Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хронологические рамки, ареал и территориальная динамика ЛК



Обобщенная дата ЛК: начало/середина V в. до н.э — начало I в. н.э.

Первоначальный ареал кельтов и соответственно ядро ЛК — верхнее Придунавье и зона к западу от Рейна до Атлантики (бассейн Соны и Луары). Археологические данные свидетельствуют о том, что в этих районах позднегальштатские формы материальной культуры плавно эволюционировали в латенские в течение V в. до н.э., после чего началось распространение ЛК за пределы этой территории в ходе кельтских экспансий как военного, так и мирного характера (см. исторические свидетельства о передвижениях древних кельтов).

В результате ареал ЛК значительно расширился и в него вошли дополнительно к указанным районам территории Юге Западной Франции, Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, некоторые районы Среднего и Нижнего Придунавья и, по мнению ряда ученых, центральная зона Малой Азии (район проживания пришлых кельтов-галатов).

По мере распространения ЛК расширялся и ее этнический состав: основу по-прежнему составляли кельтские племена, но кроме того, в ряду ее создателей оказались народы, активно смешивавшиеся с кельтами, а именно иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.

Затем последовало сокращение территории ЛК, связанное с такими политическими событиями, как вытеснение кельта германцами начиная со II в. до н.э. и постепенное завоевание кельтской территории Римом во II — I вв. до н.э. За римским завоеванием последовала активная культурно-экономическая романизация кельтов, и в результате в начале нашей эры ЛК на всей своей территории сменилась провинциальной римской культурой.

Основные памятники ЛК

- это поселения и погребения. Характерная черта ЛК — множество поселений. В ранний период это крепости, поселки или протогорода, а к концу эпохи многие из них превращаются в настоящие города — торгово-ремесленные и племенные центры больших размеров — такие как Бибракте (площадь 135 га) или Алезия (97 га) во Франции.

Поселения находились на мысах между реками или оврагами (в таком случае крепостная стена шла от обрыва к обрыву) или на водораздельных холмах (крепостная стена опоясывала холм). Более ранние латенские поселения в основном укреплены земляными валами. Позднее вырабатывается т.н. «галльская стена», детально описанная Цезарем, данные которого полностью подтвердились раскопками: длинные продольные бревна укладываются на землю параллельно друг другу на небольшом расстоянии и связываются или скрепляются железными гвоздями с поперечными балками, а образующиеся клети покрываются землей и заполняются камнем. Затем на эту конструкцию накладывается вторая такая же и т.д. Спереди стену формирует каменная кладка, из которой выступают торцы поперечных балок, а с тыла конструкция перекрывается широкой наклонной насыпью — это всход на укрепление изнутри. Гибкая древесная конструкция защищает такую стену от таранного удара, а камень — от огня.

Жилища ЛК первоначально представляли собой небольшие прямоугольные наземные дома с плетневыми, обмазанными глиной стенами на цоколе из дикарного камня и с соломенными крышами, либо округлые землянки с аналогичными стенами и крышей. Позднее появились также жилища с двойными стенами, сложенными из камня насухо, с забутовкой из более мелких камней между этими стенами. На территории Франции вокруг домов часто строили дворовые стены из камня. Известны также свайные поселения. Известны и немногочисленные болотные городища (главным образом в Британии). На них жилища имеют пол из бревенчатых клетей, перекрытых деревянным настилом соломенные крыши, стены из вертикальных бревен или плетня с глиняной обмазкой.

Погребальные памятники ЛК представляют собой как бескурганные могильники, которые в целом преобладают, так и курганы, число которых неуклонно сокращается по мере развития ЛК. Практиковались как трупоположение (ингумация), так и кремация, производившаяся на стороне с последующим помещением праха в урну.

Инвентарь погребений богат (при этом вещи часто намеренно испорчены, изломаны в ритуальных целях). Это оружие, украшения, посуда, отдельные части вепря, реже — целые скелеты этого животного, иногда кости других копытных.

Четко выделяются захоронения воинов, знатных всадников, а также женщин, принадлежавших к аристократическому кругу. Для раннего и среднего периода ЛК характерны аристократические погребения на колесницах. Порой знатность подчеркивалась созданием кольцевидного или четырехугольного рва вокруг могилы.

Ведущие элементы материальной культуры и основы хозяйства

Оружие

Практически все наступательное оружие ЛК делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских. В ранний период ЛК они колющие, а позднее становятся рубящими. В качестве основы рукояти они имели железный черешок как продолжение клинка; на черешок напускалась рукоять из органических материалов, причем в средний и поздний период ЛК дополнительно как основа перекрестья на черешок надевалась бронзовая скоба. Клинок делался в основном из мягкого железа, из-за чего кельтам приходилось выпрямлять меч в ходе сражения (мягкость подтверждается материалом погребений, мечи в которых часто свернуты в спираль или в восьмерку). Иногда на клинке имеются клейма мастеров.

Многие латенские кинжалы имеют характерные антропоморфные рукояти в виде симметричного человечка с руками вверх (навершие) и расставленными ногами (перекрестье).

Копья имели железные наконечники различных форм (длиной до 0, 5 м): узкие лавролистные, широкие яйцевидные, пламевидные с вырезами по краям лезвий.

Известны и крупные боевые ножи с прямой спинкой, мощным клинком и кривым лезвием. Использовались и боевые топоры — как проушные, так и кельты.

Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы, в ранний период бронзовые и бронзово-железные с высоким шишаком (подражание италийским), иногда богато украшенные. Затем появились знаменитые полушарные шлемы с большими полыми рогами из железа или из бронзы, иногда с инкрустациями. Щиты представляли собой погрудные деревянные эллипсоиды с железным умбоном-сердцевиной.

Конское снаряжение

Уздечный набор ЛК примечателен с точки зрения появления шпор (бронзовых или железных), и именно кельты были, очевидно, первоначальным источником распространения этого приспособления в Европе и далее в степях Евразии. Кроме того, использовались удила — сначала прежней (гальштатской) формы, а позднее — несколько видоизмененные и сочетающиеся с большими подвижными кольцами, продетыми в концы удил и заменяющими псалии. Кельты использовали также железные подковы.

Одежда и украшения ЛК

Судя по археологическим и письменным данным, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины — в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды являются пояса с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.

Типичным латенским украшением являются гривны (т. н. торквесы) — бронзовые или золотые, чаще в виде массивного полого стержня с печатевидными или биконическими расширениями на концах, иногда витые или ложновитые, с антропоморфными и зооморфными завершениями. Широко распространены и браслеты — как стеклянные литые (широкие и гладкие), так и бронзовые и, золотые, перевитые или с выступами на стержне, либо составленные из полусфер. Известны стеклянные бусы — желтые или синие, с белыми или синими глазками.

Многочисленны и разнообразны фибулы (золотые, бронзовые и железные). Их эволюция идет в направлении понижения дужки и удлинения фибулы, в направлении упрощения конструкции. В раннее время фузулы украшаются зооморфно и геометрически, инкрустируются кораллами.

Сосуды ЛК

Керамика ЛК делалась в большинстве своем на гончарном круге. Это как чернолощеные высокие горшки с серебристой поверхностью, так и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода ЛК типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью -как геометрической, так и сюжетной — с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых — таких как кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Орудия труда и хозяйство

Орудия труда ЛК в основном железные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, а также плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать плодородные, но тяжелые аллювиальные почвы. Известны также серпы, косы пружинные ножницы (изобретены одновременно в Галлии и Италии).

Основой латенской экономики было плужное земледелие. Культивировались пшеница, ячмень, просо, овес, который Западной Европе ранее всего был освоен именно носителями ЛК. Скотоводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбы. Разводили крупны рогатый скот, свиней, овец и лошадей.

Высокое развитие черной металлургии засвидетельствован остатками сыродутных печей — как примитивного типа в склона; холмов, так и более сложных — с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Развивается техника кузнечной сварки практикуется цементация. Известно до 70 видов кузнечных изделий ЛК.

Монетное дело

С III в. до н.э. появляются первые кельтские монеты (золотые серебряные и бронзовые). Первоначально это были грубые подражания македонско-греческой монете (статерам Филиппа II Македонского и статерам его сына Александра). Постепенно греческие надписи утрачиваются, греческие имена сменяются кельтскими, написанными греческими буквами, фигуры стилизуются, а затем появляется чисто геометрический рисунок (линии, точки и т.д.). Позже началось подражание римской монете, и наконец появилась оригинальная кельтская монета, с изображениями кабана, воина, свернувшегося дракона, хищника, торквеса, с именами местных вождей, переданными латинскими буквами.

Искусство

В рамках ЛК нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и культовая монументальная скульптура.

Формируется особый, латенский стиль в художественном ремесле и искусстве, возникший на базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрускских мотивов. Для этого стиля свойствен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами. Орнаментальные приемы различны — это и гравировка по металлу (зеркала), и рельеф (торквесы), и инкрустация коралловая и эмалевая (латенская эмаль — темно-красная, покрывает многие изделия из металла).

Замечательна латенская скульптура — как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. > то полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфны и антропозооморфных божеств, а также животных — реальных и фантастических.

Религиозные представления

создателей ЛК известны как по письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ. Это деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые или многоугольные в плане, с идолами посередине. Известны и священные места, огражденные оградой, забором, рвом отмеченные деревом или столбом и маркируемые множеством дарственных предметов. О человеческих жертвоприношениях свидетельствуют стелы с изображением мертвых мужских голов. Известны ниши с человеческими черепами в стенах храмов — это соответствует свидетельствам Цезаря о массовых жертвоприношениях и данным Страбона о культе мертвой головы у кельтов.

Пантеон кельтов — основных создателей ЛК — реконструируется в основном по данным Цезаря, но все же представлен и в археологических материалах. Так, с упомянутым в письменных источниках Цернунносом — богом изобилия — исследователи отождествляют мужское божество с оленьими рогами на культовом кельтском котелке из Гундеструпа (Ютландия). Изображения бога с колесом (или с молнией) связываются с Тараннисом соответствующим римскому Юпитеру. Кроме того, археологически прослежены хтонический культ богини-матери и культ Эпоны -богини лошадей. Известно более 30 каменных статуй некоего мужского божества, сидящего «в позе Будды», а также статуя двуглавого бога.

О солярном культе свидетельствует множество соответствующих символов, таких как круги, колеса, спирали и др. Возможно, с пережитками тотемизма следует связывать необыкновенную популярность у кельтов кабана (вепря, отображенного в скульптуре, в монетных изображениях, в качестве клейм на клинках мечей, а также в погребальном ритуале (массовая практика помещения частей туш и целых туш в могилы, а также наличие специальных захоронений кабанов).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь