Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Крестьяне. Бегство в город и эмиграция в Бразилию
Преобразования в сельском хозяйстве ухудшили положение тех португальцев, которые не сумели стать собственниками. До крупных перемен большая часть земли была общинной. Даже безземельные имели право использовать пастбища, рощи, заготавливать дрова; они могли иметь овец, собирать навоз для удобрений, заготавливать солому для матрасов, древесину для печи и очага на кухне. После перехода в частную собственность эти люди всего лишились. В былые времена они не имели денег, но мало что приходилось покупать, потому что большая часть заработка выдавалась «харчами»: алкейри муки, оливковое масло, сало. А теперь «харчи» стали товарами. Владельцу земли необходимо продать максимально возможное количество продукции, и у него уже нет той ее части, которую он распределял среди работников. Теперь он распределяет часть торговой выручки, то есть определенную сумму денег. Абсолютный размер заработной платы в реалах увеличился, вызвав многочисленные протесты собственников угодий; однако относительная сумма уменьшилась, поскольку все больше вещей считались необходимыми, а приобрести их можно было только за деньги. И увеличивался в первую очередь разрыв в уровне жизни между различными классами. Нищета ощущалась меньше тогда, когда все были нищими. А теперь появилось много людей, которые перестали быть бедными. Сельский дом отныне противопоставляется лачуге, а городское здание — бараку. Состоятельный крестьянин пользуется часами и носит золотую цепочку (это служит отличительным знаком класса собственников), вызывает при необходимости врача, пользуется аптекой, посылает детей в школу, хранит в подвале своего дома запас продуктов, который страхует его от голода, и он может даже прибегнуть к помощи банка в случае финансовых трудностей (многие таким образом лишились собственности, которая уходила с молотка согласно судебным постановлениям по требованию банков-кредиторов). А землепашец не имеет запаса продуктов, школы, кредита. У него нет «ни кола, ни двора». Он не входит в местные коллективы; центр его общения ограничивается таверной; озабоченность, вызванная алкоголизмом, была одной из причин буржуазной филантропии. Два социальных слоя — имущих и неимущих — начинают вступать в конфликт. Мирная патриархальная деревня тонет в классовой борьбе, и оба класса считают себя эксплуатируемыми: работающие люди — потому, что получают меньше необходимого, а имущие — потому, что от них требуют больше того, что они могут дать. В официальном докладе за 1887 г. говорится: «Этот фермент способствует подъему как на дрожжах и поддерживает среди самых нижних классов глухую ненависть к социальному превосходству. Такова причина того, что грабеж в их глазах зачастую является не правонарушением или преступлением, а лишь местью». Трудящийся реагирует на новые условия жизни в XX в. таким же образом, как в XIV столетии, — бегством из сельской местности и попыткой найти работу в городах. Однако возможности занятости не пропорциональны масштабу поисков работы. Часть селян находит себе применение на прокладке железнодорожных линий и проезжих дорог, на строительстве тысяч зданий в Лиссабоне и Порту. Новые промышленные предприятия поглощают часть людей, которые начинают образовывать особый класс с собственными привычками и менталитетом. Зарождаются первые социалистические идеи в посланиях интеллектуалов, которые ищут свою аудиторию среди городского пролетариата. Но она невелика, ибо новый класс представляет собой переходную фазу между двумя основными слоями португальского общества — крестьянами и буржуазией. «Нет ни одного [рабочего], который не стремился бы с помощью своих сбережений превратиться в капиталиста», — говорится в первой газете наших социалистов «Эку дуз операриуш» («Эхо рабочих»), основанной в 1850 г. Уже в первом своем номере она объявила программу: «Социализм — наследник нынешней системы, в которой уважается частная собственность, он не может не считать ее основой всего будущего прогресса». Фактически это был «наследственный» социализм, это было устремление общественного слоя, бежавшего из деревень, чтобы вступить в данное наследие, то есть войти в буржуазное общество. В целом это ему удалось. Сын рабочего обретал в городе свое будущее, которое на селе было зарезервировано для детей среднего класса: он научился читать, носил галстук, служил в одном из государственных учреждений, в конторе, в Португальской железнодорожной компании, преподавал в начальных классах, и стал частью последней ступени буржуазной пирамиды, образованной, наряду с этой восходящей группой, и группой нисходящей — людьми «постыдной бедности», разлагающегося слоя буржуазного общества, который от буржуазии сохраняет манеры, менталитет и галстук, но за этими дверями живет в нищете. Быть сельским работником — это постоянное свойство, а быть работником в городе — это фаза в процессе движения. Прадеды бедных крестьян уже были бедными крестьянами, а их правнуки таковыми останутся. Но родители первых рабочих были крестьянами и боролись за то, чтобы их дети принадлежали к буржуазии. Одновременно социалистические идеи перерождаются в идеи республиканские, которые направлены на смену формы и состава руководителей государства, не изменяя структур общества. Переход от сельского мира к буржуазному сложен и труден; имеется много зданий, но мало фабрик, поэтому много мест для служанок, на мало для мужской работы. Село еще долго оставалось главным работодателем: в 1900 г. в сельском хозяйстве был занят 61% населения и лишь 18% — в промышленности. Импорт препятствовал созданию рабочих мест в городах. Без будущего в сельской местности и без места в городе, крестьянин пытается испытать судьбу за пределами своей страны. Но и тут новая история повторяет средневековую, поскольку уже не было бесхозных миров, экспансию теперь стали называть «эмиграцией». В 1873 г. отъезд португальских трудящихся за границу был довольно массовым и представлял собой политическую проблему. Как раз этим годом датировано первое парламентское расследование проблемы эмиграции; в отчете об этом расследовании сделан вывод, что причиной является не нищета, а жадность. Среднее число официально зарегистрированных выездов из страны до конца века составляло около двадцати тысяч в год. В первые десятилетия XX в. оно сильно выросло; в период 1930— 1950 гг. сократилось, а после этой даты снова пошло вверх. Почти вся эмиграция XIX в. направлялась в Бразилию, прежде всего в Рио-де-Жанейро. Статистика же XX в. (1913) дает хорошее представление о социальном составе эмигрантского контингента: 28 000 жителей села, 20 000 человек без профессии, 5000 ремесленников (каменщики, плотники, кузнецы) и всего 200 фабричных рабочих. В большинстве своем это были абсолютно неграмотные и не имевшие специальности люди. Часть из них оставалась в Рио, где мелкая розничная торговля затем оказалась почти полностью в руках португальцев; а большинство отправилось во внутренние районы страны, заменяя рабочую силу рабов, освобожденных согласно закону 1888 г. Там их жизнь не отличалась от существования рабов. Подъем целинных земель и гигантское расширение плантаций кофе в значительной мере были делом рук португальских наемных рабочих. Те, кто остался в городах, организовались в коллективы для общения, благотворительности и культуры. В отличие от других иностранных колоний португальцы Бразилии не создавали долговременных предприятий (за некоторыми исключениями), а максимально использовали свои способности по созданию некоммерческих учреждений — крупных больниц и организаций культуры. Подлинными монументами того времени служат «Португальская благотворительность» в Рио, Больница Сан-Паулу, Португальская читальня Рио-де-Жанейро. Один из самых знаменитых спортивных клубов Бразилии — «Васко да Гама» — был создан португальскими иммигрантами, и его история замечательна: этот клуб приезжих поначалу считался маргиналом, поскольку бытовало мнение, что футбол — это спорт денди, зарезервированный за высокопоставленной буржуазией. Особенно острой критике подвергли португальцев за то, что они включали в свою команду чернокожих игроков. Но именно поэтому они одержали сенсационную победу в первом бразильском чемпионате, к которому были допущены; «Васко» превратился тогда в великий народный клуб, а английская игра для избранных быстро трансформировалась в любимый вид спорта народных масс. Число эмигрантов, возвратившихся в Португалию, было невелико. Подавляющее большинство из них уехало бедным и умерло в бедности. Как тогда говаривали, Бразилия — это «кладбище португальцев». Национальное чувство юмора обернулось сатирой и эпиграммами, направленными на тех, кто возвращался на родину, а слово «бразилец» было выбрано в качестве грубой литературной шутки. Сарказм не оставил времени для справедливой оценки мрачной коллективной эпопеи, которая стала одним из самых сильных проявлений качеств португальского народа в современную эпоху. Эмиграция исходила из районов мелкой земельной собственности; среди отъезжавших почти не было жителей провинции Алентежу. Объясняется это тем, что для длительного трансатлантического путешествия требовались деньги, а они имелись только в районах, где большинство сельского населения еще сохраняло некоторые остатки собственности: в провинциях Минью, Доуру, Бейра. Эмигрант продавал клочок обрабатываемой земли, это была так называемая лежитима, то есть законная доля имущества, которую, согласно Гражданскому кодексу, не мог не унаследовать. И уезжал почти всегда в одиночку, оставив на родине семью и долги. Чтобы помочь семье расплатиться с долгами и приобрести землю, он посылал в Португалию все, что мог сэкономить. Денежные переводы эмигрантов через услуги банковских агентств превратились тогда в огромную статью национального дохода. Эркулану отмечал, что никогда Бразилия не была столь доходной, как в то время, когда перестала быть колонией. В 1873 г. он оценивал денежные переводы эмигрантов в сумму 3000 конту в год; а Оливейра Мартинш в 1891 г. — в 12 000 конту. В то время это была крупная сумма: рабочие-эмигранты присылали в свою страну столько же, сколько всего платили государству налогов на недвижимость ее собственники. Этот неожиданный источник дохода позволил сбалансировать платежный баланс и таким образом избежать экономических неурядиц. Страна потребляла много, производила мало, и эмигранты оплачивали эту разницу. «Эмиграция — вот что нас спасает, — писал в 1911 г. Афонсу Кошта в конкурсной работе для занятия вакансии на кафедре политической экономии. — Именно эмигранты вносят более весомый вклад в поддержание страны, нежели она поддерживала их самих. Именно бедные жители Бейры и Минью, уехавшие отсюда оборванными и голодными, оплачивают оттуда, из Бразилии, счета за провал, в котором наша страна жила столько лет». Упоминаемый провал — это монархическая администрация, которая завершилась в предыдущий год. Однако решение, которое Кошта предлагал, заключалось в том, чтобы государство «тщательно регулировало» эмиграцию и «ласково поддерживало эмигранта». Иными словами, чтобы оно занялось великолепным бизнесом. И делал вывод: «Так пусть же эмиграция станет пробным камнем новых правительств в их деле возрождения Родины». В действительности эмиграция продолжалась, а вместе с ней сохранялась отсталость в деле создания производительных структур.
Культура в городах и селах
Романтизм
Победа либерализма решительно изменила культурную панораму Португалии: появились новые идеи, новые имена, менялись вкусы. В городах перемены происходили интенсивно и быстро; села оставались неграмотными, однако теперь в их жизнь вторглись касикизм, проезжие дороги и поезда, а также возвращение некоторых успешных эмигрантов, которые принимались за восстановление церквей и строили себе швейцарские домики — шале. Главные предвозвестники романтизма: Круш-и-Силва, Филинту Элизиу, Толентину, Томаш Гонзага, Бокаж — умерли до 1820 г. Они ушли вовремя, ибо их утонченная, претенциозная и трудная для понимания поэзия не была бы оценена после революции так, как ее ценили ранее. Это была «элитная» литература, имевшая определенную ценность: юмористические замечания по поводу смешной нарождавшейся буржуазии, проявление первых романтических устремлений, пока еще прикрытых стыдом отшлифованного языка, насыщенного терминами и мифологическими аллюзиями, в которых могли разобраться лишь посвященные. Даже Бокаж, который среди всех этих поэтов был наиболее близким к улице, использовал такие выражения, как «душный зефир», «кроткие музы», «летейские брега», вместо того чтобы просто сказать «ветер», «поэзия», «смерть». Таким образом, это было поколение, которое не выражало нарождавшегося идеала, хотя сами образовывавшие его люди были либералами и посвятили объемистые поэмы стремлению к свободе. Писатель, отстаивавший старый режим, был исключением. Трагическая биография Жозе Акурсиу даж Невиша — хороший пример такого культурного эпилога; он поставил свой талант на службу мигелизму, и, когда либералы выиграли войну, он пустился в бегство, пока не объявился мертвым от страха и голода в одном из отдаленных сараев для соломы. Со смертью он ушел навсегда, так как его произведения не пережили автора, хотя и вызывают интерес. Его «История французских вторжений» — одна из лучших книг, написанных при старом режиме, и является первой работой по истории Португалии, включающей экономическую статистику и содержащей намеренное описание коллективной психологии. Но теперь крупными авторами стали другие. Возвышались над всеми Гарретт и Эркулану, имена, которые помнят до сих пор; однако рядом с ними творили многочисленные более мелкие писатели, оставившие богатое творческое наследие. Они вступили в либеральную армию, воевали, были побеждены, эмигрировали, снова воевали и стали победителями. Во время эмиграции они ассимилировали гораздо более продвинутые, чем португальские, формы и основные принципы культурных процессов. Когда Гарретт и Эркулану, которые затем станут в Португалии корифеями первого романтического поколения, находились в Англии, уже умерли все крупные поэты второго поколения английских романтиков. Однако они усвоили их урок и принесли художественные составляющие романтизма в Португалию в солдатских рюкзаках. Романтизм — это литературное и художественное выражение буржуазного сознания. Он верит в прогресс, ибо прогресс — это экономическая пружина буржуазии; воспевает свободу, потому что каждому буржуа очевидно, что свобода — это не что иное, как осуществление власти им самим; превозносит чувство над преградой условностей, так как чувство — это он сам, а условности — пережиток социальных барьеров, которые все еще препятствуют его триумфальному шествию; изобретает душу народа или национальный дух, поскольку считает себя законным представителем этих мифов; переписывает историю, ибо она позволяет ему восстановить коллективный пергамент и выставить себя истинным дворянином, представителем тех поколений, которые на протяжении веков расчищали путь к свободе. Успех Гарретта и Эркулану был огромным. И один, и второй обладали большим талантом, и уже этого было бы достаточно для объяснения их чудесной литературной судьбы: их смолоду считали фигурами подлинно общенационального масштаба, а следующие поколения окружили их гораздо большим поклонением, чем выказанное любому другому крупному деятелю либерализма. Оба они пытались наполнить португальской материей те формы, которые привезли из Европы. Гарретт создавал исторические романы с привкусом книг, которые он читал в Англии; он вновь и вновь обращался к португальской древности, черпая темы для романтических драм (ему удалось написать шедевр «Брат Луиш ди Соуза»), и исследовал игнорировавшиеся дотоле глубины народной португальской традиции, населив отечественную литературу легендами, вроде тех, которыми изобиловали английские романы и поэзия. Первый сборник популярной литературы — его «Романсейру» (первый том, 1843). Эркулану ищет прежде всего легенды в средневековых текстах; он принес из Англии высокопарный стиль с библейскими эмфазами, напоминающими величественные увертюры романтических опер. Он торжественно повествует от имени столетий, от имени совести, от имени Родины. И убеждает. Целью Эркулану была литература. Стали знаменитыми два его романа, объединенных под общим названием «Монастикон» — истории священников, действие одной из которых разворачивается во времена вестготов, а другой — во времена Авишского магистра. Обе они повествуют о проблемах церковного безбрачия. Однако роман привел его к погружению в историю страны. Одной из книг, имевших наиболее длительное и глубокое влияние на португальскую культуру, стала «История Португалии» (1847—1859), в которой португальское средневековье представлено как «медленный подъем народных классов», подобно тому как это сделали французские историки применительно к своей стране. Такая интерпретация идентифицирует на каждом шагу «народ» с «добрыми людьми», то есть с сельскими собственниками, и народные классы с буржуазией. Романтизм характеризует культуру высших слоев общества в течение всего века. Литературный опыт, попытавшийся его преодолеть (особенно — опыт поколения 1870 г.), помимо того что многое вобрал из романтизма, не добился всеобщей приверженности. Все, что затрагивало социальные темы, вызывало искреннее отвращение, поскольку было бестактным и беспокоящим. Ультраромантизм (Камилу, Суариш душ Пассуш, Томаш Рибейру, Бульян Пату) встретил гораздо более широкий отклик. Среди самых потрясающих литературных успехов в Португалии — «Сватовство могилы», любовное приключение двух скелетов на кладбище, которое воспевали взволнованные девушки под аккомпанемент фортепьяно. Пианино, а также фальшивое золото — пешисбеки — стали вехами на пути перехода от старого общества к новому; музыкальный инструмент, кроме того, служил важным средством культуры, с помощью которого в буржуазных семьях прививался аристократический вкус к музыке; предшествующий век он культивировался только в капеллах и во дворцах. В 1848 г. молодой пианист, обучившийся музыке в одной из капелл, присоединился к капиталисту и создал в Лиссабоне «Дом Сассети», бизнесом которого стала музыка. Пианино было очень дорогим инструментом, который не производился в Португалии. В период с 1848 по 1899 г., когда Сассети умер, он импортировал многие тысячи этих музыкальных инструментов; его компания была одной из немногих выживших и уцелевших до сих пор. Поначалу пианино появлялись лишь в домах баронов, но вскоре превратились в некий символ среднего класса, а распространение этого инструмента — в показатель темпов, которыми развивался этот класс начиная с середины века. Фальшивое золото еще одно типичное измерение материальной культуры буржуазии. В португальском языке слово происходит от фамилии английского рабочего Пинчбека, который обнаружил, что, смешивая медь и цинк, можно получать металл, своим цветом напоминающим золото. Функцией пешисбеки было как раз казаться тем, чем ты не был на самом деле, позволить среднему достатку имитировать изобилие. У него была блистательная карьера: от пряжек на книгах и фонарей на каретах оно проникло в интерьеры домов, наполнив залы сверкающими изделиями, рамками, «аппликациями», и кончая браслетами, украшенными фальшивыми драгоценными камнями. Помимо металлического фальшивого золота было и много других предметов: поддельные мраморные стены, гипсовые скульптуры, бумажный шелк на стенах залов, фальшивые персидские ковры. Буржуазный дом напоминал старинные дома аристократии. К концу века крупная буржуазия ощутила даже необходимость отличаться от мелкой и начала извлекать из подвалов в провинции и из развалившихся построек, которые она приобрела при распродаже церковного имущества, старые поставцы и шкафы, говорившие о благородном прошлом, и даже портреты неизвестных людей буржуа выставляли так, будто на них изображены их собственные предки. По существу это и были их предки, а если не совсем они, то по меньшей мере общество, которое они пытались воссоздать. Увлечение антиквариатом затем сошло на нет, когда в первой трети XX в. возник кризис среднего класса, однако оно возродилось со всей силой после 1950 г., распространившись на столь широкие слои, что спрос породил целую отрасль по изготовлению «очень старой» мебели, картин и изразцов.
Журналистика
Одним из самых примечательных аспектов культурной деятельности была на протяжении почти всего века журналистика. Первый крупный всплеск активности прессы произошел после революции 1820 г. В тот год в Лиссабоне выходили шесть ежедневных газет; все они были исключительно политическими. Один из хроникеров того времени пишет: «Сейчас нет ни одной парикмахерской, мастерской обуви, лавки или таверны или чего-либо другого подобного им, которые бы не превращались в палаты депутатов без соответствующих полномочий и где бы судьбоносно не решалось будущее Родины; и встречаются такие красноречивые брадобреи, которые, когда они точат свои бритвы, готовы отчитать дюжину министров». После реставрации абсолютизма это кипение страстей ослабло, и одновременно резко сократилось число газет. После «Возрождения» и на протяжении всей второй половины столетия неуклонно усиливалось значение газет как средства коллективной культуры. В период между 1861 и 1890 гг. началась публикация трех тысяч трехсот газет. Большая часть из них скончалась сразу после рождения или свелась к выходу полудюжины номеров, пока не улегся предвыборный энтузиазм или не оказались исчерпаны финансовые средства их главных редакторов. Многие из этих газет были провинциальными, державшимися на плаву благодаря политике, а иногда энтузиазму маленьких местных групп. Пресса печаталась на примитивном оборудовании, которое приводилось в движение вручную, поскольку современные типографии появились в Португалии очень поздно. А английская газета «Тайме» уже в 1814 г. имела оборудование, работавшее от парового двигателя, что позволяло выпускать тираж, превышавший тысячу экземпляров в час; португальские же первые паровые типографские станки начали действовать только примерно в 1860 г. Тиражи были очень маленькими, но некоторые газеты, такие, как «Револусан ди Сетембру» («Сентябрьская революция»), оказывали огромное влияние на общественное мнение. В 1865 г. появился новый тип прессы — детище торговли и телеграфа. Конкуренция в области торговли породила рекламу и платные объявления; городское население увеличилось, а с ним — и число читателей. Эти два фактора (а также технические возможности, позволившие печатать большое количество газет в короткое время) сделали газету доходным предприятием. Переход от прессы мнений к информационным изданиям стал прямым следствием новых условий. Целью газеты как бизнеса стало завоевание читательского рынка; поскольку читатели были сторонниками различных политических тенденций, только аполитичное периодическое издание могло претендовать на крупный тираж. Центр интересов сместился, таким образом, от внутриполитических событий к международным новостям, которые поступали по телеграфу от специализирующихся на экспорте новостей агентств. Формат мог увеличиваться, а цена газеты при этом уменьшаться, поскольку платные объявления покрывали ее себестоимость. Подобная эволюция происходила" во всей Европе. В Португалии первой газетой нового типа стала «Диариу ди нотисиаш» («Дневник новостей»), которая в своем программном номере оповещала, что она «не обсуждает политику и не поддерживает полемику». Цена за экземпляр была установлена в 10 реалов, тогда как политические газеты стоили 40 реалов (в то время крестьянин зарабатывал 80 реалов в день, рабочий в Лиссабоне — 300 — 400). Успех последовал немедленно: начав с 5000 экземпляров, в конце года эта газета уже выходила тиражом в 10 000, а через двадцать лет ее тираж составлял 26 000 экземпляров. Другие издания последовали ее примеру. Число читателей газет сильно возросло, особенно среди мелкой буржуазии, и с тех пор пресса приобрела гораздо большее политическое значение, нежели в эпоху политической журналистики.
Просвещение и неграмотность
Самым важным изменением, внедренным в систему обучения, было создание лицеев. В 1836 г. еще сохранялась схема Помбала: рудименты чтения и письма для народа, университет для высшей буржуазной «элиты». Среднего образования не существовало (если не считать подготовительного к высшему), ибо модель общества, к созданию которой стремилось государство, не включала среднего слоя, то есть мелкой буржуазии. Предметы, изучавшиеся в промежутке между начальным уровнем образования и университетским, не относились к среднему образованию, а являлись промежуточными: они преследовали цель лишь подготовить к поступлению в университет. Либеральная революция изменила этот план, возведя новый этаж — выше элементарных азов для народа, но ниже верхушки университетской ступени образования. Проект о среднем образовании появился в 1823 г., сразу после революции. План Луиша Моузинью ди Албукерки предусматривал создание лицеев (каналы в университеты) наряду со школами среднего образования (каналы к трудоустройству). Данный проект основывался на идеях, а не на социальных обстоятельствах. Это было импортом принятых во Франции решений (доклад Кондорсе, 1792). Вот почему потребовалось столько времени для воплощения идеи. «Винтисты» не смогли превратить проект в закон. После Сентябрьской революции 1836 г. декретом Пассуша Мануэла было создано по одному лицею в каждой провинции; программа, вдохновленная французскими законами, включала наряду со старыми гуманитарными предметами французский, английский или немецкий язык, химию, физику, естественные науки, математику. Однако ощущалась нехватка учителей, и не хватало учеников; в результате проект не был осуществлен. Через несколько лет были исключены современные языки и научные дисциплины, не стали преподавать математику. Новый орган атрофировался, и происходил возврат к старой, помбаловской схеме до-университетской подготовки, потому что новая функция, для которой он был создан, еще не стала реальностью. Только с появлением поездов и проезжих дорог набрала силу общественная группа, которая стала направлять своих детей в лицеи, и поэтому лишь в 1854 г. было восстановлено преподавание математики, а в 1863 г. реально учреждено изучение живых языков и научных дисциплин. Именно тогда начало действовать обучение в лицеях в том понимании, которое существует сегодня. Университет изменился мало; либерализм сохранил за ним его старые преимущества, хотя и создал некоторые другие высшие курсы — медицинские школы Лиссабона и Порту, Высшие лиссабонские курсы филологии, которые сильно освежили гуманитарное обучение, и Политехническую школу, сыгравшую решающую роль в подготовке технических кадров, которые выполняли программы общественных работ фонтизма. Начальное образование развивалось слабо и медленно. В рамках романтических и либеральных идей начальная школа имела привилегированное положение, и все политики считали себя обязанными посвящать ей устные выражения признательности. Однако и здесь идеи не согласовывались с фактами. Мужчины, научившиеся читать и писать, уже не желали зарабатывать на жизнь с помощью мотыги. А законодатели были землевладельцами. Даже не отдавая себе в этом отчета, они находили способы консервировать спокойствие на селе, не отказываясь от чистоты своих принципов. «Проект для обсуждения» конституции предусматривал создание школ во всех городах, селах и поселках, в которых бы обучали чтению, письму и счету, а также катехизису религиозных и светских обрядов; для воплощения этого принципа в жизнь вводилось практическое правило: «Учителя этих школ будут получать жалованье, достаточное для людей, достойных столь важной деятельности» (статья 215). Это положение вошло в Конституцию 1822 г., однако из него было исключено упоминание о заработках. В 1834 г. насчитывалась тысяча школ, и только тридцать лет спустя их стало две тысячи. В 1910 г. их было всего четыре тысячи пятьсот. Уровень просвещения оставался очень низким: не было ни помещений, ни профессиональных учителей, ни школьных принадлежностей. Если помещением не служил заброшенный монастырь, то обычно арендовали дом, как правило подвальную часть, «нечто среднее между амбаром и хлевом», по выражению Эсы ди Кейроша. Первые дома, построенные специально для начальных школ, появились благодаря завещанному наследству графа Феррейры в 1866 г. (144 конту на сто двадцать школ). Граф — бывший эмигрант, разбогатевший в Бразилии и Анголе; там на него большое впечатление произвело отсутствие культуры среди португальских эмигрантов. В 1910 г. все еще менее четверти школ располагали собственным помещением. Не было и учебников; в 1863 г. шла дискуссия, является ли лучшей книгой для начальной школы «Лузиады» Камоэнса или «Дон Жайми» Томаша Рибейру. Одна из героинь Жулиу Диниша зарабатывает себе на жизнь преподаванием чтения по Евангелию от святого Луки. Это был один из редких случаев, когда общенациональная нехватка чего-то преодолевалась национальным способом. По просьбе одного из лиссабонских издателей поэт Жуан ди Деуш, простой человек, не страдавший литературным снобизмом, написал «Материнский букварь», в котором излагался новый метод обучения чтению. Его почти детская простота способствовала быстрой востребованности у учителей, большинство из которых не имели литературной подготовки. В 1888 г. закон объявил эту книжицу «национальным методом». Когда автор умер в 1896 г., он был похоронен в лиссабонском монастыре иеронимитов, как это предусмотрено для крупных исторических фигур Португалии. Материальное положение учителей было полунищенским. «Вам известно, сколько зарабатывает учитель начальной школы? — вопрошал Эса в 1872 г. — 120 000 эскудо в год, 260 реалов в день! А он должен питаться, одеваться, платить за жилье и почти всегда покупать для школы бумагу, карандаши, грифельные доски и т.п., на 13 монет в 20 реалов в день! » Годовая зарплата профессора тогда была 80 000 эскудо, преподавателя лиссабонского лицея — 400 000. Уровень подготовки приспосабливался к вознаграждению: из проинспектированных в то время 1687 преподавателей только у 263 обнаружились литературные познания, а среди них только 172 были признаны «усердными». Согласно закону, школьное образование было обязательным, однако «ребенок в возрасте семи-десяти лет уже управляет волами, пасет скот, собирает дрова, переносит тяжести, пропалывает, помогает в поле. Ростом он с мотыгу, а работает как взрослый мужчина. Выходит из дома на рассвете, а возвращается на Троицын день». Это утверждал Эса, но решение, которое он предлагал, было вечернее обучение. «По вечерам поле ребенку заменит школа». Опыт вечернего обучения, предпринимавшийся неоднократно, дал результаты, только когда был солидарно поддержан городскими рабочими. А в поле потерпел провал. Все эти факторы обусловили сохранение неграмотности на селе еще в разгар XX в. В 1900 г. совокупный показатель неграмотности все еще достигал 80%. Всего лишь пятая часть населения умела читать, ее образовывал средний класс собственников и отчасти городское население. В деревнях только молодые бедняки, которым очень повезло или которые обладали большим талантом, смогли преодолеть этот барьер. И не многие из них оставались на селе: они сразу же переселялись в города или эмигрировали в Бразилию, поскольку, как мы уже видели, заработная плата в Лиссабоне была в пять раз выше, чем в сельской местности. Разрыв между городом и селом, таким образом, стал больше, чем прежде. Деревня с ее неизменными привычками, песнями, предрассудками, методами лечения из книг Петра Испанского стала любопытной темой для ученых и поводом к вдохновению для писателей. Большой успех имел роман Жулиу Диниша «Воспитанницы господина настоятеля», опубликованный в приложениях к одной из газет города Порту (1866): он показывал здоровую жизнь на селе, добрые чувства сельских жителей и то, как прогресс проникал к крестьянам благодаря молодому медику, сыну земледельца среднего достатка. В книге нищете посвящено всего пять строчек. «В это время ее привлекли к окну детские голоса. Это были четверо почти голых ребятишек, которые окружали бедную худую женщину в лохмотьях. А дети, несмотря на свою наготу и бледные лица, смеялись и играли возле матери, у которой не было для них даже куска хлеба». Автор выражает озабоченность: «Волна прогресса быстро приближается. Скоро она затопит поля. Поспешайте те, кто еще не успели ознакомиться со старинными обычаями». Многие испытывали в то время такое же чувство; и тогда начался сбор старинных песнопений, легенд, рецептов. Этнография в последней четверти XIX в. стала одной из модных наук. Нечто подобное происходило также во всей Европе, но там эта наука уже продвинулась значительно дальше.
Изящные искусства
Развитие искусства отражало трансформацию общества и экономики. Первый период, до победы войска либералов, характеризовался бедностью и косностью. Государство, нестабильное и испытывающее постоянный бюджетный дефицит, не сумело завершить строительство дворца Ажуды, который стал первым большим королевским дворцом, с тех пор как в XVI в. Мануэл I повелел возвести дворец Рибейры. Неуверенные богачи не вкладывали свои состояния в крупное строительство. Даже церковь, которая всегда вела в Португалии масштабное строительство, тогда строила меньше зданий. На севере, где религиозный дух народа был более сильным и шел поток пожертвований, продолжалось возведение некоторых крупных зданий для набожных людей и в значительной мере сохранялась традиция ремесленничества. Направление официальной архитектуры оставалось унаследованным от эпохи Помбала; она олицетворяла неоклассические сдержанность и прочность. Заметных скульпторов не было. Среди художников имелось выдающееся имя — Домингуш Секейра, пример гениальности, которая оказалась способной реализовать себя, несмотря на многочисленные жизненные трудности. В отношении первых двадцати лет либерализма — это был период политической борьбы, продолжавшийся вплоть до Возрождения (1834— 1851), — следует больше использовать выражение «искусство в Португалии», нежели «португальское искусство». Победившее общество утвердилось, как могло, на руинах побежденного. Самым примечательным и впечатляющим примером этого явилось возведение замка Пена королем Фернанду, супругом Марии П. Дон Фернанду был немцем, художником, романтиком, культурным человеком. Вскоре после прибытия в Португалию он приобрел руины монастыря ордена Св. Иеронима на вершине горы в Синтре и начал строительство замка, в котором попытался объединить все то, что, по его мнению, было прекрасным: смутные воспоминания о феодальных крепостях, адаптация части монастыря Христова в Томаре, арабские штрихи, украшения мануэлину — все это слилось в общем чертеже, и в результате сооружение издали кажется иллюстрацией германской легенды. Автором проекта (в той части, в которой им не был сам дон Фернанду) был другой немец, военный инженер барон Эшвеге. Этот объект стал, таким образом, одновременно иностранным и национальным, подчеркнуто националистическим. Принц-консорт утверждал, что любит Португалию в качестве своей второй родины. Несмотря на это, замок нельзя считать просто импортированным, ибо он как никакой другой выражает тенденции той эпохи. Это главный монумент, возведенный в Португалии в середине XIX века, а также самый выразительный пример тенденции, которую ныне именуют «возрожденческой»[163], другими словами, намеренным воскрешением прежних вкусов. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы