Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
XVIII. Без Епископов и Священников нет таинства крещения
Кроме Епископов и Священников никто не имеет права совершать Крещение; ибо только Своим Апостолам, не иному кому, Иисус Христос сказал: шедше научите вся языкы, крестяще их в имя Отца и Сына и Святого Духа283. Но как место св. Апостолов, по их кончине, заняли Епископы, а Епископам даны в помощники Пресвитеры, или Священники; то теперь право совершения св. Крещения имеют только Епископы и помощники их Пресвитеры, или Священники. Это так разумела и принимала Православная Церковь во все времена. 1. Во всех правилах св. Апостолов, где упоминается о совершителях св. Крещения, совершение св. Крещения присвояется только Епископам й Пресвитерам, конечно, не по чему иному, как потому, что только им одним принадлежит право, или власть, совершать это св. таинство, а не Диаконам, причетникам, инокам и мирянам. Именно 47-е Апостольское правило говорит: «Второе крещаяй крещенного истинным крещением, и не покрещеваяй оскверненного от зловерных, таковый Святитель не освящен»284. Это правило вполне читается так: «Епископ или Пресвитер, аще поистине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней, и не различающий Священников от лжесвященников»285. Апостольское 49-е правило говорит: «Аще который Епископ или Презвитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святого Духа, но в три безначальны, или в три Сыны, или в три Утешители крещает, да будет извержен»286. Апостольское 50 правило говорит: «Аще который Епископ или Презвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержется таковый»287. Так разумел сии Апостольские правила Матфей, называемый Правильник. Он говорит: «Апостольскими 47 и 49 правилами единым Епископом и Иереем дадеся св. Крещение совершати. Явствует сие и от 26 и 45 правил Лаодикийского Собора, которые повелевают: ово убо, да непроизведенные от Епископа не заклинают, ово же, да просвещаемые извещение Веры читают пред Епископами или Пресвитерами»288. 2. Ничего иного не усматриваем и в правилах св. вселенских и девяти поместных Соборов. Так в 59 правиле 6-го Вселенского Собора прямо запрещается совершать Крещение в домовых церквах, а предписывается обращаться для крещения в церкви кафолические, т.е. сооруженные и существующие для всех. «В церквицах, сущих внутрь домов, да не сотворят крещения: аще же сего кто не хранит, аще есть причетник, да извержется, мирский же человек да отлучится»289. Это правило вполне читается так: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся: но хотящие удостоитися пречистого просвещения к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленного нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен»290. Совершенно то же говорит 12 правило перво-второго, или двукратного Собора, бывшего в Константинополе: «Никтоже от Презвитер в церкви, сущей внутрь дому, да служит, ни детей да крестит без повеления Епископля, измещет бо ся: извержени бо от причта Епископом да будут, иже в церквицах сущих внутрь дому служащии: дерзнувшии же чрез сие, да извергнутся, и приобщающиися к ним да отлучатся»291. Это правило вполне читается так: «Святой Вселенский 6-й Собор подвергает извержению тех из клира, которые, без соизволения Епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся: согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как св. Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии н ненаказанности поныряти в домы, и разрушити благочиние Церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и богосодействуемый Собор, согласно с св. Вселенским 6 Собором, определил, да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от Епископа того места. Аще же кто окроме сих, без соизволения Епископа, вторгаясь в домы дерзнет коснутися совершения Литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению»292. Но как этими правилами предписывается совершать Крещение в церквах только соборных, созданных для общественного Богослужения: то само собою разумеется, что Крещение должно быть совершаемо только Епископами или Пресвитерами; ибо в соборной, назначенной для общественного служения, церкви никто не может совершать священные действия, кроме их. 3. Но что говорят в отношении к совершению Крещения св. Апостолы и св. Соборы, то же совершенно согласно утверждают св. Отцы и учители Христовой Церкви, т.е. что совершение св. Крещения принадлежит собственно только Епископам, а в зависимости от Епископов и Пресвитерам. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Священноначальник крещаемого погружает в воде, треми совершаемого свожденьми и возвожденьми троичныя Божественного блаженьства призвав составы»293. Св. Игнатий Богоносец говорит: «Не леть есть без Епископа крестити»294, или, как читаем эти слова в Прологе: «не подобно (не прилично, не должно) есть без Святителя крестити»295. Св. Афанасий Александрийский говорит: «Человек, от человека Священника крещаем, просвещается Святого Духа благодатию»296. Св. Григорий Богослов, обличая и устраняя разные, бывшие в его время, предрассудки касательно Крещения, говорит, что Крещение совершать может не только Епископ, но и всякий Священник, именно: «Не рцы: Епископ да крестит мя, и сей Митрополит, Иерусалимлянин (не бо места благодать, но Духа), и сей от благого бывших. Люто бо, аще крестителем благородное мое укорится. Или Пресвитер убо, но и сей от безбрачных и сей от воздержных и Ангельских житием. Люто бо, аще во время чищения осквернюся. Не ищи достоверия крещающаго. Ин сих судия... Тебе же всяк достоверен в очищение; точию да будет кто от избранных, а не от проявленно пореченных, ниже Церкви чужд»297. Т.е. «Не говори: «меня должен крестить Епископ притом Митрополит и Иерусалимлянин (благодать не от места, а от Духа), сверх того кто-нибудь из людей благородных; ибо опасно, чтобы мое благородство не было унижено крестителем, или хотя Священник, но безбрачный, человек воздержный и Ангельской жизни; ибо несносно, если осквернюсь во время очищения. Не вникай в достоверность проповедника или крестителя. У них есть другой Судия... К очищению тебя всякой достоин веры; только был бы он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви»298. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не может кто внити в царство небесное, аще не водою и Духом породится, и не ядый тела Господня и крови Его не пия, извержен есть от вечнаго живота. Вся же сия ни чим же другим, токмо святыми онеми навершаются руками, Иерейскими глаголю... Сии бо суть сии, имъже духовная уверена суть боле, и иже крещением повелени быша порождати»299. Т.е. «Не возродившийся водою и Духом не может войти в царствие небесное300: и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его, отвергается от жизни вечной301. А все сие (Крещение и Евхаристия) совершается только освященными руками, т.е. руками Иереев... Они суть те, которым препоручено рождение духовное и возсозидание крещением»302. В другом месте, объясняя слова св. Апостола: не посла мя Христос крестити, но благовестити303, св. Златоуст, между прочим, говорит: «Еже благовестити, единого негде п другого, а еже крестити, всякого есть, иже Священство имущего... И простейшим от Пресвитеров сие, т.е. крестити, вручаем: учительское же слово мудрейшим»304. Т.е. «Проповедывать Евангелие составляет обязанность одного или двоих, а крестить – всякого, кто имеет Священство... Крещение поручаем и простейшим из Священников, а учение умнейшим». Блаж. Феофилакт, объясняя те же слова св. Апостола Павла, т.е. не посла мене Христос крестити, но благовестити, говорит: «Благовествование труднее, и требует железной души; ибо переубедить человека, и отклонить его от отеческих преданий, и притом среди опасностей, это дело великой и мужественной души. А готового принять и крестить может всякий получивший Священство»305. Блаж. Симеон Солунский говорит: «Всякая молитва Священника совершеннотворна Божественною благодатию. И сему не веруяй, ниже приемляй, ниже крещение убо, ниже мира совершение, ниже хиротонию священнических чинов, ниже разрешение грехов... приемлет. II неверного сей близ. И себе самого изводит от части христианския. Вся бо сия чрез молитвы совершаются священническия»306. В житии св. Епифания Епископа Кипрского читаем, что когда он был еще Иудеем, и, удивясь щедрости некоторого простого монаха Лукиана к нищему, расположился принять христианство, и просил его окрестить себя с своею сестрою, то Лукиан, как был только простым монахом, не преподал им Крещения, а сказал: «Подобает о сем возвестити Епископу: «ибо без него не возможно есть сему совершитися таинству. Иду убо к нему... И иде Лукиан к Епископу града того, а Епифаний шедши в храмину, в нейже обиташе сестра его, рече: хощу христианин быти, и во иноческий чин облещися. Глагола ему сестра: еже ты хощеши, и аз хощу: и еже ты сотвориши, сотворю и аз. Лукиан же егда Епископу возвести о Епифании подробно, возрадовася духом Епископ, и глагола Лукиану: иди и поучи юношу и сестру его святой Вере, и настави на закон Христов. И егда приидет день недельный, и внидем в церковь, тогда приведи их к милосердому человеколюбцу Богу, да присоединим их Тому святым Крещением... Дню же недельному наставшу... Епископ и Лукиан введоша обоих в купель и крестиша»307. И так что только Епископы и Священники имеют право совершать св. Крещение, это есть твердый церковный закон. *** Что говорили о сем церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до времени Патриарха Никона? Совершенно то же. В Большом Катехизисе предложен общий вопрос касательно святых семи таинств следующий: «Кто может сия таины строити? » – И дается ответ следующий: «Никтоже разве Святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Господа Бога рукоположением наследников Апостольских... Аще в Ветсем Завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче у нас не достоит дерзати»308. В Малом Катехизисе спрашивается: «Которая есть четвертая тайна? » И отвечается: «Священство, уставленое от Христа во Апостолех, ихже возложением рук на Епископах, от Епископов же на Священниках, яже освящени бывают чином церковным, на строение св. таин и на преподавание спасительного учения Христова; ибо и Господь вообразуя та два чина во оных словесех сице глаголя: шедше научите вся языки, крестяще я во имя Отца и Сына и Св. Духа: якоже и Апостол Павел то же свидетельствует, сице глаголя: тако нас да непщует человтък, яко слуги Христовы и строителя тайнам Божиим...309 Тако убо потреба ведати, яко ни един на Священство не руковозложенный и ни таин строителем быти может, разве некоторых нужных случаев, ниже учения Христова подавати в церкви от амвона, по реченному: како же проповедят, аще не послани будут»310. В Толковом Апостоле читаем: «Благовестити зело малым есть (предоставлено), крестити же всякому, точию Иерей бы был»311. И так и в то время, какое протекло от всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона, церковные учители, касательно совершения таинства Крещения, говорили совершенно согласно с древнею православною Церковию, т.е. что святое Крещение может и должно быть совершаемо только Епископами и Священниками. Следовательно, законное право совершать св. таинство Крещения принадлежит подлинно только Епископам и Священникам. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы