Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Образец вступительной беседы и анализа музыкального произведения
Д. Б. Кабалевский «Наш край» Тема четверти: КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»? Урок 2.3.4. Тема: КУДА ВЕДЁТ НАС ПЕСНЯ? Музыкальный материал Д.Б.Кабалевский «Наш край» - слушание; Д.Б.Кабалевский. 2-ая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание. I. Вступительное слово Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой. Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает… - Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся). - Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Дмитрий Борисович Кабалевский. Он родился в начале прошлого столетия в Петербурге в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Дмитрий Борисович унаследовал от своей матери. Став композитором, Д.Б.Кабалевский написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, счастливое детство. Композитор очень любил детей. Он говорил, что если их не было бы рядом, он испытывал бы чувство пустоты. Дети для него – источник вдохновения. … И вот стук в дверь. Это пришли ребята из пионерского лагеря. Вначале нерешительно, а затем бойко попросили Дмитрия Борисовича написать им песню для костра. Он работал всю ночь. Песня долго не давалась, точнее её мелодия, но всё закончилось удачно. Рано утром Дмитрий Борисович пришёл в лагерь: «Вот песня, которую вы мне заказали. Завтра приду слушать. До свидания! » Ребята, только что проснувшиеся, не успели моргнуть и глазом, как композитор повернулся и ушёл. Если бы они его догнали, они увидели бы его смеющееся, довольное лицо… - А сейчас мы с вами послушаем эту песню, название которой «Наш край». Задание перед слушанием: - Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию. Д.Кабалевский. «Наш край» II. Анализ произведения - Понравилась вам песня? - Ребята, что же помогло композитору так быстро сочинить музыку? - Какие жанры встретились в этом произведении? (песня, танец). - Почему танец? (музыка плавная, лёгкая, хочется танцевать). - Какой это танец? (вальс). - О чём поётся в песне? (о родине). - Кто её исполняет? (детский хор в сопровождении фортепиано). - Вы встречались с этой музыкой раньше и, если встречались, то где? (ответы детей). Задание перед слушанием: - Сейчас прозвучит очень красивая музыка! Постарайтесь это услышать и узнать её, а ещё обратите внимание на то, кто исполняет музыку. Д.Кабалевский. Вторая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром. Анализ - Узнали знакомую мелодию? (Да, это песня «Наш край»). - А кто пел песню? (Никто, мелодию песни исполнял оркестр). - Музыканты говорят так: «Это звучала тема песни «Наш край». - Какой оркестр исполнял музыку? (симфонический). - Почему симфонический? (были скрипки). - А какой солирующий инструмент вёл тему песни? (фортепиано). - Кто знает, как называется музыкальное произведение, в котором оркестр вступает как бы в соревнование с одним инструментом: скрипкой, фортепиано? (называется концерт для фортепиано с оркестром). - Да, это был фрагмент из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д.Б.Кабалевского. - Поднимите руку, кому понравилась эта музыка. - Чем она вам понравилась? (высказывания учащихся о музыке). Вывод: - Итак, куда привела нас песня «Наш край» Д.Б.Кабалевского? (в концерт) 2.2.2. Пение. Воспитательное значение хорового пения Цель: ознакомление с особенностями слуха и голоса младших школьников, методикой работы по развитию певческой деятельности учащихся. Терминологический словарь Певческая установка – правильная поза поющего. Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос. Звукообразование – образование звука человеческого голоса. Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок. Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука. Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок. Дикция – ясность, разборчивость, правильность произнесения текста. Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции. Артикуляционный аппарат – губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы. Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения. Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука. Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения. План 1. Общая характеристика деятельности. Воспитательное значение хорового пения. 2. Особенности развития слуха и голоса младших школьников. Охрана детского голоса. 3. Вокально-хоровые навыки и умения. 4. Методика работы с фальшиво поющими детьми. 5. Последовательность разучивания песни. «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песен, но и качестве исполнения, способствуем этим развитию вкуса детей. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и качестве исполнения… Работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, – это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…» Н.Л.Гродзенская Тезисы лекции |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 1543; Нарушение авторского права страницы