Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Уничтожение частной собственности и социального неравенства.



Необходимость прямого народного правления путем плебисцита (всенародного голосования).

Исполнительная власть (правительство) принадлежит государственным органам, избираемым народом-сувереном из своей среды и на определенный срок.

 

Государственно-управленческая мысль в форме полицеистики и камералистики в XVII—XIX вв.

В XVII—XIX вв. в Западной Европе развивались полицеистика и камералистика как прикладные отрасли знаний о государственном управлении.

Формирование крупных государств, абсолютных монархий обусловило создание мощного административного аппарата. Кровавые междоусобные войны в раздробленных европейских странах создали такую общественно-политическую ситуацию, когда население, исстрадавшееся от мятежей, грабежа, насилия, видело в гражданском мире и согласии столь большое благо, что готово было простить нарождающемуся абсолютизму авторитарно-деспотические устремления, фактический отказ властей от признания «естественных», «прирожденных» прав свобод личности в обмен на защиту жизни и благосостояния.

Государственная власть, первоначально решая в основном задачи внешней безопасности, постепенно сосредоточивается и на внутреннем управлении, берет на себя заботу обо всем и обо всех, пытаясь стать как бы одним общим опекуном, охраняющим подданных от «неприличия», «лжеверия», «нерадивости», «неблагоразумия». В европейских странах в XVII в. появился полноценный свод уложений — по сути свод полицейского законодательства. Он логически соответствовал патернализму (от лат.ра1ег — отец) — мировоззрению и политике абсолютизации роли государственной власти в жизни общества, оправдания ее тотального контроля над обществом, поглощения государством общества, личности. На базе полицейского законодательства и как идеологическое оправдание ему и появляются в XVII в. первые научные труды по полицейскому праву.

Полицеистика на первом этапе развивалась как политическая наука, и полицейская деятельность рассматривалась главным образом с политической, а не с административной точки зрения, поскольку полиция отождествлялась не столько с конкретным учреждением, сколько с функцией государства, направленной на обеспечение государственной безопасности и благосостояния и реализуемой не на принципе законности, а на принципе политической целесообразности, «общего блага».

Наука полицеистика зародилась в Западной Европе во второй по­ловине XVII в. — во Франции Людовика XIV, Пруссии Фридриха II, Австрии Иосифа II. Все названные монархии были мощными центра­лизованными административно-командными государственными системами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни — хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управления того времени полиция оказывалась его центром и руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться, обеспечить то, что сейчас называется «общественный порядок» и «безопасность», а на юридическом языке того времени обозначалось как «благочиние» (безопасность), «благоустройство» (обеспечение развития общества).

Итак, управление обществом называлось в те времена благочинием и благоустройством. Благочиниеэто безопасность как от внешних, так и от внутренних врагов. Благоустройство — это устройство, развитие общества: обогащение народа, его образование, культурное развитие, размножение.

Полиция понималась как весь аппарат управления всеми государственными (общественными) делами. Это управление «сверху вниз», управляющее государственно-административное воздействие. Цель полицейского (т. е. государственного управления) декларировалась как «общее благо», «чинить добро», искусство управления государством.

Полицеистика зародилась в Западной Европе во 2 пол. XVII в. (во времена процветания трех европейских монархий во Франции, Пруссии и Австрии).

Полицеистика («Наука полиции») - совокупность политических и правовых теорий, описывающих все несудебные внутренние функции государства как единственного источника и носителя «всеобщего блага», обладающего монополией на его предоставление.

Полиция понимается как аппарат управления всеми государственными (общественными) делами. Это управление «сверху вниз» имело 2 вида:

- Благочиние безопасность от внешних и от внутренних врагов.;

-Благоустройство — устройство, развитие общества: обогащение народа, его образование, культурное развитие, размножение.

Николя Деламар (1639—1723 ) – французский полицейский деятель, администратор и писатель. Служил королевским комиссаром при дворе Людовика XIV, выполнял поручения по раскрытию злоупотреблений и был командируем в различные провинции во время неурожаев для принятия мер к обеспечению народного продовольствия и пресечению беспорядков. Служебная деятельность дала Деламару обширные сведения в области административной практики, которыми он воспользовался для своей литературной работы. Он решился написать сочинение о Париже, в котором было бы дано методическое описание всего касающегося полиции и управления большого города.

Первый теоретический труд в духе полицеистики появился во Франции — «Трактат о полиции» Николя Деламара (1639—1723 ). Деламар рассуждает о полиции как об одном из административных ведомств, более других приближенных к народу и обязанном думать о его благополучии. Он полагает, что полиция должна охватывать все важные для населения вопросы, а именно вопросы безопасности и здоровья граждан, продовольствия, гигиены, путей сообщения.

Полиция, по его учению, есть учреждение, направленное к доставлению счастья гражданам.  Автор рассматривает полицейскую деятельность государства по следующим категориям:

1) Религия. Религию автор рассматривает как учреждение, в отношении к которому государство имеет подчиненное значение и говорит, что не было бы никакой надобности в полицейской деятельности государств, если бы граждане были вполне религиозны.

2) Нравы. Здесь де-ла-Марр настаивает на необходимости наблюдения за тем, чтобы не было злоупотреблений предметами роскоши, а также злоупотреблений игрой, лотереями и т. п. Здесь же говорится о надзоре за театрами, публичными женщинами, колдунами и ворожеями.

3) Следующая сфера полицейской деятельности - полиция народного здравия. Государство должно предпринимать как предупредительные меры против появления болезней, так равно и меры прекращения в случае появления их.

4) Затем следует полиция народного продовольствия. Здесь собран прекрасный исторический материал относительно мер народного продовольствия, а также излагаются меры, применявшиеся автором в его деятельности во время голода в Париже.

5) После этого автор отдельно исследует строительную, пожарную и полицию путей сообщений. Таково содержание четырех томов книги де-ля-Марра, из коих последний издан по его смерти. Сочинение не окончено. Автор предполагал рассмотреть еще следующие отделы полиции: 1) общественное спокойствие и тишину, 2) науку и искусство, 3) торговлю, 4) мануфактуры, 5) отношения между нанимателями и нанимаемыми и 6) нищету.

Трактат де-ля-Марра - весьма важный сборник материалов, но не исследование, создающее науку полиции". И действительно, в этом трактате еще нет и попытки указать на правооснования для полицейской деятельности в каждом отдельном случае.

Николя Деламар. «Трактат о полиции»- концепция о полицейском управлении государством, полиция – административный аппарат, близкий к народу и управляющий обществом. Полиция должна осуществлять надзор за нравами, заботиться о здоровье граждан, о снабжении их продовольствием и т.д.

Наряду с полицеистикой развивалась камералистика (от позднелат. саmеrа — казна, учреждение, парламент, палата депутатов) – первоначально наука о финансах, экономике, хозяйстве, управлении, цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в европейских университетах в XVII-XVIII вв., требовавшихся для подготовки чиновников по управлению камеральными (казенными) имуществами.

Употребление термина «камеральный» связано с тем, что при абсолютистском режиме в Пруссии, начиная с 18 века управление осуществлялось в коллегиальной (камеральной) форме, которая служила своеобразным противовесом абсолютизму.

Название камералистика получила от камеральных учреждений, которые создавались в Средние века в Европе князьями, герцогами королями, имевшими значительное собственное хозяйство. Для подготовки чиновников и компетентных управляющих хозяйством круп ных феодалов на особых факультетах университетов и в специальных учебных заведениях — камеральных школах стали преподаваться науки, получившие название камеральных. Камералистика — с этого направления начинается становление самостоятельной административной науки.

Камералистика занималась описанием административного управления, отделяя его от судопроизводства. Камералистика как теория в Европе оказала влияние на формирование практики государственно-административного управления— камерализм. Основные принципы камерализма:

- функциональность в управлении учреждений;

- специализация учреждений государственной администрации и канцелярского труда в какой-либо одной определенной сфере государственного управления;

- регламентация обязанностей чиновников;

- унификация штатов и жалования чиновников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь