Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доклад «Хозяйственные занятия и промыслы шорцев».Стр 1 из 5Следующая ⇒
Сочинение “ Люби и знай родной Кузбасс” Счастлив я, отрадно мне с мыслью жить любимой, что в родной моей стране есть мой край родимый.
Каждый год мы всей семьей лето проводим в деревне, небольшом таежном поселке, который находится близ города Мыски, и место это я помню с самого детства. Можно сказать, это идеальное место для отдыха. Здесь любое время года прекрасно по-своему. Весна-это пора, когда клокочет от переполняющей ее воды речка Тутуясс. Тогда в долинах начинается весеннее цветение, а на горах лежит еще многометровый снег. Этот контраст всегда удивителен. Летом открывается потрясающий вид: распускается белым цветом рябина, поднимаются травы, качаются среди них кудрявые головки лилий - Саранок, водосборов, огоньков... Тайга становится пронзительно зеленой, среди пихт выделяются светлые пятна берез, шелестят вековые кедры. Четко выделяется на голубом небе линия гор, таких чистых, таких привлекательных и, кажется, таких близких. В их окраске ежеминутно происходят изменения. Перемены тона, оттенка так плавны, что их невозможно уловить. На склонах далеких вершин выделяются белые пятна снега, незаметно сливаясь с белизной облаков. Самыми нарядными горы бывают, конечно, ранней осенью. Небо - чистейшая бирюза. А тайга — пестрый ковер, в котором затейливо слились все краски природы. А какая здесь зима?! Пихты в белых шапочках, голубой снег искрится вокруг, сверкающие на солнце белые склоны гор... Все неотразимо прекрасно. Каждое время года имеет свой цвет: весна - серовато-зеленый, лето - изумрудный, осень - оранжевый, зима - белый. И только небо, которое здесь выше и просторнее, чем где-либо – всегда голубое. Всякая река неповторима. Речку Тутуясс не сравнишь с нашей красавицей Томью, однако и забыть ее нельзя. С первого взгляда поражает ее кристальная чистота, можно видеть мельчайшие камешки на дне, мальков, которые прячутся под ними. Помню, как я пыталась ловить их руками, но эти маленькие рыбки настолько быстрые и верткие, что их просто невозможно схватить. Однако птицам это удается. И они, как заядлые рыболовы, «рыбачат» и ныряют за добычей в воду. Самое обидно, купаться в этой чистейшей воде нельзя - она очень холодная. Эта горная речка берет она свое начало с гольцов — снежных вершин, лишенных привычной растительности. Поэтому они кажутся голыми. Нагромождение огромных каменных глыб, поражает своей величиной. Смотришь на вершину снизу - вверху большая куча камней. Однако, поднявшись наверх, видишь, что иной «камушек» величиной с комнату, а то и с целый дом. С большой почтительностью поглядываешь на глыбы, готовые скатиться вниз. В Тутуяссе я больше всего люблю гулять по тайге. Каждый год мы с родителями ходим в лес собирать кедровые шишки. Эти таежные прогулки просто потрясающие, можно увидеть много интересного. Это разные животные, неизвестные растения. Когда собираем сбитые с кедра шишки, появляются бурундуки. Они так и норовят украсть у нас пару шишек, даже обидно порой бывает. В тайге у меня есть любимая полянка. Солнце полностью освещает это прекрасное место. Можно видеть цветущие медунки, саранки, незабудки, затейливой формы деревья. Самый красивый момент — когда заходит солнце: красный, оранжевый, желтый цвета сливаются и освещают всю тайгу. В этот миг я не думаю ни о чем, только наслаждаюсь моментом. Даже через несколько месяцев мне снится этот закат. Каждый раз, гуляяпо тайге, я узнаю что-то новое, вижу необыкновенное. И это здорово! «Нет мест краше наших», - скажут жители Кузнецкого края. Вступление Кемеровская область образована в составе РСФСР Указом президента Верховного Совета СССР 26 января 1943г. Лекторием «Символика Кемеровской области» мы начинаем цикл мероприятий, посвященных этой дате. Если кому-то кажется, что наличие областных герба и флага всего лишь прихоть властей, то он ошибается. По федеральному законодательству российский триколор постоянно может развиваться только над учреждениями федерального подчинения, над областными и муниципальными - в дни государственных праздников. Поэтому появление герба и флага области - требование времени. По словарю Ожегова: «Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях государственных и других официальных документах». «Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой». История Область без символики, согласитесь, несколько обезличена. Рождение лица (символики) произошло не сразу, а после многих перипетий. А если быть совсем точным, то можно сказать, что история символики Кузнецкой земли уходит корнями в глубь веков. Жившие здесь народы имели тотемные знаки- предметы поклонения и тамги-простейшие символы. Три протошорских племени: бирюсинцы, верхотомцы и абинцы, населяя 14 волостей уезда, признавали тотемами волка и медведя, а теле-уты - волка и лошадь. С казаками пришла на землю Кузнецкую и русская система эмблематики. Помимо прочего, воеводы сразу попросили для Кузнецка и печать с эмблемой, считая, что ею должно быть изображение волка - «в знак необжитости сих мест». И городская печать Кузнецку была пожалована в 1622 году вместе со статусом города. В опубликованной в Служебной чертежной книге Семена Ульяновича Ремизова в 1699 г. описана печать так: «На кузнецкой волк, а около вырезано: «Печать государево земли Сибирские Кузнецкого города». Великими трудами казаков, крестьян и работных людей «с необжитостью сих мест» было покончено, и ее символ- волк потерял актуальность. Требовался знак прямо противоположный — символ освоения необъятных просторов, а его роль в геральдике всегда играла лошадь. И в 1694 году Петр 1 пожаловал Кузнецку такую печать. Она появилась в «Списке великого государя сибирским печатям, какова в котором городе и остроге и что на которой печати вырезано». Тождественность печатей и гербов была подтверждена в 1672 г. в Большой Государевой книге «Титулярнике» городскими гербами считали изображения печатей. В 1692 г. появился Указ Петра 1 «Об усилении... печати по гербу с надписью» и Указ о печатях для местных судебных учреждений, на которых должны были помещаться гербы городов. Всюду о гербах говорится, как о чем то давно существующем. Окончательно идентичность печати и герба признана в августе 1724 г. в сенатском Указе. Назначенный Петром товарищ герольдмейстера Франциск Санти нарисовал 97 гербов, из которых 21 сибирский, в том числе герб Кузнецка в 1726 г. «На новом французском щите» была изображена кузница со всем кузнечным инструментом в золотом поле - герб был говорящим. Исполнили первый классический герб Кузнецка помощник Санти живописный мастер Иван Васильевич Чернавин и подмастерье Петр Александрович Гусятников. Север же нынешнего Кузбасса пользовался гербом томским. Герб томский, утвержденный в 1729 году в Знаменном Гербовнике, родом из Кийского края: «Желтое поле, человек в серой одежде, работающий в рудокопе». Главной достопримечательностью уезда геральдисты посчитали Каштакский серебряный рудник, что был построен в 1697 году вместе с острогом по указу Петра Первого в нынешнем Тисульском районе. Поэтому Северный Кузбасс полностью вправе считать этот герб своим старейшим символом, тем более уже 17 марта 1785 года Томск обрел свой современный герб - всем известную серебряную лошадь и навряд ли претендует на герб с рудокопом. В 1745 г. товарищ герольдмейстера Василий Евдокимович Адодуров разослал анкеты в 104 города, откуда в свое время не поступило известий на анкету Санти, либо они и не сохранились, в том числе в Кузнецк. В ведомостях, пришедших из Сибири, описывались печати 5 городов, в том числе Кузнецка, который сообщал, что на его печати «помещен герб, а не изображение зверя или птицы». При Адодурове герб Кузнецка изменил лишь форму щита с прямого на модную тогда овальную. Очередной вариант герба Кузнецка создал действительный статский советник А.А. Волков- герольдмейстер с 1779 г. При нем было принято не имевшее аналогов правило: пересекать герб и в его верхней части помещать губернский герб, оставляя собственно городскому лишь нижнюю половинку. Этот прием вызвал справедливую критику знатоков геральдики - при такой композиции символ самого города играл подчиненную роль, занимая в щите второстепенное место. Именно таким и стал герб 20 марта 1804 г. указом Александра I: «кузница с принадлежащим к ней орудиями». Меж тем у нашего города был еще один герб, многим неизвестный. Взгляните на его копию. «Проект герба окружного города Кузнецка» от 24 ноября 1864 г. На серебряном щите черная наковальня, над которой перекрещены два черных молотка. В вольной части - томский герб (серебряная лошадь в зеленом поле). Щит увенчан башенной серебряной короной о трех зубцах. За щитом крест на крест два молотка, перевитые красной Александровской лентой. Это незаурядной произведение геральдики было обнаружено Сергиенко и Паничкиным в 1994 году в Центральном государственном историческом архиве (бывшем сенате) в Санкт-Петербурге. Чем объяснить его появление? Все дело в политике. Император Николай I почитал геральдику не меньше своей бабки Екатерины. Он предложил усилить пропагандистский характер гербов ив 1851 г. даже лично составил схему их построения, которую Бернард Кене и воплотил блестяще в жизнь, придумав стройную систему украшений щита, по которым легко можно было определить статус, величие и месторасположение города, род занятий его жителей. И начать Кене, как теперь выясняется, решил с герба Кузнецка. Довести же этот герб до утверждения императором не удалось. Так и пролежал новый герб 133 года в сенатских бумагах. Старый герб волей судьбы был спасен и по Городовому положению 1870 г. стал чеканиться на знаках всех должностных лиц города, что носилось на цепи поверх мундиров. Кемеровская область с почти четырех вековой историей большей частью своего прошлого лишена. И поэтому мы предельно бережно должны отнестись к тем крупицам, что сохранились, и что могут быть восстановлены, в том числе к своему геральдическому наследию - некогда именно оно считалось самым ценным в имуществе. Впервые вопрос о символике Кузбасса поставили в 1992 году. Созванная администрацией области комиссия через два года представила проект герба, который и был утвержден распоряжением обладминистрации от 10.04.94 г. Этот герб вобрал в себя всю полную символику области - все сменявшиеся последовательно эмблемы (в том числе и неутвержденный герб 1864 года, включенный в композицию кузницы), и в то же время герб лишен излишеств и выглядит не громоздко. Трехчастный щит полностью соответствует исторической и географической логике: нынешняя территория Кузбасса составлена из частей бывших Томского, Мариинского и Кузнецкого уездов в пропорциях и месторасположении, примерно занимаемых их символами в щите. Кроме того, традиционными символами в гербе обозначены и ныне главные отрасли промышленности Кузбасса: горнорудная (рудокоп), металлургия (кузница), транспорт и сельское хозяйство (конь). Башенная корона в виде Кузнецкой крепости использована в силу невозможности помещения т.н. «древней царской короны» (таковой в реальности не существовало, а вдобавок нынешние области скорее по статусу соответствуют прежним губерниям, гербам которых полагалась императорская корона, употребление ее в гербе Кузбасса не одобрено Государственной герольдией). Щитодержатели волк и лошадь - соответствуют древним тотемам местного населения и первым гербовым печатям Кузнецкого уезда. Для подножия выбраны кедр и огоньки - наиболее яркие и любимые представители флоры Кузбасса. Даты на ленте означают год присоеди-нения земли Кузнецкой к России и год образования Кемеровской области. Название «Кузбасс» - традиционное и более популярное имя региона, чем «Кемеровская область». В 1995 году этот символ направили на заключение в Государственную геральдию при Президенте РФ. В заключении содержалась отрицательная оценка представленного герба, как несоответствующего основам геральдики и заимствованного из других гербов. Кроме того, Уставом Кемеровской области определено, что символика утверждается законом Кемеровской области. Поэтому принятый распоряжением администрации области герб юридической силы не имел. В ноябре 1997 года герб был представлен Законодательному собранию Кемеровской области второго созыва для утверждения. Депутаты представленный вариант герба на основании заключения Государственной геральдии отклонили. В декабре 1992 года распоряжением председателя Совета народных депутатов Кемеровской области была создана новая рабочая группа по разработке символики Кемеровской области. В ходе объявленного конкурса в конкурсную комиссию было представлено 27 вариантов герба, 16 вариантов флага. Авторами проектов были как профессиональные художники, так и ученые, общественные деятели и рядовые граждане. Конкурсная комиссия предложила Совету народных депутатов Кемеровской области три варианта герба и флага, которые вобрали в себя лучшие элементы всех представленных вариантов. В ходе депутатских слушаний, состоявших в июне 2001 года, остановились на одном варианте герба и флага. Проект герба для согласования также направили в Государственную геральдию, где получил одобрение. Внесенные в проект герба поправки, не изменяющие его концепции, были предложены для рассмотрения на сессии областного Совета народных депутатов как окончательный вариант. На 37-й сессии областного Совета народных депутатов, прошедшей 29 мая 2002 года, был принят закон «О символике Кемеровской области», утвердивший герб, флаг, порядок их использования и описания. В приложении к Закону дается описание флага и герба. Герб Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увен чанный короной в виде стилизованной чаши. Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет - это также традиционный цвет молодости и надежды.
Увенчанный короной в виде стилизованной чаши. Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет - это также традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита - треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, - террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства. Треугольник красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, наделенного правами государственной власти. Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 г. - год образования Кемеровской области. В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатство Кузбасса. Флаг Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины. В верхней части синей полосы посередине помещается герб Кемеровской области. Отношение ширины флага к его длине - 1: 2.
Гимн Около года назад был объявлен конкурс на гимн Кемеровской области. Более 70 произведений рассмотрела конкурсная комиссия. а. Администрация Кемеровской области одобрила проект гимна - песню поэта Геннадия Юрова и композитора Евгения Лугова «Рабочая мелодия Кузбасса». Эта песня, созданная более 20 лет назад, давно и по праву стала музыкальной визитной карточкой нашего края. В Москве, Иркутске, Новосибирске, многих других городах страны при исполнении этой песни люди в зрительных залах вставали, тем самым приветствуя представителей славной земли Кузнецкой. Искренне, идущие от сердца, стихотворные строки, оригинальная, воистину берущая за душу музыка, чувство непреходящей любви к родному Кузбассу - все это есть в прекрасной песне. Современная аранжировка сделана композитором, заслуженным работником культуры России Владимиром Хвилько. Песню в новой музыкальной редакции исполнили солисты, хор и оркестр Музыкального театра Кузбасса. А сейчас «Рабочая мелодия Кузбасса» прозвучит для вас. Многонациональна наша Россия - только на территории Кемеровской области проживает 14 национальностей! Основная часть населения - это русские. Но есть и малые народности: алтайцы, кумандиельцы, колмыки (сибирские татары не путайте с калмыками) кеты, селькуты, численность которых исчисляется десятками человек. Коренными жителями Кузбасса являются телеуты и шорцы. Численность шорцев 0, 1%, а телеутов 0, 006%. Этим малым народам мы посвящаем конференцию. «Телеуты и шорцы. Кто они? ». На нашей конференции прозвучат доклады на следующие темы:
Доклад учителя истории «Русская Академия наук - основоположник научного изучения предков шорцев». Современные шорцы - это тюркоязычный народ, проживающий в основном в Кемеровской области. Около половины их сосредоточено в населенных пунктах Таштагольского района. Отдельными группами шорцев население встречается в Новокузнецком, Осинниковском районах. Первые письменные свидетельства о ближайших исторических предках шорцев - кузнецких татарах относятся к началу XVII в, к периоду освоения русскими верховья реки. Томи. Но эти документы носят отрывочный характер, и только в общих чертах дают представления о местожительстве, административном устройстве, социальный организации исторических предков шорцев. На основании этих документов академик Миллер восстановил ход исторических событий, связанных с постройкой «русскими служивыми людьми» Кузнецкого острога и покорением жителей «Мрасских, Каждамских и Верхотомских волостей». По поручению Миллера был составлен первый словарь «языка абитцев» - одно их этнических подразделений кузнецких татар и «языка соседних с абитцами телеутов». Широко развернувшиеся научные исследования в Сибири не оставили в стороне локальные группы кузнецких татар-шорцев. Большой этнографический материал собрали участники Академической экспедиции (1758-1774). В отчетах сообщали, что жили они раньше в горах и занимались «звероловством, а после переселения на реки Тепо и Абакан разбогатели скотом, не покидая при этом и промыслов». Из жилищ ими использовались жердачные юрты, покрытые сшитыми вместе берестяными пластинами и «бараньим войлоком». Остальные «поколения к хлебопашеству не имеют способного случая и скотом скудны» и все пропитание состоит из кореньев. Впервые в работе сообщаются координаты двух торговых путей, соединяющих долину рек Абакана и Тоштыпа с реками Мрассу, Томью и г. Кузнецком. Большую роль в изучении малых народов нашего края сыграл Вербицкий, совмещая свою миссионерскую деятельность с научной работой. Этнографическое изучение шорцев было начато им сразу же после основания по инициативе Алтайской духовой миссии в декабре 1858 г. миссионерского стана в улусе Кузедеевском. Он совершал ежегодные поездки по рекам Кондома, Барзас, верховья Мрассу. Особое внимание, как миссионер и этнограф Вербицкий уделял изучению религиозных верований, обычаев, родовых обрядов и праздников шорцев. Работы Вербицкого но-сят в основном описательный характер, хотя в них предприняты попытки научного осмысления. Почти одновременно с Вербицким начал свою научную деятельность на Алтае учитель немецкого и латинского языка Барнаульского горного училища Рад-лов, ставший впоследствии крупнейшим тюркологом и академиком. Радлов впервые объединил группы татар, живущих по рекам Томи, Мрассу, Кондоме под общим названием «шорцы», хотя сами они не осознавали тогда, по его же словам, себя единым народом. К этому его побудило, во-первых, то обстоятельство, что местные татары говорили почти на одном языке, обозначенном им «шорским диалектом», а во-вторых, то, что соседние телеуты, лебединцы и черневые татары именовали кузнецких татар общим названием «шор-кижи». В 1890 г поездку по верховье Томи совершил сотрудник Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Головачев. Ценным в его статье является экономико-географическое описание Кузнецкого округа. У всех местных жителей отмечает он, кроме промыслов ореха, пушнины, примитивного земледелия было довольно развито стойловое скотоводство. У инородцев верховья Томи, а также Мрассу и Кондомы, называемых черновыми татарами и разделенных условно на кочевых и оседлых, напротив, преобладало промысловое хозяйство и примитивное земледелие. В первые годы Советской власти этнографическое изучение шорцев продолжалось, по существу, в рамках прежних программ Академии наук. В этот период переустройства этнографической науки больше внимания стало уделяться вопросам этногенеза. Богораз считал шорцев реликтовым остатком древней культуры наших охотников. Различные этнографические сведения описательного характера встречаются в записках государственных служащих, совершавших по служебным делам в конце 20-х годов поездки по Горной Шории. Все поездки этнографо-лингвистические исследования, как в дореволюционный период, так и в первые годы Советской власти не носили планомерного характера, будучи чаще всего следствием личной инициативы. С середины 20-х годов наступил новый этап в научном освоении Сибири: стало все более расширяться, как по территории, так и по тематике, планомерное изучение народов Алтая, в том числе и шорцев, молодыми советскими этнографами по программе Академии наук. Известный этнограф Потапов публикует подробный список шорских родов. В монографии Дыренковой рассмотрено содержание шорского фольклора с целью выяснения характера хозяйства и бытовой среды, его породившей. В «Грамматике шорского языка» ею впервые выделены и описаны два основных местных диалекта, распадающиеся на несколько говоров. Незадолго до войны началось изучение археологических памятников Горной Шории, а в послевоенные годы большое внимание уделяется шорскому фольклору, диалектам шорского языка. Большой интерес представляют статьи, написанные представителями шорской интеллигенции, опубликованные в основном в местной печати. В современной этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы - тюркзированные потомки древних угров, самодейцев и кетов. Начиная с XIX в. неоднократно предпринимались попытки описать «дотюркски» компоненты шорцев, используя в качестве сравнительного материала случайно выбранные элементы культуры отдельных групп шорцев и соседей». Необычную гипотезу о происхождении шорцев высказал основатель Новокузнецкого краеведческого музея Ярославцев. Согласно легенде, записанной им в низовьях Мрассу, шорцы - потомки богатыря Шуна, старшего сына жены царя Мол-кана с Тобола. Под давлением русских они, якобы переселились на Мрассу, Кондому, через верховья Томи, Ортана и Шоры, от которой и получили свое название. В результате разделения шорцев на отдельные роды, расселения их по Кузнецкой тайге и контактов с различными народностями у переселенцев оформились их лингвистические и антропологические особенности. Кроме того, определенный интерес представляют выводы об этногенезе шорцев, сделанные на основе археологических находок. В местах прежнего обитания одной из групп предков шорцев близ Кузнецкой крепости Эрдниевым было раскопано городище Маяк. Доказательством близости древнего населения городища, как к шорцам, так и обским уграм, послужило обнаруженное им сходство орнамента глиняных сосудов городища и берестяной посуды шорцев, обшивки раббовитным узором шорских женских платьев. Подводя итог 250 летнему периоду изучения кузнецких татар-шорцев, следует сказать, что многие проблемы ждут своего разрешения. «Телеуты ». В Кемеровской области немногочисленная народность телеутов с давнихпор проживает в Кузнецком и Беловскихрайонах. В Беловском районе их улусы образовались по рекам Большой и Малый Бачат. Другая часть телеутов проживает ныне по рекам Черга и Майма, что в Майминском и Шабалинском районах Горно-Алтайской автономной области. Большая Советская Энциклопедия объясняет, что телеуты говорят на телеутском диалекте алтайского языка. Сами же телеуты утверждают, что их языкближе к тувинскому, чем к языкам алтайского племен. В далеком прошлом телеуты входили в группу кочевых племен «теле», входивших в состав большого по территории, сильного в военном отношении, объединения кочевников, которое в 6-7 в. располагалось в Центральной Азии под названием тюркского каганата.Когда в XIII веке Южная Сиирь была захвачена монголами,
гочисленная народность телеутов с давнихпор проживает в Кузнецком и Беловскихрайонах. В Беловском районе их улусы образовались по рекам Большой и Малый Бачат. Другая часть телеутов проживает ныне по рекам Черга и Майма, что в Майминском и Шабалинском районах Горно-Алтайской автономной области. Большая Советская Энциклопедия объясняет, что телеуты говорят на телеутском диалекте алтайского языка. Сами же телеуты утверждают, что их языкближе к тувинскому, чем к языкам алтайского племен. В далеком прошлом телеуты входили в группу кочевых племен «теле», входивших в состав большого по территории, сильного в военном отношении, объединения кочевников, которое в 6-7 в. располагалось в Центральной Азии под названием тюркского каганата. Когда в XIII веке Южная Сибирь была захвачена монголами, то Алтай, Кузнецкие земли были отданы Чингисханом его полководцу Хорчи. После распада державы Чингисхана в XIII веке образовалось обширное Джунгарское ханжество. Племена Юго-Западной Сибири были обложены данью в пользу хана. В этом государстве телеуты составляли отдельный удел в 4000 кибиток. К концу времени у алтайских племен произошло разложение родового строя, их родовая знать имела большие стада скота, обширные пастбища и рабов. В зависимости от Джунгарского ханжества алтайцы находились до начала XVII века. В 1600 году они вошли состав Русского государства. В это время телеуты кочевали в верховьях Чертечита и по притокам Оби, Ине, Черчил, Алей. Они более родственны алтайскому племени теленгитов, ныне проживающему в Кош-Апачском районе Горно-Алтайской автономной области. В 1658 -65 гг. значительная часть телеутов переселилась в район Кузнецкой крепости, основанной в 16-18 году, заняв обширные пространства плодородной лесостепи. В документах правительственных учреждений и исторической литературе прошлого века алтайцев, в том числе и телеутов, называли алтайскими татарами, калмыками или беглыми калмычками. Поселившись на Кузнецкой земле, телеуты и здесь вели кочевую жизнь. Их улусы объединяли по 40-50 кибиток. Кибитки были округлой формы, с решеткой, покрыты берестой или корой лиственницы. В последующие годы, когда телеуты переходили к оседлому образу жизни, жилища строились более обстоятельными. Выкапывались глубиной метр-полтора яма, стены доращивались пластами земли или двойным плетнем, Между плетеными стенами засыпали землю. Стены обмазывали глиной, белили. Пол был глинобитным. Поселившись в Кузнецкой земле, телеуты столкнулись с русскими. Отношения между ними были мирными. Кочевники учились у русских строить дома, изготавливать орудия труда. В то же время русские учились у телеутов содержать скот большими стадами, выделывать шкуры, находить в лесу съедобные растения. Нередко им приходилось совместно отбиваться от набегов кочевников-грабителей, которые сохраняли верность Джунгарам. До нас дошли сведения о том, что в 1700 г. кыргызский (племена по Енисею) князь Тунгустай напал на Кузнецк. Город не захватил, разорил телеутские и русские поселения, кыргызы угнали с собой 832 лошади и увели в плен 97 телеутов. Переселившись в Кузнецкую землю, телеуты по-прежнему занимались скотоводством и охотой. Охотились с помощью лука, а позднее ружей. Летом охотились на лосей, оленей, косуль и сусликов, зимой на белок, куниц, соболей. В середине 18 века шкурка белки стоила до 12 копеек, куницы- 80 коп., соболя до 13 руб. В среднем за зиму один охотник убивал 100 белок, 7-10 куниц, 3-5 соболей. Шкурки частью шли в уплату ясака, частью продавались купцам в Кузнецке или Томске. Ясаком облагалась каждая мужская душа в размере 1 руб. 28 коп. Дети от налогов освобождались. Шли годы, росло население земли Кузнецкой. Зверей становилось все меньше и меньше, поэтому занятие скотоводством являлось основным источником существования телеутов. Разводили лошадей, коров, овец. Питались, конечно, исключительно продуктами скота: молоком, мясом, кумысом. Кумыс пили все лето. Часть молока перерабатывали в сыр. Из кислого молока изготавливали водку-араку. На мясо забивали лошадей, овец. Ячмень подсушивали, толкли в муку в деревянных ступах, потом варили в воде.
Царские чиновники мало вмешивались в управление телеутами. Управлялись они своей знатью... Несколько родовых групп объединялись в дючину, во главе которой стоял зайсан - один из представителей племенной знати. Власть зайсана передавалась по наследству. Зайсану подчинялись демичи, т.е. родовые старейшины. У телеутов было свыше 30 родов. Но к началу XVIII века роды телеутов перемешались, в одной дючине могли кочевать люди из других родов, к тому же переход на оседлость ускорил разложение родовых отношений. Теперь зайсан образовывался не по родовому признаку, а по территории. Позднее, в конце 18 века зайсаны были замечены волостями. В 1834 г. в Кузнецком округе было три телеутские волости. Однако, как указывал Кузнецкий исправник в своем отчете Томскому губернатору «из означенных здесь волостей ни один улус не обратил кочевую жизнь свою в оседлую, скитаются по прежнему». В двух волостях хлебопашество не производится. Видимо по этим причинам границы волостей часто менялись. По переписи 1861 г. в Кузнецком округе проживало около 3 тысяч телеутов. Кроме ясака, каждая семья облагалась по 2-3 рубля дополнительным налогом. Дань собирали шкурками белки, лисицы, куницы, соболя. Каждое зайсанство облагалось определенным количеством шкурок. Раскладка дани было внутриулусным делом. Отправляясь с ясаком в Кузнецк, зайсан всегда собирал с охотников больше пушнины, чем положено. Эти излишки шли на подарки чиновникам. Рядовые телеуты страдали не только от жестокой засухи, притеснений родовой знати, но и от злоупотреблений царских чиновников. В середине 19 века примерно сто ясачных данников должны были уплатить 20 соболей. Если принять во внимание, что каждый соболь стоит 13 рублей, то улус облагался на 250 рублей. На эту сумму можно было вносить шнурки других зверей. Таким образом, за шкурки соболя сносилось примерно около сотни беличьих, 15 куньих или лисьих. Зайсан, а позднее волостные старшины осуществляли судебную и полицейскую власть. За мелкие преступления судились по обычаям телеутов. Если какая- либо сторона с результатами судебной тяжбы была не согласна, то могла обратиться к уездному исправнику, который созывал суд всего племени. За тяжкие преступления судили по существовавшим законам Российского государства. Болезни, голод в засушливые годы уносили в могилу сотни людей. Все труднее и труднее становилось добывать зверя и мясо. Пушной зверь уходил в глубь тайги, сократился сбор ясака. Налоги повышались. С 1766 г. пушнину стали заменять деньгами. До 1834 г. денежный ясак увеличился в 4 раза. В 1832 г. Царским правительством принимается «Устав об управлении инородцами», который действовал до 1901 г. По уставу за шорцами, телеутами и другими народностями Сибири закреплялись территории, и сохранялась определенная власть родовой знати. В Кузнецком уезде было три управы: у Кузнецка, Тогулина и по рекам Ур, Малый и Телеутами названных улусов предписывалось соединяться с общинами русских деревень Белове, Бачаты, Салаир т др., получить землю и заняться хлебопашеством. Теперь они облагались налогом наравне с русским крестьянством. Однако инородцы оказывали серьезное сопротивление, отказывались получать земли, откочевывали в глухие места и даже жаловались царю. В 1888 г. кузнецкий полков- ник докладывал Томскому губернатору «Инородцы отказывались получать земли, отведенные им, отказывались дать рабочих и понятых для нарезки земли... не хотят переселяться в земли округа, написали жалобу царю. Тем не менее, некоторые кочевники, особенно из бедноты, начали понимать, что занятие хлебопашеством спасет от голода, вымирания, многих бед. В 1834т. в Телеутской волости уже числилось 165 осевших телеутов, которые засевали хлебом 45 десятин. В 1834 г. в ведомостях по сбору повинностей в Кузнецком уезде упоминается, что в трех телеутских волостях уезда проживает более 3 тысяч душ, а оседлых из них было 1178 чел. Посевные площади увеличивались медленно. В том же 1845 г. засевалось только 400 десятин. В конце XIX - начале XX в. у шорцев бытовало одновременно несколько типов эпимиц. Наиболее примитивным и более древним можно считать прямоугольный в плане. Каркасный, летний шалаш «Одол» в форме усеченной пирамиды. В одной из стен оставалось входное отверстие, как правило с восточной ориентировкой, которое или задвигалось досками, или закрывалось дощатой дверью на ремнях. Наиболее распространенной в конце XIX в. была зимняя срубная бревенчатая юрта. Справа в жилище распространялся глиняный очаг «кебе», каркасом для которого служили две вертикально поставленные ребром к стене невысокие плахи. В толстой, глиняной обмазке между плахами имелись небольшие углубления для выпечки лепешек и деревянные колья с крючками для подвешивания котелка. В каждой юрте сооружалась ручная мельница. Для почетных гостей предназначались лавки напротив входа, слева для хозяев, справа для живущих в юрте родителей и детей. В дальне углу юрты висели различные культовые предметы, а у шамана - бубен. В стене под потолком врубались деревянные полки «ямки» для хранения мяса и рыбы. Пол «тока» в таких юртах обычно был из полубревен, у бедняков - глинобитным. Снаружи юрта огораживалась жердчатым забором с воротами. Внутри усадьбы находился скот, а осенью и зимой хранили сено. Русские срубные избы - однолетки и пятистенки стали основным зимним хранилищем шорцев в XX веке. Но и в этих случаях рядом с избой обычно находилась традиционная юрта. Строить избы приглашались низовские шорцы или русские плотни |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы