Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 24. Основные категории диалектики
1. Сущность и явление. 2. Форма и содержание. 3. Часть и целое.
Методические рекомендации к выполнению
Мышление человека, рациональные методы познания напрямую связаны с понятием «философские категории». Именно через них осмысливается конкретный теоретический материал, и выделяются наиболее существенные характеристики объекта. В данной работе необходимо подчеркнуть, что ни один предмет в мире не может существовать вне сущности и явления, вне формы и содержания. Все процессы в мироздании выступают как неразрывное единство глубоко скрытой сущности и внешнего явления вещей, поэтому задача любой науки и состоит в том, чтобы за множеством явлений понять скрытую от нас сущность. Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядоченности выступает форма и содержание, где ведущая роль принадлежит содержанию. Однако форма не является пассивным вторичным началом, она активно влияет на содержание, ускоряя или замедляя его развитие. В своей работе Вы должны проиллюстрировать диалектическую взаимосвязь сущности и явления, формы и содержания, а также доказать нетождественность понятий сумма частей и целое. В данной работе необходимо подчеркнуть сущностные характеристики понятий часть и целое, особо отметив, важность принципа целостности, который гласит, что целое несводимо к простой сумме составляющих его частей, а представляет собой определенный тип взаимосвязи, соответствующий различному уровню целостности. При этом важно глубоко усвоить понятие об окружающем нас мире как целостности. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодостаточность предмета. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает множеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, исторически преходящи, они развиваются в развивающейся среде.
Основные понятия
Содержание – совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет. Сущность – главная, внутренняя, устойчивая сторона предмета или явления, которая определяет его основные свойства и признаки. Категории – это всеобщие формы мыслительной деятельности людей, отражающие свойства и связи действительности. Форма – это способ существования внутренней организации, определяющий структуру и внешний вид объекта. Целое – это предмет (процесс, явление), взятый как органическая совокупность составляющих его частей. Часть – это предмет, входящий в состав другого предмета или явления т выступающий в качестве момента его содержания. Элемен т – относительно самостоятельная составная часть сложного целого. Явление – внешнее проявление сущности через основные свойства и признаки объекта.
ТЕМА 26. Принцип детерминизма
1. Детерминизм и индетерминизм. 2. Принцип причинности. Причина и следствие. 3. Формы детерминизма. Принцип системности.
Методические рекомендации к выполнению
В данной работе необходимо подчеркнуть, что принцип детерминизма является важнейшей философским принципом, т.к. он содержит в себе ответ на вопрос о том, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. По данной проблеме существует два философских направления – детерминизм и индетерминизм. В своем ответе Вы должны осветить принципиальное отличие этих учений, указав на то, что в основе детерминизма лежит признание всеобщей закономерной причинной обусловленности объективного мира, в то время как индетерминизм не признает принцип причинности и всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений. Раскрыв сущность понятий причина и следствие, вы должны проанализировать различные виды причинно-следственных связей.
Основные понятия Детерминизм – ( лат. determinare – определять) – философское учение и закономерных взаимосвязях и всеобщей обусловленности явлений окружающего мира. Индетерминизм – (лат in determinare - не определять) – противоположное детерминизму философское учение, отвергающее всеобщий характер взаимосвязи явлений, где принцип причинности часто заменяется на принцип целесообразности. Причина – это философская категория, выражающая реальное существование взаимосвязанных явлений, в процессе взаимодействия которых одно из них неизбежно порождает другое явление или процесс, т.е. следствие. Следствие – это философская категория, выражающая результат действия причины. Дополнительная литература: Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс]: Учебники — Электрон. дан. — М.: Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана. Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана. История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана. Ермичев, А.А. Имена и сюжеты русской философии / Ермичев А.А. – СПб: Наука, 2014.- 710 с.
ТЕМА 27. Закон диалектической противоречивости
1. Закон диалектических противоречий как суть диалектического учения о развитии. 2. Виды и формы противоречий как источника развития. 3. Философское осмысление понятий «закон» и «закономерность». Методические рекомендации к выполнению
Даная тема является центральной для понимания сути отличия диалектического и метафизического методов познания и преобразования действительности, поэтому необходимо особое внимание уделить осмыслению таких категорий как развитие, закон, тождество, различие, противоположность и противоречие. Необходимо подчеркнуть, что законы диалектики носят универсальный характер, они присущи всем процессам и явлениям объективного мира. Диалектика, исходящая из идеи единства противоположного, видит в этом противоречивом единстве причину любого изменения и единства. Суть закона диалектических противоречий заключается в том, что он объясняет мир с позиций внутреннего потенциала самого объекта как саморазвитие, самодвижение. Взаимодействие противоположностей, их единство и борьба составляет диалектическое противоречие и порождает главный закон диалектики. Закон диалектических противоречий составляет ядро, суть диалектики. Окружающая нас действительность определяет различные виды и формы противоречий, которые должны быть подробно освещены в Вашей контрольной работе.
Основные понятия Закон – это всеобщая, внутренняя, необходимая, устойчивая, многократно повторяющаяся связь между предметами и явлениями объективного мира. Противоположности – парные сущности, взаимоисключающие и именно в силу этого взаимоисключения предполагающие наличие неразрывного существования друг друга, составляющие два полюса в рамках некоторого единого основания. Противоречия – это та степень различия, при котором силы и тенденции противоборствующих тенденций, процессов и явлений становятся взаимоисключающими друг друга.
Дополнительная литература: Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков.- 2-е изд., пер. и доп.- М.: Юрайт, 2013.-508 с. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2012. - 592 с. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с. Мачкарина О.Д. Философские проблемы естественных и технических наук: Курс лекций / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2013. (электронный ресурс) Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов / Марков Б.В. – СПБ.: Питер, 2011. – 432с. Философия: Учебник для вузов / Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Момджян К. Х., Миронов В. В.. – М.: Норма, Инфа-М, 2015. – 519с. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы