Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5.1. Философия Древнего Востока



Зарождение древневосточной философии относят ко II тысячелетию до н.э. Ее учения основаны на изучении окружающего мира, человека и его местоположения в социуме и Космосе.

Характерные черты древневосточной философии:

1. Взаимосвязанность. Все явления рассматриваются как взаимозависимые и неотделимые части космического целого, разнообразные проявления одной и той же реальности.

2. Космологичность. Космос – это всеобъемлющий принцип высшего единства. Ничто не может существовать без Космоса, принципов и ритмов Вселенной.

3. Монизм: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не авто-номно.

4. Традиционность. Отсутствие динамики исторических процессов,   

стабильность и устойчивость культуры. 

5. Групповое сознание. Человек как личность был тесно связан и подчинен социальной группе, за которой закреплен определенный вид деятельности.

6. Определяющая роль мифологии и религии

7. Связь с социально-политическими реалиями.

Индуизм, возникший в древнейшей ведической культуре ок. 1 500 г. до н.э., является одной из старейших мировых религий и характеризуется множественностью религиозных убеждений, практик и текстов. Общими для ортодоксальных индуистских школ является вера в Дхарму, реинкарнацию, карму и мокшу каждой души посредством нравственных и медитативных техник. К 6 крупнейшим ортодоксальным школам относятся Веданта (IV-II вв. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (II в. до н. э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.) Санкхья –дуалистическая философская традиция, утверждающая, что Вселенная состоит из двух реалий: пуруши (сознания) и пракрити (материи). Освобождение индивидуальной души достигается после освобождения от влияния трех гун материальной природы: устойчивости, действия и бездействия. Последователи школы Ньяя верили, что обретение истинного знания является единственным способом освобождения от страданий. Вайшешика- натуралистическая атомистическая школа, сторонники которой принимают только два источника знания - восприятие и умозаключение. Школа Миманса является ортопраксической по своему характеру, первостепенное значение для которой имеет интерпретация дхармы как ритуала и социальной обязанности. Школа Веданта рассматривает Веды, особенно Упанишады, как надежный источник знания.

Неортодоксальные школы индуизма представлены буддизмом, джай-низмом и чарвакой. Джайнизм – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX–VI веках до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Существует пять основных этических принципов, которые должны выполнять джайны: не причинять вреда живому, быть искренним и благочестивым, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать. Школа Чарвака являет собой пример атеистической философии скептицизма и материализма. Представители Чарваки отвергли Веды и критиковали религию и религиозную мораль как бесполезные. Последователи Чарваки принимали положение о реальности феноменального мира и его возникновении из четырех элементов (земли, воды, огня и воздуха), из которых возникает многообразие вещей. Буддизм возникает в середине I тыс. до н.э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, получивший в дальнейшем имя Будды Шакьямуни. Ключевыми буддийскими понятиями являются Четыре Благородные Истины: о страдании, причине страдания, прекращении страдания, пути. Основная цель буддизма является сотериологической по своему характеру и определяется как свобода от дукхи (беспокойство, болезненность, страдание). Только человек способен выйти из сансары и обрести вечное блаженное упокоение нирваны. Поэтому лучшее, что может сделать человек, учит буддизм, – это вступить на путь освобождения самого ли себя (как учит Хинаяна) или всех живых существ (согласно учению Махаяны).

Китайская философия возникает в период процветания «Ста школ мысли» (VI в. – 221 г. до н.э.), характеризующийся значительными интеллектуальными и культурными событиями. «Натурализм» древнекитайской мысли заключается в невыраженности идеалистических учений в древнекитайской философии. Одной из основополагающих категорий, выражающей идею динамической, пространственно-временной, духовно-материальной субстанции является Ци. Другим основополагающим понятием является дао - Путь, рассматриваемый и как путь человека, и так трансцендентный миру абсолют, пронизывающий Небо и Землю. Символом единства противоположностей является Инь-Ян, предполагающее постоянное движение по кругу.

Основателем конфуцианства считается Конфуций (551–479 гг. до н.э.) Конфуцианство фокусируется на гуманистических ценностях, таких как принципы семейной и социальной гармонии, сыновней почтительности, пяти конфуцианских добродетелях. Конфуцианство традиционно рассматривает данные ценности как основанные на трансцендентном принципе, известном как воля Неба. Являясь философско-этической системой мысли, конфуцианство направлено на сохранение социальной гармонии, подразумевающей исполнение своей роли в установленном порядке вещей и отстаивающей незыблемость установленных Небом общественных начал социального неравенства. Даосизм – философско-религиозное учение, сосредоточенное на поиске гармонии с Дао, направленное на естественный путь нравственного самосовершенствования, поиск бессмертия. Двумя основоположниками даосизма являются Лао Цзы и Чжуан Цзы. Дао – это путь Природы и конечной реальности, сила, протекающая через всю Вселенную и человека и соединяющая вещи. По сути, Дао, Природа и Реальность являются синонимами. Основными принципами даосизма выступают у-вэй (недеяние, в ходе которого мудрец без усилий выражает добродетель, действуя как единое целое с универсальными силами Дао); «просветленность», понимаемая как знание и возможность спонтанного отклика на «естественность» вещей, ци (жизненная энергия, неразрывно связанная с достижением добродетели).

Семинар 1.

План проведения:

1. Миф и религия.

2. Индуизм как культурно-мифологическая система.

3. Ортодоксальные философские школы индуизма

4. Неортодоксальные направления древнеиндийской философии. Буддизм, Джайнизм, Чарвака.

 

Примерные темы рефератов:

1. Этические основы древнеиндийского мировоззрения.

2. Космологические представления в индуизме.

5. Учение о перевоплощении и закон кармы в индуизме.

6. Ортодоксальные школы Др. Индии: основные проблемы и центральные понятия.

7. Воззрения школ ньяя и вайшешика.

8. Философия школы санкхья.

9. Йога и Аюрведа. Синтез философии и медицины.

10. Путь освобождения в йоге и джайнизме.

11. Философия буддизма. Колесо причинности и путь спасения Будды.

12. Гедонизм и философия Чарваки.

13. Буддийский путь: этапы мудрости, нравственности и сосредоточения.

14. Основные принципы джайнизма.

 

Основные понятия темы: астика, настика, атман, брахман, дхарма, карма, мокша, рита, сансара, юга, веды, упанишады, даршан, ахимса, путь йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи), гунны (раджас, тамас, саттва), читта, манас, аханкара, махат-буддхи, сат-чит-ананда, хинаяна, махаяна, ваджраяна, «четыре благородные истины Буддизма», скандха, нирвана, пунабхава, нидана, анекантавада, джива, аджива.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности становления восточной философии?

2. Назовите основные идеи таких древнеиндийских философско-религиозных трактатов, как веды, брахманы, араньяки, упанишады.

3. Каковы космологические представления древних индусов?

4. Каковы пути спасения в индуизме?

5. Какие из ортодоксальных школ Индуизма постулировали наличие Бога как творца мира, а какие нет?

6. Каковы достоверные и недостоверные источники познания с точки зрения школы Ньяя?

7. Что является главным условием достижения мокши с точки зрения школ Ньяя и Вайшешика?

8. Как решается вопрос о субстанции в школе Вайшешика и Санкхья?

9. Назовите восемь ступеней системы духовной дисциплины школы Йога?

10. Объясните термин «медитация»?

11. Назовите благородные истины буддизма?

12.  В чём причина страдания согласно Буддизму?

13.  Почему Буддизм отрицает наличие Бога и души?

14.  Что такое колесо причинности и восьмеричный путь спасения в Буддизме?

15. Каково содержание морального учения джайнизма?

16.  Каким образом философия Чарваки объясняет наличие у человека сознания?

 

Семинар 2.

План проведения:

1. Особенности и характерные черты философии Древнего Китая.

2. Даосизм: центральные понятия, основные идеи.

3. Дискурс о человеке в философии Конфуция.

 

Примерные темы рефератов:

1. Предпосылки возникновения древнекитайской философии.

2. Лао Цзы: учение о Дао и Дэ.

3. Этические аспекты Даосизма: концепция «У-Вэй».

4. Учение о благородном муже в философии Конфуция.

5. Конфуцианство: этика, концепция «исправления имен».

6. Способы достижения бессмертия в даосизме

7. Традиционная китайская медицина

8. Система дзен-буддизма

 

Основные понятия темы: Дао, Дэ, У-Вэй, У-Син, Ци, Инь и Ян, И, Сяо, Ли, Мин, Жень, дзен, коан

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково значение китайской классической Книги Перемен для всей китайской культуры?

2. Назовите основные философские школы Древнего Китая и их представителей?

3. Каковы представления древних китайцев о причинах болезней?

4. Какие способы поддержания здоровья и достижения долголетия предлагали представители даосизма?

5. В чем смысл учения Лао-цзы о недеянии?

6. Как считал Конфуций, в чем причина хаоса в мире?

7. Раскройте смысл учений Конфуция о «пяти постоянствах», «сыновней почтительности», «учения о середине», концепции «исправления имен»?

8. В чем различие взглядов даосизма и конфуцианства относительно вопросов морали?

9. Назовите фундаментальные ценности этической концепции благородного мужа в конфуцианстве?

 

Цитаты:

Махабхарата: «Содеянное не исчезает. За человеком в этом мире следуют совершенные им деяния. Он появляется на свет, уже отягощенный ими»

Сиддхартха Гаутама: «Освободи свое сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожается ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожается она»

Конфуций: «Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия»

Конфуций: «Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно»

Лао Цзы: «Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то, прежде чем найти свою, ему нужно спуститься»

Примеры тестовых заданий:

1. Термин философии индуизма, означающий цепь перерождений, «хоровод» жизней и смертей?

а) карма            б) дукха                 в) сансара                   г) нирвана

2. Что обозначает термин «Брахман»?

а) непроявленная реальность всего сущего, божественное начало

б) извечный порядок вещей

в) высшая варна в Индии

 

3. Как называются комментарии к Ведам, являющиеся первыми философскими текстами индуизма?

а) Абхидхармакоша           б) Махабхарата и Рамаяна

в) Упанишады                          г) Трипитака

 

4. Какова причина пребывания людей в сансаре -

а) ахимса           б) авидья          в) аханкара              г)видья

 

5. «Бог – разрушитель» в индуистской космогонии –

а) Брахма             б) Вишну       в) Шива         г) Кришна        д) Рама

6. Этические нормы в Индуизме задаются

а) расовым происхождением

б) уровнем материального достатка

в) принадлежностью к варне

 

7.  В соответствии с учением ортодоксальных школ Индуизма, неукоснительное соблюдение закона Дхармы ведёт человека к

а) мантре                            б) майе                  в) мокше

 

8. Согласно онтологии школы Санкхья, источниками проявленной реальности являются

а) Брахман и Атман б) Джива и Адживав) Пуруша и Пракрити

9. Рассказчиком «Бхагавад-гиты» является

а) Брахма        б) Вишну        в) Кришна       г) Арджуна          д) Рама

10. Материалистическая философская школа древней Индии

а) Чарвака         б) Йогачара            в) Саутраника       г) Веданта

 

11. Последователи Хинаяна Буддизма видят своей задачей

а) личное «освобождение»

б) «освобождение» всех людей

в) «освобождение» как можно большего количества людей

 

12. Термин «Карма» дословно переводится как

а) сила порождаемая действием

б) освобождение

в) абсолютная любовь

 

13. Основным инструментом восточных медитативных практик является

а) рассуждение б) внимание   в) воображение

 

14. Как называется холистическая система медицины и здорового образа жизни, родившаяся в древней Индии?

а) чарвака      б) аюрведа          в)дзен                г) варна

 

15. Сколько «благородных истин» в Буддизме? –

а) три      б) четыре       в) восемь     г) двенадцать    д)девяносто восемь

 

16. Принцип поведения в Йоге, провозглашающий ненасилие по отношению ко всем живым существам –

а) астея          б) авидья        в) ахимса     г) апариграха

17. Привязанность человека к крайним позициям («Я должен сделать это, не смотря ни на что! »), трактуется буддистами как следствие

а) непонимания изменчивой природы вещей

б) чувственной привязанности

в) привязанности к жизни как к таковой

 

18. Как в Буддизме называются элементарные причинно-обусловленные состояния потока сознания человека?

а) скандхи       б) гунны            в) дхармы      г) клеши д) локи

 

19. Как называется одна из основополагающих практик Дзэн-Буддизма имеющая своей целью разрушить привычные стереотипы дуалистического типа мышления, устранить привязанность ума к словам

а) самадхи    б) асана    в) випасана   г) коан        д)чод

20. Понятие «ЦИ» в китайской философии означает

а) перемены б) энергия        в) путь               г) человек

 

21. Авторство философского трактата «Дао Дэ Цзин» приписывают

а) Чжуан Цзы         б) Лао Цзы       в) Мо Цзы           г) Конфуцию

 

22. Принцип «У Вэй» понимается как

а) непричастность    б) недеяние    в) ненасилие   г)незнание

 

23. Что является основой морального поступка с точки зрения даосизма?

a) только индивидуальные интересы

б) только интересы общества

в) чувство долга

г) диалектически связанные интересы индивида и общества

 

24. Какая философская идея отражена в фразе? - «Однажды Чжуан Цзы приснилось, что он бабочка и, проснувшись, он задал себе вопрос: Как могу я знать, снился ли человек спящей бабочке или спящему человеку снилось, что он бабочка? »

а) двойственность человеческой природы

б) тождество Атмана и Брахмана

в) тождество субъекта и объекта познания

г) концепция «Инь-Ян»

 

25. Какая из перечисленных причин заболеваний человека является фундаментальной согласно представлениям традиционной китайской медицины?

а) неправильное питание

б) неправильный режим жизни

в) неправильное дыхание

г) вредные привычки

 

26. Кто провозгласил следующий тезис? – «Верните вещам свои имена! »

а) Чжуан Цзы      б) Лао Цзы            в) Мо Цзы   г) Конфуций

 

27. Основополагающей добродетелью в конфуцианстве считается

а) справедливость                  б) скромность                в) человеколюбие

г) сыновний долг     д) ритуал

28. Наиболее подробно в Конфуцианстве рассмотрены

a) онтологические проблемы

б) гносеологические проблемы

в) аксиологические проблемы

29. Концепция «Ахимса», как императив экологического сознания, находит свое предельное воплощение среди последователей

а) Брахманизма б) Буддизма   в) Джайнизма        г) Чарваки

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь