Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взгляды некоторых других авторов на значение интерпретации манифестного сновидения



Пауль Федерн (Federn, 1914, 1932, 1933, 1934) внима­тельно изучает сновидения в отношении открыто проявля­ющихся в них ощущений эго, разделяя при этом физичес­кие и психические ощущения и особо выделяя значимость первых. Позднее, когда он начинает выражать свое мнение в соответствии с различиями, вытекающими из структур­ной теории, его взгляды приобретают большую ясность, но одновременно становится очевидно, что его идеи относи­тельно эго немного иные и более или менее феноменологи­чески обусловлены (Jacobson, 1954; Fliess, 1953; Kohut, 1966). Так или иначе, он подчеркивает роль манифестного снови­дения в процессе интерпретации и именно ощущению эго (нам предпочтительнее назвать это «ощущением «я»; Fliess, 1953) он отводит весьма существенную функцию. Он счи­тает его указателем «модальности», то есть позиции, зани­маемой эго и выражающейся такими вспомогательными глаголами, как: «быть способным», «иметь разрешение», «хо­теть» и так далее. По моему мнению, это абсолютно пра­вильно, но все же принимать во внимание только психи­ческие или физические ощущения эго — значит сильно ог­раничивать аналитическую работу: потенциальными отправными точками для заключений должны быть и дру­гие аспекты роли сновидца в сновидении.

Френч (French, 1937a, b, 1952; French и Fromm, 1964; см. также обзоры Kanzer, 1954; Joffe, 1965; Noble, 1965) в своих работах демонстрирует поразительное развитие идеи ста­новления собственной позиции в отношении интерпрета­ции сновидений. В своих ранних статьях он еще твердо

[249]

придерживается обычных психоаналитических взглядов, хотя и проявляет большой интерес к явному содержанию снови­дения и демонстрирует, как появляющиеся в нем образы раскрывают отношение сновидца к выражаемым пробле­мам. Он считает изменения представлений ключевой фигу­ры в ходе анализа индикаторами процесса излечения, на­пример, если такая фигура вначале представлена неодушев­ленным предметом, а позднее появляется в образе самого пациента. Однако в дальнейшем развитии своих представ­лений Френч все больше отходит от общепринятых психо­аналитических мнений. Самая выдающаяся его идея состо­ит в том, что работу сновидения следует понимать как фор­му разрешения проблем, а этот взгляд совершенно отличен от формулировки Фрейда (1925а: 127).

Говорится, что работа сновидения олицетворяет такой тип «практического и эмпатического мышления», который мы не должны путать с вербальным мышлением. Френч (French, 1964: 163 и далее) считает, что свободные ассоциа­ции являются «продуктом дезинтеграции вербального мыш­ления сновидца». Он полагает, что способен понять значе­ние сновидения посредством другого типа мышления: ин­туиции, здравого смысла и эмпатии. Иоффе (Joffe, 1965), комментируя Френча и Фромма (French и Fromm, 1964), правильно отмечает, что «читатель может забыть, что снови­дение является образом восприятия,... а также галлюцинаци­ей, возникающей во время сна». Френч пытается втиснуть все явления в рамки рационального (то есть понятного на языке повседневного мышления), свести их к «когнитив­ной структуре»; при этом он пренебрегает примитивными и эксцентричными характеристиками, показанными еще Фрейдом. Упускается из виду произвольный, случайный характер явного сновидения, роль «дневных отпечатков» в его формировании (см. также Fisher, 1957; Fisher и Paul, 1959; Kubie, 1966).

Хотя подход Френча включает многие элементы, с кото­рыми я согласен — в том числе его точку зрения на роль участия сновидца в сновидении (1964: 38 и далее), — по моему мнению, он напрасно игнорирует многие руководя­щие принципы и интуитивные представления психологии

250

сновидений Фрейда и сводит интерпретацию к функции эмпатии, интуиции и здравого смысла. Знаменательно так­же, что в обоих описываемых им случаях (Френч 1952, 1953; French и Fromm, 1964) представлены довольно грубые лич­ности. Однако следует признать, что он приложил немало усилий, чтобы обосновать свой метод интерпретации (French и Fromm, 1964).

Хотя Саул (Saul, 1953, 1966; Saul и Curtis, 1967; Saul и Fleming, 1959; Sheppard и Saul, 1958) провел весьма про­ницательный анализ манифестного содержания сновиде­ния, обращая наше внимание на связь роли «я» в сновиде­нии с эго-функциями (включая защиты) — а именно, того, каким образом эта роль отражает структуру личности па­циента — впечатления о том, что его наблюдения исполь­зовались для формулировки правил методики интерпрета­ции, не создается.

Однако можно сказать, что мысли этих трех авторов — особенно Федерна, но также и Френча, и Саула, — в значи­тельной мере близки моим целям.

Вторичная переработка

Когда мы обратим наше внимание на структуру и изло­жение сновидения, перед нами предстанет то, что Фрейд назвал «sekundä re Bearbeitung». В действительности этот ас­пект работы сновидения нередко рассматривается как вто­ростепенная функция. Сам Фрейд высказывается по этому вопросу неопределенно — факт, заметный в английских переводах.

Первоначально (Brill, 1913) употреблялся термин «вто­ричное развитие»; позднее (Стрэйчи (Strachey)) его изме­нили на «вторичную переработку»; выражение, упрочиваю­щее впечатление, что мы имеем дело с функцией, вступаю­щей в дело только после завершения сновидения. Вот некоторые из утверждений Фрейда: «Только одна часть сно­видения работает, причем та, что действует нерегулярным образом, обрабатывая материал частично пробудившейся,

[251]

бодрствующей мыслью...» (1900: 507); и «Мы скорее долж­ны предположить, что с самого начала [работы сновиде­ния] требования этого второго фактора составляют условие сна, и что это условие, как и те, что диктуются конденсаци­ей, цензурой и воспроизводимостью, действует на массу представленного в мыслях сновидения материала одновре­менно в управляющем и избирательном смысле» (1900: 499). Но опять же: «в целях нашей [выделено Фрейдом] интерп­ретации остается существенно важным правилом — не при­нимать во внимание мнимую последовательность сновиде­ния в связи с сомнительностью ее происхождения» (1900: 500). Фрейд считает плавную последовательность явного содержания сновидения значимой, лишь когда «присутству­ющие в мыслях сновидения обусловленные желанием фан­тазии используются в заранее построенной форме» (1901: 667; см. 1900: 491-3). В «Новых лекциях по введению в психоанализу»1933: 21) мы находим: «вторичная переработка... после восприятия сновидения сознанием». В «Основных принципах» устанавливается связь этой функции с еще не парализованной организацией эго, так что у меня склады­вается впечатление, что в конце концов «развитие» являет­ся более подходящим термином, чем «переработка».

Орлов и Бреннер (Arlow и Brenner, 1964: 133 и далее) доказывают, что в рамках структурной теории активность эго-функции как составной части работы сновидения не должна представлять никакой проблемы. Лайнки (Lincke, I960) и Ловенштейн (Loewenstein, 196l) подчеркивают воз­можность интерпретации фасада.

Однако далее самые последние исследования сновиде­ний (Dement и Wolpert, 1958) с регистрацией движений глаз и вегетативных реакций показали, что мы, вероятнее всего, наблюдаем сны в форме длительных историй, уже имею­щих свою структуру. Таким образом, можно предположить, что вторичная переработка представляет собой фактор, фор­мирующий сновидение с самого начала.

Мне кажется, что в свете современных теоретических раз­работок можно утверждать, что статус этого фактора никак не меньше, чем у других компонентов работы сновидения. Таким образом, мы оказываемся перед любопытной ситуа-

[252]

цией: пробуем найти аспект сновидения, о сущности кото­рого можно судить, основываясь на здравом смысле, по­скольку его механизм идентичен бодрствующему мышле­нию. (Фрейд, 1900: 499: «очень вероятно... следует отожде­ствлять с активностью нашего бодрствующего мышления».)

Однако Орлов и Бреннер склонны принимать мысль «это всего лишь сновидение» только за чистую монету и счита­ют ее исключением (Arlow и Brenner, 1964: 136, 139 пр.10). Я не вижу причин поддерживать это ограничение.

В настоящем обсуждении я не буду затрагивать другой проблематичный аспект сновидения, а именно: его обере­гающую сон функцию — как бы тесно она ни была бы свя­зана с характером манифестного сновидения. Более зага­дочным и важным является тот факт, что тенденции, ак­тивно вытесняемые, часто проявляются в сновидении открыто и с явным чувственным компонентом. Еще в 1900 г. Фрейд пишет, что «многим мужчинам снится половая связь с матерью». Я согласен с тем, что инцестуозные сно­видения не настолько редки, чтобы считать их исключи­тельными, но убедительного объяснения этим, явно выхо­дящим за рамки психоаналитических взглядов на сновиде­ние явлений, ему найти не удалось (см. Фрейд, 1925а: 132; Frosch, 1967; Stewart, 1967). Время от времени создается впе­чатление, что сновидец подобным образом ограждает себя от более острой и насущной опасности (см. Фрейд, 1905).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь