Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОВОРОТ СГИБАНИЕМ ИЛИ РАЗГИБАНИЕМ ?



Мы уже отмечали, что по биомеханическим условиям наиболее естественным и традиционным для гимнаста началом исполнения поворотов как на опоре, так и в полете обычно является разгибание тела в тазобедренных суставах. Вместе с тем, хорошо «обкрученный»

99


ПЕРЕКЛАДИНА


40. Питомцев - Якунин - Ткачев - Люкин - Маринич - Георгадзе...


 


спортсмен может делать поворот практически из любого (предвари­тельно слегка изогнутого) положения, то есть начинать его не только разгибанием, но и сгибанием тела и даже его боковым изгибом.

Интересно преломляются эти моменты в технике сальто вперед с поворотами.

Наиболее доступной технической формой поворота в этом сальто является именно поворот «от разгибания». Поскольку наиболее рас­хожей, удобной техникой этого сальто является движение в полете со сгибанием тела, то здесь есть и все условия для исполнения такого поворота. При этом простейший полпируэт может делаться в этом случае различными темпами: ранним разгибанием, «ударом» ног кверху (с последующим возможным вращением по сальто назад), «поздним темпом» с разгибанием и поворотом перед самым призем­лением и целым рядом промежуточных между ними способов (187).

Более сложная картина имеет место при исполнениях сальто вперед прогнувшись, хотя и здесь поворот может исполняться по-разному.

Наиболее архаичная и технически грубая форма — бланш, при котором гимнаст, сохраняя прогнутое положение, при отходе оттал­кивается от опоры асимметричными действиями рук. При этом часто возникает печально известное движение «вертолетом», когда враще­ния «по сальто» и «по винту» пофазно совмещаются таким образом, что возникает впечатление будто гимнаст не переворачивается через голову, а поворачивается в горизонтальной плоскости боком вокруг плеча или как бы лежа на животе (подчеркнем, что это лишь впечат­ление, обусловленное специфической кинематикой подобного дви­жения). Картина эта особенно усугубляется, если поворот делается замедленно и растянут на всё безопорное движение, как в этих случа­ях обычно и бывает. Впрочем, такая техника теперь весьма редка, так как гимнасты лучше «обкручены» и владеют быстрым безопорным «винтом», при котором сальто выглядит уже совершенно иначе.

Одна из причин, по которой гимнасты были вынуждены в давние времена обращаться к «вертолетной» форме поворота, была та, что при бросковой технике сальто вперед, переходя в полет, нужно вып­рямляться сгибанием, а сгибание, как мы уже отмечали, менее удоб­ный координационный фон для запуска поворота, чем разгибание; для гимнастов недавнего прошлого это было существенное различие. По этой же причине и доныне используется техника, когда сальто «прогнувшись» делается по следующей схеме (рис. 27-г): вслед за бросковым отходом с выпрямлением тела гимнаст в полете несколь­ко «закрывается» (что не мешает воспринимать движение как сальто


выпрямившись) и лишь после этого, разгибаясь, начинает быстрый безопорный поворот. Биомеханически эта техника довольно удобна и эффективна, хотя и тут, в известном смысле, отдается дань недоста­точной вращательной подготовленности гимнаста.

Внимательный читатель резонно заметит: зачем, собственно, спе­циально организовывать какое-то сгибание перед поворотом, если есть вариант отхода накатом (рис. 27-а), при котором гимнаст и так переходит в полет согнувшись (38)? Зачем лишние движения? Ответ не менее резонный: отход накатом, какуже говорилось, плох потерей крутки, опасен возможностью задергивания на перекладину, но главное даже не это. Техника, типа показанной нарис. 27-г, позволя­ет прекрасно организовать отход с люфтпаузой (32), четко отделяю­щей опорные действия от начала поворота в полете, не говоря уже о том, что здесь создаются удобные условия для запуска поворота.

Но в принципе наиболее рациональна для сальто вперед техника поворота, начинающегося сгибанием тела с последующим конусооб­разным движением звеньев. В этом случае не надо ни отталкивания от опоры, провоцирующего утрированный выход тела из основной плоскости сальто, ни искусственной организации разгибания в поле­те, от которого был о бы удобнее делать винтообразующие действия. Как и всякий чисто безопорный поворот, это движение прекрасно управляется: оно может быть интенсифицировано благодаря более активным действиям в полете и, напротив, мгновенно и полностью остановлено, если нужно, еще до начала входа в фазу приземления. Причем на основе этой техники можно делать повороты любой слож- ности! Единственным недостатком этой техники является то, что она координационно сложнее и поэтому не всеми и не всегда бывает пол­ноценно освоена. Но это — как недостатки, присущие молодости. Они, как известно, проходят.

40. ПИТОМЦЕВ - ЯКУНИН - ТКАЧЕВ - ЛЮКИН - МАРИНИЧ - ГЕОРГАДЗЕ...

Читательдогадался, конечно, что речь идет о «контрперелетах», широко известных ныне в практике. Немного предыстории.

Упражнение, которое получило наименование «ткачевского», в ряду многих других было разработано автором этих строк еще в 60-х годах на основе метода естественной структурной классификации Движений. Практически оно было опробовано учеником автора Ми­хаилом Питомцевым в 1968 году. В 1973 году нами была разработана обучающая программа, в которой новый элемент и ряд его вариантов


 


100


101


ПЕРЕКЛАДИНА


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь