Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экономические идеи камералистов о тотальном вмешательстве государства в регулирование экономики.



Камералисты консультировали местных правителей (монархов, феодалов) и разрабатывали финансовые и политические мероприятия для повышения их благосостояния. Камералисты, в частности, отстаивали идею, что государственные расходы должны быть механизмом стимулирования экономического развития (например, направляться на создание инфрастуктуры), что впоследствии способствовало ы увеличению государственных доходов. На основе теоретических предложений камералистов были осуществлены важные преобразования в организации министерств, заменивших коллегиальные учреждения, в деле набора и подготовки служащих, организации управленческого аппарата.

В Германии наиболее известными полицеистами и камералистами были И. Юсти и И. Зонненфельс. Они утверждали, что наука о полиции должна изучать нормы, ограничивающие произвол отдельной личности. В представлении первых полицеистов XIX века граждане были массой, не понимающей собственных интересов. Наука, по мнению этих авторов, должна была указать тот путь и направление правительственных регламентаций и мероприятий, которые приведут граждан к благосостоянию даже вопреки их желаниям. Выставив такую цель деятельности полиции, они доказывали, что задача науки о полиции состоит в построении системы полицейских мероприятий соответствующих цели облагодетельствования граждан. Такая трактовка принципов государственности соответствовала идее патерналистского и полицейского государства.

И. Юсти (1708-1771) Основные начала полицейской науки », « Основы силы и благополучия государств» ) характеризует науку полиции как науку, ставящую задачу организации государства таким образом, чтобы безопасность и благосостояние отдельной семьи находились в согласии с безопасностью и благосостоянием всего обществ а. О своем материальном благополучии граждане заботятся сами, но государство обязано позаботиться об охране общественного порядка и содействии благосостоянию народа путем проведения каналов, устройства плотин, дорог, приспособления почвы для хлебопашества и скотоводства. Большое значение Юсти придает семейному воспитанию, которое способствует укреплению государства.

Государство существует для того, чтобы доставлять счастье гражданам. Счастье – это свобода граждан, их безопасность и внутреннее благосостояние. Это основная и главная цель, к которой сводятся все остальные.

Полиция имеет троякое значение.

1.Прежде всего, под полицией подразумеваются " уставы и учреждения, направленные к умножению общественного благосостояния и средств страны ". Это есть " общая полиция страны ", которая основывается на государственной опеке и надзоре за торговлей, хозяйством городским и сельским и хозяйством самого государства.

2.Другое значение: полиция обнимает уставы и учреждения, которых цель поддержать в жизни граждан правосудие, порядок, благосостояние материальное и умственное, а также согласовать счастье отдельных союзов с общественным благосостоянием.

3.Третье значение - полиция, заботящаяся " о порядке и чистоте в городах", обнимающая надзор за ремесленниками, за средствами прокормления, мерами и весами и т. п. (городская полиция).

В произведении « Основы силы и благополучия государств » И. Юсти подчеркивает, что причины и факторы благосостояния государства лежат в естественных и экономических условиях государства, а также в духовном развитии граждан. Следовательно, на это и должна быть обращена прежде всего деятельность правительства.

Он также рассматривает вопросы исполнения и управления, государственного благочиния и благоустройства. Излагаются требования к законодательству, вопросы организации наблюдения за исполнением законов благочиния, организации «управления благочинных дел», вопросы организации административных органов и их функции.

Юсти внес также большой вклад в развитие финансовой науки (считается ее отцом). Он рассматривал финансовую науку как часть камеральных наук.

И. Юсти. Задача государства - согласовать безопасность и благосостояние отдельной семьи и всего обществ а.

Значительный вклад в развитие науки о полиции и камералистики как прикладной отрасли знаний о государственном управлении внес профессор политических наук Венского университета, австрийский ученый Иосиф фон Зонненфельс (1733—1817). Его книга “ Основные начала полиции, торговли и финансов” была переведена почти на все европейские языки.

Предметом науки о полиции И. Зонненфельс обозначает теорети­ческое обеспечение двух задач государства: 1) безопасности граждан; 2) их материального благополучия. Под безопасностью Зонненфельс понимал «такое состояние, при котором граждане ничего не опасаются и могут спокойно трудиться», материальное благополучие объяснял как «возможность для граждан посредством труда создавать материальный достаток, но при известном содействии со стороны государства». Главную роль в реализации этих задач государства И. Зонненфельс отводит аппарату управления, который имеет название полиции.

В основе существования общества лежит принцип народонаселения. Все то, что ведет к увеличению народонаселения, признается с общественной точки зрения наиболее целесообразным. Увеличение народонаселения:

- создает внешнюю безопасность (принцип политики ),

- ведет к благополучию и, следовательно, к безопасности (принцип полиции),

- обеспечивает экономическое развитие (принцип промышленности)

- дает средства финансовому ведомству (принцип финансов ).

Иосиф фон Зонненфельс внес большой вклад в улучшение работы полиции, пенитенциарных учреждений и в сферу финансов.

Но самым известным из ученых-камералистов является Лоренц фон Штайн (1815—1890) (основная работа «Теория государственного управления» в 8т. ). Лоренц фон Штейн — знаменитый немецкий юрист, государствовед и экономист. Изучал философию и юриспруденцию в Иенском университете. Был профессором Иенского, а затем Венского университетов. Его лекции охватывали всю совокупность государственных наук, впервые приведенных в стройную глубоко продуманную систему.

Развитие общества, подчеркивал Штейн, необходимо ведет к образованию двух противоположных классов — собственников и несобственников (трудящихся). Примирение возможно только путем подчинения общества высшему союзу — государству. «Государство есть союз людей как единое, свободное, самоопределяющееся целое или как самостоятельная личность».

По своей идее и сущности государство, утверждает Штейн, есть представитель общих интересов, «защитник притесненных», оно отстаивает не выгоду какого-либо отдельного класса, а пользу всех, охраняя мир, собственность, право, социальный порядок.

На практике государство подчинено «частным интересам» в ущерб «общей пользе». Происходит это потому, что борьба противоположных классов распространя­ется и на политическую сферу. Собственники, опираясь на свое экономическое превосходство, захватывают политическую власть и с ее помощью осуществляют свои эгоистические цели, обеспе­чивая господство над трудящимися. Таким образом, открывается путь к переворотам и революции.

Дальнейшее развитие классового общества чревато революционными изменениями. Предотвратить такую судьбу капитализма Штейн полагает возможным только при условии, что государство из орудия «частных интересов» отдельных классов превратится в инструмент «общей пользы », где гармонически будут сотрудничать все классы и силы общества. Решающую роль в достижении этой цели, по мнению Штейна, играет форма государства.

Идеальной формой государства, по Штайну, является конституционная монархия (но не абсолютная монархия, не демократическая республика). При ней начало власти органически сочетается с началом свободы. Достигается это с помощью разделения властей: монархической, законодательной и правительственно й. Данная структура якобы вытекает из самой идеи государства: личност ь г осударств а выражается в его глав е, государственная воля — в законодательств е, государственная деятельность — в управлени и. Конституционная монархия, утверждает Штейн, действует не в интересах какого-либо отдельного класса, а ради «общей пользы», т. е. является «надклассовым государством».

В трактате « Учение об управлении » Л. Штейн писал: «Чем более движется вперед просвещение нашего времени, тем яснее становится поло­жение, что центр тяжести дальнейшего развития лежит в управлении. Одна из величайших задач ближайшего будущего заключается в том, чтобы не только выработать это управление, но и сделать его присущею, постоянно живою частью общественной жизни. Необходимо для каждого ясное понимание управления, его оснований, его задач и права».

Штейн считал понятие и содержание исполнительной власти соединительным звеном между идеей государства и управлением и основной частью в управлении. «Она есть великий самостоятельный организм, через который основные положения государственного устройства переходят в управление. Государство является нам в государственном устройстве, исполнении и управлении».

В самом начале трактата Штейн дает определение государства: « Государ ство есть общество, возвышающееся до самоопределения личности, а вместе с тем до высшей и внутренней индивидуальности ». Государственной жизнью Штейн называл совокупность действий, функций. Правильная же государственная жизнь — это та, в которой каждый орган выполняет только свою функци ю. «Тело государства есть земля, душа государства есть народ. В земле и в народе государство имеет свою индивидуальность». Взаимодействие этих факторов Штейн назвал естественной жизнью государства (и противопоставил ей личную жизнь граждан государства). Первым ее органом Штейн считал верховную государственную власть, без которой не может быть государства. Она выражается в законодательстве, которое является вторым органом. А третьим органом Деятельности государства выступает управление: «Управление есть действующее государство».

Штейн воздвигает и кладет в основу своей концепции идею внут­реннего управления. Термин «внутреннее управление» фактически означал «государственное управление.

Штейн определил цель государственного управления — «осуществ­ление принципов социального управления (подг. мною. — Н. Г.) в самом высоком смысле слова», подчеркивал: «существование отдельного Человека представляет условие и вместе с тем содержание развития государства. Высший государственный принцип управления (на всех 'уровнях) заключается в осуществлении полной гармонии всех интересов всех членов общежития».

Целью науки государственною управления, по Штейну, является " осуществление принципов социального управления в самом широком смысле слова". Выделено пять сфер государственного управления внешние отношения, войска, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела. Ведущая роль по реализации целей государственного управления отведена исполнительной ветви власти при четком определении вопросов ее ведения.

Такой широкий подход к проблемам управления позволил Штейну поставить и исследовать вопрос об исполнительной власти. Испол­нительная власть по Штейну — это самостоятельная ветвь, имеющая собственный аппарат и собственное право деятельности. Она издает.постановления и распоряжения, организует свои органы, применяет.принуждение.

Исполнительная власть — это самостоятельно проявляющаяся деятельность государства, содержание которой заключается именно в управлении. Содержание исполнительной власти представлялось им как повеление, организация и принуждение в совокупности.

К органам исполнительной власти Штейн относит правительство с подчиненными ему учреждениями и органы самоуправления на местах. Правительственное управление есть центр, который обязан заботиться о том, чтобы управление во всех своих частях охватывалось идеей единства. Органы самоуправления заботятся о тех территориях, на которых они действуют, и своим функционированием вносят разнообразие в систему правления.

Полицию Штейн считает частью управления, которое осуществляет принуждение. Она дополняет исполнительную власть и входит в нее. Это инструмент внутренней безопасности, охраняющий общество от грозящих ему опасностей.

Внутреннее управление («внутренние дела в тесном смысле»), т. е. государственно-административное управление, автор разветвляет на отрасли: общественная безопасность, общественное благосостояние (хозяйственное управление), пути сообщения, торговля, почта, телеграф, санитарное дело, образование, социальное обеспечение.

Внутреннее управление Штейн представлял себе как совокупность сторон государственной деятельности, которая доставляет отдельному человеку условия для его собственного индивидуального развития, недостижимые его собственными энергией и усилиями. «Идея внутреннего управления основывается на том, что идеал человеческого развития есть совершенный человек, — писал Штейн. — Совершенство же отдельного человека невозможно при усилиях его одного. Личность, которая желает выполнения этой идеи внутреннего управления и выполняет ее, есть госу­дарство». Иначе говоря, под внутренним управлением Штейн понимал деятельность государства «для создания условий личной свободы».

Таким образом, Л. Штейн внес известную упорядоченность в создание науки государственного управления; разграничив науку управления и науку о праве внутреннего управления, которому придает социологический характер, а в науке внутреннего (государственного) управления выделяет как самостоятельную сферу — государственно-административное управление, «внутренние дела в тесном смысле», и прикладную отрасль учения об управлении — камералистику, науку об административном управлении, полезную для гражданской службы.

Лоренц фон Штайн.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь