Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1 Образ дракона в традиционной культуре



Дипломная работа

Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции

Выполнила студентка 5 курса

Дубовицкая Ольга Леонидовна

 

Научные руководители:

к. ист.н. доцент Луговой К.В._________________

к. ист.н. Сидорчук О.Н.______________________

Допущено к защите______________зав. кафедрой Дремова. Л.И.

Подпись студента___________________________

 

Новосибирск 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1 Образ дракона в традиционной культуре 7
1.1. Основные функции драконов в мировой культуре 7
1.2. Полевариативное воплощение образа дракона 21
Глава 2. Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции 37
2.1 Физический облик драконов 37
2 3. Поведенческая модель западноевропейских драконов 46
2 4. Места обитания драконов 60
2 5. Влияние христианства на образ западноевропейского дракона 65
Глава 3.Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции в системе школьного образования (культурологический аспект) 76
3.1. Система школьного культурологического образования 76
3.2 Культуросообразное в отражении темы: «Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции» 90
3.3 Разработка урока по теме: «Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции» 104
Заключение 116
Список литературы и источников 119

ВВЕДЕНИЕ

Выбор данной темы определяется тем, что образ дракона появляется во всех древних представлениях о мире, оказав огромное влияние на мифологию ранних цивилизаций. По мере развития цивилизаций менялся и образ дракона, менялись его функции, характер, способности.

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Основные функции древних драконов - космостроительство и косморазрушение. Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом. Следует также заметить, что если на Востоке дракон мудр, является устроителем космоса и властителем стихий, то на Западе – это чаще всего, существо, наделенное разрушительной силой, несущее смерть всему живому. Безусловно, эти мотивы имеют мировоззренческую основу, из которой следует, что на Востоке в большей степени доверяли природе и космосу, поэтому даже столь зловещее существо, как дракон, является сочетанием стихий и символом жизненной энергии (восточный космоцентризм). На Западе же больше доверяли человеку – отсюда образ покорителя разрушительной огнедышащей стихии, символом которой стал дракон (западный антропоцентризм). Проанализируем мифологические библейские и исторические легенды и постараемся выяснить, на конкретных текстах, почему «западный» дракон настолько кровожаден и что явилось.

Центральными в изучении данной темы являются образ, поведенческая модель, места обитания и влияние христианства на эволюцию образа западноевропейского дракона.

Выбор данной темы определяется еще и тем, что исследования формирования образа дракона позволяет рассмотреть развитие определенного аспекта мифологии многих народов. Это становится возможным потому, что формирование содержания мифологий древних цивилизаций последовательно изменялось вместе с развитием мира.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать образ дракона в западноевропейской средневековой традиции.

Задачи:

1. Охарактеризовать образ древних драконов.

2. Рассмотреть образ драконов в западноевропейской средневековой традиции.

3. Исследовать педагогические возможности образа дракона в западноевропейской средневековой традиции в системе школьного образования (культурологический аспект).

Характеристика источников. Основными источниками для данной работы, безусловно, являются легенды, мифы, сказания, эпосы западноевропейских народов. Такие как «Беовульф», «Старшая Эдда», «Сага о Волсунгах», «Песнь о Нибелунгах». В том числе тексты, характерные для мифоэпических традиций куртуазные романы, раннесредневековые хроники Гальфрида Монмутского и Нения. Источником для исследования так же служит сборник житий святых, составленный генуэзским епископом Яковом Ворагинским в конце XIII века. Из-за огромной популярности сборник получил название " Золотая легенда" [1]. В него вошли жития самых известных и почитаемых западноевропейских святых. Основные источники – «Беовульф», «Старшая Эдда», «Сага о Волсунгах», «Песнь о Нибелунгах», «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде», «История бриттов» Гальфрида Монмутского и Нения, «Мабиногион», «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Тристан и Изольда».

В круг материалов для использования необходимо включить работы следующих авторов – Дж. Р. Р. Толкина, Ж. Ле Гоффа, В.Н. Дёмина, Е.М.Мелетинского, Н.М. Дьяконова и других. Источниковая база исследования очень разнообразна как по характеру произведений, так и по времени их написания. Она представлена сагой (напр. «Сага о Волсунгах»), исследованиями разных авторов (Дж. Р.Р.Толкина, Ж. Ле Гоффа, В.Н.Дёмина, Е.М.Мелетинского, Н.М. Дьяконова и других), небольшими словарями и энциклопедиями.

Литературное наследие средневековья разнообразно и интересно. Большое количество источников, по которым нельзя было бы почерпнуть хоть небольшую информацию из дошедших до наших дней произведений о драконах. Что касается эволюции драконов, то важнейшие сведения содержатся в работе В.Н.Демина « Драконы. Миф или реальность». Вторая книга, где рассматривается образ дракона в эпоху средневековья - Жак Ле Гофф «Другое средневековье. Время, труд и культура Запада». Особо нужно выделить книгу Дж.Р.Р.Толкина «Профессор и чудовище: Эссе », в которую вошли статьи и лекции Дж. Р.Р. Толкина, посвященные древнеанглийской и средневековой литературе. С нашей точки зрения, внимательное прочтение упомянутых работ позволяет сделать вывод, что драконы в средневековой традиции очень разнообразны. С другой стороны, применяемая литература заставляет задуматься, как христианство повлияло на образ дракона.

Историография. По данной проблеме имеются несколько работ средневековых авторов, характеризующей полноту её раскрытия, таких как Нений и его «История бриттов», Томас Мэлори « Смерть Артура» и так далее.

В процессе исследования были рассмотрены следующие работы более поздних авторов, Жака Ле Гоффа, который является автором «Другое средневековье». Это сочинение содержит систематический обзор важных составляющих средневекового Запада. К работе " Другое средневековье» примыкает сочинение " Средневековый мир воображаемого", в котором рассмотрены три составляющие: время, взаимоотношения между научной культурой и народной культурой, историко-политическая антропология. Также в этой работе даются параметры воображаемого, проводятся границы между такими понятиями как воображаемое и представление.

Демин В.Н. в работе «Драконы. Миф и реальность» показывает эволюцию образа и функций драконов, и выражает своё видение данной темы. Пропп В. Я. " Исторические корни волшебной сказки". В работе Проппа упор делается на анализе основных, главнейших сказочных образов и мотивов.

Джон Рональд Руэл Толкин в своём эссе рассматривал мир древнеанглийской и средневековой литературы. Большую часть эссе Толкин посвятил «Беовульфу».

Методологической основой данного исследования является сравнительный анализ. Исследование ориентировано на принцип многообразия как важнейший методологический принцип современной науки и культуры. Теоретическими основами исследования являются имеющиеся концептуальные разработки по проблеме образа дракона в западноевропейской средневековой традиции.

На развитие образа дракона в западноевропейской средневековой традиции сильно повлияло христианство. Однако вряд ли стоит рассматривать образ дракона только в этом ключе. На эволюцию образа западного дракона повлияла интеграция культур разных народов в процессе мирового развития. Это, в конечном итоге, и способствовало формированию особого, отличного от древнего образа западноевропейского дракона.

Хронологические рамки исследования - VI-XV вв. н.э., то есть оно охватывает период между Античностью и эпохой Возрождения. В этот период постепенно проявляется влияние христианства на народную культуру, на представление о добре и зле, свете и тьме и т.д.

Географические рамки охватывают территорию Скандинавии VI-XVI вв. н.э.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

Глава 3. Образ дракона

Тематика занятий.

1. Образ дракона в современном кинематографе (в настоящее время стала популярной экранизация средневековых сюжетов, зачастую сюжеты искажены, определенный урон восприятию наносят и компьютерные игры, однако начинать диалог нужно начинать в той среде, в которой существует современный подросток).

2. Образ дракона в легендах и мифах древнего мира (сюжет мифа в пересказе лишен языкового барьера как такового, а в сопровождении произведений живописи, музыки, шедевров кинематографа можно достичь желаемого эмоционального эффекта).

3. Игра воображения (творческая мастерская поможет сконцентрироваться на образе, в процессе фантазирования по мотивам уже знакомых сюжетов учащиеся начинают проявлять первые попытки к анализу, возникает потребность воссоздать образ, эпоху, разобраться в особенностях композиции, можно предложить написать легенду, сценарий к кинофильму, сказку, эссе, фэнтази).

4. Знакомство с эпохой средневековья и ролью дракона в культуре этого периода (осознав свое отношение к образу, учащиеся подготовились к восприятию данного образа совершенно ином культурном пространстве, мотивация к познанию и рефлексии таким образом пробуждена, каналы восприятия открыты для познавательной информации).

5. Чтение текстов по выбору педагога/см. библиографический список/ (тексты иллюстрируют информацию, полученную на предыдущем уроке).

Итогом данного спецкурса является исследовательская работа по избранным педагогом или учащимися текстам.

 

Тема урока:

Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции

Класс: 8

Тип урока:

Комбинированный

Форма урока:

Урок-исследование с элементами лекции и работой в группе

Оборудование:

технические средства, тексты, карточки с номерами ( 4 набора), карточки с критериями для жюри.

Цель урока:

Выявить типовые особенности средневекового сознания в эпических произведениях

 

 

Задачи урока:

1. образовательные:

познакомить учащихся с концепцией образа средневекового дракона в западноевропейской культуре; сопоставить образы драконов языческой мифологии; привить навыки работы с текстами

2. развивающие:

 формирование представлений о средневековом мире воображаемого;

3. воспитательные:

 формирование художественно-эстетических ценностей.

Основные методы и приёмы:

Частично-поисковый, эвристический, чтение и анализ текстов, сочинение-миниатюра, просмотр фрагментов фильмов, ответы на вопросы

 

 

Конец 1 урока.

Начало 2урока.

Ш этап: Выступления

Учитель:

Напоминание о вопросах, написанных на доске. Выбор жюри и раздача карточек с номерами. У учителя конверт с карточками с номерами, 12 цифр (по количеству сидящих в ряду). Учитель достаёт из конверта три карточки. На них цифры, означающие номера выступающих. Жюри раздаются карточки с критериями оценки выступающих и работы группы.

 

 

Учитель:

Во время прослушивания каждая из оставшихся групп должна продумать три вопроса, которые будут заданы выступающим.

Ученики:

Выступления (3 выступления по 2-3 мин.).

Вопросы с других рядов. Ответы выступающих.(4 мин).

Затем выступление жюри, в котором они оценивают деятельность выступающих и групп. (3 мин.).

Учитель:

Фиксация оценок, которые дали члены жюри и фиксация оценок работы жюри.

IV этап: Закрепление материала

Учитель:

-Теперь предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы ответите на основные вопросы уроков и сделаете вывод из всей предыдущей работы. Имеются в виду и фильмы, и лекции, и работы с текстами. Время на сочинение – 15 мин.

Ученики:

Принятие правил и уточнения по написанию сочинения.

Ученики:

Написание сочинения.

Учитель:

Ответы на вопросы, возникающие во время написания сочинения.

По окончанию времени, данного на написание сочинения, сбор тетрадей и дача домашнего задания.

 

Конец второго урока.

Вывод:

 

В первом параграфе третьей главе мы рассмотрели МХК как один из наиболее «молодых» предметов в нашей школе. Выяснили, что наблюдается определённая экспансия традиционных предметов в сторону предметного поля МХК: оценив перспективность нового направления[130], они расширяют блоки, связанные с культурой (примером тому является учебник истории за 5-й класс, из которого почти исчезла история, заменённая мифологией). Родители, весьма благожелательно настроенные к «искусствам» на дошкольном уровне и в младшей школе, в средней теряют к этим предметам интерес, а в старшей школе становятся ярыми противниками всего, что отвлекает их чад от подготовки в ВУЗ. Во втором параграфе мы рассмотрели культуросообразное в отражении темы: «Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции». Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей.

Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации.

В третьем параграфе этой главы мы разработали тематический план уроков.

 

Тексты:

Для 1 группы: «Старшая Эдда»

 

 

Грипир сказал: «Один ты убьешь свирепого змея, на Гнитахейд он лежит, ненасытный; Регина с Фафниром ты победишь; правду Грипир тебе предвещает».

«Сигурд и Регин отправились на Гнитахейд и нашли там след Фафнира, который он оставил, когда полз к водопою. Сигурд вырыл большую яму возле следа и засел в ней. И когда Фафнир пополз от сокровища, он изрыгал яд, и яд падал на голову Сигурда. И когда Фафнир проползал над ямой, Сигурд вонзил ему в сердце меч. Фафнир затрясся и стал бить головой и хвостом».

«Яд изрыгал я, когда лежал на наследстве отцовом»… Сигурд сказал: «Змей могучий шипел ты громко и храбрым ты был; оттого сильнее людей ненавидел, что шлемом владел ты».

«Сигурд взял сердце Фафнира и стал поджаривать его на палочке. Когда он решил, что оно изжарилось, и кровь из сердца запенилась, он дотронулся до него пальцем, чтобы узнать, готово ли оно. Он обжегся и поднес палец ко рту. Но когда кровь из сердца Фафнира попала ему на язык, он стал понимать птичью речь».

 

Для 2 группы: «Тристан и Изольда»

6. Битва с драконом

 

Поселился в ирландской земле змей, который опустошал и разорял всю страну. Дважды в неделю появлялся он возле замка, пожирая всех, кого мог схватить, так что никто не решался выйти за ворота из страха перед змеем. И король приказал объявить, что тому, кто сумеет одолеть змея, отдаст он все, что тот ни попросит, половину своего королевства и дочь свою Изольду, если тот пожелает ее взять.

И случилось так, что дракон появился у замка в тот самый день, когда был оглашен королевский указ. И при виде его разбежались с криками и воплями все, кто оказался за воротами.

И Тантрис (таково было имя, под которым скрывался Тристан) спросил, что случилось. Ему рассказали о том, что вы уже знаете, и о королевском указе. Тогда Тантрис тайком вооружился, так что никто об этом не проведал, и вышел из замка через боковые ворота, и отправился навстречу змею.

И, едва заметив Тантриса, змей бросился на него, а тот на змея. И вот завязалась между ними жестокая и беспощадная битва. Змей вонзил когти в щит Тантриса и порвал на нем ремни и все, что мог достать. Но Тантрис отпрянул и, выхватив меч, ударил змея. И увидел, что сталь не берет змеиную чешую. Тогда задумал он пойти на хитрость. И когда змей, разинув пасть, бросился на него, чтобы его пожрать, Тантрис, который только того и ждал, всадил меч прямо ему в глотку и вогнал в брюхо, разрубив пополам сердце. Тут змей издох, а Тантрис отрезал у него язык, спрятал к себе в карман и отправился в замок.

 

 

Для 3 группы: «Житии святых».

 

 

Житие святого Сильвестра рассказывает, что рядом с городом Римом в яме жил дракон, который каждый день своим дыханием убивал более трехсот человек. То есть дракон снова ядовитый, так же, как и дракон святого Георгия, он убивает людей ядовитым дыханием. Святой Сильвестр вызывается помочь, и спускается в яму, преодолев 150 ступеней. По совету явившегося ему в видении святого Петра, Сильвестр прочитал молитву, связал пасть дракона нитью, которую запечатал печатью, на которой был символ креста. Он приказал дракону сидеть в яме до пришествия Спасителя. Далее говорится, что люди, которые сопровождали святого Сильвестра, и ждали его около ямы, куда тот спустился, чтобы связать дракона, " были полумертвы от зловония, которое дракон распространял". Когда же святой вернулся в Рим, то все приняли крещение, и таким образом " город был избавлен от двух зол: от яда дракона и от яда ложных богов".

Житие святого апостола Филиппа гласит, что страшный и ядовитый дракон жил под идолом по имени Марс, и отравлял воздух вокруг так, что все люди болели, а некоторые и умирали. Когда его и его спутников язычники стали принуждать принести Марсу жертву, то он предложил избавить их от дракона, и таким образом, исцелить всех. Люди согласились принять веру в Иисуса Христа, после чего Филипп приказал дракону отправиться в пустыню и никому не вредить.

Апостол Матвей встретил колдунов с двумя драконами, выдыхающими пламя, которые питались людьми. Апостол перекрестился, и пошел к драконам. Когда те его увидели, то легли к его ногам, и их хозяева-колдуны ничего не смогли сделать. Тогда Матвей приказа драконам уйти и никому не вредить, и те ушли.

 

Заключение:

 

В данной работе мы рассмотрели развитие образа дракона в представлениях народов традиционной культуры. Выяснили, что первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. Суммируя древние легенды, можно сказать, что драконы являлись одними из древнейших существ в мире и чаще всего были связаны с водой. Они воевали с богами, творили всякие гадости и умирали двояко: либо в великих битвах, либо совершенно нелепым образом — например, уснув после мощной дозы алкоголя, подложенной им каким-нибудь хитрым героем. Драконы в средневековой литературе встречаются, вопреки установившемуся мнению, не так уж часто. Еще реже их убивают в честном бою. Так же мы обратили внимание, что если на Востоке дракон мудр, является устроителем космоса и властителем стихий, то на Западе – это чаще всего, хитрое коварное существо, наделенного разрушительной силой, несущее смерть всему живому. Безусловно, эти мотивы имеют мировоззренческую основу, из которой следует, что на Востоке в большей степени доверяли природе и космосу, поэтому даже столь зловещее существо, как дракон, является гармоническим сочетанием стихий и символом жизненной энергии (Восточный космоцентризм). На Западе же больше доверяли человеку – отсюда образ покорителя разрушительной огнедышащей стихии, символом которой стал дракон (западный антропоцентризм). Во второй главе мы рассмотрели развитие образа именно западноевропейских драконов. Мы выделили несколько параграфов для того, чтобы обращать внимание на конкретные особенности драконов. Первое – это физический облик дракона. В рассматриваемых нами произведениях видно, что постепенно существо, обладающее мудростью и знаниями, менялся и трансформировался в исчадье зла. В некоторых произведениях дракон летал, говорил, думал, давал советы. В других он приносил урон, пускал огонь, Во многих рассматриваемых нами произведениях западный дракон не агрессивен. Это уже поведенческая модель, что тоже было выделено в отдельный параграф. Нас сильно заинтересовало, почему дракон поступал определенным образом. В приведенных нами отрывках видно, что чаще всего западного дракона провоцировали люди. Так, например, «Беовульф». Он не трогал людей, пока у нег не украли чашу. В нескольких произведениях дракон вообще появляется как предвестник. Но мы применяли и источники, в которых дракон – предвестник будущего. («Мабиногион», «Смерть Артура», «история бриттов»). Мы также рассмотрели и другие источники, где дракон «одержим Дьяволом». Имеется в виду «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде». В этом произведении мы увидели дракона, который раньше был человеком, но, в отличие дракона в «Беовульфе». Здесь дракон крадет, а не защищает сокровище. Позже дракон уже защищает девушку как свое сокровище. Подтверждается утверждение о том, что драконы были очень ревностными охранителями сокровищ. Не обошли мы вниманием и «Житии святых». Здесь драконов много, но их не убивают, а усмиряют словом, молитвой, что показывает, насколько сильно было влияние христианства.

В первом параграфе третьей главе мы рассмотрели МХК как один из наиболее «молодых» предметов в нашей школе. Выяснили, что наблюдается определённая экспансия традиционных предметов в сторону предметного поля МХК: оценив перспективность нового направления[131], они расширяют блоки, связанные с культурой (примером тому является учебник истории за 5-й класс, из которого почти исчезла история, заменённая мифологией). Родители, весьма благожелательно настроенные к «искусствам» на дошкольном уровне и в младшей школе, в средней теряют к этим предметам интерес, а в старшей школе становятся ярыми противниками всего, что отвлекает их чад от подготовки в ВУЗ.

Во втором параграфе мы рассмотрели культуросообразное в отражении темы: «Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции». Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, отбор культуросообразного содержания и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм, проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей.

Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации.

В третьем параграфе этой главы мы разработали тематический план уроков.

 

 

Список литературы и источников:

Литературные источники:

 

1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Сост. А. Я. Гуревич, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. - М.: Художественная литература, 1975.

2. Библия. Минск, Пикорп, Минск.

3. Кретьен де Труа Ивейн или рыцарь со львом // Средневековый роман и повесть / сост. Прим. А.Д. Михайлов. М., 1975.

4. Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила, Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.

5. Мабиногион / Пер., комент. Т.А. Михайлова. М., 2001.

6. Монмутский Г., Нений. История бриттов. Жизнь Мерлина. / Сост. А.С.Бобович, А.Д.Михайлов, С.А.Ошеров, М.: Наука, 1964,

7. Мэлори Т. Смерть Артура. Т 1. М: - Объединения. Всесоюзный молодежный книжный центр. 1991,

8. Сага о Вёльсунгах. / Сост., пер. А. И. Смирницкий. - М.; Л.: Академия, 1934.

9. Чудеснейшая история о роговом Зигфриде. // Песнь о Нибелунгах. / Сост. Адмони. В.Г., Жирмунский. В.М., Корнеев. Ю.Б., Сигал. Н.А.-Л: Наука, 1972 г.,

Электронные источники:

1. dragons-nest.ru

2. dragons.apeha.ru

3. medievism.narod.ru

4. dragonbase.narod.ru

5. dragonsworld.nm.ru

 

 

Литература:

1. Воронина. Е.В. .Разработка педагогических технологий МХК.

2. Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги / А. Я. Гуревич. - М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

3. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. - М., 1972.

4. Гуревич А. Я. Средневековый героический эпос германских народов / А. Я. Гуревич // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах / Отв. ред. А. Я. Гуревич, О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. - М., 1975..

5. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага / А. Я. Гуревич. - М.: Наука, 1979.

6. Демин. В.Н. Драконы. Миф и реальность, Гранд-Фаир,

г. Москва, 2006.

7. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. - М.: Наука, 1990.

8. Ле Гофф. Ж.. Средневековый мир воображаемого., Прогресс, Москва, 2001.

9. Ле Гофф. Ж. Другое средневековье, Е. Уральского университета, 2002.

10. Киселев С. В. , Древние города Монголии, «Советская археология», 1957, № 2

11. Кун. Т. Структура научных революций. – М.: Наука. 2003.

12. Масленникова. А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация.

13. Махмутов. М.И., Ибрагимов. Г.И. «Педагогические технологии развития мышления». Казань, - 1993г.

14. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976.-

15. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е. М. Мелетинский. - М., 1963.- 462 с.

16. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса / Е. М. Мелетинский. - М., 1968.

17. Мелетинский Е. М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов / Е. М. Мелетинский // Мировое древо, № 2 / Отв. ред. Е. М. Мелетинский. –М., 1993.

18. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 1 / Отв. ред. Е. М. Мелетинский, С. А. Токарев. - М.: Российская энциклопедия, 1994.-

19. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 2 / Отв. ред. Е. М. Мелетинский, С. А. Токарев. - М.: Российская энциклопедия, 1994.-

20. Предтеченская Л.М., Методические рекомендации для преподавания МХК, 1999 г

21. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2000.- 

22. Толкин. Дж. Р. Р. Профессор и чудовища, Санкт-Петербург. Азбука-классика., 2006г.,

 23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950г. - Т. 5

24. Флоренский. П.А. У водоразделов мысли, Новосибирское книжное изд.

25. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. -М., 1992

26. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. - М.: Ладомир, 2000.-

27. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. - М.: Ладомир, 1999.-

 


[1] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[2] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[3] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[4] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

 

[5] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[6] Материалы с сайта: dragonsworld.nm.ru

[7] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[8] Материалы с сайта: .rubricon.com

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[12] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[13] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[14] Материалы с сайта: dragonsworld.nm.ru

[15] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[16] Материалы с сайта: dragons-nest.ru/

 

[17] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[18] Там же.

[19] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

 

[20] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[21] Кун. Т. Структура научных революций. – М.: Наука. 2003. 324 с.

 

 

[22] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[23] «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.

[24] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

 

[25] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[26] Там же.

[27] «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.

 

[28] «Пророчество Гриппира» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 268

[29] «Речи Регина». //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г С.275.

[30] «Речи Фафнира». //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 284.

[31] «Корни Иггдрасиля. Сага о Волсунгах» // Корни Иггдрасиля, М., " Терра", 1997. С.

 

[32] «Корни Иггдрасиля. Сага о Волсунгах» // Корни Иггдрасиля, М., " Терра", 1997. С.

[33] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 134

[34] Там же. М., 1975 г. С. 136

[35]Там же. С.137

[36] Там же. С.149-150

[37] Д.Р.Р.Толкин «Профессор и чудовища».Санкт-Петербург.2006 г. С.31

[38] Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995. С.

[39] «История бриттов» // Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С 183

[40] Там же. М. 1984 г. С 74

[41] Томас Мэлори «Смерть Артура». М.1991 г. С. 48

[42] Томас Мэлори «Смерть Артура». М.1991 г. С. 159

 

[43] Библиотека Всемирной Литературы, т.10. М. 1976 г. С.85

[44] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» // Песнь о Нибелунгах.Л.1972 г. С 279

[45] Тамже.С.280

[46] Тамже.С.290-291

[47] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» // Песнь о Нибелунгах.Л.1972 г. С 291

[48] Там же. С 291

[49] Там же. С 291

[50] Там же. С.292

[51] Там же. С.292

[52] Жак Ле Гофф «Другое средневековье. Время, труд и культура Запада». Е.2002 г.С.168

[53] Там же. С168

[54] Д.Р.Р.Толкин «Профессор и чудовища. Санкт-Петербург.2006 г. С.40

 

[55] «Пророчества Гриппира» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 268

[56] Мирча Элиаде. « Очерки сравнительного религиоведения». С. 166.

[57] «Речи Фафнира //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 284

[58] Там же. С. 284

[59] Там же. С.284

[60] «Пророчество Гриппира» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 268

[61] Материалы с сайта: dragons-nest.ru

[62] «Корни Иггдрасиля. Сага о Волсунгах» // Корни Иггдрасиля, М., " Терра", 1997. С.54

[63] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 134

[64] Там же. С. 136

[65] Там же. С.136

[66] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 149

[67] Мирча Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения. С. 166..

[68] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 134

[69] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 134

[70] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 133

[71] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 134

[72] Там же. С.

[73] Д.Р.Р.Толкин «Профессор и чудовища. Санкт-Петербург.2006 г.

[74] Д.Р.Р.Толкин «Профессор и чудовища. Санкт-Петербург.2006 г.

[75] Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995. С.

 

[76] Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995.

[77] «История Бриттов» //Гальфрид Монмутский. История Бриттов, Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С.182-183

 

[78] «История Бриттов» //Гальфрид Монмутский. История Бриттов, Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С.74-75

[79] «История Бриттов» //Гальфрид Монмутский. История Бриттов, Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С.65-76

[80] Там же. С.110

[81] Томас Мэлори «Смерть Артура». Т.1.М. 1991 г. С 48.

[82]Томас Мэлори «Смерть Артура». Т.1.М. 1991 г. С.159

[83] Материал с сайта: dragons-nest.ru

[84] Там же.

[85] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г.

 С. 291

[86] «Беовульф» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С. 16

[87] Там же.

[88] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г.

 С. 291

[89] Там же. С.291

[90] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г. С.292-293

[91] Материалы с сайта: www.jarilo.ru/narod/island/edda

[92] Материалы с сайта: dragons-nest.ru/

[93] Материалы с сайта: www.fbit.ru/free/myth/texty/beowulf

[94] Материалы с сайта: www.fbit.ru/free/myth/texty/beowulf

[95] Там же.

[96] Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. М., 1995. С.127

[97] «История Бриттов» //Гальфрид Монмутский. История Бриттов, Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С.183

 

[98] «История Бриттов» //Гальфрид Монмутский. История Бриттов, Жизнь Мерлина. М. 1984 г. С.75-76

[99] Томас Мэлори «Смерть Артура». Т.1.М. 1991 г. С158-159

[100] Материалы с сайта: http: //dragons.apeha.ru

 

[101] Жак Ле Гофф «Другое средневековье. Время, труд и культура Запада». Е.2002 г.С.168

[102] Материалы с сайта: dragons-nest.ru/

[103] Там же.

[104] Там же.

[105] Там же.

[106] «Чудеснейшая история о роговом Зигфриде» //Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975 г.

 С. 292

[107] Там же. С.292

[108] Материалы с сайта: dragons.apeha.ru

 

[109] Материалы с сайта: dragons.apeha.ru

 

[110] Материалы с сайта: dragons.apeha.ru

 

 

[111] Материалы с сайта: dragons.apeha.ru

 

[112] «Искусство в школе». 2001 г., вып.1.С.60

[113] Предтеченская Л.М., «Методические рекомендации для преподавания МХК», 1999 г., с.6

[114] Там же. С.6

[115] Предтеченская Л.М., «Методические рекомендации для преподавания МХК», 1999 г., с.6

[116] «Искусство в школе». 2007 г., вып.10.С.25

[117] «Искусство в школе». 2001 г., вып.1.С.60

[118] «Дидактика средней школы» // Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. М., 1975. - С. 92-96.

[119] Е.В Воронина. «Разработка педагогических технологий МХК».

[120]Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993.

[121]М.И. Махмутов, Г.И. Ибрагимов Педагогические технологии развития мышления. Казань, - 1993. с. 5

[122]О.С. Гребенюк Общая педагогика. Курс лекций. Калининград, 1996. С.10

[123]А.В. Масленникова Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация. Директор школы №7/2004 – М.: Наука. 112 с.

[124] «Искусство в школе». 2003 г., вып.6.С.40

[125] Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5. - С. 27.

[126] Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. - М., 1992, - с.36

 

[127] Вопросы, написанные на доске: Как выглядел дракон? Места обитания? Характер дракона?

[128] Отрывки из фильмов: «Эрагон», «Мир драконов», «Легенда о драконе», «Кольцо дракона».

[129] Используются отрывки из произведений «Старшая Эдда», «Тристан и Изольда», «Жития Святых».

[130] «Искусство в школе». 2001 г., вып.1.С.60

[131] «Искусство в школе». 2001 г., вып.1.С.60

Дипломная работа

Образ дракона в западноевропейской средневековой традиции

Выполнила студентка 5 курса

Дубовицкая Ольга Леонидовна

 

Научные руководители:

к. ист.н. доцент Луговой К.В._________________

к. ист.н. Сидорчук О.Н.______________________

Допущено к защите______________зав. кафедрой Дремова. Л.И.

Подпись студента___________________________

 

Новосибирск 2008


СОДЕРЖАНИЕ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.204 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь