Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда покрыло лотос то, что покрыло,



не отклонился взор его и не излишествовал:

он из знамений своего Господа видел величайшее » (53: 1-18).

Относительно даты исры и мираджа приводятся разные мнения: что это было за 6 месяцев до хиджры, за год или два года до хиджры. Также говорят, что это было на втором или третьем году после начала пророчества, и это мнение является более верным.

Слово «исра» означает «ночной перенос». В соответствии с Кораном, Аллах перенёс Пророка(с) из Запретной мечети Мекки в «мечеть отдалённейшую», под которой может пониматься Иерусалимский Храм в Палестине или место поклонения на ближнем небе.

«Мирадж» означает «вознесение», «подъём». Он произошёл в ту же самую ночь, в которую случилась исра: Пророк(с) был вознесён из «отдалённейшей мечети» на высшее небо. Аллах подчинил ему бурака, и он вознёсся на нём, и рядом с ним находился Джабраил.

Сабит ибн Динар спросил у Имама Саджада(а): «Описывается ли Аллах через место? »

Он сказал: «Превыше Аллах подобного».

Он спросил: «Тогда почему Пророк Мухаммад(с) был вознесен на небо? »

Имам(а) сказал: «Чтобы показать ему царство (малакут) небес и то, что есть в них из чудес создания Аллаха и начал Его творения».

Тогда он спросил: «А как же слова Аллаха: „... А потом приблизился и спустился и был на расстоянии двух луков или ближе“? »

Он сказал: «Посланник Аллаха(с) приблизился к завесам света и видел царство (малакут) небес, а потом спустился и взглянул вниз на царство земли, так что ему показалось, что он так близок к земле, как расстояние в два лука или даже ближе».

(«Илалу шараи» Садука, хадис 226).

Имам Казым(а) сказал: «Поистине, Аллах не описывается через место, и не проходит над Ним время. Однако Аллах – велик Он и свят! – желал почтить им (Пророком) Своих ангелов и обитателей Своих небес, и наделить их лицезрением его (Пророка), и показать ему чудеса Своего величия, дабы он рассказал о них после своего спуска на землю».

(«Илалу шараи» Садука, хадис 227).

Имам Садык(а) сказал: «Аллах, велик Он и свят, когда вознёс Пророка(с) на семь небес, на первом благословил его, а на втором обучил его обязанностям. И Аллах низвёл покрывало из света: в нём – сорок видов света, что окружали Трон Аллаха; поражают они взоры смотрящих. Один из них – жёлтый, откуда происходит всякое жёлтое, другой из них – красный, откуда происходит всякое красное, третий – белый, откуда происходит всякое белое, а остальные – из других творений света. И узоры на этом покрывале – кольца и цепи из серебра.

Затем он был вознесён на небо, и ангелы устремились к краям неба, и упали в поклоне, и сказали: “Свят Ты и пречист! Как похож этот свет на свет нашего Господа! ” И Джабраил сказал: “Аллаху акбар! Аллаху акбар! ” И были открыты врата небесные, и собрались ангелы, и стали приветствовать Пророка(с) толпами, и сказали: “О Мухаммад! Как же твой брат? Когда спустишься, то передай ему от нас приветствие миром! ” Он спросил: “Знаете ли вы его? ” Он сказали: “Как же мы не знаем его, если завет для него и для тебя был взят с нас, и на нас – завет с его шиитами до Судного Дня, и мы омахиваем (своими крыльями) их лиц пять раз каждый день и ночь? ” – то есть во время молитв, — “и мы благословляем тебя и его”».

Далее хадис рассказывает о том, как Аллах возносил Пророка(с) с неба на небо, каждый раз облекая его в новые сорок светов, и на каждом из небес ангелы приветствовали его и Али(а).

И на четвёртом небе Пророк(с) спросил у ангелов: «Откуда вы знаете Али(а)? » Они сказали: «Мы знаем его и его шиитов, и они – свет вокруг Трона Аллаха, и, поистине, в Доме обитаемом (бейт мамур) есть скрижаль из света, в ней – книга из света, и в ней – имя Мухаммада, Али, Хасана, Хусейна, Имамов и их шиитов до Судного Дня: не прибавится и не убавится от них ни один человек. И это – наш завет, и читается эта книга нам всем каждый день».

Далее Пророк(с) говорит: «И было сказано мне: “Подними свою голову, о Мухаммад! ” И я поднял голову, и вот, разорвались ступени небесные, и были убраны покровы, и я услышал: “Опусти голову: посмотри, что ты видишь? ” И я опустил голову и увидел дом, похожий на этот ваш дом (Каабу), и святыню, похожую на эту вашу святыню (Запретную мечеть). И было сказано мне: “О Мухаммад! Это – святыня, и ты – святыня, и для каждого примера — подобие”. А потом Аллах внушил мне: “О Мухаммад! Подойди к “Сад” и сделай омовение и соверши молитву для твоего Господа! ”»

Имам Садык(а) говорит: «И подошёл Посланник Аллаха(с) к “Сад”, и это – вода, текущая с правой опоры Трона, и зачерпнул воду своей правой рукой, а потому вузу стало начинаться с правой руки. Потом Аллах повелел ему омыть лицо, ибо он смотрел на Его величие. Затем он велел ему омыть правую и левую руку до локтя, ибо он давал своими руками Его слово, и протереть тем, что осталось в его руке, по голове и ногам до щиколоток, ибо Он благословляет его и впускает туда, куда не ступала нога никого прежде.

И это – причина вузу.

Потом Аллах сказал ему: “О Мухаммад! Повернись лицом к Черному камню и скажи такбир (Аллаху акбар) по числу Моих покровов”. А потому число такбиров (при молитве) стало семь, ибо покровов – семь... И покровы эти были друг за другом, и между ними – моря из света, и это – свет, который ниспослал Аллах на Мухаммада(с)... После этого Аллах сказал: “О Мухаммад! Назови Меня по имени”. А потому слова “ Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного ” стали началом каждой суры.

Потом Аллах, велик Он и свят, сказал ему: “Восхвали Меня! ” И он сказал: “Хвала Аллаху, Господу миров”...
Потом Аллах велел ему: “Сделай поясной поклон мне, о Мухаммад! ” И он сделал поясной поклон (руку), и Аллах внушил ему во время поклона: “Скажи: ’Пречист мой Господь великий! ’ (субхана рабби аль-азым)” – и он сделал это три раза.

Затем Аллах внушил ему: “Подними свою голову, о Пророк! ” – и он сделал это, находясь стоя. И Аллах внушил ему: “Сделай земной поклон (саджду) твоему Господу, о Мухаммад! ” – и он упал в земной поклон. И Аллах внушил ему: “Скажи: ’Пречист мой Господь величайший! ’ (субхана рабби аль-ааля)” – и он сделал это три раза.

Затем Аллах внушил ему: “Выпрямись (из земного поклона) сидя, о Мухаммад! ” – и он сделал это. Когда же он поднял свою голову из земного поклона и выпрямился сидя, то взглянул на Его величие, которое проявилось для него, и снова упал в земной поклон, сам собой, а не от того, что было ему повелено. И в этом поклоне он снова сказал “пречист мой Господь величайший! ” три раза.

И Аллах повелел ему, чтобы он выпрямился стоя. И он сделал это, и не увидел снова то, что увидел из Его величия. А потому в намазе стало одно руку и две саджды».

(«Кафи», том 3, С. 299; «Бурхан», том 4, С. 508-510).

Передано от Хафса ибн Гийаса или других, что он сказал:

Я спросил у Имама Садыка(а) о словах Аллаха, велик Он и свят: « Он из знамений своего Господа видел величайшее » (53: 18). Имам(а) ответил: «Он видел Джабраила, стоящего на жемчужных голенях своих, как капля на зеленых травах: у него было шестьсот крыльев, и они заполняли то, что между небом и землей».

(«Таухид» Садука, хадис 139).

От Абу Басира от Имама Садика(а): «Джабраил сопровождал Посланника Аллаха(с)(с), пока не достиг некоего места на небесах. Там он оставил его и сказал: “На это место не ступало ни одно творение”».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 300).

От Ибн Букейра от Имама Садыка(а):

«Когда Посланник Аллаха(с) был вознесён на ближние небеса, он не проходил мимо какого-либо ангела, чтобы тот не улыбнулся ему, кроме ангела-хранителя Ада. И он сказал Джабраилу: “О Джабраил! Я не проходил мимо какого-либо ангела, чтобы тот не улыбнулся мне, кроме этого ангела. Кто он? ” Джабраил ответил: “Его имя — Малик, он хранитель Ада. Таким сотворил его Аллах”.

Пророк(с) сказал: “О Джабраил! Спроси его, не покажет ли он мне Ад? ”

И Джабраил сказал: “О Малик! Это – Мухаммад, Посланник Аллаха. Он пожаловался мне, сказав, что не проходил мимо какого-либо ангела, чтобы тот не улыбнулся ему, кроме тебя. И я ответил ему, что Аллах таким сотворил тебя. И он сказал мне, чтобы я попросил тебя показать ему Ад”.

И тогда тот показал ему одну из степеней Ада. И после этого никто не видел, чтобы Пророк(с) смеялся когда-либо до самой своей смерти».

(«Тафсир Айаши», том 2, С. 301).

От Имама Казыма(а) от Пророка(с) о словах Аллаха: " Он уже видел его при другом нисхождении у лотоса крайнего предела, возле которого – сад пристанища. Когда покрыло лотос то, что покрыло, не отклонился взор его и не излишествовал: он из знамений своего Господа видел величайшее »:

«Джабраил остановился со мной возле великого дерева, подобного которому я не видел: на каждой ветви его – ангел, на каждом листе – ангел, на каждом плоде – ангел. И проявился на нём свет из света Аллаха, велик Он и свят! Джабраил сказал: “Это – лотос крайнего предела; он был пределом для пророков до тебя, и они не могли перейти его. Однако ты перейдешь, по воле Аллаха, дабы Аллах явил тебе из Своих знамений величайшее, завершил Своё благо к тебе, и Ты пойдёшь в близость к Нему”.

Потом он вознёсся со мной к подножию Трона, и было спущено мне зелёное крыло (или порхание), неописуемо прекрасного вида, и я был вознесён по воле моего Господа, и приблизился, и прервались для меня голоса ангелов и шум их, и ушли все страхи и заботы, и успокоилась душа моя и улыбнулась, и мною овладела радость, и я подумал, что все творения умерли, и я не вижу никакого другого творения, кроме себя самого, и оставило меня то, что пожелал Аллах, и закрылись мои глаза и любой мой взор, и я стал смотреть сердцем, как смотрел глазами, но более далеко и совершенно, и таково слово Аллаха: “ не отклонился взор его и не излишествовал: он из знамений своего Господа видел величайшее ”. И я видел, как игольное ушко, свет между мной и моим Господом, который не могут выдержать взоры».

(«Тавилу ль-аят», том 2, С. 260; «Бурхан», том 7, С. 354).

В «Тафсире Кумми» о значении аята « когда покрыло лотос то, что покрыло » приведено: «Когда были сняты завесы между Ним и Посланником Аллаха(с), свет Аллаха покрыл лотос».

(«Тафсир Кумми», том 2, С. 315).

От Мухаммада ибн Фузайля, что он сказал:

Я спросил у Имама Казыма(а): «Видел ли Посланник Аллаха(с) своего Господа, велик Он и свят? » Он сказал: «Да, он видел Его своим сердцем. Разве ты не слышал, как Аллах говорит: “ И сердце ( фуад ) не солгало о том, что он увидел ” (53: 11)? То есть: он не видел Его взором глаз, но видел Его сердцем (фуад)».

(«Таухид» Садука, хадис 138).

от Абдуссаляма ибн Салиха Харави, что он спросил у Имама Резы(а): «О, сын Посланника Аллаха(с)! Сообщи мне о Рае и Аде: они сейчас сотворены или нет? »

Он сказал: «Да. Посланник Аллаха(с) входил в Рай и видел Ад, когда был вознесен на небо».

Я сказал: «Вот, есть люди, которые говорят, что Рай и Ад не сотворены, а вечны».

Он сказал: «Такие не из нас, и мы не из них. Тот, кто отрицает сотворение Рая и Ада, обвиняет во лжи Пророка(с) и обвиняет во лжи нас, и нет в таком ничего от нашего руководства (вилаят), и он вечно пребудет в адском огне. Аллах сказал, велик Он и свят: “ Это — Геена, которую считают ложью грешники! Ходят они меж нею и кипятком кипящим ” (55: 43-44). И Пророк(с) сказал: “Когда я был вознесен на небо, Джабраил взял меня за руки и ввел меня в Рай, и протянул мне из его плодов, и я ел их, и они превратились в семя в моих чреслах. Когда же я вернулся на землю, сблизился с Хадиджей, и она понесла Фатиму(а), и вот, Фатима – гурия в человеческом облике, и всякий раз когда я тоскую по райскому аромату, вдыхаю аромат моей дочери Фатимы(а)”».

(«Таухид», хадис 142).

В «Амали» Садука приведено от Ибн Аббаса, что он передал от Посланника Аллаха(с)(с):

«Когда я был вознесён на семь небес, а оттуда – к лотосу крайнего предела, а оттуда – к завесам света, Аллах воззвал ко мне, велик Он и свят: “О Мухаммад! Ты – мой раб, а Я – твой Господь. Так будь смиренным предо Мной, поклоняйся Мне, положись на Меня и доверься Мне! Ибо Я удовлетворился тобою как рабом, возлюбленным Моим, посланником и пророком, а твоим братом Али – как халифом и вратами ко Мне, и он – Мой довод над моими рабами и Мой имам над Моим творением, и через него Мои друзья отличимы от Моих врагов, и через него партия шайтана отделена от Моей партии, и через него поддержится Моя религия, и будут сохранены Мои пределы, и осуществлены Мои решения. И через тебя, него и Имамов из его потомков я милую Своих рабов и рабынь.

И через Каима из его потомков Я наполню землю тасбихом, такбиром, тахлилем, такдисом и тахмидом (восхвалениями Аллаха), и через него очищу землю от Моих врагов и дам её в наследством Моим друзьям, и через него сделаю слова неверных низкими, а Моё слово – высоким, и через него оживлю Моих рабов и Мои страны Моим знанием, и перед ним разверзнутся богатства и сокровищницы по желанию Моему, и перед ним откроются тайны и сердца по Моей воле. Я поддержу его ангелами и помогу ему в осуществлении Моего дела и возвышении Моей религии. Он – мой вали поистине и ведущий (махди) рабов моих по правде”».

(«Амали», С. 504).

Посланник Аллаха(с) сказал: «Когда я был вознесен на небо и взглянул на Трон, увидел, что на опоре Трона написано: “Воистину, Хусейн – светильник прямого пути и корабль спасения”».

(Сират уль-мустакым, том 2, С. 161).

Шейх Садук приводит от Мухаммада ибн Хамзы, что он спросил у Имама Садыка(а): «По какой причине чтение в утреннем, вечернем и ночном намазе является громким (то есть чтение сур в первых двух ракятах), а в остальных намазах – тихим? »

Имам(а) ответил: «Потому что когда Аллах вознёс Пророка(с) на небеса, первым намазом, который он должен был совершить, был полуденный намаз пятничного дня. И Аллах приставил к нему ангелов, которые молились позади его, и велел читать громко, дабы ангелы знали его величие. Когда же наступило время послеполуденного намаза, никто не читал его за ним, и Аллах велел ему читать его тихо. Потом он должен был прочитать вечерний намаз, и ангелы читали его за ним, а потому он прочёл его громко. И так же – ночной намаз. Когда же наступило время утреннего намаза, Аллах повелел ему читать его громко, дабы для людей прояснилось его величие, как оно прояснилось для ангелов».

Он спросил: «Почему в двух последних ракятах предпочтительнее читать зикр, а не суру? »

Имам(а) сказал: «Потому что когда Пророк(с) в двух последних ракятах вспомнил то, что было явлено ему из величия Господа, поразился и сказал: “Субхана ллахи валь хамду лилляхи ва ля иляха илла ллаху ва ллаху акбар” (Пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего). Поэтому тасбих стал лучше, чем чтение суры».

(«Илалу шараи», том 2, С. 16).

От Зейда ибн Али, что он сказал:

Я спросил у моего отца Зейн уль-Абидина (Имама Саджада, мир ему): «О, отец! Расскажи мне о нашем деде Посланнике Аллаха(с): когда он был вознесен на небо, и Господь дал ему повеление совершать пятьдесят намазов, каким образом он не попросил Его о сокращении их числа для своей уммы до тех пор, пока Муса ибн Имран(а) не сказал ему: “Вернись к своему Господу и попроси Его о послаблении, ибо твоя умма не сможет выдержать этого”? »

Он сказал: «О, сын мой! Поистине, Посланник Аллаха(с) не давал никаких предложений Господу и не возвращался к Нему, дабы что-то исправить в том деле, которое Он повелел. Когда Муса(а) спросил его об этом и стал заступником (шафи‘) для его уммы, для него не был дозволен отказ от заступничества его брата Мусы(а). И он вернулся к своему Господу – велик Он и свят! – и попросил Его о послаблении, пока Он не сократил число намазов до пяти».

Я спросил: «О, отец! Почему он не вернулся к своему Господу – велик Он и свят! — и не попросил послабления также и после пяти намазов? »

Он сказал: «О, сын мой! Он хотел послабления для своей уммы при том, что она получила бы награду пятидесяти намазов, по слову Господа: “ Кто придет с добрым делом – для него будет десять подобных ему ” (6: 160). Разве ты не видишь, как после его возвращения на землю к нему спустился Джабраил и сказал: “О, Мухаммад! Твой Господь приветствует тебя миром и говорит: ‘Пять раз – как пятьдесят раз‘, ‘ не меняется слово у Меня, и Я не тиран для рабов ‘ (50: 29)”».

Я сказал ему: «О, отец! Ведь Аллах не описывается через место? »

Он сказал: «О да, превыше Аллах подобного! »

Я сказал: «Тогда каково значение слов Мусы(а) к Посланнику Аллаха(с): “Вернись к своему Господу”? »

Он сказал: «Их значение таково же, как и значение слов Ибрахима(а): “ Я иду к моему Господу, Он выведет меня на прямой путь ” (37: 99), или слов Мусы(а): “ Я поторопился к Тебе, Господь мой, чтобы Ты был доволен ” (20: 84), или слов Аллаха: “ Бегите же к Аллаху ” (51: 50), и значение этого – совершайте хадж к дому Аллаха. О сын мой, Кааба – дом Аллаха, и кто сделал хадж к дому Аллаха – устремился к Аллаху; и мечети – дома Аллаха, и кто спешит к ним, спешит к Аллаху и стремится к Нему. И молящийся, пока он находится в молитве, стоит перед Аллахом, велик Он и свят, и стоящие на горе Арафат – стоят перед Аллахом. И у Аллаха есть места на небесах Его: всякий, кто вознесен Им туда, – вознесен Им к Самому Себе. Разве ты не слышал, как Аллах говорит: “ Восходят к Нему ангелы и дух ” (70: 4), и говорит: “ К Нему поднимается слово доброе и дело благое, которое Он возвышает ” (35: 10)? »

(«Таухид», хадис 252).[25]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь