Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История переворотов : рождение




— расцвет...


 


в основном рукам и плечевому поясу, чего было явно недостаточно для выполнения мощного движения. В результате даже лучшие ис­полнители прыжка были вынуждены как-то компенсировать в поле­те недостаток «крутки», который здесь всегда ощущается. На фиг. в показан прыжок лётом образца 50-х годов: гимнаст вылетает после толчка руками, сразу сильно прогибается и делает круг руками назад-вверх-вперед (к.к. 2—4). Эти признаки лёта воспринимались тог­да как стилевое завершение, оправдывающее название прыжка «прогнувшись». В действительности и гипертрофированное проги­бание (если гимнаст вообще был на него способен), и круг руками служили цели поддержания вращения назад в полете до приземле­ния. Без этих действий даже лучшие прыгуны не были способны справиться с «лётом».

Но прогресс не дремлет. Прошло время, и на рубеже 50—60-х го­дов в практику вошла передовая техника «кипы» (г): после невысо­кого, жесткого наскока (к. 1) гимнаст дополнительно, очень быстро и коротко прогибался (движение почти непроизвольное, возникаю­щее как результат инерционного напора при возникновении опоры рукам о снаряд). При этом мышцы передней поверхности тела натя­гивались, и можно было выполнить мощное, ударное сгибание в та­зобедренных суставах, которое как бы «пресекало» замах (к.к. 1—2). Синхронно с этим должны были работать руки и плечевой пояс — на выталкивание вверх. Таким образом, отталкивание получало харак­тер генерализованного действия, в которое (в отличие от «ласточки» на фиг. в) включаются все основные суставные сочленения и группы мышц, что сразу резко повышало мощность отталкивания. Индика­торным положением для такого «лёта» было горизонтальное положе­ние ног гимнаста конце «кипы» (к. 2).

По поводу новой техники «лёта» в свое время было много споров (ср. с описанием техники соскока лётом с перекладины, 46, 47). Тра­диционалисты утверждали, что это профанация «классического» движения, но реальная жизнь победила. Скоро стало ясно, что техни­ка «кипы» не только дает несравненно более высокий, легкий вылет вверх, но и возможность полета в совершенно прямом положении, а это, в свою очередь, означало, что возможен «лёт» с поворотом. И такой прыжок вскоре появился. Технически он совершенно сходен в основных своих действиях с аналогичным соскоком с перекладины (46, 47).

Казалось, что теперь прыжкам лётом, которые освоили даже гим­настки, суждена долгая и славная биография. Были даже проекты освоения суперлёта с сальто назад (48). Но всему этому не суждено

330


было сбыться. Новое, бурное развитие получили прыжки переворо­том вперед, и звезда «лётов» закатилась. А жаль! Лучшие современ­ные прыгуны могли бы делать лётовые движения на вполне достой­ном уровне сложности и качества. Действительно, объективные трудности прыжков лётом выше, чем у большинства модных ныне переворотов вперед и «цукахар». Но если бы в технических комите­тах ФИЖ заседали люди, несколько больше интересующиеся вопро­сами структуры, техники и реальной трудности гимнастических дви­жений, они составляли бы оценочные таблицы с учетом истинной ценности упражнений, а не шли бы на поводу у моды.

138. ИСТОРИЯ ПЕРЕВОРОТОВ: РОЖДЕНИЕ - РАСЦВЕТ - ПЕРЕРОЖДЕНИЕ...

Прыжки переворотом делались испокон веков, но до 70-х годов нисколько не выделялись по трудности в сравнении с «прямыми» прыжками. Прыжки лётом, имевшие в 50—60-х годах широкое рас­пространение, даже предпочитались как более достойные. И дей­ствительно, простые перевороты вперед по своим структурным при­знакам —упражнения более простые и физически легкие, чем «лёты» (несмотря на вращение через голову — вещь, в общем-то, для подго­товленного гимнаста элементарную).

Нов 70-х годах произошла революция. Молодое поколение гим­настов-мужчин, дерзая, прорвалось на качественно иной уровень пе­реворотов, добавив в эти прыжки одноименное сальто.

Этот переход дался мужчинам, а несколько позднее и женщинам, очень нелегко: чтобы ввести сальто в переворот, понадобился целый порядковый скачок, означавший формирование, по сути дела, совер­шенно новой модели гимнаста-прыгуна. При всем почтении к таким титанам как Чукарин, Оно, Муратов, Шахлинидаже более молодым, таким как Воронин, нужно сказать, что они бы не смогли в принципе освоить такой прыжок нового класса. Для этого нужна была изна­чально другая технико-физическая подготовка, ориентированная на более высокий уровень: нужно было научиться иначе бегать, иначе толкаться ногами и руками, по-другому вращаться. И это произош­ло, но произошло не вдруг. Между поколением ветеранов и новой плеядой прыгунов, которые стали все более успешно осваивать «пе­реворот-сальто», должна была «лечь» прослойка из прыгунов-пионе­ров, энтузиастов, которые захотели бы дерзнуть и разучить совер­шенно новые прыжки рискуя если не здоровьем, то — сиюминутным успехом и престижем. Впрочем, так оно всегда и бывает.

331


ПРЫЖОК


Не только руками


 


Сейчас ординарные прыжки типа «переворот-сальто» стали для мастеров не только доступными, но и довольно банальными, едва ли не элементарными. Это означает, что на смену естественным началь­ным формам должны были придти и пришли более сложные и разно­образные формы переворотов: «куэрво», «роче», «цукахара» и др. На рубеже 90-х годов эволюция прыжков этого класса подошла к уров­ню, на котором развитие вообще всяких полетных движений может стать особенно плодотворным и богатым. Это уровень освоения дви­жений выпрямившись (26, 28, 156). Стало возможным освоение пе­реворотов вперед и сальто с прямым телом, а, значит, и вполне дос­тупное, без лишнего «героизма», исполнение двойных вращений, наиболее сложных поворотов и т. д. То же самое относится ко всем прыжкам типа «цукахара», а также к прыжкам с рондатовым наско­ком на мостик, боковым сальто и т. п.

Но исторические пути неисповедимы. Развитие гимнастических упражнений, конечно, подчиняется определенным законам, но идет дорогой времени подобно рыцарю, который на распутье выбирает лишь один из возможных путей, тогда как есть и совсем другие... Гим­насты могли бы и дальше плодотворно развивать, например, «лётовЫё» прыжки, но предпочли более легкие и зрелищные прыжки переворо­том. И это понятно, естественно и, в общем, предсказуемо. Советский гимнаст А. Углев впервые показал прыжок, который позднее стал на­зываться «цукахара», и можно было дальше успешно развивать это на­правление (что и осуществили женщины), но довольно скоро прыжок «цукахара» переродился в движение другого типа, и это не сразу заме-тили даже судьи и деятели ФИЖ, не говоря о тренерах и гимнастах. Сейчас подлинный «цукахара» мужчинами почти не исполняется, а его место (часто с тем же названием) занял совсем другой прыжок (145).

НЕ ТОЛЬКО РУКАМИ

Комментируя эволюцию «лётов» (137), мы видели, что совершен­ствование отталкивания руками там протекало за счет вовлечения в работу — кроме рук и звеньев плечевого пояса — еще и других отде­лов двигательного аппарата. Достаточно вспомнить столь характер­ную для модернизированного лёта «кипу» — акцентированное сгиба­ние в тазобедренных суставах.

А что же перевороты? Как там исполнялось и исполняется оттал­кивание руками?

Строго говоря, никакое (никакое вообще! ) отталкивание, с какой опорой оно бы ни исполнялось (ногами, руками, тазом т. п.), выпол-


няется не только и не столько действиями в приопорных звеньях, сколько всем двигательным аппаратом. Думать (и, что самое глав­ное — пытаться делать) по-другому значит совершенно не понимать сути этого важнейшего двигательного действия. С этой точки зре­ния, отталкивание в опорных прыжках всегда было и остается генера­ лизованным действием, знаем мы об этом или не знаем.

Другое дело, насколько эти тотальные действия всем телом выра­жены и как они технически выстроены!

Поколения гимнастов и гимнасток, не знавших прыжков класса «переворот — сальто», во всех фазах прыжка, включая разбег, дей­ствовали, с современной точки зрения, довольно вяло, маломощно, так, что и отталкивание руками чаще выглядело как изолированная работа рук и плечевого пояса (рис. 121-а). Не слишком активно раз­бегаясь, гимнаст наскакивал на руки с высоким замахом (136), с пря­мым телом, и далее, стремясь сохранить это «правильное» положе­ние, «переваливал» вперед, за вертикаль с финальным доталкивани-ем кистями и с посильными действиями в плечах. Такая техника была удовлетворительной для 50-х, начала 60-х годов, но ныне каза­лась бы очень тяжеловесной и примитивной, а главное — совершенно бесперспективной в отношении возможного усложнения движения. Но даже эта техника содержала в себе (не могла не содержать) зача­точные элементы генерализованного отталкивания, правда, плохо выраженные из-за низкой мощности действий в целом, начиная с разбега.

Но с годами произошло то, что и должно было произойти: гимна­сты-мужчины и гимнастки стали действовать мощнее, напористее, и двигательный аппарат стал работать при переворотах иначе. На фиг. б— типичная картина отталкивания при современном переворо­те вперед. Исполнитель наскакивает на руки с нарочито низким за­махом (гимнастки напрыгивают на коня, ставя руки на его ближний скат — во избежание соскальзывания кистей); тело при этом практи­чески прямое или едва прогнутое32 (к. 1). Затем следует хорошо выра­женная фаза амортизации (к.к. 1—2), когда тело прыгуна жестко, но

32 Начальное прогибание биомеханически необходимо как технический эле­мент, заранее задающий направление будущего изменения формы тела и смяг­чающий компрессию, возникающую при наскоке на руки. Низкий наскок на большой скорости с совершенно прямым и жестким телом вызывал бы опасный, направленный вдоль позвоночника удар. Любопытная аналогия: фехтовальщи­ки в ходе схватки все время подгибают лезвие оружия, чтобы при лобовом стол­кновении оно сразу более мягко амортизировало, не провоцируя опасных про­калывающих ударов.


 


332


333


ПРЫЖОК ___________________________________________________________

упруго «подседает», подчиняясь инерционному напору. При пока­занной на рисунке технике это происходит за счет движения плечами вперед (но без «сваливания» ими! ) с одновременным прогибанием тела в грудной и поясничной частях туловища и одновременным рессорным «проваливанием» плечевого пояса. Окончание этой фазы обычно со­провождается максимальным давлением руками на опору (к. 2).

Немедленно после упругого «подседания» на опоре начинается выталкивание тела вверх от нее (к.к. 2—5). В описываемом случае эта выталкивание связано с мощным выпрямлением тела, по возможно­сти синхронным во всех суставах. Обратим внимание и запомним, что физически, и анатомически это однонаправленные действия, они дают удаление масс тела от поверхности коня при одновременном сгибании в плечевых, межпозвонковых и тазобедренных суставах. Поэтому здесь вполне уместен столь же быстрый, как само отталки -вание, перевод головы на грудь, который не только удобен для ори­ентировки в пространстве, но и рационален как средство стимуляции мышц-сгибателей.

Иногда, в ответ на рассказ о технике такого (казалось бы, для всех очевидного) отталкивания, можно слышать: неужели для хорошего толчка нужно вот так специально подседать, прогибаться, а потом выпрямляться?

Нет, конечно, специально делать этого ни в коем случае не следует хотя бы потому, что все это происходит непроизвольно и очень быстро (все отталкивание, особенно мощное, вообще длится чуть больше од­ной десятой секунды; за это время можно только моргнуть). Главная задача прыгуна при исполнении подобных действий — все время удерживать высокий мышечный тонус, действовать достаточно «же­стко», и тогда все остальное получится «само собой» (сравните с жес­тко-упругим приходом на опору при отталкивании ногами). Поэто­му тренеру следует, хорошенько разобравшись в описанной картине, подумать — о чем следует гимнасту сказать, а о чем лучше до времени умолчать (см. также 154)...

Итак, описанное мощное отталкивание выпрямлением, казалось бы, весьма рационально и естественно. Однако и тут есть свои ого­ворки, о которых также следует знать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь