Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В бой идут одни старики(1973)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Валерий Чкалов (1941)
Биографическая киноповесть о легендарном летчике Валерии Чкалове, герое Советского Союза. Комбриг Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. В 1936-37 годах совершил беспосадочные перелеты Москва - о. Удд (Дальний Восток) и Москва-Северный полюс - Ванкувер (США). Валерий Чкалов (1941) в хорошем качестве FHD. Фильм Валерий Чкалов. Валерий Чкалов 1941. Фильм Валерий Чкалов в хорошем качестве. Валерий Чкалов 1941 (Фильм Валерий Чкалов смотреть онлайн в хорошем качестве 1080 FHD. Год выпуска: 1941 В ролях: М.Геловани, С.Межинский, В.Белокуров, К.Тарасова, В.Ванин, П.Березов, С.Яров, Б.Жуковский, С.Бирман, Б.Андреев, А.Райкин, М.Бернес и другие. Описание: Фильм о знаменитом лётчике, герое Советского Союза Валерии Павловиче Чкалове. «Валерий Чкалов» — художественный фильм 1941 года. Восстановлен на Киностудии им. М. Горького в 1962 году. Биографический фильм о лётчике-испытателе Валерии Чкалове.
Сюжет Валерию Чкалову — лучшему военному лётчику — скучно летать в рамках уставов и инструкций, он стремится совершать головокружительные виражи, сверхнизкие полёты, мёртвые петли и т. п. Когда его командир Алёшин (Батя) в разговоре с любимой девушкой Чкалова на мосту через Неву в Ленинграде уговаривает её помочь бесшабашному пилоту взять себя в руки, Чкалов, неправильно истолковав их свидание, дерзко пролетает на своей машине прямо под мостом. За это его отчисляют со службы. Несколько лет великий лётчик тянет лямку на грузовом самолёте, уделяет время семье (любимая стала его женой), растит детей. Но вот к нему приезжает Батя, который знает, что выходки Чкалова — не зряшное лихачество, а стремление добиться максимального лётного умения, чтобы в случае войны побеждать врагов. Батя приглашает Чкалова испытателем на авиазавод, где молодой конструктор Мухин (прототип — Николай Поликарпов, машины которого в реальности испытывал Чкалов) разрабатывает новую модель истребителя-моноплана. Невзирая на полосу временных неудач, Чкалов убежден в прекрасных качествах этой модели и заражает своей дерзкой уверенностью всех — и конструктора, у которого опускаются руки из-за аварий, и директора завода, и самого наркома Серго Орджоникидзе. Достоинства самолёта Мухина с блеском доказаны Чкаловым во время показательного воздушного поединка на авиапараде. Правда, ему не сразу удается посадить машину из-за того, что заело шасси. Но он ни за что не хочет выброситься с парашютом и, резко вращая самолёт фигурами высшего пилотажа, добивается того, что шасси все-таки сработало. Его упорство произвело впечатление на главного зрителя парада — Сталина. Вождь беседует с лётчиком и внушает ему, что играть своей жизнью не следует, а смертельный риск должен быть оправдан великой целью. Чкалов заново обдумывает смысл своей жизни и работы. В это время он теряет старшего друга — Батю, который получил смертельное ранение из-за того, что в экспериментальном полёте, подчиняясь инструкциям, «наступил себе на горло». Наконец, Чкалову доверяют грандиозную задачу — трансарктический перелёт в США. Во главе с ним экипаж из трёх пилотов отважно пролетает над Северным полюсом и, несмотря на многочисленные трудности, успешно приземляется в Америке. Чкалов приветствует перед собравшейся толпой американский народ, раздаёт автографы и рассказывает журналисту-американцу о размере своего богатства — 170 миллионов, но не долларов, а советских людей, которые его поддерживают. Заключительный разговор между Чкаловым и его верным механиком Пал Палычем происходит перед новейшей мощной машиной. Прославленный лётчик делится с собеседником своими надеждами на будущее — лететь туда, куда только проникает мысль человеческая. Цензура В редакции 1962 года фильм претерпел значительные изменения. Из картины были удалены сцены со Сталиным, вырезаны или переозвучены все упоминания о нём, исчезли (или были подретушированы) кадры в тех местах, где показывались портреты Сталина, надпись на фюзеляже самолёта «Сталинский маршрут» и т. п. Переозвучен и в результате смягчён фрагмент диалога о врагах, мешающих развитию советской авиации (в разговоре Чкалова с командиром Батей). Фильм, таким образом, был сокращён по времени примерно до 83 минут.[источник не указан 2404 дня] В 2007 году компания «Магнат» выпустила DVD с первой, полной версией фильма — в том виде, каком картина была выпущена на экраны в 1941 году. Полная версия была показана и каналом «Культура», 2 февраля 2014 г. Трюки Валерий Чкалов осуществил свой дерзкий пролёт[2][3] под Троицким мостом в Ленинграде. Повтор этого полёта (шесть раз) был осуществлён лётчиком Евгением Борисенко на гидросамолёте Ш-2 в 1940 году в рамках съёмок фильма. В ролях
Съёмочная группа
Видео Фильм выпущен на видеокассетах VHS компанией «Формат А», а в начале 2000-х годов — «Мастер Тэйп». 25 апреля 2005 года фильм выпущен на DVD студией «Союз видео». В 2007 году компания «Магнат» выпустила DVD с первой, полной версией фильма — в том виде, каком картина была выпущена на экраны в 1941 году. Киноляпы Госпиталь. Сцена прощания с Батей. У постели умирающего командира сидит и штурман разбившегося самолёта. Чтобы подчеркнуть ранение, полученное штурманом при катастрофе, актёру дали в руки костыли и перебинтовали ему левый сапог. Кадр с бинтом, повязанным поверх сапога, можно увидеть примерно на 01: 02: 35. Ошибки
Примечания
«И ты увидишь небо» (1978) Жанр: драма(1978) О пятнадцатилетнем герое Великой Отечественной войны, военном лётчике, кавалере ордена Боевого Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды - Аркадии Каманине. Август 1944 года. На командном пункте авиационного полка легендарный лётчик, Герой Советского Союза - генерал Н.П. Каманин (А.Пороховщиков). Ему необходимо срочно доставить пакет на плацдарм, где в окружении немцев героически сражается одна из частей Красной армии. Но все самолёты из эскадрильи связи разбиты, лётчики погибли, а перед ним стоит его 15-ти летний сын, готовый вылететь туда на последнем исправном самолёте... В ролях: Александр Пороховщиков, Маргарита Володина, Владимир Широков, Михаил Яковенко, Геннадий Корольков, Виктор Шульгин, Виктор Перевалов, Валерий Величко, В. Тюрин
Сюжет Фильм рассказывает о Аркадии Каманине — пятнадцатилетнем военном лётчике, герое Великой Отечественной войны, кавалере ордена Боевого Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды. Август 1944 года. Великая Отечественная война. На одном командном пункте авиаполка находится известный лётчик — Герой Советского Союза — генерал Николай Петрович Каманин (Александр Пороховщиков). Ему нужно в срочном порядке доставить важный пакет к плацдарму: там, в окружении немецко-фашистских оккупантов геройски ведёт бои с противником одна из частей РККА. Чтобы доставить пакет, нужен самолёт. Но все самолёты, находившиеся в эскадрилье связи, были разбиты гитлеровцами, все лётчики погибли. Перед Николаем Петровичем находится его сын Аркадий, которому исполнилось всего 15 лет. Аркадий готов вылететь на плацдарм незамедлительно: в эскадрилье остался его последний работающий самолёт. …Незадолго до происходящего, в одну эскадрилью связи, находящуюся при фронте, устроился в качестве моториста один мальчишка. Внезапно он заявил, что он круглый сирота, но что моторы летательных аппаратов знает в совершенстве. Мальчика пожалели и взяли в эту эскадрилью. Со временем лётчики, видя его заветную мечту — полетать на самолёте — научили его управлять самолётом. Однажды Николай Петрович Каманин, приехавший в эту эскадрилью, узнал в этом самом мальчике-«сироте» своего сына Аркадия, сбежавшего на фронт… В ролях
Съёмочная группа
Технические данные
Интересные факты
Сегодня звонил Безуглов и просил «по секрету» высказать ему мою оценку фильма, снятого по его сценарию. Я сказал, что кинофильм вполне удовлетворительный и его главное достоинство в том, что фигура отца не заслонила образ сына. Правда, образ Аркадия ограничен его увлеченностью полетами, и это несколько обедняет его, а ведь он был ещё и большим любителем музыки, литературы, спорта, и главное — он был примерным сыном. Жаль также, что из всех подразделений авиакорпуса в фильме показана только эскадрилья связи, а большая боевая работа штурмовиков и истребителей не чувствуется даже за кадром.
Сюжет Действие фильма начинается в конце лета 1943 года во время битвы за Днепр. Из боевого вылета возвращаются лётчики-истребители второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка. Нет только её командира — Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». Когда уже все, кроме его механика Макарыча, перестали ждать, ведь топливо в баках кончилось более сорока минут назад, на лётное поле сел «Мессершмитт», пилотируемый Титаренко. Его действительно сбили за линией фронта, но атаковавшая в тот момент пехота выручила лётчика, а на аэродроме подскока ему подарили трофей. На следующий день в полку распределяют по эскадрильям только что прибывшее пополнение. Несколько новичков, среди которых лейтенант Александров и младшие лейтенанты Щедронов и Сагдуллаев, просятся в знаменитую вторую эскадрилью. Титаренко спрашивает каждого об их музыкальных талантах: вторая эскадрилья известна как «Поющая» и после боевой работы превращается в самодеятельный оркестр, где Титаренко выступает дирижёром. Щедронов напевает песню «Смуглянка» и получает соответствующее прозвище. Едва познакомившись с пополнением, «старики» со словами «На ваш век хватит! » вылетают на перехват большой группы немецких бомбардировщиков. Сразу в бой новичков не берут: в Оренбургском лётном училище их готовили по ускоренной программе, и им ещё надо доучиваться летать и учиться воевать. На аэродром базирования возвращаются все, но Маэстро в гневе: уже не в первый раз его ведомый, старший лейтенант Скворцов, вышел из боя без приказа. После серьёзного разговора выясняется, что после того, как Скворцов в ходе Курской битвы над Понырями столкнулся в лобовой атаке с немецким истребителем и лишь чудом уцелел сам, ведомый «Маэстро» подсознательно боится боя. Скворцов просит списать его из авиации, но Титаренко сжигает его рапорт, давая другу шанс исправить ситуацию. В перерывах между вылетами вторая эскадрилья репетирует музыкальные номера. Даже питающий отвращение к музыке Александров берётся исполнять партию бубна, а вскоре начинает руководить репетициями вместо комэска. Новички начинают летать. После того как Александров разбивает самолёт при посадке, командир отчитывает его, но Александров как ни в чём не бывало отправляется ловить кузнечиков. Титаренко отстраняет Александрова от полётов на неопределённое время («Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому! »). За Александровым прочно закрепляется прозвище «Кузнечик». Титаренко на трофейном «Мессершмитте» улетает на разведку. В его отсутствие на аэродроме вынужденную посадку совершает лёгкий ночной бомбардировщик — биплан У-2, пилотируемый лётчицами Зоей и Машей. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу и получает от товарищей прозвище «Ромео». Вдруг прилетает немецкий «Мессершмитт», который бомбит и обстреливает аэродром, но все выживают, а «Ромео» с Машей даже не замечают его. Вернувшийся из разведвылета Маэстро подтверждает сведения партизан о большой группе немецких танков. Когда пополнение (кроме Кузнечика) было готово к первому бою, Титаренко отправляется на повторную разведку (немцы замаскировали свои танки под копны и сараи), но на обратном пути его сбивают. Солдаты-пехотинцы, принявшие Титаренко за немца, который любил стрелять по медсанбату, устраивают ему «горячую встречу». Вернувшись в полк на лошади, Титаренко узнаёт от Макарыча, что погиб Смуглянка. Со своим ведущим он отрабатывал слётанность в паре и над аэродромом был сбит немецкими «бубновыми» «Фоккерами». Через некоторое время Ромео признаётся Маше в любви. Титаренко вступает в ВКП(б) и получает партийное поручение: личным примером показать молодому пополнению, что «бубновых» асов Геринга тоже можно успешно сбивать. Маэстро вызывает немцев на показательный «рыцарский поединок». Ведомым он берет Скворцова и заодно проводит «педагогический» эксперимент: в самом начале боя сообщает, что отказало оружие. Выручая друга, Скворцов впервые за долгое время преодолевает свой страх и даже сбивает немецкий самолёт. Вечером того же дня немцы совершают на аэродром налёт, во время которого отстранённый от полётов Кузнечик без разрешения взлетает, к тому же на самолёте Титаренко, и одерживает свою первую воздушную победу, спасая полк. Эскадрилья даёт очередной концерт, на который приглашает и лётчиц, чей полк расквартирован неподалёку. Сергей Скворцов исполняет песню «Нiч яка мiсячна», а в одном из следующих боевых вылетов совершает «огненный таран» — направляет свой горящий самолёт на вражеские железнодорожные эшелоны с криком: «Ребята! Будем жить! » Проходит ещё некоторое время. Территория Советского Союза почти освобождена. В бой снова идут одни «старики», но среди них уже и Ромео — старший лейтенант и ведомый Маэстро, и Кузнечик — старший лейтенант и командир второй эскадрильи, а сам Титаренко, в звании майора, уже командует полком. За пятнадцать минут до построения полка перед боевым вылетом Ромео обращается к командиру с просьбой разрешить жениться, так как и его, и Машу в любой момент могут сбить. Титаренко не без колебаний даёт разрешение и полушутя отчитывает ведомого за отсутствие планшета (резолюцию на рапорт с просьбой приходится накладывать на футбольном мяче), как когда-то отчитывали и самого Титаренко. Новые «желторотики» остаются на земле дожидаться возвращения старших товарищей. Из очередного боя тяжело раненым возвращается, но умирает, посадив самолёт, Ромео. Когда Маэстро, Макарыч и Кузнечик приходят на аэродром женского полка сообщить Маше эту весть, они узнаю́ т, что полк улетел, а Маша вместе с напарницей Зоей тоже погибли. Макарыч и Титаренко садятся у могилы девушек и обещают вернуться сюда, когда окончится война, чтобы снова спеть «Смуглянку» от начала и до конца. В финале фильма идут титры «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается» и звучит песня «За того парня» в исполнении Льва Лещенко. В ролях
Не указанные в титрах
Съёмочная группа
Создание фильма Сценарий Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище[2]. После того как в начале 1970-х годов Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно про военных лётчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях (но с частым в искусстве применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь) времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков[3], Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском лётчике младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109.[4]. Считается, что прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии[5]. Но Виктор Михайлович Щедранов (не «Щевронок» и не «Щедронов») погиб 17 апреля 1945 года. Погиб кавалеристом — гвардии казаком 42-го гвардейского казачьего кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской Кубанско-Слуцкой Краснознамённой орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии. В донесении о потерях адрес его матери в Краматорске указан в том же посёлке Октябрьский — дом № 125 (Быковы жили в доме № 130, кв. № 8). Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма[6]. Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками[6]. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах»: про приказ с фразой «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным», а также насчёт сбитого вражеского самолёта во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова[7]. Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили лётчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора. В конце 1960-х годов Быков нашёл Попкова и попросил разрешения снять фильм о «поющей» эскадрилье[8]. Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2 Василия Емельяненко. Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолёты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельём всех фрицев распугали»[5][8]. Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя! ») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне лётчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков[4]. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942[8]. В 41-м году пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову, впоследствии ставшему командующим 3-й воздушной армией. Сидело нас около сотни, и Громов спрашивает: «Ну, у кого есть боевые вылеты? » Все молчат. А для справки сообщу, что у Хартмана, лучшего лётчика фашистской Германии, перед началом войны было 600 часов боевых налётов. У меня был один боевой вылет — будучи инструктором Батайской школы, я летал на прикрытие моста в Ростове-на-Дону — 1 час 34 минуты, но я храбро поднял руку. «Понятно, — сказал комдив, — в бой идут одни „старики“». Вот и Кузнечик в конце фильма, невзирая на протесты новичков, говорит перед полётом эту самую фразу. Киношники р-раз её — и в название фильма. — дважды Герой Советского Союза Виталий Попков[9] Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу»[5]. Леонид Быков о фильме Почему героями мы выбрали именно лётчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полётах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна! » Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».[10] Подбор актёров
20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча. Ленинградский актёр был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нём не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актёра, участника Великой Отечественной, кавалера трёх орденов. Другая проблема возникла с Анатолием Матешко, исполнителем одной из ключевых ролей фильма — Смуглянки. За месяц до начала съёмок студия заняла Матешко в другом фильме[п 1][11]. Леонид Быков в срочном порядке отобрал Сергея Подгорного из группы студентов-первокурсников Киевского театрального института[5]. Образ оказался настолько точным, что после выхода фильма Подгорного разыскала мать настоящего Виктора Щевронка и поблагодарила словами: «Спасибо, Витя»[12]. По изначальному замыслу Быкова роль Скворцова должен был исполнять Леонид Филатов. Владимир Талашко, в итоге исполнивший роль ведомого Титаренко, позже сказал, что если это и было так, то Быков о таких подробностях умолчал, чтобы не ранить коллегу. По словам Талашко, хотя иногда в кино срабатывали знакомства, связи и учитывалась степень популярности артиста, у Быкова был один критерий: подходит или нет. Даже Смирнов, которого он так отстаивал, проходил пробы наравне со всеми[13]. На роль «Кузнечика» Быков планировал пригласить Владимира Конкина[14]. Быков сообщил Конкину, что у того есть комедийный талант, и дал прочесть сценарий. Конкин согласился на роль Кузнечика, но в тот период он был занят в фильме «Как закалялась сталь» Николая Мащенко, и режиссёр не отпустил его на съёмки к Быкову[15][16]. В этом плане больше повезло Рустаму Сагдуллаеву, который одновременно снимался в фильме «Мой добрый человек», для чего актёру приходилось постоянно летать в Ташкент, где проходили съёмки. Кстати, по этой же причине Ромео проводит большую часть фильма в шлемофоне или пилотке, чтобы его длинные волосы, нужные для другой роли, не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной войны[17]. Фильм стал кинодебютом Евгении Симоновой и одной из самых известных её ролей: трогательный образ молодой лётчицы Маши запомнился многим зрителям[18]. На тот момент Симонова была совсем юной (18 лет) студенткой второго курса Щукинского училища, и на площадке коллеги относились к ней с большой нежностью[13]. Сама актриса впоследствии называла работу с Леонидом Быковым — «потрясающим подарком судьбы»[18], а его самого — своим «крёстным отцом в кино»[19]. Съёмки
Большой и неожиданной проблемой для Быкова стало полное отсутствие в СССР самолётов времен Второй мировой войны. Не сохранилось ни одного истребителя Ла-5ФН, на котором воевали лётчики 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Летающий По-2 (так с 1944 года назывался У-2) обнаружить удалось лишь в Польше. Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, который в своё время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съёмок настоящие самолёты времен войны, но маршал поначалу отнёсся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне. Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съёмочной группе сразу пять самолётов: четыре спортивно-пилотажных самолёта Як-18П и чехословацкий спортивно-пилотажный Zlin Z-326 «Акробат», внешне очень отдалённо похожий на немецкий Me-109 (хотя роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, «сыграл» планер КАИ-12 «Приморец»). Машины доставили на киевский аэродром «Чайка», где их перекрасили и придали им вид истребителей Ла-5[5] (впрочем, из диалогов в фильме вытекает, что лётчики полка дерутся на истребителях «Як»). Для этого у Як-18П пришлось снять переднюю стойку шасси и приделать хвостовое колесо. Для создания задней центровки фюзеляж загрузили балластом — мешками с песком. По-2 съёмочной группе выделил начальник Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, маршал авиации Сергей Руденко. При академии был создан музей-выставка авиационной техники ВВС (ныне — Центральный музей Воздушно-Космических Сил Российской Федерации) и Руденко — в нарушение всех инструкций, на свой страх и риск — одолжил биплан для съёмок[4]. Съёмки фильма начались 22 мая 1973 года в павильоне студии Довженко в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата», после чего переместились на натуру. В конце мая начались съёмки сцен воздушных боёв. По воспоминаниям оператора Виталя Кондратьева, для удобства воздушных съёмок он придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полёта (данные воспоминания, однако, вызывают, мягко говоря, очень большие сомнения, поскольку на Як-18П второй кабины просто нет — это одноместный самолёт). Но утверждается, что изобретение Кондратьева очень понравилось Быкову, который, якобы, тут же начал его использовать в деле: Пилот выписывал в небе «бочки» и «мёртвые петли», а Леонид Фёдорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую! » После нескольких дублей самолёт садился, я менял кассету с плёнкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съёмочного дня Быков буквально вывалился из самолёта и плюхнулся на зелёную траву аэродрома. «Ну, как дела? » — спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим плёнку — увидим! » — Виталь Кондратьев, оператор фильма[5] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы