Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТКАЧЕВСКИЙ» : ПРОБЛЕМА СПАДА
Существует громадная группа разнообразных гимнастических упражнений, в которых едва ли не самой важной задачей является выполнение полноценного спада. Достаточно назвать все оборото-вые движения, особенно такие, как большие обороты на брусьях разной высоты (особенно в их старой форме), где вся филигранная точность техники направлена на то, чтобы повысить эффективность спада и энергонасыщение движения в целом (175). Но все это справедливо только по отношению к движениям с так называемым моновращерием, то есть к упражнениям, в которых тело гимнаста в целом должно от начала до конца иметь угловую скорость неизменного направления (однонаправленные махи, обороты, сальто и проч.). В движениях же с контрвращением, к которым относится и «ткачевский» (см.также 45—47, 50, 98, 137), все наоборот. Сильный спад здесь возможен теоретически, но практически его обычно приходится сдерживать, используя те или иные приемы. Обсудим некоторые из них. Прежде всего отметим, что всякий спад это своего рода «черный ящик», на выходе из которого у нижней вертикали гимнаст получает движение, на котором «не написано» как именно оно было получено. Если мы не видели сами действия спада, то на глаз можем судить об 105 ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________ их результате только по тому как тело ведет себя при прохождении вертикального виса {рис. 28, к. 5и далее). Главное здесь — с какой скоростью происходит движение в целом. А скорость эта зависит от трех основных факторов, действующих на спаде. Это: высота исходного положения, начальная скорость движения и степень оттяжки в ходе движения вниз (включая действия сгибания-разгибания). Таким образом, гимнаст может пользоваться разными приемами «успокоения» спада. Например, реальное движение можно начинать из более низкого исходного положения (рис. 29-а); можно притормаживать предшествующее движение так, чтобы к началу очередного спада скорости почти не было (б); можно, наконец, использовать утрированные сгибания-разгибания, которые суть не что иное как уменьшенная оттяжка, приводящая, следовательно, к снижению энергии спада (в). Эти приемы используются и совокупно: гимнаст может медленно и невысоко пройти верхнюю вертикаль, а затем, утрированно сгибаясь и разгибаясь, выполнить спад. Разумеется, эти приемы должны быть взвешенными, ими бессмысленно злоупотреблять, поскольку скорость можно погасить настолько, что сразу после нижней вертикали всё вообще остановится... Современные исполнители «ткачевского» лишь частично пользуются описанными приемами и, конечно, правы, так как главная стратегия ведь не в том, чтобы бесконечно сбавлять мощность движения, а, напротив, в доступной мере наращивать или, хотя бы, сохра- 106 _____________ 43. «Ткачевский»: тонкости кон т р т е м п а нять ее! Но, тем не менее, в последние годы стали модными некоторые характерные приемы сдерживания спада перед «ткачевским», особенно в его «люкинской» форме. Так, многие применяют искусственную задержку темпа в начале спада, когда после стойки гимнаст сдерживает уход вниз, как бы добиваясь паузы перед спадом. Физически этот прием не имеет никаких преимуществ перед другими, но более или менее эффектен внешне, так как «фигура ожидания» здесь предшествует контрастным по характеру, предельно мощным контрдействиям перед вылетом; кроме того, задержка движения избавляет гимнаста от необходимости пользоваться таким приемом как сильные сгибания-разгибания на спаде (физически дающими тот же эффект); получается, что исполнитель действует широко, на более импозантной оттяжке. Наконец, «люфтпауза» в начале спада помогает гимнасту лучше сосредоточиться перед основными действиями упражнения. Но возможны и другие схемы построения «пригашенного» спада. Так, описанный выше специфический спад в «китайском» движении (7) во многом соответствует нужным здесь требованиям (рис. 29-в): он начинается не слишком быстро, на сильном сгибании (то есть из низкого исходного положения) и протекает с предельно выраженными сгибаниями-разгибаниями тела. Загвоздка лишь в том, что такая подготовительная стадия, снижая физическую мощность спада, одновременно активизирует собственные действия гимнаста, прежде всего бросок ногами. Однако, если учесть, что существенно повыша-
ется и эффективность следующего за броском разгибания тела, то, следовательно, и важнейшее для всех перелетов этого типа действие I контртемпа будет выполняться в технически достаточно выгодных условиях. Эта схема довольно перспективна, и гимнастам, хорошо владеющим «китайским» спадом, а также обладающим должными физическими качествами, чтобы справляться с очень резкими контрдействиями в «подрыве» грудью и животом, описанная техника будет вполне подходящей. И здесь открываются возможности исполнения целого ряда наиболее сложных вариантов движений этого профиля, о чем — дальше. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы