Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истинно древняя и истинно православная Христова церковь. Изложение в отношении к глаголемому старообрядству.



ЧАСТЬ I. Что составляет начальство в созданной господом церкви?

Начальство в созданной Господом или в истинно-Христовой Церкви обыкновенно называется Иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: Епископов, Пресвитеров1 и Диаконов. Эту тройственность степеней церковной Иерархии св. Церковь несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена.

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическо есть разделение2. Божественный Священноначальник (Епископов) чин... Священников…и Диаконов»3.

Св. Священномученик Климент, Епископ Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также, где и чрез кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, Священникам свое назначено место, и на Левитов (Диаконов) свои возложены должности » 4.

Св. Священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в Церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так в послании к Траллианам он говорит: «иже без Епископа и Пресвитеров и без Диаконов что-либо творит, таковый оскверняется совестию»5. То же говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «кровь Иисуса Христа есть радость вечная и твердая наипаче тем, иже едино суть со Епископом и со Пресвитеры и со Диаконы»6. Многих других мест не выставляем. Желающий может сам читать послания св. Игнатия: они вполне достойны чтения всякого человека.

Благовестник говорит: «в Церкви чин совершение имать, предстоящими украшение: и ни большем лепо быти, ни мнее, еже... трие сии... Диакони... Пресвитери... и Архиереи»7.

Симеон Солунский пишет: «хиротонисуемыя в три чина разделяеми суть: во Епископа, Пресвитера и Диакона»8.

***

Что говорили об этих степенях в Церкви церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до времени Патриарха Никона?

То же.

Книга о Вере говорит: «Божественный Дионисий (Ареопагит), во время святых Апостол бывый, и Апостола Павла ученик сый, все священноначалие церковное на Диаконы, Священники и Епископы разделяет»9.

Ту же мысль обнаруживает и так называемая Кириллова книга: «Христос Апостослов Своих освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша, якоже пишет: «тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их проповедати слово Божие10. А Епископы паки попов, якоже пишет: освящьше же им попы на вся Церкви, помолившеся с постом, предаша их Господеви (Деян.  14: 25)»11.

Правда, в Православной Церкви, кроме Епископов есть Архиепископы, Митрополиты, Патриархи и проч.; но эти чины не составляют новых степеней в церковной Иерархии, а означают некоторое преимущество друг пред другом на той же степени, и введены для соблюдения порядка и подчиненности в церковном управлении. Это видно из того, что св. Соборы называли всех Архиереев одним именем – именем Епископа, не исключая ни Иерусалимского, ни Антиохийского, ни Александрийского, ни Константинопольского, ни Римского. Так читаем: «Египтом и Ливиею, и Пентаполиею, Александрийский Епископ да владеет, и Римский Епископ сущими под Римом да владеет, и Антиохийский и прочии Епископи своими да обладают»12. «Константиня града Епископ, по Римстем почтен есть»13. «Епископ Елийский (Иерусалимский) да есть почитаем»14 и т.п. Но Епископы Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский, Константинопольский и Римский суть Патриархи, как в толковании на 6 правило первого Вселенского Собора ясно сказано: «Кийждо Патриарх своими пределы обладати должен есть, и никому же их иныя области не восхищати, не бывшия превыше из начала под рукою его». – Правда, во время первого Вселенского Собора еще не было Архиепископов, Патриархов и проч. Но это-то самое и показывает их равенство; ибо после Иисуса Христа и Его св. Апостолов не могли установляться новые существенные степени в церковной Иерархии.

Равенство всех званий епископской степени еще видим из толкования на 59-е правило Карфагенского Собора, где читаем так: «Святительский сан един есть и тойжде на всех. И не наречется сей убо совершен Святитель, ин же несвершен Святитель, но вси равни Святители, вси Епископи, якоже и благодать Св. Духа равно приемше. Епископ же иже в Митрополии, яко первое имея седалище, того ради и с приложением наречется Епископ Митропольский, рекше Митрополит. Митрополиа же мати градом сказуется, Митрополит же матере градом Епископ, рекше старейшаго града в той области»15.

То же утверждает Симеон Солунский: «Едино Епископом, Архиепископом же и Патриархом Архиерейство, действо же и мощь, но и разность есть чина же и престола, еще же и начальства, и дела, и промысла…16 Патриарх Митрополита или Митрополит Епископа, по благодати и действу Архиерейства, ни едино же имать разнство: таяжде бо действует и может кийждо: по чину же престола и начальства, и подчинения слову, и в сущыя под ним промыслу, Патриарх убо отец есть всех и глава... Митрополит же отец есть паки и глава Епископов своих и клириков, вся хиротонисуя, и всея своея Епархии начальник же и правитель, тую добре должнствуя строити. Епископ же (есть) отец же и глава клириков же и людинов, сущих под енориею его», т.е. под его ведомством17.

И так несомненно что в истинно Христовой Церкви начальство состоит из трех существенных степеней или чинов: из Епископов, Пресвитеров и Диаконов.

XIV. Нужны ли в Христовой церкви Диаконы?

Диаконы, как показывает самое наименование Диакона, в св. Христовой Церкви, конечно, нужны; впрочем они нужны не сами по себе, а только как лица служебные Епископу и Священнику: «Диакони подслужителя чин имут, и не могут кроме Иерея что деяти», – говорит блаж. Симеон Солунский115.

Посему особенно доказывать нужду для святой Церкви в Диаконах не усматриваем причины, тем более, что касательно диаконской степени в св. Церкви никогда не было, и ныне нет ни малейшего разногласия.

В самом ли деле Епископы представляют образ Иисуса Христа?

Епископы в самом деле представляют образ Иисуса Христа – Бога.

Св. Священномученик Игнатий писал к Траллианам: «Почитайте Епископа вашего, аки Христа, якоже нам блаженнии заповедаша Апостоли»257.

В другом послании он пишет: «Подобает вам повиноватися Епископу вашему, и ни в чем ему не прекословити, страшно бо есть таковому пререкати258. Всякого бо, егоже посылает Домовладыка на Свое домостроение, тако его подобает вам приимати, яко Самого пославшего. На Епископа убо якоже на Самого Господа подобает взирати, егда Господеви предстоит»259.

Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Епископ образ есть всех Бога»260.

Симеон Солунский говорит: «Иерарх... Христа образуяй есть261. – Внутрь алтаря Иереи небесные первые являют чины, Архиерей же Господа»262.

***

Что в этом отношении говорили церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона?

То же.

В Кирилловой книге читаем: «Епископ есть имеяй образ Христов»263.

В Прологе читаем: «почтите Епископа, яко Самого Христа»264.

***

Что говорит о сем Православная Церковь после Патриарха Никона?

Совершенно то же.

Иерусалимский Собор 1672 года говорит: «Епископ есть живой образ Бога на земле»265.

***

XXII. Не лишится ли истинная Христова Церковь Епископов и Священников когда-нибудь? И не будет ли она наконец состоять только из мирян, или из мирян и Священников без Епископов?

Никогда. Созданная Господом Церковь всегда будет иметь у себя Епископов и Священников до самого второго и славного Христова пришествия. В этом мы несомненно уверены, во-первых Господним установлением пастырей и учителей в Своей Церкви; во-вторых, установлением таинства Евхаристии, и, в-третьих, общим твердым учением, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви, как с ее начала, так и с того времени, какое протекло со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона.

Что показывает общее и твердое учение, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви как с ее начала, так и в продолжение того времени, какое протекло от дней всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, касательно бытия Епископов и Священников в созданной Господом Церкви до самого Его второго пришествия?

Совершенно то же. Ни один из учителей в Русской Церкви никогда не обнаружил голоса противного. Все они единогласно говорили, что созданная Господом Церковь будет иметь Епископов и Священников до самого второго Христова пришествия.

а) Благовестник, объясняя начальные слова в притче Господа о человеке добра рода, изшедшем на страну далече прияти себе царство, слова: даде рабом своим десять мнас, и рече к ним: куплю дейте дондеже прииду, говорит: «Раби, имже Церкви поручи, десять глаголем быти, совершенного ради церковного состояния... Диакони... Презвитери... и Архиереи... Тем убо рабом раздавает десять мнас, дары реку, и комуждо даются на пользу»... За сим, объясняя дальнейшие слова притчи: и бысть егда возвратися и проч., говорит: «се же есть второе Его пришествие, егда явится Царем, со Ангелы во славе Отчей грядый»452.

б) В Евангелии Учительном сказано: «Обношаше ключь (царствия небесного) не един Петр, но и вси Апостоли. И паки не едини Апостоли токмо, но и восприемницы престола тех, наместницы – Святители, Патриархи. Паки же сии оставльша и предаша Епископом со возложением рук, Епископы же оставиша Пресвитером и всему чину священническу: и таковый ключь обносится и днесь во Архиереех и Пресвитерех, и даже до скончания века не отъимется от них»453.

в) Книга о Вере говорит: «Господь не восхоте достояние Свое оставити на земли не устроено отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть, старый и новый завет. Кому же дал? Кто гостинници? – Апостоли, и по них восприемници их, пастырие и учителие, Архиепископи и Епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и съпребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по Своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез Патриархи, Архиепископы и Епископы»454.

г) Кириллова книга говорит: «Христос не по Ааронову временного, но по Мелхиседекову вечного чина, прииде Архиерей вечных благ. И якоже Сам никогда не умирает, такоже и иерейство Его по чину Мелхиседекову не престает. Якоже пишет: Ты еси Иерей во веки по чину Мелхиседекову455. Престало тогда Архиерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вечное, Иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением... А Апостоли паки Епископов освятиша... а Епископи паки попов... Се имаши Иерейство Христово, Иже не прииде разорити, но прежний закон, и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити»456.

д) Еще: «Духом Божиим утвержденная Церковь не требует дни и месяцы пременити, но во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и предание держит до скончания века»457.

е) Толковый Апокалипсис, объясняя слова: и всякий остров бежа, и горы не обретошася458, говорит: «Острови – святые Церкви, а горы – в них преимущие, т.е. Епископы и Священники, разумевати от Божественного Писания научаемся: бегати же сим во время наведения предреченных от Господа (т.е. во время антихриста)... будет бо скорбь велия, якова же не бысть от сложения мира, ниже будет; овым убо за грехи мучимым, овым же ко искушению добродетели претерпевающим тяжестная и лютая, не точию в муках антихристовых за Христа, но и бегство в горах и в вертепах и злостраданиях, яже предпочтут пребыванию во граде за соблюдение благочестия»459.

И так, что созданная Господом Церковь будет продолжаться до самого второго и славного Его пришествия, во всем ее устройстве, т.е. со всею ее Иерархиею, это по всем сказаниям священных книг совершенно несомненно.

***

Но ваши наставники, несмотря на решительную силу означенных доказательств, в подкрепление своего мнения говорят:

а) Ипполит папа Римский в своем слове об антихристе говорит: «Восплачется тогда вся земля, восплачется море и воздух: восплачется солнце и луна, восплачются тогда и дивия животная с птицами: восплачются горы и холми и древа польская, человеческого ради рода, яко вси уклонишася от Бога и лестьцу вероваша, приемше начертание скверного богоборца вместо животворящего креста Спасова. Восплачются же и церкви Божия плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная: священныя бо церкви яко овощное хранилище будут, и честное Тело и Кровь Христова во днех онех не имать явитися. Служба угаснет, чтение писаний не услышится»460. – Отвечаем. Св. Ипполит о состоянии Церкви во время антихриста говорит подлинно так, но по этим словам св. Ипполита нельзя твердо полагать, что во время антихриста нигде не будет в Церкви Епископов и Священников, что тогда все Епископы, Священники и простые христиане предадутся антихристу, и что посему тогда на земле не будет Христовой Церкви… Ибо св. Ипнолит в том же слове непосредственно пред означенными словами говорит, что тогда не все люди, а только «связании вещьми житейскими и желанием века сего удобь приступят к диаволу и знаменуются»; что описанное несчастие будет наипаче «во градех и в селех»461 и что «слышащии Божественная Писания, и в руках тая имущии, и в мысли всегда поучающиися, мнози прелести его убегнут: разумеют бо навета его ловление и льсти его гордыню, и избегнут от руки его, и в горах и в вертьпах скрыются, и слезами и сокрушением сердца молятся человеколюбивому Богу; и Той исторгнет их (из) мреж его, и спасет их от соблазн его лютых, и невидимо покрыет рукою Своею, иже достойне и праведне Тому припадающих. Зриши ли, како в пощении си и молитву творити имут иже тогда святии? »462. Но чтобы в антихристово время никто из Епископов и Священников не остался непривязанным к вещам житейским и желаниям века сего, чтобы никто из них не имел в руках Божественного Писания, не поучался в нем и не уразумел хитрых обольщений антихриста, не убежал вместе с другими святыми в горы и вертепы, и не приносил вместе с другими тогдашнего времени святыми усердных молитв Господу, о сем св. Ипполит не говорит. А кроме сего и настоящее время отнюдь не походит на то время, которое св. Ипполит называет антихристовым. «Тогда, – говорит он, – повергнуто будет злато и сребро на местех, и никтоже возмет, ни соберет кто... вне страх, внутрь трепет и в нощи и во дни... увянут доброты лиц и образов, и будут видове человеком якоже мертвых, и проч.»463. Всего этого теперь нет.

б) Св. Ефрем Сирин, описывая обстоятельства антихристова времени, ясно говорит: «Восплачются тогда церкви Христовы вся плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, ни приношения»464. – Отвечаем. Эти слова подлинно суть слова св. Ефрема Сирина; но св. Ефрем, как святой и водимый Святым Духом, конечно, не забывал того, что он говорил о сем предмете несколько прежде, и без сомнения не противоречил собственным словам. Посему в означенных его словах под словами церкви вся не должно строго разуметь всех церквей без исключения, а должно разуметь только церкви, находящиеся в местах населенных и видных, например, в городах и селах. Что именно так должно разуметь упомянутые слова св. Ефрема Сирииа, можно видеть из того, что он точно таким же образом выражается о проповеди слова Божия во время антихриста, именно: «Есть ли где слово Божие? и не будет его слышати нигде же»465. Между тем, в том же слове он сам говорит: «Разумеем бесчисленное милосердие Спаса нашего, яко ни во время оно (ни во время антихристово) оставит человеческого рода без проповедания истины, но послет пророки проповедати Божия разума, да вси на суде без ответа будут, егда приидет с небесе со славою Отчею466. Всем, имущим благоведение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя, а имущим присно ум в вещах жития сего, и любящим земная, неразумно се будет: привязани бо суть в вещех житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче мерзит им глаголай се»467. – Кроме сего св. Ефрем Сирин в слове о святых Христовых тайнах совершенно ясно говорит, что тайна Тела и Крови Христовых в созданной Господом Церкви «бывает, дондежс приидет», т.е. до самого второго Христова пришествия468. Следовательно до самого же второго Христова пришествия будут в созданной от Господа Церкви Епископы и Священники, могущие совершать таинство Тела и Крови Христовых.

в) Говорят: «Определено ли бытности Епископов до скончания века, мы такового прозрительного дарования не сподобихомся; а и от Божественного Писания определено ли о сем в твердости, недоумеваем, понеже обычно Священному Писанию о некиих рещи быти во веки, до века, во веки веков, во вся роды, яже послежде Божиими судьбами в небытие приидоша. Тако заповедано: да обрезание в роде Авраама будет в роды, в завет вечен469; да празднование Пасхи творится во вся роды вечно470; да празднование субботы бывает в роды, как завет вечный471; да жертва мира и другие жертвы приносятся во веки в роды472; да кивот завета носится токмо Левитами даже до века473; такожде дано бысть обетование, яко в созданном от Соломона храме будут очи Господа и сердце Его во вся дни474 и т.п.» Один из ваших наставников, перебирая таковые места из ветхого завета, говорит: «зриши ли, любимиче, яко то и то речеся быти вечно и не бысть»475. – Есть ли в этих словах сила доказательства? – Нет! Вся означенная выписка из ветхого завета не более как паутина. Ибо все выставленные места из священных книг ветхого завета отнюдь не ведут к сомнению в том, что Христова Церковь будет существовать во всем ее устройстве, т.е. с ее пастырями, до самого второго Христова пришествия. Потому что решительно почти все, существование чего в книгах ветхого завета представляется долженствующим продолжиться вечно, во веки, в роды, во все роды, до века, относится только к ветхому завету, к закону обрядовому, к ветхозаветному духовенству и храму, в котором должно было совершаться ветхозаветному Богослужению. А весь этот ветхий завет, названный вечным476, по ясному пророчеству, данному в самом же ветхом завете, должен был кончиться, и место его занять завет новый. Се дние грядут, глаголет Господь, посредством пророка Иеремии, и завещаю дому Исраилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, иже завещах отцем их, в день, в онъже появшу ми за руку их, и възвести я от земли Египетски477. Посему св. Апостол, обращая наше внимание на сие пророчество, говорит: внегда глаголет нов, т.е. завет, обветши, перваго, т.е. отменил завет ветхий478. И у св. Пророка Даниила говорится: и утвердит завет мнозим седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение479. А это скончание времени есть то время, в которое пришел на землю Спаситель наш Христос Господь: ибо св. Апостол ясно называет время пришествия Господня на землю кончиною лету, когда говорит: егда прииде кончина лету, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемого от жены и проч.480

Впрочем все означенные выражения: вечно, во веки и проч., не должны вести к сомнению о существовании Христовой Церкви с Епископами и Священниками до самого второго и славного Христова пришествия наипаче потому, что Господь Иисус Христос, предсказывая о непрерывном существовании Своей Церкви во всем ее составе до самого славного Своего пришествия, не употребил для выражения сего своего предсказания слова вечный и т.п., по употребил другие вполне определенные слова. Именно, показывая непрерывное существование Своей Церкви на земле, Он сказал: и врата адова не одолеют ей. Равно и св. Апостол Павел, говоря, что тайна Евхаристии будет продолжаться в Христовой Церкви непрерывно до самого второго Христова пришествия, не употребил слова вечно, а выразился совершенно определенно так: елижды аще ясте хлеб сей и чашю сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет481.

И так мысли о том, что в св. Христовой Церкви когда-нибудь, особенно во время антихристово, не будет Епископов и Священников, может принимать и рассевать человек, либо не знакомый с учением Христовым, либо хотя несколько и знакомый, но односторонне, а посему не умеющий разобрать дела, либо сожженный своею совестью482, злонамеренный лжеучитель, либо какой-либо вольнодумец и кощун, не приемлющий Христова учения за Божественное. От всех таковых лжеучителей Господь Бог да сохранит вас, отделившиеся от нас братия!

ПЕРВЫЙ ОТВЕТ

ОТВЕТ ВТОРОЙ

А. Вы не имеете Епископа

Епископы непременно будут в созданной от Господа Церкви до самого Его второго пришествия. Это мы несомненно доказали Господним установлением пастырей и учителей в созданной Им Церкви, установлением св. таинства Евхаристии и общим твердым учением, какое преподавалось и было содержимо в Русской Церкви, как с ея начала, так и с того времени, какое протекло со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона. Но у вас уже целые двести лет нет законного Епископа. Посему вы отнюдь не имеете права называть себя истинно древнею и истинно Православною, созданною Господом, Церковию. Ваши наставники всевозможно стараются защищать мнимое ваше православие разными ухищренно вымышленными предъявлениями, и выдавать таковые свои предъявления за важные и совершенно удовлетворительные; но ни одно ухищренное предъявление их не доказывает вашего православия, и не дает вам права называться Церковию истинно древнею и православною. Рассмотрите с нами предъявления ваших наставников.

1. Ваши наставники вам говорят: «Церковь может быть и без Епископа. В Карфагене тринадесять лет не бе Епископа531. Много времени не было Епископа в Иппоне532. В граде Едесе злочестивый Царь Уалент отсла Епископа Варсиса в далечайший град, и во Едесе точию два Пресвитера были533, и проч.»534. – Отвечаем. Эти и другие, им подобные, примеры не говорят в вашу пользу; потому что в означенные времена много было православных Епископов в других местах, а посему св. Церковь тогда отнюдь не была без Епископа. Притом, ежели какое-либо место по каким-либо причинам иногда не имело у себя Епископа, то это время никогда не продолжалось так долго, как ныне у вас. Вы не имеете у себя Епископа не 15 лет, как было в Карфагене, а целые двести лет. Притом вы не имеете Епископа не в одном каком-либо месте, но нигде. В таком состоянии никогда не была Православная Церковь, и, как мы твердо доказали, никогда не будет.

2.Ваши наставники, подтверждая свою мысль, что Православная Церковь может быть без Епископа, говорят: «Аще мы станем в сих мыслях стоять, что Церковь не может быть без Епископа; то по святому писанию неосновательно; потому что которая Церковь имеет у себя Епископа, то будто бы только она и не сомнительна. Но несть сие утверждение православных, несть, но разве противных; и аще тако, то и у Римлян ныне есть Епископы, также и у Армян и у прочих таковых еретиков, то и они при своих Епископах стали справедливы, и во всем православны. Но се весьма будет каждому благоразумному христианину сомнительно: потому что хоша и правда, они имеют у себя Епископов, и почитают за Епископов, и глаголют, яко несть мощно без Епископа Церкви быти, но се весьма напрасно, и сущая их се несправедливость: понеже их Епископы не суть православные»535. – Так говорят ваши наставники. Доказывают ли они такими словами свое православие? Нет. Ибо что истинно древняя и истинно православная Христова Церковь будет иметь Епископа до самого второго Христова пришествия, и не может быть без Епископа, это, как вы уже видели утверждает все – и слово Божие, и писания св. Отцов, и церковные учители даже того времени, какое протекло от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона; следовательно в созданной Господом Церкви непременно всегда должны быть Епископы. Но как в созданной Господом Церкви непременно всегда должны быть Епископы, то вашим наставникам должно рассуждать не так, как они рассуждают, а рассуждать следующим образом: «поелику Епископы находятся и в православной Церкви, и у Римлян, и у Армян, и проч., а истинно православная Церковь может быть только в тех христианских обществах, в которых есть правильно хиротонисанные Епископы; то, если кому-нибудь нужно искать истинно древнюю и истинно православную Христову Церковь, тогда тому должно искать истинной Церкви только в тех христианских обществах, в которых есть хиротонисанные Епископы, а не в тех, в которых нет хиротонисанных Епископов». Но можно ли, чтобы кто-нибудь из вас стал искать истинно древней и истинно Православной Христовой Церкви у Римлям, у Армян и т.п.? До начала нашего несчастного раскола в Православной Церкви все члены ее почитали православною Церковью только Церковь Греческую, а с нею и Русскую, так что всех отпавших, как от Греческой, так и от Русской Церкви почитали еретиками, слугами антихриста. Для отвращения всякого недоумения в сем отношении, в доказательство представляем свидетельства из книг, писанных церковными учителями в Русской Церкви в продолжение времени, протекшего от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, и посему всеми вами преимущественно уважаемых. Именно,

Книга о Вере говорит: «Един (есть) Господь наш, едина глава, едино тело, сиречь св. Церковь Восточная, едина Вера, Христом с небес принесенная... и по се время на Востоце благодатию Его непорочно и нерушимо пребывающая, и к нам Росиом по благодати Божии св. Апостолом Андреем Первозванным от истинных наместников его Патриархов Цареградских преданая, по разсеянии всех ересей, в целости и ныне пребывающая»536.

Кириллова книга говорит: «Всех еретиков антихристами, оному последнему служащими, разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя Апостольския Церкве Греческия отступили»537.

Равно и Большой Катехизис, сказав должное о православной Вере, далее говорит: «Иныя Веры, ихже велие множество по вселенней, не суть православни. Понеже не во словеси Божии утверждаются, ниже по преданию св. Апостол, и богоносных Отец жительствуют, но по волях и по преданиях льстивых еретиков шествуют. Сего ради ничтоже ино глаголется о них, точию яко не сыи: суетни бо и ложни, и бесовския нарицаются, яко свидетельствует божественный Апостол Иаков, глаголя: и беси веруют и трепещут»538.

Посему Александрийский Патриарх Мелетий почитал отпадение Епископов в Унию крайним невежеством, и сказал: «Иже оставиша свой сан и чин, и отступиша Восточныя Церкве, в нейже окрещени быша, в нейже воспитани, в нейже научени, в нейже рукоположени (оле неразумия и клятвы! оле дерзости, еюже на свою матерь матернии недостойнии чада дерзнуша! ); тии аще пребудут во отступлении, да будут не токмо низложени священническаго, или святительского чина, но и отлучени и не прощени, и вне Церкве Христовы, и сами они и последующии им»539.

И так никто из нас не имеет нужды искать истинно древней и истинно православной Христовой Церкви где-нибудь вне православной Греческой и Русской Церкви. Ибо истинно древняя и истинно православная Христова Церковь Греческая и Русская, по отпадении от них Церкви Римской, только одна есть истинно древняя и истинно православная Христова Церковь.

3. Ваши наставники вам говорят: «Неприсутствие Епископа лицем в старообрядстве несть наша вина, сие зависит не от нас старообрядцев, усердствующих имети Епископа, но в премудрых и неизследованных судьбах Божиих»540. – Отвечаем: По судьбам, или, правильнее, по назначению и установлению Божию, Епископы в созданной от Господа Церкви должны быть и будут, как то нами решительно доказано, до скончания века, или до самого второго Христова пришествия на землю. Посему отнюдь нет сомнения, что Епископы в истинно Христовой Церкви есть и в наше время. Таким образом вы, как и все секты, не имеющие у себя Епископов, должны судить о себе не иначе, как так, что вы вышли из созданной Господом Церкви, и уже не составляете Церкви православной, а посему и не имеете права называться истинно православными христианами. Того, что у вас нет Епископов, вы не должны почитать делом премудрых и неизследимых судеб Божиих, а делом только вашего неразумия, своеволия или упрямства, по которым не хотите возвратиться в созданную Господом Церковь, несмотря на то, что Господь Бог непрестанно старается многоразличным образом указывать вам на Свою Церковь и звать в нее.

4. Ваши наставники говорят: «Мы всеусердно желаем Епископа, и Господа Бога всегда просим, чтобы православные Епископы у нас в Церкви были, но нам не дают, и в сем мы не виновны»541. – Отвечаем. Что вы желаете Епископа, это ясно показывает История542. Но на кого вы жалуетесь в неудовлетворении вашему желанию? Православная Церковь не может дать вам Епископа, и сами вы, как не имеющие у себя Епископов, не можете поставить себе Епископа. Православная Церковь не может дать вам Епископа; потому что она дает, и может дать, Епископа людям только православным, или и не православным, но более или менее уже расположенным к православию, и готовым сделаться православными, а вы не только не расположены к Православной Церкви, но ненавидите Православную Церковь, называете ее еретическою и проклинаете. Притом, вы желаете иметь у себя Епископов таких, которые бы вполне держались ваших мнений, не одобряемых Православною Церковию, старались распространять ваши мнения и утверждать в них. Таким людям Православная Церковь не может дать Епископа; иначе она действовала бы против цели своего Создателя, воспитывала бы врагов созданной им Церкви, и была бы явно недостойна Его. Сами же вы не можете поставить себе Епископа; потому что Епископ, по правилу св. Апостолов, может быть поставлен только Епископами, а у вас их нет. Если бы какие-либо люди отважились поставить вам Епископа, не будучи сами Епископами, освященными законною хиротониею, то те люди поступили бы прямо против первого Апостольского правила543, поступили бы весьма преступно, и, как выражается блаженный Симеон Солунский, «сделали бы дело, горшее и самых нечестивых демонов, во ангела светла преобразующихся, но не сущих». Хиротонисанный ими в Епископа не был бы хиротонисан в самом деле, а остался бы и после незаконной хиротонии тем же, чем был, т.е. мирянином544, не имеющим никакого права ни на какие священнодействия. Посредством незаконной хиротонии он приобрел бы себе только величайший грех, и подверг бы себя весьма тяжкому суду Божию. У вас нет Епископов с того самого премени, как вы отделились от святой, истинно православной, вами пренебрегаемой и проклинаемой Церкви.

Некоторые из вас говорят, что у вас и тогда и после того времени был Епископ, именно Коломенский Епископ Павел, будто недостойно низложенный Патриархом Никоном545, и следовательно оставшийся Епископом и по низложении. – Что ж из сего следует? Из сего следует не более, как только то, что у вас был Епископ до кончины того Епископа. Находясь у вас до своей кончины, он мог противозаконно поставлять вам только Священников, но Епископа не мог он поставить вам ни одного. Ибо никакой Епископ один не имеет законного права, или власти поставлять Епископа. Епископа поставляют не менее, как два или три Епископа, говорит Апостольское правило546. А в толковании на сие правило сказано: «Три убо Епископи без всякого извета (исключения) должни суть поставляти Епископа, и да не будет извержен». Исключения из сего правила нет ни на какие случаи. Напротив св. первый вселенский Собор требует, чтобы поставление в Епископа было от всех Епископов той области, в которую нужен Епископ, и позволил поставление в Епископа от трех Епископов только в случае неудобства собраться всем Епископам. Ибо так говорит 4-е правило Вселенского Собора: «Епископ от всех Епископ, сущих во области, поставляется, аще ли же ни, обаче от трех»547. Это правило вполне читается так: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области Епископам. Аще же сие не удобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся»548. Следовательно если бы какой Епископ поставил кого-либо в Епископа один, то поставленный им должен бы был, по означенному толкованию на сказанное первое апостольское правило, быть извержен.

5. Некоторые из ваших наставников ныне нам говорят: «Может и один Епископ поставить Епископа, якоже св. Евсевий Епископ Самосатский поставляше»549. – Отвечаем. Св. Евсевий Епископ Самосатский действовал, без сомнения, благонамеренно; однакоже его поступок ни для кого не должен быть примером; его поступок был прямо противен 1 Апостольскому правилу, и следовательно – неправилен. Поступок св. Евсевия тем более не может быть принят в пример, что второй вселенский Собор, может быть, именно по тому самому, что св. Евсевий поступил неправильно, восстановил означенное Апостольское Правило, обнародовал его во всей Соборной Церкви, и строго сделал обязательным для всей вселенской Церкви550. Итак никакой Епископ, кроме совершенно своевольного и следовательно недостойно носящего свое имя, не может поставить вам Епископа. А если б он и поставил, то поставленный им, как мы выше показали, ничего не получил бы от своего поставления, кроме тяжкого греха.

6. Ваши наставники говорят: «Нам могло бы дать Епископа Российское гражданское Начальство»551. – Совершенно неосновательно так говорят вам ваши наставники. Дело поставления Епископа есть одно из самых главных дел собственно церковного начальства. По правилам св. Апостолов и св. Соборов, данным для управления св. Церковию, не только постановление, но и избрание в Епископа совершается не мирскими людьми, а Епископами552. Так всегда было. Так и в наше время, при всякой потребности в новом Епископе в Русской Церкви высшая в ней церковная власть, т.е. Святейший Синод, избирает на всякую праздную Архиерейскую кафедру трех достойнейших по своему усмотрению Духовных лиц, и представляет на утверждение которого либо одного из них Государю. Утвержденный торжественно нарекается в Святейшем Синоде во Епископа, и потом торжественно же рукополагается в Церкви всеми присутствующими Епископами. Так это обыкновенно бывает, и так должно быть: потому что Господь Иисус Христос поручил Свою Церковь в управление Апостолам, а их преемниками были и суть Епископы, не гражданское Правительство. Той, те. Христос, дал есть овы Апостолы, овы же Пророки, овы же Благовестники, овы же Пастыри и Учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова553 и проч. Именно Епископам сказал сей же Апостол: Дух Святый постави вас пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею554. То же говорит Апостольское правило: «Тому, т.е. Епископу, суть поручени людие Господни»555. То же читаем и в Учительном Евангелии при объяснении притчи о винограде Божием: «Инии делатели, имъже виноград Христов предан бысть, Апостоли суть... Архиереи и Пастыри»556. И так ваше предположение противозаконно, несбыточно и ничтожно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь