Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доклад «Шаманство и языческая вера».
К началу века большинство коренных жителей верховья Томи официально исповедовало православное христианство, среди них стала распространиться и грамота. Немалую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. А начал он с того, что 13 декабря 1858 года прибыл в село Кузедее-во в низовья Кондомы, где в течение двух лет построил на средства Алтайской духовой миссии деревенскую церковь и небольшую школу для шорских детей. Алтайская миссия постепенно охватывала своим влиянием всю кузнецкую тайгу. Методы распространения христианства были самые различные, от прямого принуждения до введения различных льгот для новокрещенцев - бесплатная раздача хлеба, 3-х летнее освобождение от всех налогов. Крещение проводилось как в самой церкви, так и за пределами на берегах местных рек. Так в мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний. К началу века большинство коренных жителей верховья Томи официально исповедовало православное христианство, среди них стала распространиться и грамота. Немалую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. А начал он с того, что 13 декабря 1858 года прибыл в село Кузедее-во в низовья Кондомы, где в течение двух лет построил на средства Алтайской духовой миссии деревенскую церковь и небольшую школу для шорских детей. Алтайская миссия постепенно охватывала своим влиянием всю кузнецкую тайгу. Методы распространения христианства были самые различные, от прямого принуждения до введения различных льгот для новокрещенцев - бесплатная раздача хлеба, 3-х летнее освобождение от всех налогов. Крещение проводилось как в самой церкви, так и за пределами на берегах местных рек. Так в мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний.
Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника - шамана - особого изображения (бог) божеств среди живущих на земле людей. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед сбором урожая и т.д.
Шаманом - по-шорски камом - мог стать только избранник Улычения. У такого избранника обычно бывает отметина. Улычения. Это может быть бугорок на пальце руки, ямка в точке уха и прочее. Если обнаруживали родители такую особенность у ребенка, то обращались к шаману. Шаманы были не одинаковы по своей силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами - помощниками и колотушками.
Слабый шаман «Шабанчи мараснил палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных». Одни морские шаманы получали бубны от горы Мустанг. Другие от Эмрика или Ульгеня. В обоих случаях существовали специальные обряды посвящения шаманского бубна. Шаман получал бубен обычно осенью. Обшивался бубен кожей самца марала или оленя. Внешняя сторона обтяжки делилась изображениями на две неравные части. Верхняя большая часть бубна от низшей - средний мир, земля. Изготовление бубна длилось несколько дней. Специальной ритуальной одежды у шорских шаманов не было, камкали они в обыкновенный платок, навязав его на голову. Комлать ему можно было только весной, летом и осенью, так как в зимнее время между человеком и Ульгенем нет общения, их разделяет слой льда покрывающий небб. Жертвоприношение зимой допускалось лишь в тех случаях, если на это соглашался ком, который обычно вооружался молотком или «пробивал в небе лед». В начале компания шаман садился и рассказывал о следах зверей, которых он видел по дороге к Ульгению - значит, их будет много зимой,
местах, в которых он встречал животных - значит, охота будет удачной. В начале компания удушали жертвенного жеребца, его разделывали стараясь при этом не пролить ни капли крови на землю, не ломать, не резать кости. Мясо варили тут же в казанах и съедали. Все кости собирали, складывали, считалось число, в будущем они превратятся в нового жертвенного жеребца. Во время компания присутствующие члены рода вырезали из бересты маску с двумя отверстиями, для глаз и завязками из конского волоса. Потом из тонкой березы выстругивали палку длиною 60 см. В то время, когда упоминали о следах соболя, присутствующие по очереди надевали на лицо маску и садились верхом на палку, бегали друг за другом, разыгрывали шаманское действо, направленное на увеличение плодородных соболей. Итак, шаманство как культ языческой веры сегодня у шорцев не сохранился. Хотя в отдаленных районах шорских поселений продолжают верить в силу шаманского бубна.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы