Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


При слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости;



При зрительных ощущениях — цветовые тона, яркость;

При вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий — кислый; горький — соленый и др.).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя, зависимого от функционального состояния органов чувств.        ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действий раздражителя на орган чувства, и, соответственно, также зависимое от функционального состояния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения, как психического процесса существует, так называемый, латентный («скрытый») период — время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время, после окончания воздействия раздражителя ощущение часто не исчезает. Это явление связывают, с так называемыми, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ. По сути, это продолжение ощущения, некий оставленный след, создаётся психическая ситуация, когда раздражение уже прошло, но след остаётся. Природа создала нашу психику так, чтобы этот след продержался какое-то время, иначе наша память не схватит этот след от психического возбуждения

ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — такое свойство ощущений указывает, насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое, наоборот — как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяются пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизация, контраст и другие.

 Кратко приведем их описание.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган может, в определенных пределах, изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как контраст.

КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Слабый раздражитель увеличивает чувствительность, а сильный раздражитель уменьшает чувствительность.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогомчувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Наличие ощущение наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушения в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями. Например, жестянщик работает в условиях шума, у них нижний порог ощущений высокий, что приводит к глухоте. Порог ощущений может быть проблемой инвалидности по ощущению.

Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

Иногда, в качестве свойства ощущений, называют сенсибилизацию.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Нам иногда нужно, чтобы наша чувствительность повышалась. Необходимо, чтобы наша избирательность повышалась, чтобы мы замечали то, что нам нужно, а другое не замечали. Мы замечаем то, что хотим, что для нас актуально в данный момент (запах из столовой, когда мы проголодались). Вся наша жизнь – сплошная сенсибилизация, благодаря ей, мы делаем нужные акценты, обладаем избирательным восприятием.

Восприятие.

Следует вспомнить вклад гештальтпсихологии в разработку категории восприятия. Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века. “Гештальт” - немецкое слово, которое означает “форма, образ, структура”. Восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения. Гештальтпсихологи считали, что за этим стоят врожденные механизмы, и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона. К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др.

1. Закон подобия (схожести). Подобные друг другу объекты сгруппированы вместе. В порядке чередования, горизонтально расположены квадраты и круги. Человек видит вертикальные линии из квадратов и кругов.

2. Закон чёткости. На изображении олимпийских колец мы видим кольца, а не фигуры более сложной формы.

3. Закон близости. Объекты, расположенные ближе всего к друг другу воспринимаются совместно. Правая часть рисунка-3 столбика.

4. Закон непрерывности. Воспринимая действительность, человек стремится воспринимать её непрерывной. Мы видим не круги, а линию из них.

5. Закон замкнутости. Мы воспринимаем объекты в группе, додумывая то, чего нет. Мы додумываем контуры, и получается фигура.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь