Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Синхронизация событий Библейской Истории и Истории Древнего мира⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Перечень кратких исторических справок, данных в конспекте
Список иллюстраций Рисунки: Репродукции: Репродукция 1: Евангелие апракос. 1693 г., БАН, Арх. ком. 339, л. 837
Географические карты: Карта 1: Путешествия ветхозаветных патриархов Карта 2: Путешествие Евреев из Египта в землю Ханаанскую Карта 3: План города Иерусалима Карта 4: Схема Иерусалимского храма Карта 5: Палестина времени земной жизни Господа Иисуса Христа Карта 6: Галилея у Геннисаретского озера Перечень мер Фут - англ., в буквальном переводе означает “ступня”. 1 фут = 1/7 сажени = 12 дюйм = 0, 3048 метр Верста - русская мера длины. 1 верста = 500 саженям = 1, 0668 км. Стадия - 1 стадия = 186 метров. Вершок - первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца. 1 вершок = 4, 45 см. Миля - старая русская мера длины. 1 миля = 7, 468 км. Римская миля - мера длины - 1478, 70 метра = 0, 2 географической мили. Локоть - Английская миля - распространена главным образом в морском деле. 1 морская миля = 1, 853 км.. 1 сухопутная миля = 1, 609 км. Планирование преподавания. Сетка часов
Используемая литература:
I. Священное Писание. II. Антоний, Митрополит “Опыт христианского православного катехизиса”. III. Вейсман А.Д. “Греческо-русский словарь”, Москва, 1991, репринт 1899 г., Санкт-Петербург. IV. Евсевий Памфил. Церковная история. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993. V. Лопухин А.П. “Библейская история Ветхого Завета”, Монреаль, 1986 г.. VI. Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства), Москва, 1992, “Соваминко”. VII. Минея. Издание Московской Патриархии, 1983 г. VIII. Никифор, Архимандрит “Библейская энциклопедия”, издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 г., репринт, Москва 1891. IX. Никон (Смирнов), игумен, “От Галилеи до Фиваиды”. X. Полный православный богословский энциклопедический словарь, издание Московского Патриархата, Москва 1992 г., репринт, издательство П. П. Сойкина. XI. Программы преподавания Московской Духовной Семинарии. XII. Талызин В.И. “Конспект по Основному Богословию для 4-го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957 г.. XIII. Христианские Чтения, 1841, ч. 1. XIV. Аверкий, Архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. “Сатис”, Санкт-Петербург, 1995. XV. Спутник поломника по Святым местам; XVI. Реальный словарь классической древности, Фр. Любкера, С-Пб, изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1888;
[1] Завет между Богом и человеком в богословской литературе называют Первоевангелием (смотри Быт. 1, 28-30). [2] Блаженный Иероним родился около 340 года. Умер в 420 году по Р.Х. Он один из великих учителей Западной церкви. Родом из города Стридона (в Далмации). В Риме он получил лучшее образование для своего времени. В 343 году он принял крещение. Впоследствии он отправился на Восток, два года оставаясь в Антиохии. Затем удалился в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма и изучению еврейского и халдейского языков (374 -379 года по Р.Х.). Затем он сделался пресвитером в Антиохии, посетил Палестину и отправился в Константинополь (380 году по Р.Х.). В Константинополе блаженный Иероним воспользовался уроками Григория Богослова и Григория Нисского. Отсюда он отправился в Рим (381 году по Р.Х.), где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником. По смерти Дамаса (384 году по Р.Х.) Иероним возвратился на Восток (Александрия), затем поселился в Вифлееме (с 386 году по Р.Х. и до самой смерти), где предался ученым работам, обучению детей и руководя монахами и монахинями основанных им монастырей. Главный труд блаженного Иеронима - латинский перевод Священного Писания, известный под именем Вульгаты. Он выполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса и до некоторой степени был облегчен предшествовавшими работами Оригена. За его переводом Библии наука признает большие достоинства. В начале VII века перевод был уже в общем употреблении на Западе. В 1545 году Тридентский собор канонизировал этот перевод как единственно церковный. Кроме того, блаженный Иероним является автором догматических трудов, а также нравоучительных и исторических работ. Погребен блаженный Иероним в Вифлеемской пещере, близ места, где родился Спаситель мира. Здесь же похоронен историк Евсевий. [3] Геннадий (Гонозов или Гонзов) Новгородский (1484 - 1504), первый видный противник ереси жидовствующих. Важной мерой противодействия ереси со стороны святителя Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Святитель скончался в Чудовом монастыре Московского Кремля. [4] Годом сотворения Адама считается 5500 год до Р. Х. или 5508 по Александрийскому счету. [5] Имя Адам означает “красная земля”. Адам был родоначальником всего человечества. Он жил 930 лет. Адам есть “образ будущего” (Рим. 5, 14) имеющего придти, то есть Господа Иисуса Христа. “Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба” (1 Кор. 15, 47). “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22). История Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов. В Иерусалимском храме Гроба Господня у подножия креста указывают место погребения Адама. Здесь видна часть открытой скалы, вся же остальная поверхность лобного места облицована металлом. [6] Слово жена происходит от древнееврейского слова “шейна”, что значит “мужняя”. [7] Древнееврейский источник “Таргум Онкелос”, содержит следующий перифраз этого пророчества: “И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему в конце”. Другой древнееврейский документ, “Таргум Псевдо-Ионафана”, дает расширенное толкование этой вражды между “змеем” и “потомством женщины”: “И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой”. [8] Имя Ева происходит от еврейского слова heva (хевва), что значит “жизнь”, ибо она стала матерью всех живущих. [9] Имя Каин означает с еврейского “приобретение” - “приобрела я человека от Господа” (Быт 4, 1), - говорит Ева, то есть приобрела того избавителя, которого обещал Господь, - но она горько обманулась в своем чаяниии. [10] Имя Авель звучит на еврейском “Хибель”, что означает “дуновение”, “пар”, и отсюда - суета, ничтожество или нечто скоропреходящее. Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. В Новом Завете Сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученнике, и отличает его названием праведного . [11] Имя Ламех означает “могущественный”, “сильный”. Он был сыном Мафусала, отцом Иавала, Иувала и Тувал-Каина, и сестры их Ноемы. О нем первом упоминается в Священном Писании, как о лице, имевшем двух жен (Ада и Цилла). По всей видимости Ламех боится отмщения за введение многоженства, когда произносит свою знаменитую угрозу. По свидетельству Иосифа Флавия Ламех имел семдесят семь сыновей. [12] Имя Сиф означает “основание”, “утверждение”. Он был третьим сыном Адама, когда тому было 130 лет. Он был предком Еноха, Мафусала и Ноя. Сиф прожил 912 лет. По преданию, Сиф изобрел буквы. Имя его упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Лк. 3, 38). [13] Имя Енос или Энос означает “муж”, “человек”. Он был сыном Сифа и внуком Адама. Жил 905 лет. По его рождении, замечает бытописатель, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть, быть может, с этого времени в потомстве Сифа учреждено открытое, общественное богопочитание, состоявшее в молитве, вере и надежде благодатных Обетований Божиих. [14] Имя Каинан означает “стяжание”. Он был правнуком Адама и одним из допотопных патриархов, родившийся 325 году от Сотворения Мира и живший 910 лет. [15] Имя Малелеил означает “слава Божия”. Он был сыном Каинана и пятый патриарх от Адама. Он жил 825 лет. [16] Имя Иаред означает “нисхождение”, “низменность”. Он был сыном Малелеила, допотопным патриархом. После Мафусала он жил долее всех из людей, 962 года. [17] Енох или Энох значит “посвященный”. Он был сыном Иареда и отец Мафусала. Он был одним из благочестививших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаму. Он прожил 365 лет, после чего Господь переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11, 5). В Христианской Церкви сохраняется верование, что Энох снова придет на землю и вместе с пророком Илией будет убит зверем, восходящем из бездны (Апок. 11, 7). Древние Иудеи и Арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем писменности, арифметики и астрономии. [18] Имя Мафусал, по Гезению, означает “муж Божий” или “мужь оружия”. Он был одним из благочестивийших допотопных патриархов, сын Еноха и отец Ламеха, отца Ноя. Он жил долее всех людей, 969 лет и умер, по Еврейскому преданию, в год потопа. Не следует этого Мафусала путать с другим, сыном Мехиаеля и отцом Ламеха, двоеженца. [19] Не стоит этого патриарха, отца Ноя, путать с Ламехом из рода Каина. [20] Замечательно, что каждая из трех важнейших религиозных эпох в истории человечества ознаменвана чудесным случаем переселения на небо: в церкви Патриарххальной - в лице Еноха; в церкви Иудейской - в лице Илии и Церкви Христианской - в чудесном событии Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. [21] По еврейским преданиям Ной строил ковчег на берегу Яффы, а сын его Иафет был основателем сего города; следовательно, по преданиям, во всем мире нет города древнее Яффы. Яффа, или древняя Иоппия, стоит на возвышенном берегу Средиземного моря. В Яффскую пристань посылаемы были от царя тирского Хирама кедровые деревья для постройки Соломонова храма. Есть предание, что Пророк Иона, уклоняясь от повеления Божия идти в Ниневию, бежал отсюда на корабле в Фарсис от лица гнева Божия, и потом, по случаю бури, брошен был в море и поглощен китом. Здесь святой Апостол Петр воскресил Тавифу (Деян. 9, 36-42) и видел таинственную плащаницу, сходившую с неба, в ней всякого рода животных и гадов (Деян. 10, 10-16). Это видение, явленное святому Апостолу, научило его не гнушаться язычниками, ибо Господь пришел всех спасти. [22] Дата потопа по еврейскому тексту 3952 год до Рождества Христова или 3266 г. по переводу Семидесяти. Мы принимаем дату потопа округленно 4000 год до Р. Х. (не исключено, что дата 3266 лет правильная). [23] Имя Ной в переводе с древнееврейского означает “покой”, “успокоение”. Является десятым и последним из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Родился в 1056 от Сотворения Мира (по еврейскому тексту) или в 1662 году (по славянской Библии). Ной является великим звеном, соединяющим допотопный мир с послепотопным. Всех дней Ноевых было 950 лет . [24] Имя Сим означает “имя”, “название”. Он был старшим сыном Ноя и родоначальником многочисленного потомства. Сим родился, когда отцу его было 500 лет. Сыновья его были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. Сим стал родоначальником семитических народов. Сам Христос по плоти происходил из этого рода и среди его провел всю земную жизнь свою. Сим прожил до 600 лет и пережил время рождения Исаака. Пять сыновей Сима населили прекрасные страны Востока, и языки этих народов доселе еще называются семитическими языками, в том числе: Еврейский, Халдейский, Сирийский, Арабский, Ефиопский. [25] Имя Хам означает “темный”, “загорелый”, “смуглый”. Империя Ассирийская и Египетская были основаны потомками Хама. Также от него происходят Филистимляне, Хананеи, Сидоняне, Аммореи и другие. Сыновья Хама были: Хуш, Мицраим, Кут (или Фут) и Ханаан (Быт. 10, 6-21). По древнему Иудейскому преданию Хам считается изобретателем идолов, а некоторые даже отождествляют его с языческим божеством Аммоном, боготворимым в Египте. [26] Имя Иафет означает “да распространится”. Примечательно, что при перечислении родословных линий сыновей Ноя они следуют в следующем порядке: Иафет, Хам и Сим (Быт. 10; 1 Пар. 1), хотя старшим сыном Ноя был Сим. Потомки Иафета населили Европу и северо-восточную Азию, в следствии этого является замечательное сходство между европейскими языками, и языками Восточной Азии, за исключением китайского и соединенных с ним. Следы имени Иафета мы находим в названии горы Непат или Нифан (Армения). Существует предание, что Иафет строил город Иоппию или Яффу (нынешний Тель_Авив). [27] Название Вавилон означает “смешение”. Вавилонская башня была построена в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город, а при нем высокую башню, которая могла послужить центром всех племен и в то же время знаком всеобщего равенства. Высота и объем башни, по первоначальным дошедшим до нас рисункам, были поистине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить 3 года только на одно собрание материалов, и не менее 22 лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи, или, как вернее можно их назвать, плиты, употребляемые для постройки башни, были размером около 6 метров длиной, 4, 5 метров шириной и 2 метров толщиной. [28] В протестантской литературе нередко встречается ошибочное мнение, что на период рассеяния народов приходится время геологического образования материков. Но рассказ о рассеянии народов описывает скорее образование политических границ, образование государств. [29] Имя Евер происходит от сиро-халдейского слова “еври”, что значит “переходить”. Он является последним из благочестивых патриархов до разделения и рассеяния народов. При нем было столпотворение Вавилонское и расселение строителей его. Именно от него евреи получили свое имя - евреи. Примечательно, что сиро-халдейское слово “еври” означает то же, что латинское “passah”, от которого происходит слово Пасха. [30] Фарра является отцом Авраама (Быт. 11, 27). Жил со своим семейством в Уре, городе Халдейском, между реками Евфратом и верховьями Тигра. Фарра был идолопоклонником (Нав. 24, 2: “И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: `за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам”). Но решимость Фарры в преклонных летах последовать повелению Божию данного сыну его Аврааму - оставить отечество и идти со всем семейством в землю Ханаанскую (Быт. 11, 31), показывают, что в нем была вера в Бога, остатки чистого Богопознания и добродетели. Этим он не был подобен другим идолопоклонникам. В Харране он скончался 205 лет. [31] Аврам (с древнееврейского “отец высокий”), позднее Авраам (с древнееврейского “отец множества”) сын Фарры, родившийся в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. В доброй старости (175 лет) опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Махпела (двойная пещера) была близ Хеврона, и находится по одну сторону высокого холма на юго-западе. Над пещерою, считаемою еще доселе фамильным склепом патриархов, воздвигнут памятник, называемый ныне Харан Хевронский. С вершины холма открывается прекрасный вид на долину Мамре. [32] Из Ура Халдейского в Харран переселились Фарра, Аврам, Лот и Сара. [33] Ур (свет, огонь) находился близ Харрана. Большинство толкователей держатся мнения, что он находился на месте г. Едессы, или Орфа, между реками Евфратом и верховьями Тигра. У сирийских писателей место известно под названием Урхои. Настоящий город Урфа расположен на покатости высокого холма. В стенах его живет до 1800 армянских семейств, а так же 1200 мусульманских семейств. Орфа в новой истории известна как место войны между императором Юлианом и Персами. [34] Харан или Харран (степь, место сожженное солнцем) лежал на северо-востоке от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором. Здесь умер и погребен Фарра. Здесь так же жил Лаван, брат Ревекки. По мнению доктора Бэка, город Харан лежал близ Дамаска. Ныне это незначительный и небольшой город Месопотамии. [35] Лот был сыном Харрана, племянником Авраама. [36] Встреча Мелхиседека с Авраамом произошла на месте нынешнего города Иерусалима или же, по другому преданию на горе Фавор. Ныне, наполовину поднявшись на Фавор, паломникам указывают так называемую пещеру Мелхиседека, хорошо видную с дороги. [37] Салим с древнееврейского языка означает “мир”. Так по всеобщему мнению называлось место, впоследствии названное Иерусалимом. Против купели Силоамской Кедрский поток переменяет свое направление, круто поворачиваясь на юго-восток, вдоль лощины называемой Царскою долиною или также именуемою юдолию плачевною. Здесь и произошла встреча Авраама с Мельхиседеком: “Изыде же царь Содомский в сретение ему (Аврааму), повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморского, и царей с ним, в юдоль Савину; сия же бяше поле царево, и Мельхиседек царь Салимский изнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышнего, и благослови Авраама” (Быт. 14, 17-18). [38] Имя Мелхиседек в переводе с древнееврейского языка означает “царь правды”. Существует позднее еврейское предание, что это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Но этого предания не было во времена апостольские. “Уподобляясь Сыну Божию, - замечает о нем святой апостол Павел, - он пребывает священником навсегда” (Евр. 7, 3). В Иерусалимском храме Гроба Господня указывают место погребения Мелхиседека. [39] Имя Сара означает “госпожа моя”, а Сарра - “госпожа множества”. Сарра умерла 127 лет от роду, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпеллу. Сарра есть, по истине, прообраз небесного “Иерусалима, который есть матерь нам всем” (см. Гал. 4, 24-31). [40] Имя Агарь означает “бегство”. Она была египтянкой. [41] Имя Измаил означает “Бог слышит”. Он был сыном Авраама и Агари. Измаил имел 12 сыновей, которые были князьями или родоначальниками 12 племен Аравийских (Быт. 15, 12-18). Дочь Измаила, по имение Махалафа, была одной из жен Исава (Быт. 28, 9), сверх других жен его. Измаил присутствовал при погребении отца своего Авраама (Быт. 25, 9) в пещере Махпеле. Сам он умер 137 лет от роду (Быт. 25, 17-18). [42] Имя Аврам с древнееврейского переводится как “отец высокий”, а Авраам - “отец множества”. [43] Древнееврейское слово “мамре” означает “твердый”. Так называлась долина, где и находилась дубрава с исторически известным Мамрийским дубом. Здесь жил долгое время Авраам и здесь он умер. Исаак так же жил здесь. До сего дня еще на этом месте растет громадный и древнейший дуб, принадлежащий православной Палестинской русской миссии (на кон. XIX в.), а в настоящее время Православной Зарубежной Церкви (в 1997 году эта земля вновь была передана Русской Православной Церкви. Московский патриархат). В народе он известен под названием дуба Авраама и находится близ Хеврона. Это место называется Раме, название которого, вероятно, происходит от Мамре. По еврейскому преданию пришествие Божее произойдет к моменту, когда на дубе Мамрийском не останется ни одной живой ветви. Сейчас на сухом дереве находятся несколько зеленых ветвей, приносящих плоды. [44] Название Содом в переводе с древнееврейского означает “горящий”. Древний город в долине Сиддим. Лежал в долине Иорданской, бывшей в означенное время очень плодородною. Некоторые из исследователей полагают, что развалины Содома видны до сего дня под водами Мертвого моря. Содомляне отличались своим нечестием и неестественным развратом. Воды Мертвого моря содержат 25 % соли, делая их полностью непригодными для какой-либо жизни. В него впадает сравнительно многоводная река Иордан. Вся живность реки, попадая в Мертвое море, мгновенно гибнет. На для верующих это не загадка. Печать греха навечно осталась на сем море - оно в буквальном смысле мертвое. Дно моря покрыто смолой и асфальтом. [45] Название Гоморра в переводе с древнееврейского означает “погружение”, “потопление”. [46] Моав, сын Лота от его старшей дочери, был родоначальником Моавитян. В последующее время Моавитяне были строго наказаны за дурное отношение с Израильтянами. Моав, Моавитяне - страна находившаяся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Страна Моавитская в древние времена, по-видимому, была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня. [47] Аммонитяне, или сыны Аммона были потомками Бен-Амми, сына Лота, по кровосмешении его со своею младшей дочерью. Бен-Амми родился вблизи Сура, но потомство его распространилось на север и занимало гористые страны Галаада (сноску о Галааде см. на стр. 1). Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская - южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд. 10, 6). Главным идолом их был Молох. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием. При путешествии из Египта Израиль обошел страну их, а спустя 300 лет после этого царь Аммонитский объявил войну Израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд. 11, 13). После кровавой битвы Аммонитяне были разбиты с большой потерей. Окончательно Аммонитян разбил царь Давид. В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата, потом они вновь объявили войну Иудее и напали на нее. Господь наказал Аммонитян за их противление народу Божьему - Аммонитяне вскоре исчезли с лица земли. На том месте, где находился их главный город разбросано в настоящее время селение Емман, в 20 км к юго-западу от нового города Исалт. [48] Авраам переселился в место между Кадесом (см. сноску на стр. 1) и Суром. [49] Имя Авимелех означает “царь”, или “отец царя”. Так звали царя Герарского. Имя Авимелех в последствии стало титулом царей Филистимских. [50] Имя Исаак значит “смех”. Дитя Обетования, сына Авраама и Сарры, родившийся когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. У Иудеев и Магометян существует несколько особых преданий касательно Исаака. Например, то, что он был один из трех не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п. [51] Название Вирсавия означает “кладезь клятвы”, ибо здесь Авраам и царь Филистимский Авимелех клялись друг другу. Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам, а после него Исаак, впоследствии же здесь образовался значительный город удержавший за собой означенное название. Находился он в 32 километрах к югу от Хеврона, на южной границе земли Ханаанской. Означенный город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова. В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила. В поздние времена этот город предался идолопоклонству. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: “Бир-Эс-Себа” - колодезь льва, или колодезь семи. [52] Название Мориа означает “видение”. Во времена Давида гора Мориа не входила в состав города Иерусалима и находилась на северо-восток от него. Она составляла часть возделанной почвы Орны Иевуссеянина, у которого Давид и купил ее. На этом месте Соломон впоследствии выстроил храм. Эта гора была поднята искусственным образом более чем на 213 метров и окружена квадратной каменной стеной. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву на гумне Орны (2 Цар. 24, 15-18). В настоящее время в центре горы стоит мечеть, выстроенная Омаром в VII столетии по Р.Х., и считающаяся второй после Меккской по размеру и великолепию. [53] Существует еще одно предание о месте жертвоприношения Авраамом своего сына: в Иерусалиме к югу от храма Гроба Господня находится Абиссинский моастырь, в котором показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака. [54] Месопотамия - междуречная страна, иначе называемая Падан-Арам, или Долина Арама. Так называлась страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Она была первым местопребыванием людей прежде и после потопа, и граничила на север - Армениею, на восток - Ассириею, на юг - Аравиею, и на запад - Сириею, и обнимала собою всю настоящую область Эль-Хезир Азиатской Турции. [55] Имя Ревекка означает “узы”, “оковы”, “пленение красотою”. Она была сестрой Лавана и женой Исаака. После двадцатилетнего супружества с Исааком она сделалась матерью Исава и Иакова. Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпеловой, там же, где были похоронены Авраам и Сарра, а в последствии Исаак и Лия. [56] Имя Исав в переводе означает “волосатый”, ”косматый”. Иначе его звали Эдом, что значит “красный”. Родоначальник Идумеев. [57] Имя Иаков означает “вытесняющий”, “выживающий”. Иаков - родоначальник народа Израильского, называемый иначе Израиль. Выражение Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле. [58] Название Герар означает “округ”. Так назывался древний Хананейский царский город. Город Герар, вместе с областью был известен Аврааму и Исааку, которые жили здесь некоторое время. Именно в этой местности рождается Исаак. Что касается долины Герарской, то она по-видимому, тождественна с местностью под названием Вади-Эль-Шариа. Город Герар современен Содому и Гоморре, и впервые упоминается в книге Бытие (10, 19). Последнее Библейское указание на Герар находится во Второй книге Парапоменон (14, 13-14) во времена Асы. Положение означенного города, по-видимому, соответствует положению города Кирбет-Эль-Герар, который находится на юг от Газы. [59] Рассказ о судьбах Эдома смотри далее. Теперь на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи тянется широкая дикая и бесплодная равнина. [60] Лаван (белый) был братом Ревекки и отцом Лии и Рахили, живший в месопотамском городе Харране. Все библейское повествование об отношении Лавана к своему племяннику (Иакову), без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко непривлекательном виде. Но образ действия его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного промысла, между прочим и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерится и ему?! (см. Мф. 7, 2). [61] Сноску о Харране смотри на стр. 1. [62] Название Вефиль означает “дом Божий”. Ныне этот город называеется Бет-Эль. Он расположен в 19 километрах к северу от Иерусалима. Именно здесь Иаков спасаясь от гнева брата своего Исава остановился на одном месте близ города Луз, где имел видение таинственной лествицы, восходящей до небес. Вследствии сего он назвал это место и близлежащий город Вефилем. Здесь же Иаков имел борьбу с Богом, и получил имя Израиля, что означает богоборец, или крепкий с Богом. На сем святом месте был монастырь; теперь тут одни лишь развалины. Вефиль был расположен на восток от дороги, идущей из Сихема в Иерусалим, почти в равном расстоянии от того и другого города. В Вефиле оставался долгое время Ковчег Завета, а по разделении царства на Иудейское и Израильское Иеровоам поставил здесь одного из золотых тельцов. Вероятно поэтому пророк Осия называет Вефиль Беф-Авен, то есть дом идолослужения. В Вефиле некогда судил пророк Самуил. Ныне это развалины под названием Бейтин. [63] “Радуйся лествице высокая, юже Иаков виде”, - поет Святая Церковь о Пресвятой Богородице. [64] Имя Рахиль означает “млекопитающая”, ”мать-овца”. Она являлась младшей дочерью Лавана и второй женой патриарха Иакова. Именно она явилась матерью будущего патриарха Иосифа, а впоследствии и Вениамина. По смерти была погребена на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлееме (см. Быт. 35, 18-19). К ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и Магометяне. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Осталась и гробница Рахили. Дети Вифлиемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф. 2, 18). [65] Имя Лия означает “утвержденная”, “слабая”. Являлась старшей дочерью Лавана и одной из жен Иакова. Неизвестно, в какое время скончалась Лия, но в своей прощальной речи на смертном одре Иаков упоминает, что она похоронена в пещере, на поле Махпела, что близ дубравы Мамре (Быт. 49, 37). [66] Название Галаад означает “холм”, “свидетель”. Так называется гористая страна за Иорданом от горы Ермона до реки Арнона, а так же и отдельная гора по ту стороу Иордана, где Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная - Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколену Манассиину. Из судей Израилевых Иаир и Иеффай были из жителей Галаадских. [67] Название Сеир означает “шероховатый”, “шершавый”. Так называется дикая, извилистая горная цепь, простирающаяся от южного берега Мертвого моря к восточному заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницею Аарона одно из ее вершин. [68] Рахиль погребена близ Вифлеема. [69] Имя Иосиф означает “прибавление”. Родился в Месопотамии в 2256 году до Р.Х.. Набальзамированное тело его, положенное в ковчег, оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. Среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Например, в названии одного из Египетских каналов - канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению святых отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. [70] Здесь в Новозаветное время произойдет исцеление Спасителем десяти прокаженных (см. Лк. 17, 11-19, конспект, стр. 1). [71] Имя Ир означает “бодрствующий”. Так звали первенца Иуды и жены его, дочери от Шуи Хананеянина. [72] Имя Фамарь означает “пальмовое дерево”. [73] Имя Фарес означает “расторгающий”. Фарес и Зара были братьями-близнецами. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3). [74] Имя Зара означает “солнце”. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3), но он не участвует в ней. [75] Имя Потифар означает “принадлежащий солнцу”. [76] Вениамин (сын десницы, то есть крепости, счастья) - младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит “сын скорби моей”, но отец дал ему другое имя - Вениамин. Известна воинственная наклонность колена Вениаминова по предсказанию Иакова на своем смертном одре: “Вениамин хищный волк, утром будет есть ловиту, и вечером будет делить добычу” (Быт. 49, 27). [77] Имя Иуда означает “хвала Иеговы” или “Хвалите Господа”. Являлся четвертым сыном Иакова от Лии. Родился в Месопотамии около 2249 года до Р.Х. Колено Иудино было из наиболее многочисленных и могущественных и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт. 49, 8-12) очень замечательно. “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Поклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов”. В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должна принадлежать правительственная царская власть пока не придет Примиритель, то есть Мессия Христос, Который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом. [78] Семейство Иакова на момент переселения из Вирсавии в Египет насчитывал 70 (75) человек. [79] Слово Гесем означает “земля дождя”. Так называлась область в Нижнем Египте, в которой фараон по просьбе Иосифа поселил Иакова с его сыновьями и в которой жили Израильтяне 430 лет до своего исхода из Египта. Означенная плодоносная, пастбищная страна лежала между Чермным морем и рекой Нилом, или, точнее, между Пелузийским рукавом моря, на южной границе Ханаана. Ныне землю Гесем полагают в провинции Эль-Шаркиех, которую считают лучшею в Египте. [80] Потомство Ефрема впоследствии занимало одну из лучших частей земли Обетованной, в самой середине оной, и было средоточием народа Израильского. Город Силом, где была поставлена Скиния, остававшаяся там около 300 лет, до времени первосвященника Илия, находился в пределах колена Ефремова. Там отечество и место погребения Иисуса Навина. Из судей народа Израильского Авдон и пророк Самуил были из Ефремлян. [81] Имя Манассия означает “заставляющий забыть”. Первенец Иосифа от Асинефы. Имя объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: “Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего”. Племя Манассиино отличалось особенно воинственным духом. [82] Имя Иов означает “угнетенный” или “враждебно преследуемый”. Прежнее имя его было Иовав. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. Женой Иова была Аравитянка. Жизнь его продолжается 140 лет. [83] Слово Уц означает “песчаная земля”. Уц - Аравийская область, вероятно занятая в древности потомками Уца или Хуца, потомка Симова (Быт. 10, 23), известная как место жительства Иова, который несомненно управлял ею вроде настоящих Аравийских бедуинов-шейхов. По всей вероятности, это была область очень обширная и лежала между Сирией на север и Идумеею на юг. По древнему преданию она находилась в Гауране, в местечке “Макам-Эйюб”, где показывают путешественникам могилу Иова и каменное корыто, называемое корытом Иова, потому что, по преданию, Иов здесь купался по своем выздоровлении. В недалеком расстоянии здесь показывают источник Иова, а за ним камень Иова или скалу, к которой он приклонялся во время тяжких своих испытаний и к которому мусульмане подходят босыми ногами и целуют как священное место. Близ Макама на четверть часа к югу находится здание, называемое у Арабов “Дер-Эйюб”, монастырь Иова, представляющее теперь вид развалившегося четырехугольного здания. [84] Елифаз - сын Софана, от сынов Исавовых, царь Феманский. Есть так же мнение, что Елифаз был сыном Исава. В разговоре с Иовом он является самым старшим из друзей и потому говорит всегда первым. [85] Валдад - сын Аммона Ховарского, савхейский властитель. [86] Имя Софар означает “чирикающий” или “веселящий”. Он был Минейским царем. Судя по его речам он был самым язвительным к Иову среди друзей. [87] Имя Елиуй обозначает “Бог мой - Он (Иегова)”. В книге он называется Вузитянином, следовательно происходил из поколения Вузи, сына Нахорова (Нахор - один из братьев Авраама. Он женился на Милке, своей племяннице. Имел 12 сыновей. Быт. 22, 21). Он был в момент спора с Иовом молодым человеком, в сравнении с остальными друзьями Иова. [88] Слово Раамсес означает в переводе с египетского “сын солнца”. Так назывался главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская называется Раамсес. Эту землю Евреи по< |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы