Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 16. Философский иррационализм конца Х I Х-начала ХХ века



 

1. Рационализм и иррационализм в философии ХХ века: отношение к разуму и науке.

2. «Философия жизни» - основа философского иррационализма ХХ века. Сходство и различие философских систем А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А. Бергсона.

3. Идея бессознательного в психоанализе и в философии (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фром)

Методические рекомендации к выполнению

 

В данной теме необходимо подчеркнуть сложность социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Важнейшим направлением к.Х1Х – н. ХХвв.является «философия жизни», родоначальником которой становятся А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Вам необходимо раскрыть такие понятия как рационализм и иррационализм, рассмотреть их в таких явлениях как инстинкты, интуи­ция, эмоционально-волевые акты, которые наиболее ярко представлены в философском наследии А. Шопенгауэра (" воля к жизни" ) и Ф. Ницше, (" воля к власти" ). " Философия жизни" А. Бергсона представляет собой яркое проявле­ние иррационализма. Он считал, что природа и сознание, материя, жизнь и дух - это два элемента единой целостности – «жизненная энергия», познаваемая интеллектуальной интуицией.

Научное обоснование бессознательного наиболее четко изложено в творчестве З.Фрейда, где психика человека представлена в таких поняти­ях как " эго" - " ид" - " супер-эго", " либидо", " сублимация". Последователь Фрейда К.Г. Юнг, критически переработав, идею бес­сознательною, расширил понимание либидо до психической энергии как таковой и выделил понятие коллективного бессознательного. Централь­ным звеном в учении Юнга стало понятие архетипы, данные от рождения психологические структуры, вневременные схемы, которые возникли в первобытном обществе и при помощи которых человек осознает этот мир (символы, былинные герои, образные метафоры, например, " Мать сыра-земля" и т. д.). В завершении необходимо отметить положительные и отрицательные аспекты иррационалистической философии.

 

Основные понятия

Архетип – основное понятие психоаналитической теории К. Юнга, характеризующее элементы коллективного бессознательного как некие априорные формы мифологического типа.

Иррационализм – (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – противоположное рационализму философское учение, настаивающее на ограниченности разума и признающее основным видом познания невыразимые в логических понятиях чувства, интуицию.

 

Источники

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. - М.: изд-во МГУ, 1990. - С. 11-173.

Ницше, Ф. Щопенгауэр как воспитатель / Ф. Ницше // Избранные произведения / Ф. Ницше; сост. К.А. Свасьян. - М.: Просвещение, 1993. - С.47-125.

Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше. - М.: Просвещение, 1989. - С. 19-20

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. / сост. И.С. Нарский / А. Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993 - Т.1 - С.220-283.

Шопенгауэр, А. Понятие воли / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. - М.: Просвещение, 1992 - С.41-62.

Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр // Избранные произведения / А. Шопенгауэр. – М.: Просвещение, 1992. – С. 189 –370.

Фрейд, З. Сознательное и бессознательное / З. Фрейд // Хрестоматия по философии: учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1997. – С.257-262.

 

Дополнительная литература

Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

Грядовой Д.И. История философии: Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_red& id=115306& sr=1

Голубинцев В. О. Философия для технических вузов: учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия " Высшее образование" ).

История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:

http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_view_red& book_id=210650

Визгин, В.П. Силуэт второй: Ницше как философ жизни / В.П. Визгин // Философские науки. – М, 2010. - № 6. – С. 5-20.

Гуревич, П.С. О Шопенгауэре / П.С. Гуревич // Философские науки – 1997 - №1.

Дворкин, И. Ты и Оно. По следам Н. Бубера и З. Фрейда / И. Дворкин // Вопр. филос. – 2002 - № 4.

 Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001 -     № 11. – С.3 – 13.

НН

Куклярский, В.Б. Философия нигилизма Ф. Ницше / В.Б. Куклярский. – М.: Наука, 1996.

Старовойтов, В.В. Психоанализ и художественное творчество / В.В. Старовойтов // Философские науки. – М, 2010. - № 4. – С. 35-42.

 

ТЕМА 17. Проблема человека в философии экзистенциализма

 1. Экзистенциальная философия: основные проблемы, характерные черты и особенности ( М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

2. Религиозный экзистенциализм ( К Ясперс), персонализм (Н. Бердяев).

3. Проблема человека в философии экзистенциализма. Свобода и ответственность. «Пограничная ситуация» как кульминация человеческих экзистенциалов (одиночество, тоска, разочарование, ожидание смерти).

Методические рекомендации к выполнению

 

При изложении данной темы необходимо указать, что экзистен­циализм является четко выраженным неклассическим направлением. Фило­софия экзистенциализма отразила ситуацию пересмотра классической проблематики (онтология, гносеология и т. д.), характерной для XX века. В яркой литературной форме были поставлены вопросы, связанные с бы­тием человека в мире: проблемы жизни и смерти, сво­боды, выбора и ответственности, гармонии и дисгармонии человеческого существования. Наиболее ярко вопросы абсурдности человеческого бытия, одиноче­ства человека и его обреченности представлены в трудах Ж.-П. Сартра и А. Камю, где акцентируется внимание на важнейшем понятии экзистенциализма – «пограничной ситуации», т.е. ситуации между жизнью и смертью.

Далее следует охарактеризовать два основных направления в экзи­стенциализме: религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев) и атеистиче­ское (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю), при этом важно отметить принципиальное различие в отношении трактовки человеческого бытия и свободы в религиозном и атеистическом экзистенциализме. В завершении темы необходимо подчеркнуть актуальность постав­ленных экзистенциализмом проблем: проблема отчуждения человека в ус­ловиях социальных кризисов, проблема выбора человека, превращение по­граничной ситуации из индивидуальной проблемы в проблему выживания человечества в целом.

Основные понятия

Пограничная ситуация – ключевое понятие экзистенциализма, означающее экстремальное состояние человека между жизнью и смерть, при котором человек сознает свою истинную экзистенцию и смысл жизни.

Свобода – свобода в экзистенциализме понимается как свобода выбора самого себя, формирование своей личности собственными действиями и поступками, за которые человек несет ответственность не только перед собой, но и перед обществом.

Экзистенциализм – (лат. – existentia – существование) - философское учение ХХ века, центральной проблемой которого является проблема существования человека, включающая в себя проблему смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. 

 

Источники

Камю, А. Абсурдность мира / А. Камю// Хрестоматия по философии: учеб. пособ. / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1997. – С.481 – 485.

 Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

 Сумерки богов. – М., 1989.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Ж.-П. Сартр. – М.: Политиздат, 1989. – С.319-344.

 

 

Дополнительная литература

Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

Грядовой Д.И. История философии: Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_red& id=115306& sr=1

Голубинцев В. О. Философия для технических вузов: учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия " Высшее образование" ).

История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:

http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_view_red& book_id=210650

Кандалинцева, Л.Е. Проблема свободы во французском экзистенциализме (Ж.-П. Сартр, А. Камю) / Л.Е. Кандалинцева // Философия и общество. – 2001 - № 2 – С. 97 – 108.

Лишаев, С.А. Феномен ветхого: опыт экзистенциального анализа / С.А. Лишаев // Вопросы философии. – 2001. - № 9. – С.71 –82.

 «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века: Материалы обсуждения // Вопросы философии. – 1998. - № 8.

 Давыдов, Ю.Н. Патологичность состояния постмодерна / Ю.Н. Давыдов // Социс. – 2001. – 11.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. - М.: Проспект, 1998.- 432 с.

 История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб., 1997.

 Проблема человека в западной философии. – М., 1988. 

 

ТЕМА 18. Позитивизм: исторические формы и исходные принципы

 

1. Позитивизм, его сущность и специфика.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Проблема познания в позитивизме. Гносеологические принципы позитивизма.

Методические рекомендации к выполнению

 

В ходе изложения данной темы необходимо четко выделить три исторические формы позитивизма и раскрыть их содержание. Характеризуя первый этап, следует отметить стремление его основателей О. Конта и Г. Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную направленность, составляющую социального знания.

При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма - " Мир сквозь призму ощущений", особо под­черкнуть его крайне субъективистский характер. Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм), необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап).

Далее следует рассмотреть основные методологические принципы неопозитивизма: принцип верификации, принцип конвенции и принцип фальсификации. Безусловным плюсом работы станет попытка охарактеризовать пост­позитивизм (Т. Кун, С. Тулмин, С. Фейерабенд). В завершении темы нужно сделать вывод об историческом значении позитивизма, о его неоднозначной роли в решении философских проблем.

 

Основные понятия

Позитивизм – ( лат. posiniyus – светлый, положительный) – субъективно-идеалистическое течение, отрицающее мировоззренческий характер философии, отвергающее традиционные философские проблемы как метафизические и непроверяемые на опыте. Основная его черта – попытка создать методологию или «логику науки», которая стояла бы выше противоположности материализма и идеализма.

Принцип верификации – гносеологический принцип неопозитивизма, утверждающий, что только знания проверенные эмпирическим путем являются истинными.

Принцип конвенции – гносеологический принцип неопозитивизма исследует те знания, которые не могут быть верифицированы и истинность которых устанавливается в результате конвенции (соглашения) ученых.

Принцип фальсификации – гносеологический принцип неопозитивизма, утверждающий относительность знаний, их бесконечную трансформацию и эволюцию.

Сциентизм – (лат. scientia - наука) – философское течение, нацеленное на абсолютизацию роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

Антисциентизм – противоположное сциентизму философское течение, принижающее роль науки в развитии общества и обвиняющее научно-технический прогресс во всех бедах современного общества.

Литература

Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс]: Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М.: Издательство " Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

Грядовой Д.И. История философии: Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_red& id=115306& sr=1

Голубинцев В. О. Философия для технических вузов: учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия " Высшее образование" ).

История философии. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск: " Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Мачкарина О.Д. История философии. Курс лекций: учеб. пособие / О.Д. Мачкарина. – Мурманск: МГТУ, 2015.

Пивоев В.М. Философия: Учеб. пособие для гуманитарных факультетов: Часть 2. – 2-е изд. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 359с. – Режим доступа:

http: //biblioclub.ru/index.php? page=book_view_red& book_id=210650

Зотов, А.Ф. Западная философия XX века / А.Ф. Зотов, Ю.К. Мельвиль. – М.: Проспект, 1998.- 432 с.

История современной зарубежной философии. Компаративистский подход. – СПб.: Лань, 1997.

Кнабе, Г.С. Витгенштейн и Гуссерль / Г.С. Кнабе // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Вопросы философии – 1998 - № 5.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей. // Вопросы философии – 1997 - № 9.

Медведев, В.А. Позитивизм как методологическая программа: критерии концептуальности / В.А. Медведев /\ Философия науки. – 2008. - № 1. – С.48-60.

Назарова, О.А. Логический позитивизм и «трактат» Витгенштейна / О.А. Назарова // Вопросы философия. – 2008. - № 6. – С. 143-152.

Неретина, С.С. В.В. Бибихин. Витгенштейн: смена аспекта / С.С. Неретина // Вопросы философии. – 2008. - № 3. – С. 176 – 181.

 Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. – М.: МиФ, 1993.

 Русский позитивизм (Лесевич, Юшкевич, Богданов) /отв. ред. А.Ф. Замалеев, А.И. Новиков. - СПб.: Наука, 1995.

 Философия XX века / - М., ЦИНО общества " Знание" России, 1997.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь