Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика обучения младших школьников игре на ДМИ
Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах: 1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.); 2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.; 3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.); 4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.). На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона. Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке): 1 этап – равномерная пульсация долей; 2 этап – восприятие и воспроизведение только СИЛЬНЫХ долей; 3 этап – восприятие и воспроизведение только СЛАБЫХ долей; 4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения 5 этап – восприятие и воспроизведение ОСТИНАТНОГО ритма (1-2 такта, например, или и т.п.). После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования: - разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие; - сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся. Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях. Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы: - с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур); - с сопровождением и без него; - с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах; - с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии; - с остановкой на трудном месте; - с «перестановкой мотивов»; - с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»). При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные). Особенно хороши пьесы в форме вариаций, т.к. обычно с новым проведением темы в виде вариаций вступают новые инструменты. Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству. Д/З: 1. Знать теорию 2. Подготовить беседу о русских народных, старинных инструментах, инструментах симфонического оркестра и др. (по выбору) с использованием компьютерной презентации. Литература: 1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000. – С. 136-178. 2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 265-273. Проверь себя План-задание: Теоретический блок 1. В чём заключается развивающее значение игры на простейших музыкальных инструментах? 2. Каким образом вводятся детские музыкальные инструменты в урок музыки? 3. В чём заключаются особенности аранжировки пьес для детского исполнительства на школьном уроке? 4. Укажите особенности работы в использовании детских музыкальных инструментов на уроках музыки. 2. Практикоориентированный блок Подготовьте музыкальный материал для исполнения его на уроке при реализации учебно-развивающих задач, направленных на формирование исполнительских умений, ладовых и ритмических представлений учащихся, развитие чувства формы музыкального произведения (по выбору) в зависимости от цели и задач урока, формирования УУД (см. Д/З, практич. занятие № …) Практическое занятие № … |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы