Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I . Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге. Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным. В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса. Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра. Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей. В течение жизни С. Я. Маршах очень ответственно относился к работе. В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году. Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения. Чтение статьи о С. Я. Маршаке (учебник, с. 90-91).
II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака. В процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие. Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них. Можно организовать «путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям С. Я. Маршака.
III. Работа над понятием «драматическое произведение». Драма от греч. — действие— произведение, предназначенное для постановки на сцене. В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п. Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Первое, с чем встречается читатель, это афиша — список действующих лиц (экспозиция), ремарки (фр. замечания) — пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины). Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений? Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
I V. Распределение ролей и чтение I действия сказки. Вопрос и задание: — Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»? — Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.
V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок». Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукаваяи т. д. Вопросы и задания: — Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку). — Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная? — Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия. — Что можно сказать о знаниях королевы? Анализ 3-й картины. Вопросы: — Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь? — Объясните значение слова «мачеха». — Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно? Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки. В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет. А вот этот же эпизод в пьесе: Падчерица. Да какие же теперь подснежники — ведь зима! Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью! Падчерица. Не пойду! Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти? Падчерица. Да ведь не мне золото нужно! Вопросы: — В чем разница данных вариантов? (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.) Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы: — Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.) — Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.
Урок 52. С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ». ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ. ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПЬЕСЕ-СКАЗКЕ Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы; помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что сближает с ними. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока I. Проверка домашнего задания. Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.
II. Беседа по вопросам. 1. Образ королевы. — Как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем вызваны такие изменения? (В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.) — Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения.) Как называются эти слова? (Синонимы.) — Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу? — Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат. — Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему? — Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.) — Что можно сказать о профессоре? (Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)
Образ Падчерицы. — Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.) — Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине? — В каких еще сказках вы встречались с падчерицами? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) — Какие качества становятся основными в характере героини? (Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.) Обобщение 1. Подумайте, можно ли обозначить отношение автора к героям сказки? 2. Для чего нужна в пьесе 1-я картина I действия?
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы