откликом заложенности в ушах.

 

Феномен заложенности в ушах и отсутствия звука в теле стабильно наблюдают при восприятии рисунков людей с нарушенным слухом. У глухих все рисунки «молчащие» и в то же время они являются трансовыми. Если проводить специальное лечение, то у людей восстанавливается слух, и рисунки становятся обычными. Глухота - это особый тип транса (рис. 11).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь