Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подведение итогов разговора.



Журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями или радиослушателями.

Для создания естественности и эмоционального комфорта во время радио – или телевизионного интервью необходимо использовать следующие приемы:

· во время интервью необходимо за­быть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;

· беседа с журналистом должна проходить в доброжелательном тоне;

· необходимо держаться естественно и быть самим собой;

· во время интервью следует сосредоточиться на собеседнике, внимательно слушать, что он говорит, забыть о своих руках и ногах и думать о теме разговора.

III Заключительный этап радио – и телевизионного интервью состоит в проведении самоанализа поведения участников радио – или телевизионной беседы и анализа хода встречи. Заключительный анализ можно проводить, просматривая или прослушивая интервью после его окончания в спокойной обстановке. В результате анализа необходимо:

· выявить допущенные просчеты;

· накопить полезный опыт на будущее;

· наметить дальнейшую тактику участия в радио – или телевизионного интервью и т.д.

 

Интервьюируемый в своих ответах на вопросы журналиста или других участников выступления может использовать различные тактические приемы:

Тактика содействия предполагает достаточно полные, по возможности правдивые ответы на вопросы журналиста или других участников беседы.

Тактика противодействия или уклонения выражается в виде отказа отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию. При этом цель уклонения – оставить у спрашивающего и у зрителей или слушателей впечатление, что ответ на вопрос получен, хотя на самом деле дается неполный или неточный ответ.

Существует несколько способов уклониться от ответа:

· ответить на конкретный вопрос общими фразами или дать конкретный ответ на общий вопрос;

· задать встречный вопрос интервьюеру или переформулировать заданный вопрос;

· уклониться от ответа, сославшись на этические нормы, не позволяющие ответить на вопрос;

· отказаться от ответа, сославшись на необходимость говорить только известные интервьюируемому факты.

 

 


В тактике уклонения главный фактор заключается в том, чтобы уклонение или отказ от ответа были объяснены. Неаргументированный отказ отвечать воспринимается, как нежелание сказать правду, желание что-то утаить и приводит к негативному восприятию интер­вьюируемого.

Иногда для активизации беседы или стараясь вызвать интервьюируемого на спор, журналист может использовать некорректные приемы. Интервьюи­руемый должен иметь в виду, что его слова могут быть искажены журналистом (упрощены и даже доведены до абсурда). В этом случае интервьюируемый должен:

· не поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;

· не должен допускать искажения, упрощения своей точки зрения;

· не должен соглашаться с предположениями журналиста, если он с ними не согласен;

· отказаться от слов журналиста;

· выразить протест;

· прояснить свою позицию и т.д.

Тактические приемы интервьюируемого могут меняться в ходе интервью в зависимости от характера вопросов журналиста. Правильный выбор тактики помогает интервьюируемому занять активную позицию в разговоре и привлечь внимание телезрителей и радиослушателей.

Выступление по радио или по телевидению связано с большой эмоциональной нагрузкой и вызывает определенную психологическую реакцию. В связи с этим необходимо соблюдать определенные правила поведения в радио студии, которые сформулировал Л. Браун в книге «Имидж – путь к успеху»:

· Установите расстояние в несколько сантиметров между вашим
ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону
каждый раз, когда начинаете говорить.

· Старайтесь сохранять голос по возможности низким,
чтобы избежать искажений усилителями звука. Необходимо четко произно­сить гласные и согласные буквы — это замедляет речь быстро говорящего человека и способствует лучшему восприятию речи аудиторией.

· Если вам хочется рассмеяться в ответ на чьи-либо слова, не
делайте этого слишком громко и в высоком диапазоне.

· Не прерывайте ведущего передачи, задающего вам вопрос.
Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить.
Это же правило справедливо, если выступающих трое
и больше. Радиослушатели и зрители не смогут понять нескольких людей, постоянно перебивающих друг друга.

· Не опасайтесь быть раскованным во время выступления в эфире. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком.

· Если во время радиопередачи вам захочется кашлянуть, отвер­нитесь от микрофона и заглушите звук.

В отличии от радио эфира поведение в телевизионной студии требует уделить особое внимание не только звучанию голоса, но и внешнему виду и невербальным средствам передачи информации.

Крупный план позволяет рассмотреть черты лица гово­рящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения чело­века, эмоциональность его выступления.

В то же время внешний вид не должен отвлекать аудиторию от обсуждаемых вопросов. Отрицательное впечатление производят ментор­ский тон оратора, его скованность, напряженность позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка.

Среди советов, которые дают специалисты выступающим на те­левидении, выделим следующие:

· Первые слова, звучащие в камеру должны быть доброжелательными;

· Необходимо держаться в рамках телеэкрана. Это значит, что жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе к грудной клетке. Руки должны двигаться в пространстве между подбородком и грудью. Не следует держать их перед лицом или взмахивать ими вперед по направлению к камере, иначе жесты будут выглядеть чрезмерно подчеркнутыми и преувеличенными.

· Используйте радушные жесты, раскрывая ладони наружу. Это
лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все
жесты в камере утрируются – взмах руками вверх выдает на­пряжение, а широкие грубые жесты теряются.

· Когда основная камера находится справа, направьте ваши
жесты по направлению к левой, в сторону человека, задающего вопросы. Уберите руки подальше от камеры, и тогда жесты станут пропорциональными. Если вы начнете жестикулиро­вать вправо, ваши руки на экране будут казаться увеличенными и искаженными.

· Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербаль­ные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы, в том числе:

- галстук вызывающего цвета;

- полосатая рубашка с белым воротни­ком;

- клетчатый пиджак;

- блузка с ярким вычурным узором;

- золотые часы, отражающие свет;

- блестящая заколка на лацкане или значок;

- сверкающие броши на платье;

- звенящие, покачивающие­ся в ушах серьги, отражающие свет;

- скрещенные ноги в облегающей слишком короткой юбке;

- ярко-красная блестящая помада, которая делает рот неестествен­но двигающимся, как не настоящий;

- интервьюер, который постоянно ерошит волосы;

- волосы высту­пающего, которые постоянно падают на глаза;

- жесты, выражающие враждебность;

- мрачное выражение лица;

- чрезмерные жестикуляция или мимика;

- резкий, пронзительный голос;

- использование междометий;

- быстро говорящий человек, плохо проговаривающий звуки и т.д.

Таким образом, успешность выступления по радио и по телевидению, в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи и внешнего вида выступающего и требует от него работы, как над звучанием собственного голоса, так и над внеш­ними манерами поведения.

 

Практическое задание

«Проверьте свои знания»

1. Какое требование не является определяющим в радио- и телевизионном выступлении:

а) содержание речи;

б) манера подачи материала;

в) внешний вид и образ выступающего;

г) национальная принадлежность.

2. Разговорность не включает в себя:

а) оптимальное использование лексики;

б) информационную точность;

в) эмоциональную оценку факта или события;

г) четкую структуризацию выступления.

3. Какое из требований не является основным в радио- и телевизионном выступлении:

а) диалогизация;

б) интимизация;

в) сила ударения.

г) удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия;

4. Какой из приемов не используется для построения диалогизации в радио- и телевизионном выступлении:

а) прямое и косвенное обращение к собеседнику;

б) построение драматургии выступления;

в) вопросно-ответный прием;

г) эмоциональная оценка факта или события.

5. Укажите, какой из приведенных видов интервью не используется на радио и телевидении:

а) интервью-беседа;

б) интервью-портрет;

в) интервью-расспрос;

г) интервью-обмен мнениями.

6. Выберите из перечисленного основные характеристики интервью - портрета:

а) в центре внимания находится обсуждение общезначимой проблемы;

б) это интервью носит односторонний характер (журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает);

в) создает образ интервьюируемого (часто в неофициальной обстановке).

7. Укажите, какой из перечисленных этапов организации и проведения радио- и телевизионного интервью лишний:

а) заключительный;

б) начальный;

в) подготовительный;

г) основной.

8. Укажите, что из перечисленного ниже относится к основному этапу проведения радио- и телевизионного интервью:

а) анализ хода встречи;

б) сбор материала о собеседниках;

в) подведение итогов разговора;

г) самоанализ поведения участников.

9. Выберите из перечисленного ниже, что следует выполнять на заключительном этапе интервью:

а) забыть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;

б) держаться естественно и быть самим собой;

в) наметить дальнейшую тактику участия в радио- и телевизионном интервью.

10. Укажите, к какому виду тактики относится отказ отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию:

а) к тактике содействия;

б) к тактике противодействия или уклонения.

11. Интервьюер – это:

а) техническое средство для обеспечения проведения интервью;

б) журналист, берущий интервью у одного лица или группы лиц;

в) человек, у которого берут интервью.

12. При искажении слов журналистом интервьюируемый должен:

а) отказаться от слов журналиста;

б) поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;

в) допускать искажения, упрощения своей точки зрения журналиста.

13. Выберите, из приведенного ниже, основные правила поведения в радио студии:

а) наклоняться к микрофону каждый раз, когда начинаете говорить;

б) опасаться быть раскованным во время выступления в эфире.

в) не прерывать ведущего передачи, задающего вам вопрос;

14. Выберите из ниже перечисленного основные тактические приемы поведение в телевизионной студии:

а) держаться в рамках телеэкрана;

б) держать руки, скрещенными на груди;

в) быстро разговаривать или плохо проговаривать звуки.

15. Что из перечисленного ниже не будет отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы:

а) мрачное выражение лица;

б) пиджак классического стиля;

в) чрезмерная жестикуляция и мимика.

 

Подведите итоги

 

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1.

 

Ключ

 

Варианты ответов

Правильные ответы

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
А - - - - 1 - - - - - - 1 - 1 -
Б - - - 1 - - 1 - 1 1 1 - - - 1
В - - 1 - - 1 - 1 - - - - 1 - -
Г 1 1 - - - - - - - - - - - - -


Резюме:

· Телефонный разговор – это контактное по времени, но дистанционное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общения собеседников.

· В ходе телефонного разговора, необходимо уделить внимание следующим вопросам: определение цели телефонного разговора, информационная подготовка, отработка формулировок понятий и суждений, определение последовательности и содержания аргументации, анализ возможной реакции собеседника на те или иные высказывания, определение хронологических этапов проведения телефонной беседы и т.д.

· Телефонный разговор строится по следующим этапам: подготовительный, основной, заключительный. На основном этапе телефонного разговора выделяют три стадии: начальную, непосредственно телефонный разговор, выход из контакта.

· Телефонограмма – сообщение, переданное по телефону, а также текст этого сообщения, записанный на бумажный носитель.

· Деловое письмо – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами.

· Основными классификационными признаками деловой корреспонденции являются: тематика, функциональность, адресность, форма отправления, структурированность, композиционность.

· Основными реквизитами делового письма являются: логотип или эмблема товарного знака юридического лица, полное или сокращенное наименование организации – отправителя, почтовый и телеграфный адрес организации – отправителя, дополнительно в адрес может быть включен номер электронной почты, номер телефона, факса и телекс, адресат; индекс документа (номер письма), дата, ссылка на дату и индекс входящего документа, подпись, отметка о наличии приложения, отметка о направлении копий в другие адреса.

· Основными письмами, которые наиболее часто используются в деловом общении являются: письмо – просьба, письмо – сообщение, письмо – приглашение, письмо – благодарность, сопроводительное письмо, письмо – подтверждение, письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – запрос, ответ на запрос, письмо – предложение (оферта), ответ на предложение, рекламация, ответ на рекламацию.

· Обязательными требованиями к управленческой резолюции являются: адресность, четкость формулировки содержания управленческого действия, указания возможных путей решения, согласованность с другими ранее принятыми управленческими решениями в данной области.

· Электронная почта – это форма передачи электронных документов на расстояние. Электронная почта представляет собой массовое средство электронных коммуникаций, посредством использования Internet.

· Специфическая особенность радио – и телевизионного выступления заключается в том, что выступающий воспринимается аудиторией не просто, как источник информации, а как живой партнер по общению. Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и лич­ностной ориентированности общения.

· Основными требованиями, предъявляемыми к радио – и телевизионному выступлению, являются: разговорность, диалогизация, интимизация, удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия.

· Интервью – это беседа журналиста с каким – либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

· Существуют следующие виды интервью: интервью- расспрос, интервью – обмен мнениями, интервью – портрет. Проведение радио – и телевизионного интервью состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

· Выделяют две тактики, участия в интервью: тактика содействия и тактика противодействия или уклонения.


Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные типы телефонных разговоров.

2. Укажите две основные составляющие коммуникационной установки телефонного разговора.

3. Назовите основные этапы деловой беседы по телефону и приведите их содержание.

4. Приведите определение телефонограммы, укажите ее основные реквизиты.

5. Перечислите основные классификационные признаки деловой корреспонденции и виды деловых писем, охарактеризуйте основные виды деловой переписки.

6. Приведите определение понятию электронной почты. Поясните организацию передачи электронных документов посредством Internet.

7. Укажите, в чем особенности делового общения с радио- и телевизионной аудиторией.

8. Перечислите основные требования, предъявляемые к радио- и телевизионному выступлению.

9. Охарактеризуйте основные виды интервью. Укажите, из каких этапов оно состоит. Приведите краткую характеристику этих этапов.

10. Назовите основные тактические приемы, используемые в радио- и телевизионном интервью. В чем особенности поведения в радио- и телевизионной студии?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь