Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕДНОЙ ГОРЫ. ПОНЯТИЕ О СКАЗЕ.
Цели деятельности учителя: раскрыть образ главной героини сказа — хозяйки Медной горы; углубить знания о главных героях, роли портретов, пейзажа, сравнений в композиции сказа; показать жанровое своеобразие произведения; сообщить разницу понятий «сказ» и «сказка». Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Работа с иллюстрациями учащихся к сказу, выставка детских рисунков. 2. Чтение эпизода — описание Хозяйки Медной горы.
II. Анализ текста. Вопросы: 1. Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему? (Хотела узнать характер мастера, испытать его. Степан понравился Хозяйке.) 2. Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго — Степаном Петровичем? (Хозяйка проникается уважением к человеку честному, мужественному.) 3. Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Ей поправилось, что он тверд в своих убеждениях, не может изменить слову, данному другой, любит земную, живую девушку.) 4. Вспомните, при прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Хозяйка не просто дух горы и подземных богатств, она наделена чувствами; читатель понимает, что Хозяйка обладает душой, она живая, руки у нее горячие. Это значит, что чувство любви ей также понятно.) 5. Почему она силой не оставляет у себя Степана? (Понимает: насильно мил не будешь. Герои находятся в разных условиях жизни: Степан — земной человек, Хозяйка — волшебница.) 6. Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие качества людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность? 7. Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Накормить, значит, радушно принять гостя. Хозяйка относится к Степану очень тепло, по-доброму.) 8. Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и Степана? В чем огорчение Степана, теперь он вольный человек? Где бывал во время охоты Степан? (Перечитывание или пересказ эпизода смерти героя.) 9. Что заставило Степана на всю жизнь сохранить слезы-алмазы в тайне ото всех, кто с ним общался?
III. Работа над иллюстрацией учебника «Медной горы Хозяйка» художников А. Ковалева, Г. Буреева. Палех. Учащиеся подбирают строки из сказа, которые пояснят фрагменты миниатюры. «А одежда, и верно, такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладить». «На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит: «Видел я вечор Хозяйку Медной горы...» «Надзиратель рудничный... отвел ему забой хуже некуда. …стал Степан каелкой помахивать... Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает».
I V. Работа над понятиями «сказ» и «сказка». Задание: Записать в тетради определения понятий из учебника, с. 68. Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки[24].
V. Обобщение. Эпиграфом к уроку служат слова самого Бажова о труде. Объясните, что значит «одухотворенный труд»? Это труд, в который люди вкладывают свою душу, стремятся выполнить работу очень хорошо, чтобы заслужить похвалу других, чтобы смогли их назвать самым важным словом — «мастер». П. П. Бажов — единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала, обработать их литературно, создать свои интересные варианты таких произведений. В ряду литературных героев представляет интерес образ малахитницы, хранительницы тайн талантливых уральских мастеров, хозяйки подземных богатств. Именно мифическая Хозяйка Медной горы воплощает в себе красоту природы уральского края, показывает людям богатства свои и тут же скрывает их, бережет. Сказ впервые был опубликован в 1936 г. Именно он служит началом целой группы сказов о малахитнице.
Домашнее задание: чтение пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Урок 50. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. «РОЖДЕНИЕ СКАЗКИ». «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» — СКАЗКА О ТРУДЕ И ВЗАИМНОЙ ВЫРУЧКЕ Цели деятельности учителя: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: смыслоообразование – устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этически оценивает усваиваемое содержание. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока I. Организационный этап урока. Постановка целей.
I I. Работа по теме урока. 1. Вступительное слово учителя об авторе. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине — в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн — Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом. В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова... 2. Чтение статьио К. Г. Паустовском в учебнике и ответы на вопросы 1, 2 «Проверь себя» (с. 72).
3. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб». 3. Составление плана: Учащиеся в сотрудничестве с учителем разрабатывают план: 1) История раненого коня. 2) Мельник Панкрат. 3) Лютая зима. 4) Филька по прозвищу «Ну тебя». 5) Рассказ бабки. 6) Осознание Филькой своего поступка с конем. 7) Разговор Фильки с Панкратом. 8) Как помогла Фильке старая сорока? 9) Как пришло спасение? 10) Как Филька помирился с раненым конем? 5. Образы героев сказки. — Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага». Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном». Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».) — Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».) — Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои? Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание. 6. Реальное и фантастическое в сказке. — Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны. В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.) — Какие события сказки, по-вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.) — Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.) 7. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста. а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.) б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость: • Зачем помирать? Надеяться надо. • Льготного срока не будет. • Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение. • За твою дурь расплачиваться своим горбом? • От теплоты лед начал оседать. • Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете. • Хлеб-соль подносить. • Не только человеку извинение требуется. • Бери хлеб, мирись! • Трещала как пулемет. 8. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»). — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца».) — Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство? — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение? — В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы