Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В учебном процессе различаются:



1. Дидактические игры, которые строятся на основе автодидактизма.

2. Игры-упражнения, которые организуются или с дидактической

игрушкой, или с дидактическим материалом.

Для этих игр характерны самые разнообразные игровые задачи и

игровые действия. Игровые действия могут быть многосоставными и

состоять из ряда отдельных действий или операций. Большим разнообразием

отличаются и правила. Между игровым замыслом, игровыми действиями и

правилами существует тесная взаимосвязь. Наличие правил позволяет

осуществлять игровые действия и решать игровые задачи. Ребенок в игре

учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка

через игровой замысел, действия и правила - называется автодидактизмом.

Каждая дидактическая игра развивает определенную сторону ребенка,

его психические свойства, сенсорную культуру, мышление и т.д. В играх

формируется умение подчиняться правилам, что влияет на формирование произвольности в поведении, самоорганизацию детей, их общение между

собой. Таким образом, дидактическая игра служит средством воспитания и

развития ребенка.

По характеру используемого материала дидактические игры бывают:

Игры с предметами (предметные игры), настольно-печатные игры, словесно-

Логические игры.

1. Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой,

дидактическим  предметным материалом, которые развивают сенсорное

восприятие.

2. Настольно-печатные игры - направлены на систематизацию,  

формирование представлений о мире и развивают мыслительные процессы.

Виды настольно-печатных игр:

а) парные картинки - игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

картинки по сходству;

б) лото - они строятся по принципу парности. К картинкам на большой

карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках,

тематика самая разнообразная;

в) домино - принцип парности в этой игре реализуется через подбор

карточек, картинок при очередном ходе. В игре развивается

сообразительность, память, умение прогнозировать и предвидеть ход

партнера;

г) разрезные картинки и складные кубики, на которых отображен

предмет или сюжет, разделенный на несколько частей. Игры направлены на

развитие внимания, уточнение представлений между целым и частью;

д) игры типа “лабиринт” - развивает пространственную ориентацию,

умение моделировать, абстрагировать и абстрагироваться, умение

предвидеть результат действия;

е) игры типа “кубик Рубика” с различными формами и окраской -

связаны с нахождением определенного алгоритма в игровых действиях;

ж) компьютерные игры - определяются различными информационными

программами.

3. Словесно-логические игры. Эти игры формируют слуховое внимание,

умения прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетание и слова.

Дети учатся воспринимать народное творчество: прибаутки, потешки,

песенки. Игровые действия связаны со словесным сигналом,

звукоподражанием, имитацией движений, поиском того, кто позвал. Эти

игры побуждают детей к многократному повторению звукосочетаний. Здесь

дети приобретают очень ценный опыт эмоциональных переживаний и

приобретают навыки правильного произношения.

Игрушка

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной

жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутников

жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в

обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними.

Так, например, кукла - обобщенный образ ребенка, позволяющий детям 

воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить,

переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления,

возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках

условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят

от типа игрушки, ее конкретного назначения.  Игрушки по степени

Усложнения и обобщенности делятся на три группы:

1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).

2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла

как обобщенный образ человека).

3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

В игрушках отражаются типичные черты предметов (Дед Мороз всегда в

длинной шубе, шапке и с мешком подарков). Чем больше натурализма и

конкретизации в характеристике игрушки, тем скорее эта игрушка надоест

ребенку.

Виды игрушек:

1. Сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных,

предметы домашнего обихода).

2. Игрушки - орудия труда (совок, лопатка, сачок).

3. Технические игрушки с программным или беспрограммным

управлением (транспортные агрегаты, машины).

4. Игровые строительные конструкторы - сборно-разборные.

5. Дидактические игрушки и игры.

6. Игрушки для спортивных и подвижных игр (мячи, скакалки).

7. Театральные и декоративные игрушки (персонажи кукольных театров,

костюмы, украшения).

8. Игрушки - забавы.

9. Звучащие музыкальные игрушки.

10. Игровые материалы и игрушки -самоделки.

11. Игровое оборудование ( домики, макеты).

12. Компьютерные игрушки и игры.

13. Развивающие игрушки ( игры-головоломки).

Часто любой предмет может служить игрушкой в руках ребенка или

взрослого.

Влияние игры на умственное развитие ребенка.

В раннем детстве через повторяющиеся игровые действия с игрушками

у детей возникает наглядно-действенное мышление. Затем в связи с

замещением отдельных предметов и действий, дети начинают оперировать

представлениями, образами, словами. Так игра переходит во внутренний

план (речевой, воображаемый). В основе развития умственных способностей

лежит овладение детьми действиями замещения и моделирования.

Замещение - это использование при решении умственных задач

условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков

и символов (в игре кубик может означать для ребенка все, что угодно). Сам

ребенок может отождествлять себя с любым объектом окружающего мира,

т.е. принять на себя воображаемую роль, обозначив ее словесным символом

(я - космонавт, тигр или самолет). Поэтому в игре у детей складывается

символическая (знаковая) форма сознания, состоящая в использовании

заместителей вместо реальных предметов. И это - начало большого пути,

ведущего к постоянному использованию различных знаков и всевозможных

символов, систем (цифры, буквы, нотные знаки, устная, письменная речь и

т.д.)

Моделирование - отражает связь явлений, их отношения. Это может

выражаться в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами

предметы обозначены при помощи заместителей, а их отношения - при

помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объеме или на

плоскости). Таким образом, наглядные модели являются формой

определения и обозначения отношений.

Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера и др.

Показали, что дошкольники и младшие школьники успешно работают с

Тремя видами моделей:

а) отражающими структуру отдельного объекта;

б) отражающими структуру класса объектов;

в) условно-символическими, отображающими их наглядные отношения.

Обучение моделированию следует начинать с умения отображать

пространственные отношения, позже - к отображению временных

отношений. И уже потом - все другие типы отношений (механических,

звуковысотных, математических, логических и др.). Если  в начале детям

даются готовые модели, то затем постепенно учащиеся обучаются

построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельностью

моделирования. Овладение внешними формами замещения и наглядного

моделирования, выступающими в виде использования условных

обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д., ведет к появлению

возможности употреблять заместители и наглядные модели в уме,

представлять себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее

видеть возможные результаты собственных действий.

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

ПЛАН:  

1. Основные подходы к воспитанию.

2. Современные концепции воспитания.

3. Формы организации воспитательных систем школ.

4. Воспитательные системы в современных образовательных

пространствах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь