Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эстетические качества личности:Стр 1 из 3Следующая ⇒
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПЛАН: 1. Основные понятия эстетического воспитания. 2. Задачи и содержание эстетического воспитания. 3. Эстетическое воспитание в школе. I. Основные понятия эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности, имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами. Эстетические качества личности: 1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл). 2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение, идеал). 3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание). 4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт). 5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям, искусству, природе, суждениям, поведению). Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных ценностей человечества. Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества. Компоненты эстетической культуры личности: 1.Эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов). 2. Эстетические потребности и отношения (мотивы личности, эстетические интересы, чувства, вкусы). 3. Эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности, отношения). Эстетическое восприятие - это основа эстетического сознания, представляет собой процесс отражения эстетической сущности предмета, соотнесение воспринятого с имеющимися у человека эстетическими критериями (взаимосвязь эмоционального и интеллектуального). Эстетические суждения - это умственный акт, в котором реализуется отношение личности к конкретному эстетическому явлению. Характеризуют различной степенью сложности и глубины, что зависит от характера и уровня знаний личности, ее опыта. Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к явлению на основе сопоставления с его эстетическими нормативами и идеалами; выражается через суждения. Эстетический идеал - социально обусловленное представление личности о совершенстве и красоте; воспринимается как цель, перспектива. Эстетическая потребность - субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности через конкретный вид деятельности. Потребности и отношения являются мотивами личности и проявляются через эстетические интересы, вкусы, чувства. Все это отражается в стремлении глубже понять сущность эстетического явления, а так же к многократному его восприятию. Эстетический интерес - направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности. Интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это зависит от степени активности личности. Интересы часто могут перерастать в эстетические потребности. Эстетический вкус - сложное явление, в котором переплетаются личное и общественное. Оценка связана с процессом освоения эстетической сущности предмета, а вкус - с типом реагирования личности на окружающее. Вкус проявляется в оценках, формируется через сумму эстетических и моральных норм. Эстетическое чувство - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету. Выражается либо в духовных наслаждениях, либо в любых других чувственных ощущениях в процессе созерцания и деятельности. Чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания; находятся в единстве с интеллектом человека. Чувства рождают глубокие и стойкие эстетические интересы. Эстетическая деятельность - создание и преобразование окружающего мира по законам красоты. Показателем эстетической воспитанности является эстетическая активность человека. Деятельность характеризуется наличием навыков, умений, способностей. 2. Задачи и содержание эстетического воспитания: Задачи эстетического воспитания: 1. Формировать культуру отношений к различным явлениям жизни (обществу, человеку, себе, природе, искусству и т.д.). 2. Развивать при помощи искусства творческую установку личности (общение с искусством развивает ассоциативно-образное мышление, способность создавать художественный образ и воспринимать его в произведениях искусства). 3. Осваивать язык искусства, системы языков (живописи, музыки, художественной культуры и т.д.). Содержание эстетического воспитания заложено в программных документах образовательных учреждений, что определяется формированием у детей знаний, умений, интересов, потребностей, оценок, вкусов. При этом школьники приобщаются к эстетической художественной деятельности, у них развиваются соответствующие умения и навыки, влияющие на развитие эмоционально-волевой сферы и общения. Основными критериями освоения эстетических понятий является формирование эстетических норм: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое, что помогает освоить ценностную шкалу личностных ориентаций в развитии сознания, формировании чувств и эмоций.
Эстетическое воспитание в школе. Человек по своей натуре - художник, он интуитивно вносит в свою жизнь красоту, поэтому в любом виде деятельности человек может развиваться эстетически. Эстетика быта, среды является основополагающей в становлении личности ребенка, его поведения. Критерии эстетической воспитанности: а) эстетический идеал; б) художественный вкус; в) общая способность к глубокому переживанию чувств; г) эстетические суждения; д) способность к художественному творчеству. Эстетическое воспитание средствами искусства называется художественным воспитанием. В искусстве в более концентрированном виде, чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории, оказывая эмоционально-эстетическое воздействие на все стороны личности, способствуя ее художественному образованию. Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Человек получает объем сведений из области теории и истории одного из видов искусств, что может быть усилено через практическую деятельность. Методика художественного воспитания в школе: 1. Демонстрация, показ или исполнение художественного произведения. 2. Анализ, разбор, оценка художественного произведения. 3. Сообщение искусствоведческих знаний. 4. Организация творческой и исполнительной деятельности учеников. Здесь большое значение выполняют родной язык, изобразительное искусство, музыка, литература. Различные виды деятельности по отношению к эстетическому можно Различать как: а) деятельность восприятия. Это сложное социальное явление, в котором сочетаются эмоциональное и интеллектуальное. Здесь предполагается целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценка (деятельность сенсорного восприятия). б) деятельность исполнительства. Это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях, ступень к овладению творческой деятельностью (исполнение песен, танцев, лепка и т.п.) в) деятельность творчества. Это более высокий уровень создания нового и оригинального продукта, представляющего общественную ценность. Условием этого будут являться: замысел, его разработка, поиск, отбор выразительных средств и т.д. Существует три группы показателей, которые свидетельствуют о Наличии творческого начала в художественной деятельности детей: 1) отношения, интересы, способности, проявляющиеся в художественном творчестве. 2) способы творческих действий. 3) качество детской продукции.
ДЕТСКАЯ ИГРА. ПЛАН: 1. Особенности детской игры. 2. Игры с правилами. Дидактическая игра. 3. Игрушка. 4. Влияние игры на умственное развитие ребенка. 1. Особенности детской игры. Игра - исторически возникший вид деятельности детей, где воспроизводятся действия взрослых и отношения между ними. Игра направлена на познание предметной и социальной действительности, является социальной деятельностью по происхождению, направленности и содержанию. Виды игр отличаются большим разнообразием - по правилам, содержанию, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов. Поэтому их условно делят на три группы: 1. Творческие игры (содержание дети придумывают сами и отражают в них свое понимание мира) - сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации, режиссерские и т.д. 2. Игры с правилами (они создаются взрослыми) - дидактические, подвижные, музыкальные и т.д. 3. Игры-развлечения, игры-забавы. Действия: 1. Целенаправленно обогащает практический и игровой опыт ребенка. 2. Постепенно переводит этот опыт в условный игровой план. 3. Побуждает детей к творческому отражению действительности. Логические игры. 1. Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, дидактическим предметным материалом, которые развивают сенсорное восприятие. 2. Настольно-печатные игры - направлены на систематизацию, формирование представлений о мире и развивают мыслительные процессы. Игрушка Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутников жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла - обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д. Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, ее конкретного назначения. Игрушки по степени Виды игрушек: 1. Сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных, предметы домашнего обихода). 2. Игрушки - орудия труда (совок, лопатка, сачок). 3. Технические игрушки с программным или беспрограммным управлением (транспортные агрегаты, машины). 4. Игровые строительные конструкторы - сборно-разборные. 5. Дидактические игрушки и игры. 6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки). 7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров, костюмы, украшения). 8. Игрушки - забавы. 9. Звучащие музыкальные игрушки. 10. Игровые материалы и игрушки -самоделки. 11. Игровое оборудование ( домики, макеты). 12. Компьютерные игрушки и игры. 13. Развивающие игрушки ( игры-головоломки). Часто любой предмет может служить игрушкой в руках ребенка или взрослого. Тремя видами моделей: а) отражающими структуру отдельного объекта; б) отражающими структуру класса объектов; в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения. Обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения, позже - к отображению временных отношений. И уже потом - все другие типы отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и др.). Если в начале детям даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ПЛАН: 1. Основные подходы к воспитанию. 2. Современные концепции воспитания. 3. Формы организации воспитательных систем школ. 4. Воспитательные системы в современных образовательных пространствах. Гавриловец). Конструирование своего «Я» - главное в воспитании. Систематическое самопознание и самореализация. Человек - мир, человек - природа, человек – человек. Формирование «Я-концепций», «Я-личности». Следующие концепции: - Личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.). - Философско-антропологическую концепцию (Библер В.С.). - Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.). - Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.). - Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.). - Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.). - Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко). - Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сазонов). - Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский ) и др. Системы: - вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой воспитательной системы лежит принцип свободы; - школы глобального образования – здесь целью является формирование планетарного мышления; - " педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского, Ф.Я. Шапиро); - справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг); - школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С. Библера, С.Ю. Курганова); - воспитательная система школы-комплекса - основана на взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами - в коллективной и индивидуальной форме занятий; - воспитательная система сельской школы - это особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе); - скаутизм как воспитательная система - добровольное движение, связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью, внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые десанты; - пионерская организация; - " педагогика успеха"; - гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др. Современная система в России - это традиционная воспитательная система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее воспитание. Содержание воспитательной системы состоит из следующих Компонентов: - мировоззренческий компонент; - основные сферы жизнедеятельности человека (жизнь, здоровье, среда, общество); - материальные и духовные ценности культуры - общечеловеческие и национальные компоненты; - формирование опыта гражданского поведения; - накопление опыта гуманного поведения; - овладение детьми ситуациями со свободным выбором поступков; - самовоспитание, самооценка, самоанализ личного поведения. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ПЛАН: 1. Основные понятия эстетического воспитания. 2. Задачи и содержание эстетического воспитания. 3. Эстетическое воспитание в школе. I. Основные понятия эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности, имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами. Эстетические качества личности: 1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл). 2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение, идеал). 3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание). 4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт). 5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям, искусству, природе, суждениям, поведению). Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных ценностей человечества. Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 3814; Нарушение авторского права страницы