Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ранний железный век в Западной и Средней Европе (окончание) ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Краткая характеристика основных культур сибирской общности за пределами Скифии «Савроматская» культура в поволжско-приуральской степи Термин «савроматская культура» традиционно применяют к кочевническим памятникам скифского облика в рамках следующего ареала: междуречье Нижнего Дона — Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Дата савроматской археологической культуры: рубеж \/II-VI — IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV — н. III в. до н.э. возникшей в ее недрах сарматской культуре. Этнический состав. Этноним «савроматы», известный по античным источникам, в применении к данной археологической культуре служит условным общим названием для всей группы ираноязычных европеоидных кочевников указанного ареала, объединенных сходной материальной культурой и родством языков При этом собственно исторические савроматы (т.е. известные по письменным источникам) — это лишь западная часть «савроматской» археологической культуры, этнически связанная с более восточными ее районами. Основные памятники «савроматской» культуры Хозяйство создателей культуры — кочевое скотоводство на стадии меридиональных перекочевок. Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения «савроматской» культуры. Захоронения совершались в курганах с земляной насыпью (в восточных районах в конструкции насыпи иногда использовался и камень). Хоронили в основном в ямах, в том числе с «заплечиками» (выступами-упорами для перекрытия), а в Южном Приуралье — также в катакомбных и подбойных могилах. В ямах могли сооружаться срубы, перекрытые настилом из дерева или камыша. Господствует трупоположение, погребенные в основном лежат на спине, с параллельными или перекрещенными ногами, с ориентировкой на запад, реже — на восток или на юг. Инвентарь мужских погребений составляли мечи, уздечный набор, изредка копья и стрелы. В инвентарь женских погребений также входили мечи, что подтверждает данные античных источников об участии савроматок в боевых действиях, а также украшения, зеркала, каменные блюда-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Встречаются в погребениях и орудия труда: железные ножи, пряслица, костяные проколки. Для всех погребений характерна напутственная пища — кости барана (изначально это, видимо, были туши обезглавленных баранов). Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня в виде сожжения надмогильных сооружений, разведения кострищ над могилами или засыпания их горящими углями, вследствие чего сильно обгорали погребенные. Часто эти действия заменялись положением в могилы отдельных угольков или подсыпкой мела, охры или серы, а также оранжевых и красных кристаллов реальгара (моносульфид мышьяка). Ведущие формы материальной культуры Савроматское оружие очень близко скифскому. Мечи и кинжалы — тех же типов, что и у скифов, но при этом здесь были очень популярны мечи с антеннообразным навершием, причем концы этих антенн — когтевидные. Стрелы имели втульчатые и черешковые наконечники из бронзы. Интересны колчанные крючки из железа или бронзы. В узде у савроматов также много общего со скифами. Существенным отличием была широкая распространенность уздечных привесок-амулетов из клыков кабана. Сосуды керамические были груболепными, сделанными без гончарного круга, в основном плоскодонными. Они имеют баночные, а также шаровидные и яйцевидные очертания. В Приуралье также изготавливались круглодонные сосуды. Бронзовые сосуды представлены двуручными котлами — рюмкообразными, с коническим поддоном. Искусство у савроматов представлено главным образом звериным стилем. Он имеет здесь свои особенности: Основные предметы, декорируемые в зверином стиле — это каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины, бронзовые уздечные бляхи, навершия акинаков. Излюбленный у скифов образ — олень — здесь почти не встречается. Известен лось, но наиболее популярен волкоподобный хищник с треугольными зубами. Также специфически местным, преимущественно приуральским образом является двугорбый верблюд. Культуры сако-массагетского круга Ранний железный век Средней Азии и Казахстана в скифское время складывается из истории двух тесно связанных групп — кочевников и полукочевников (это собственно сако-массагетский круг) и соседнего оседлого населения, история которого более обеспечена письменными источниками. Этноним «саки» персы применяли для обозначения всех ираноязычных кочевников Евразии. Под названием «массагеты» античные авторы объединяли различные группы племен, заметно отличающиеся друг от друга по хозяйству и образу жизни. Это явно собирательный термин, но в то же время изначально это было наименование какой-то конкретной этнической группы, наиболее знакомой античным историкам. Определить в точности, какие именно памятники надо связывать с саками, какие — с массагетами, до сих пор не представляется возможным. Поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга». Основными очагами этих культур являются зоны Приаралья, Центрального и Восточного Казахстана, Семиречья и Памира. Основные памятники этих кочевнических культур — курганные могильники. Наиболее яркие погребения саков Приаралья находятся в низовьях Сырдарьи. Это могильники Уйгарак и Южный Тагискен, датируемые VII-V вв. до н.э. Курганы невысокие, не более 2 м, диаметром 10–40 м. Обряд: трупоположение в ямах или на горизонте, чаще на спине, головой на запад. Более редки случаи кремации на месте: погребение поджигалось и засыпалось землей. В ямах были шатровые деревянные каркасные постройки, переплетенные прутьями и камышом. Покойника захоранивали в одежде и головном уборе, которые могли быть расшиты бусинами и золотыми бляшками. Мужчинам клали оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками (втульчатыми и черешковыми), кинжалы или мечи типа акинаков. В погребения женщин помещали, бронзовые зеркала, каменные алтарики, зернотерки, пряслица. И у мужчин, и у женщин в могилах были предметы узды, ножи, керамические сосуды. Оружие, узда, бляшки одежды украшались в зверином стиле. Погребения центральноказахстанской группы именуются иначе тасмолинской культурой, датируемой VII-III вв. до н.э. Тасмолинские курганы небольшие (диаметром 10, редко до 20 м, высотой 1 м, редко до 2 м). Это так называемые курганы «с усами»: от них на восток отходят две каменные дорожки-" усы", длиной до 200 м, шириной до 2 м. Треть из этих курганов — парные, ориентированы по линии З-В (реже — по линии С-Ю), причем либо западный курган больший, а восточный меньший, либо оба одинаковые. В западном кургане находятся человеческие захоронения. Покойные лежат в овальной яме/подбое, на спине, головой на север. Ямы перекрыты каменными плитами, подбои заложены камнем. Под восточной курганной насыпью на горизонте размещается захоронение лошади. При этом керамику (это груболепные плохо обожженные сосуды простых форм) обычно помещали не в человеческое, а в конское захоронение, тогда как в основную могилу клали оружие и узду. Изделия украшались в зверином стиле. Пазырыкская культура Дата: VI-III вв. до н.э. Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана. Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах (следовательно, дома могли быть бревенчатыми, брусковыми и из досок), а летом люди жили в берестяных юртах, чумах, повозках и в войлочных жилищах. Хорошо изучены погребения. Это малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, один за другим, образуя меридиональные и широтные цепочки родовых могильников. Курганы рядовых общинников имеют каменно-земляную насыпь. Под ней чаще находится обложенная камнем яма. Простейший мужской инвентарь — оружие, женский — нож и зеркало; и у тех, и у других встречаются сосуды и кости барана. Более богатые курганы чаще имеют каменную насыпь, по которой находится большая яма. Среди этих курганов выделяются богатейшие родовые кладбища царского масштаба — Пазырыкские курганы и другие курганные группы. Это курганы высотой 2–4 м, диаметром 50 м и более. Все органические вещества в этих могилах оказались в сохранности благодаря уникальному явлению -образованию под этими насыпями линзы вечной мерзлоты. Основу погребения составляла квадратная яма, которая имела стороны до 7 м, глубину от 4 до 7 м. В южной части ямы сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1, 2 до 1, 9 м. Сруб чаще имел двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол, иногда застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумии одного человека или двух (мужчины и женщины). Рядом с саркофагом помещались сосуды с погребальной пищей, ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались взнузданные и оседланные кони и погребальные повозки. Толстые столбы, стоявшие по три вдоль северной и южной стен сруба, поддерживали три мощные балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь. Курганы пазырыкской культуры содержали замечательные изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть этих вещей была произведена на месте, часть — импортирована из Ирана и Китая. В целом вещевой комплекс пазырыкской культуры полностью вписывается в рамки «скифской триады». К недавно открытым замечательным памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане 1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане 3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995 г.). Эти мумии покрыты татуировкой, как и одна из мумий из пазырыкских курганов (раскопки 1948 г.). Тагарская культура Ареал: степи Среднего Енисея и лесостепь до Красноярска. Дата: VIII (VII? ) — начало III в. до н.э. Хотя тагарской культуре присуща «скифская триада», у нее есть две важные особенности по сравнению с остальными культурами скифо-сибирской КИО: 1. Ее создателями являются оседлые земледельцы с пастушеским или отгонным скотоводством. О земледелии свидетельствуют: многочисленные находки серпов; прослежены оросительные каналы, иногда прорубленные в скальной породе; до нас дошли и пашни, состоящие из сбитых мотыгой грядок, за счет их консервации в местах, где они перекрывались курганными насыпями. Скотоводство было с сезонными перекочевками, с преобладанием в стаде коров и овец. 2. Здесь по крайней мере до V в. до н.э. известно мало железных изделий. Причина тому — высокий уровень тагарского бронзолитейного дела, расцветшего в условиях обилия сырья в этих местах и как следствие богатой традиции предшествующей карасукской культуры. Известны тысячи тагарских бронзовых вещей, в том числе украшенные в зверином стиле. Поселения ранее были практически неизвестны в силу незначительности культурного слоя. В последние годы выявлен ряд городищ, имеющих вал и ров. В основном это городища-убежища, но были и постоянно заселенные. Были и неукрепленные поселения, размещавшиеся на естественных террасах. Жилищами служили глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные жилища. Их стены строились из глины и камня, но были и деревянные срубные конструкции — это бревенчатые рубленые прямоугольные дома с четырехскатными крышами. На наличие последних указывают петроглифические изображения таких срубов, относящиеся к концу тагарской эпохи. Погребения Для тагарской культуры характерны невысокие земляные курганы, всегда окруженные прямоугольными оградками из вертикально врытых камней, с более высокими камнями по углам. На ранних стадиях курганы одиночные, позднее насчитывается до 10–20 курганов в могильнике. Более ранние могилы в основном представляют собой каменные ящики с одиночными погребениями, более поздние — срубы, ямы с бревенчатыми накатами, часто с коллективными трупоположениями (до 100 и даже до 200 человек в одной могиле). Покойные лежат на спине, вытянуты. Инвентарь: мужчины погребены с оружием (лук и стрелы, нож, кинжал типа акинака, топоры-кельты и боевые чеканы); женщины — с ножами, зеркалами, бусами, шильями. В позднее время в могилы кладут уменьшенные модели вещей. И к мужчинам, и к женщинам в погребения клали по 2 глиняных сосуда с жидкой пищей и в качестве той же напутственной пищи — части крупного рогатого скота, реже — части лошади или овцы. Уюкская культура в Туве Тува — центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга — монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве в предскифское и скифское время единая археологическая культура или было две последовательных культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской и датируют ее VIII (VII? ) — III в. до н.э. В ареал уюкской культуры, помимо Тувы, входят еще Восточный Алтай и Северо-Западная Монголия. Основная информация о культуре Тувы этого времени связана с материалом погребений. Погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах. Ярчайший памятник уюкской культуры и скифо-сибирской общности в целом — курган Аржан. Это массовое единовременное захоронение людей и лошадей, совершенное на горизонте под каменной насыпью, состоящей из камней весом от 20 до 50, реже до 100 кг. Насыпь первоначально имела высоту до 3, 5–4 м, диаметр до 120 м. Под насыпью было обнаружено около 100 замкнутых бревнами четырехугольных участков, причем 70 из них образовывали четки-камеры — клети из бревен, положенных друг на друга максимум в четыре венца с оставлением просветов между ними. Из 70 камер 57 было пустых, 13 — с захоронениями. Среди этих 13 камер в одной -только люди, в девяти — только лошади, в трех — и люди, и лошади. Всего людей 17, а лошадей ок. 160. В центре находилось захоронение двух человек — царя и царицы в двух гробах-колодах в срубе, помещенном в еще больший сруб, в рамках которого лежали 8 вельмож и 6 верховых коней. Остальные погребения были за пределами большего сруба. Все клети были перекрыты деревянным накатом-потолком на высоте 2, 5–3 м. Снаружи по периферии была построена наклонная бревенчатая стена-откос. Следовательно, первоначально вся деревянная конструкция представляла собой круглую платформу с наружными стенами, наклоненными под углом 30 градусов — т.е. плоский усеченный конус. Вещевой материал Аржана укладывается в рамки скифской триады. Оружие, узда и звериный стиль здесь безусловно архаичны. Датировка этого грандиозного единовременного погребения колеблется, с учетом радиоуглеродных данных, в рамках VIII-VII вв. до н.э. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы