Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можно ли подкрутить себя в полете ?



(колени сомкнуты и подтянуты к груди, рис. 132-в) применяется до­вольно редко. Она не очень надежна при подчеркнуто быстрой крут­ке (невысокое двойное и т. п.), так как вращение тела становится неустойчивым, тело прыгуна имеет тенденцию к беспорядочному «кувырканию». Здесь дает о себе знать одна из сложных закономер­ностей безопорного вращения. Упрощая, скажем о ней так: в полете тело устойчиво вращается только тогда, когда его массы больше рас­полагаются в одной плоскости, располагающейся перпендикулярно к оси вращения по сальто (как в колесе), а само тело «расплющено» по вертикали. Если же сгруппированное тело подобно шару, то все его возможные центральные оси вращения (а их неопределенное множе­ство) уравниваются по характеристикам, и вращение становится не­устойчивым, подверженным случайным изменениям, чтонаиболее характерно именно для боковых сальто. Поэтому здесь — в смысле устойчивости вращения — более надежна поза с неэстетично раскры­тыми в стороны коленями (б) или, тем более, поза ноги врозь (а). Что касается скорости вращения, то полугруппировка боком (б) вполне достаточна для выполнения сложных прыжков.

Коснемся еще одного интересного момента, связанного с круткой и группированием.

В среде акробатов бытует мнение, что вращение в полете можно активизировать так называемым «хлёстом» ногами. Особенно попу­лярным это суждение было в начальную эпоху освоения двойного сальто прогнувшись (156), когда все заботы направлялись, прежде всего, на поиски дополнительных ресурсов вращения. Речь, соб­ственно, шла о той фазе полета, в которой прыгун после прогибания в отходе {рис. 131-а), пользуясь сильным натяжением мышц передней поверхности тела, резко сгибается и, действительно, делает ногами


 


356


357


АКРОБАТИКА ___________________________

движение, очень напоминающее «бросок» или, если угодно, «хлест» на гимнастических снарядах.

Можно ли этим хлестом подстегнуть вращение по сальто? И да, и нет.

«Да», потому, что хлест приводит, в конечном итоге, к сгибанию тела, а сгибание это та же группировка. И если это делается благодаря хлесту быстро, то и ускорение крутки будет заметнее (о чем мы уже говорили). Такое группирование, хорошо подготовленное резким прогибанием на опоре, в самом деле более эффективно, чем обычное группирование подтягиванием согнутых ног.

Но теперь скажем и «нет». Во-первых, следует помнить, что лю­бое изменение позы в полете не может в принципе изменить то коли­чество вращательного движения, которое тело получило при оттал­кивании (не путать со скоростью вращения! ); никакими ухищрения­ми в полете вы не замените эффективного отталкивания! Во-вторых, нужно понимать, что хлест даеткакой-то результат лишь постольку, поскольку он — хлест — приводит к сгибанию тела, уменьшающему его инертное сопротивление вращению (рис. 131-а). Это означает, что если вы «хлестнете», например, от прогнутого положения к пря-мому и на этом остановитесь, то это не только не даст ускорения крутки, но только замедлит ее, таккакболее прямое тело всегда, как мы все знаем, вращается медленнее! Что касается самого хлеста (без опоры, буквально в пустоту), то сам по себе он никаким ускоряющим действи­ем, увы, не обладает. И тот, кто верит в это, жестоко обманывается. На такие фокусы был способен лишь один барон Мюнхгаузен, «умевший» вытаскивать сам себя за волосы из болота. Вместе с конем...

148. САЛЬТО ВПЕРЕД: РУКИ, ТУЛОВИЩЕ, ШЕЯ...

В последние годы волевым решением ФИЖ прыжки с вращением вперед заняли в формуле трудности приоритетное положение в срав­нении с переворотами и сальто назад. Следствием этой сомнительной акции36 стало то, что перевороты и сальто вперед, действительно, не

36 Неразумность и недальновидность этого изменения правил заключается прежде всего в том, что отдававшееся всегда предпочтение вращениям назад есть не веяние моды, а естественное следствие функциональной асимметрии тела человека, которую директивами ФИЖ не изменишь. Выдумка функционеров ФИЖ не только малограмотна, но и вредна, так как, оттесняя на второй план вращения назад, деятели федерации списали «за ненадобностью» выработанную практикой (не без помощи теории) методологию обучения таким прыжкам и отбросили назад связанные с этим достижения.

358


148. Сальто вперед: руки, туловище, шея...

только стали чаще включаться в комбинации (точнее — назойливо часто), но, конечно, и лучше выглядеть. Одновременно с этим повы­силось и внимание специалистов к этому классу движений. Вспом­ним по этому поводу некоторые особенности техники сальто вперед.

Одна из специфических деталей техники этого упражнения — мах руками при отталкивании.

Существует, как известно, три основных разновидности этих движений, уже рассматривавшиеся нами по поводу опорных прыж­ков (133). Кратко рассмотрим этот вопрос еще раз.

Наиболее известен и традиционен отход махом рук вперед-вверх, «передний темп» (рис. 133-а): прыгун выполняет стопорящий наскок на ноги (к. 1), отводя при этом руки назад; в фазе амортизации (к.к. 1—2) руки начинают ускоренный взмах вниз-вперед, а в реша­ющей фазе отталкивания, вместе с движением всего тела вперед-вверх (к.к. 2—3), делают мах в том же направлении. Эта схема кажет­ся совершенно естественной и удобной: руки содействуют прыжку вверх и как бы направляют всё движение опережающим взмахом.


359


Однако в этой технической схеме есть изъян, о котором уже гово­рилось. Заключается он в том, что такой мах руками, сопровождается


АКРОБАТИКА


148. Сальто вперед: р уки, туловище, шея...


 


их вращением в направлении, противоположном вращению «по сальто». Поэтому подобный темп вполне хорош для случаев «спокой­ного» исполнения обычного сальто вперед в группировке или со­гнувшись — одиночного или в начале связки, но менее эффективен для форсированных движений.

В 60-х годах известный специалист по акробатике Ю. К. Никола­ев «шутки ради» предложил своим ученикам попробовать «задний темп», то есть отход на сальто вперед махом рук вниз-назад, «за спи­ну» (б). Идея казалась парадоксальной, но была вполне логичной, так как руки прыгуна работают здесь и на высоту полета, и на вращение тела: наскок делается с заблаговременным подъемом рук вверх (к. Г), при амортизации они махом опускаются вместе с телом (к.к. 1—3), а при главном выталкивании, естественно продолжая движение по кругу, делают мах вверх-назад (к.к. 3—4). После потери опоры руки возвращаются к бедрам.

Длительная практика показала, что «задний темп» вполне жизне­способен и иногда весьма полезен. Давая, обычно, высоту меньше, чем «передний», он активизирует вращение тела и бывает хорош при исполнении сальто в переход, где именно это (включая невысокий, настильный вылет) и требуется. Однако, данный темп достаточно прихотлив. От исполнителя требуется широкий, остро акцентиро­ванный и без «зажима», мах руками далеко назад «за спину», выпол­няемый при этом без потери скорости движения. Важно избежать также естественно возникающего здесь наклона плечами вперед, ко­торый начинаетпровоцироваться махом рук, как только они заходят за спину. Если гимнаст с этими требованиями не справляется, ему лучше «задним темпом» не пользоваться.

Наконец, в середине прыжковой комбинации наиболее приемлем «верхний темп» — махом рук вперед-вниз (в). Темп этот давно извес­тен, хотя уже в старые времена, когда такой отход использовался в начале прыжковой связки, считался «второсортным» и в шутку име­новался «рабоче-крестьянским».

Между тем, эта техника весьма рациональна и незаменима в соединениях типа «переворот — сальто вперед». Приходя на опору после переворота (к. 1), гимнаст попадает в сильно прогнутое поло­жение, из которого возможно исполнение очень эффективного дви­жения на сальто. Прыгун делает быстрое движение кистями по ши­рокой дуге, работая вместе с туловищем (к.к. 1—3), и лишь в полете опускает руки к бедрам. «Верхний темп» как бы объединяет в себе основные достоинства двух первых, хотя для начала комбинации он, как уже отмечалось, малопригоден и, действительно, не должен ре-


комендоваться, так как в этом случае прыгун совершенно лишается той эффективной подготовки, которая характерна для сальто, ис­полнявшегося вслед за переворотом вперед.

Завершая комментарий к махам руками, заметим, что нормально подготовленный гимнаст должен владеть всеми тремя темпами, это вопрос полноценности базовой подготовки, вопрос технической культуры.

Немного о действиях туловищем в сальто вперед. Здесь — такие же особенности, как и с махом руками. При «переднем темпе» (а) прыгун в отталкивании выпрямляется разгибанием; как и мах рука­ми, это движение провоцирует вращение назад, а не вперед. Поэтому единственным действенным фактором вращения «по сальто» здесь остается умеренный (! ) наклон плечами вперед, возникающий во второй части выталкивания от опоры и обеспечивающий нужный для создания вращения по сальто вращающий момент. Сложность, однако, в том, чтобы это движение не превращалось в «сваливание».

При двух других темпах рабочее движение туловища обеспечива­ется уже сгибаниемтела; оно всегда хорошо выражено даже при сальто прогнувшись (в, к.к. 1—3). Принципиально возможно выходить на такое сальто и с совершенно прямым телом — за счет сгибания от сильно прогнутого положения (к. 1) до выпрямленного (к. 2). Нота-кая техника менее эффективна и практически не встречается. Пры­гун всегда хотя бы немного, но сгибается при отходе и в начале полета (к.к. 2—4), после чего, на разгибании, особенно удобно делать поворо­ты. Отметим, что повороты в сальто вперед вообще практически все-гдаделаются не раньше, чем исполнитель достигает в полете позы, удобной для разгибания в тазобедренных суставах (к.к. 4—5). Ис­ключения из этого правила возможны, но крайне редки.

В заключение — о приземлениях.

Приход после сальто вперед на ноги, даже с поворотом, достаточ­но удобен, и комментария не требует. Поэтому остановимся немного на приходах с полуторного сальто — в кувырок. Общие принципы такого прихода, вроде бы, хорошо известны, но трагические случаи неудачных приземлений после этого опасного прыжка заставляют еще и еще раз уточнить некоторые детали.

На рис. 134иа с. 362 — три варианта входа в кувырок. При избы­точном вращении и на крутой траектории (а) у гимнаста могут быть ошибки в виде резкого опрокидывания вперед (к.к. 1—2) с ударом спиной о помост (к.к. 2—3). Ошибка эта досадна, но не смертельна.

Идеален вход в кувырок, при котором раскрытое тело прыгуна все время как бы вписывается в умеренно крутую траекторию полета


 


360


361


(б). Кисти удобно ставятся недалеко впереди, и гимнаст без проблем прокатывается в кувырке (к.к. 2—4), сохраняя нормальный «ход» вперед.

Страшнее всего низкий полет с явным «недокрутом» (в). При по­пытке идти в кувырок этим движением гимнаста складывает попо­лам, резко накрывая ногами (к.к. 2—3). Впрочем, малоприятен тот же недокрут и при высоком крутом вылете без достаточного движения вперед. Чтобы избежать такого рода ошибок (особенно, если симпто­мы уже появились) можно посоветовать гимнастам, во-первых, при­держиваться установки «лучше перекрутить, чем недокрутить»; во-вторых, стремиться делать такие прыжки, по возможности, только в свежем состоянии и (пока элемент не готов) не в конце комбинации вольных упражнений; в третьих (что труднее всего) — почувствовав, что отталкивание сорвано, по возможности отказаться от движения в кувырок, так как лучше расквасить нос, чем сломать шею.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь