Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Б. Вы не имеете законных Священников



1. Ваши Священники, каких имеете, носят свое имя не правильно, и совершают священнические действия противозаконно: ибо они священники беглые, и действуют без благословения Епископа566. Ибо всякий Священник, получая священство и право священнодействия, назначается для действования не во всех православных церквах, а в какой-нибудь только одной церкви. Потому что 6 правило четвертого вселенского Собора говорит: «В церкви и в монастыри не просто тако (неопределенно) поставление бывает. Аще ли же ни, не поставлен тако поставленый»567. Вполне это правило читается так: «Решительно никого, ни во Пресвитера, ни во Диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точного назначения св. Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившего их»568. Посему всякий Священник должен оставаться и может действовать только в той церкви, к которой определен; переходить же к другой церкви и действовать в ней, самовольно, без благословения своего Епископа, отнюдь не имеет права. Таковой переход к другой церкви строго запрещают Священникам церковные правила; так что ежели какой Священник самоволью переходит к другой церкви, то он в то же самое время, как переходит, теряет право на всякое священнодействие. А ежели он, быв призываем своим Епископом на назначенное ему место, не послушает его, то безвозвратно лишается сана. Ибо так говорит правило: «Аще который Пресвитер или Диакон, и всяк священнического чина, оставив свое место и свою церковь, на иную страну отъидет, и, от своея преселився, на иной стране долзе пребывает, ктому да не служит: паче же аще, зовом от своего Епископа, не возвратится, но пребывает в таковом безчинии, да извержется отнюд, и ктому да не имать внити в чин свой»569. Епископ, который принял бы такового Пресвитера, сам подвергся бы запрещению в священнодействии; ибо правило говорит: «Аще который Епископ приимет такового (Священника, оставившего свою церковь), да приимет запрещение от общего Собора, яко церковныя разрушая законы»570, или как говорит толкование на 5 правило 4-го вселенского Собора: «Той (Епископ) месть да приимет своего безчиния, и извержен да будет от своего сана Святою Троицею»571.

2. Ваши наставники, оправдывая убегающих к вам Священников, говорят: «Отбегающие к нам от Великороссийской Церкви Священники правы и богоугодны, яко отбегающие не беззаконно, а на основании 15 правила первого и второго Собора, которое говорит: «Аще пеции Пресвитери и Диакони отступят от некоего Епископа не греховного ради извета, но за ересь его, от Собора, или от св. Отец неведому сущу, таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии»572. – Отвечаем. Означенное правило читается подлинно так, и подлинно дает право Священнику отступать от своего Епископа, ежели его Епископ – еретик, и явно обнаруживает ересь своим учением573. Но таковому Священнику непременно должно доказать законность своего отступления от Епископа, – доказать именно то, что его Епископ – еретик. Без сего доказательства Епископ, от которого он отступил, не будет терпеть его в сане священства, и на основании 15 правила того же первого и второго Собора, обязан лишить его сана. Потому что означенное правило говорит: «Аще который Презвитер или Диакон, сведый своего Епископа согрешша, прежде суда и уведения всех Епископ Собора, отступит от общения его и не поминает имене его в службе, да извержется, и всея священническия чести да будет лишен»574. Другой же Епископ, к которому отступивший Священник, без означенного доказательства, пристанет, на основании 17 правила 6 вселенского Собора, не имеет права принять его в свою епархию и дозволить ему священнодействие. – Спросите: куда же сему Священнику должно обратиться с своим доказательством? – Отвечаем. Епископа судят только Епископы; ибо так говорит 12 правило карфагенского Собора: «Епископа, в некоей вине суща, аще не весь Собор области тоя, обаче дванадесять Епископ да судят»575. Посему Священник, отступивший от своего Епископа, должен обратиться с своим доказательством на ересь своего Епископа к церковному Начальству, или к Собору, и оправдать свое отступление. Но ваши беглые Священники поступают совершенно несогласно с означенным правилом. Ибо а) они, отступая от своего Епископа, не доказывают ереси своего Епископа, а посему – не доказывают и законности своего отступления. б) Они отступают не от некоего одного Епископа, но от всех Епископов, какие есть в Православной Церкви – от всего Собора, пред которым они должны оправдать свое отступление; ибо как верует в Православной Церкви один Епископ, от которого они отступают, так веруют в ней и все другие Епископы. Во всей Православной Церкви нет ни одного Епископа согласного с отступающими к вам. в) Убегающие к вам Священники, отступая от своего Епископа, даже и не думают законно доказывать ересь своего Епископа, а обыкновенно имеют в виду только новый выгоднейший для себя приход, или свою независимость и ненаказанность в своей порочности; но такой отлучающийся от своего Епископа Священник отлучается так же без права, как и тот, кто отлучается от своего Епископа прямо без вины своего Епископа; а таковой Священник, на основании 31 Апостольского правила, подлежит извержению576. Наконец г) убегающие к вам Священники, вопреки всем священным правилам, совершают разные священные действия не при одной какой-либо церкви, как должны действовать законные Священники, и не только в чужих приходах, но и в чужих городах, даже в чужих епархиях по всему свету. А таким образом не имеют права поступать даже и законные Священники, даже сами законные Епископы, Архиепископы и Митрополиты577.

3. Ваши наставники вам говорят: «Да как доказывать бежавшим к нам Священникам еретичество какого-либо Епископа другим Епископам, Архиепископам или Митрополитам? Все они, принимаемые тем Епископом, богопротивные новшества утвердили, и приемлют за богоугодные»578. – Отвечаем. Что в Православной Церкви все Епископы, Архиепископы и Митрополиты называемые ваши новшества признают не за богопротивные, а за угодные Богу, это совершенно справедливо. Ни один из них не признает их за богопротивные. – Что ж из этого следует? – Из этого следует не то, что говорят вам ваши наставники; а следует вот, что: поелику Епископы, Архиепископы и Митрополиты все до одного признают предъявляемые вами новшества не за богопротивные, а за святые и угодные Богу, то вашим наставникам и всем вам, как простолюдинам, по слову Господа579 и по слову уважаемой вами книги о Вере580, должно слушать Епископов, Архиепископов и Митрополитов, яко самого Христа, и как требует св. Апостол, повиноваться им581, т.е. елика аще рекут вам творити, творить582, а не ослушаться, не крамолить. Ибо не вашим наставникам и не вам, а Епископам, Архиепископам и Митрополитам дано право судить, что богоугодно, и что богопротивно. Ежели ваши наставники или и вы с ними не повинуетесь слову Божию и слову означенной, уважаемой вами, книги о Вере, то делаете в великом теле Господа – в Церкви величайший беспорядок. Вы выходите из своего места и становитесь на чужое, вам неприличное, и вами не заменимое. А таким образом вы и с вашими наставниками подвергаетесь суду 64 правила 6-го вселенского Собора, которое говорит: «Мирский человек да не учит и проч.» Толкование: «Всяк должен есть свой чин ведати, и не творити себе пастыря, овца сый, и глава да не мнится, нога сый; но повиноватися преданному от Бога чину, и уши свои отверзати на послушание приемлющих благодать учительского словесе: не вси бо пророци, и не вси апостоли: сего ради мирстии человецы да не учат, ни словес о заповедех да не подвизают, тем сан учительский к себе привлачаще»583. А суд своевольным людям сего рода весьма страшен. Ибо правило говорит: «Восхищающии недарованная им, раздражают Бога, якоже сыны Кореовы»584. А о сынах Кореовых слово Божие говорит: разверзеся земля под ногами их, и пожре я и домы их и скоты их, и... снидоша живи во ад585. Господь Бог да избавит вас от такой страшной участи!

4. Ваши наставники, оправдывая своих Священников, говорят: «Наши Священники могут и без Епископов принять к нам Священников от великороссийской Церкви: они бо токмо не поставляют Священники, священство же совершенно имут, и в покаянии благословляют самыя Архиереи»586. – Отвечаем. Священники подлинно могут разрешать Священников в таинстве покаяния, но Священники, не вышедшие из зависимости Епископов, а находящиеся в зависимости Епископов, и с благословения своих Епископов. Но ваши Священники не то. Все ваши Священники суть Священники беглые, а Священники, даже и не беглые, отнюдь не имеют права принять не поставленного к вам Священника, и дозволить ему совершать у вас священные действия. Когда ваши Священники принимают к вам беглых Священников, то принимают самовольно, без всякого права, против всех правил св. Апостолов и св. Соборов. Ибо принять Священника, оставившего свое место, и дозволить ему совершать священные действия на таком месте, на которое он не поставлен, церковные правила запрещают под угрозою непременного лишения сана не только Священнику, но даже и Епископу без согласия того Епископа, от которого тот Священник ушел. Так 17 правило 6-го Вселенского Собора говорит: «Приемляй чуждого причетника, и поставляяй, с постановленным зде и сам да извержется». А в толковании сказано: «Никтоже от причетник, без воли своего Епископа, по иную церковь причтен быти мощен есть. Аще который Епископ чуждого причетника приимет без отпустныя грамоты своего Епископа, и в свою церковь причтет; аще в том сану, в немже бе, имать его, аще в больший степень поставит его, рекше Презвитера или Диакона, да извергутася оба»587. Полное же правило читается так: «...Определяем, дабы никто из клириков, в какой бы степени кто ни был, не имел права, без увольнительной от своего Епископа грамоты, определен быти к иной церкви. Не соблюдающий сего отныне, но постыждающий собою совершившего над ним рукоположение, да будет пзвержен и сам, и неправильно приявший его»588. Кроме сего Епископ не может дозволить совершать священные действия чужому, явившемуся к нему, Священнику и потому что явившийся к нему Священник, может быть, по какой-либо вине своим Епископом запрещен в священнодействии; а «отлученного причетника от своего Епископа ин Епископ, – как говорит св. правило, – не может разрешити»589.

5. Ваши наставники далее говорят: «Несть тако! Наши попы могут принять не точию приходящего к нам Священника, но и Епископа и Патриарха. Преподобные Отцы Савва освященный и Феодосий – Архимандриты, а не Епископы – Иоанна Патриарха Цареградского от ереси Севировой приняли, и присоединили к св. Церкви. Такожде преподобный Максим Исповедник – Игумен, не Епископ – принял Пирра Патриарха Цареградского от ереси Монофелитской и присоединил к св. Церкви»590. – Отвечаем. Не уважительны эти предъявления! О первом случае История говорит следующее: «Св. Савва, обрет Патриарха Иоанна еретическая мудрствующего, вопияше на него, да не имать общения с Севиром, Халкидонский же Собор да защищает, и за него да станет даже до крове: аще же ни, то от всех Отец пустынных яко еретик прокленется. Иоанн же постыдевся, вкупе же и убоявся толиких и толико многих Отец богодухновенных, со св. Саввою пришедших, отвержеся Севира и всея ереси, православие же, на Халкидонском Соборе утвержденное, прия, и утишишася Отцы святии. Вестно же сотворися о том Царю вскоре, яко новопоставленный Патриарх Иоанн приемлет Халкидонский Собор: того ради разгневася Царь… и посла Епарха Анастасия, да Патриарха Иоанна или к Севирову обществу преклонит, или с престола изженет. Пришед же Анастасий абие Патриарха ят, и вверже его в темницу. Патриарх же моляше Епарха, да послабит ему, обещавающися все повеленное сотворити, точию да не по нужде, рече, явимся волю Цареву исполнити, но по воли. И обещася в грядущую неделю в церкви пред всем народом прокляти Собор Халкидонский и прияти Севирово общение. Испущен убо быв Патриарх из темницы, посла тайно к преподобным Отцем Савве и Феодосию, да потщатся собрати вся Отцы и приити к нему в день недельный в церковь. Случися же тогда быти и Ипатию, сроднику Цареву, поклонения ради пришедшему. И в день недельный приидоша оба Архимандрита Савва и Феодосий, имуще с собою множество черноризцев, яко до десяти тысящ. Бывшу церковному Собору, и Епарху Анастасию, такожде и Ипатию сроднику Цареву, в церковь с вои своими вшедшу, и множеству народа сшедшуся, взыде Патриарх на амвон, имый с собою Савву и Феодосия. Весь же народ с черноризцы на Патриарха возопи: проклени еретиков, Халкидонский же Собор утверди. И прием дерзновение Патриарх, воззва глаголя: аще кто единомудрствует со Евтихием, Несторием, Севиром и Сотериком, анафема да будет. Такожде и блаженный Феодосий с преподобным Саввою воззваша: иже не приемлет четырех Соборов, аки четырех Евангелистов, да будет проклят»591. – Что говорит эта история? – Эта история отнюдь не говорит, что Савва и Феодосий приняли Патриарха Иоанна в Православную Церковь и утвердили на патриаршем престоле; а говорит, что преподобные Савва и Феодосий только расположили Патриарха Иоанна принять Халкидонский Собор и отвергнуть ересь Севирову, но к св. Церкви они его не присоединяли. Да и притом не Савва и Феодосий возвели Иоанна на амвон, но Иоанн сам взошел на него, взяв с собою Савву и Феодосия; а потом произнес проклятие на еретиков не один, как должно было бы поступить обращающемуся к православию, но за ним произнесли проклятие и Савва с Феодосием.

Правда, в Макарьевской Четие Минее в житии преп. Саввы иначе говорится о действовании Патриарха Иоанна, по освобождении его из темницы, и обращении его, именно: «Он же (Патриарх Иоанн), испущен быв, иде в пустыню ко святым Савве и Феодосию, и рече им: аще аз, яко и вы, Собор четвертый, иже в Халкидоне, прославлю, а Севира безглавного проклену, могу ли аз в день суда от Господа Бога спасение получити, понеже прежде бывшего Патриарха Илию икон ради святых предах, а Иоанну Постнику многи раны наведох? Святыи же Савва и Феодосий, и вси пустыннии отцы яко едиными усты рекоша: аще во святей Божией соборней и апостольстей церкви взыдеши на амвон, и прокленеши еретики, а Соборы святых отец прославиши, то не токмо от Господа спасение получиши, но и нам пастырь и Патриарх можеши быти. Он же рече им: како может сие быти? се бо аз Патриарх, вы же Священницы. Отвещав же святый Савва: о, отче честный, како еще в древнем законе Мельхиседек, Священник сый, благослови Авраама, такожде и Сам Спаситель и Господь Бог наш от раба крещение прият, и Павел Апостол в послании ко Евреом пишет: прелагаему убо священству, по нужде и закону пременение бывает592. Мы же не закон применяем, но ваше пастырьство от нечестия во благочестие приводим. Понеже бо может Господь сосуд греховный сотворяти сосуд Святому Духу, и от грешных праведна тя и преподобна сотворити может, не нас ради смиренных, но всех ради соиночествующих черноризцев с нами. Патриарх же... пришедшу в церковь дуксу цареву... взыде на амвон, поем с собою Савву и Феодосия. Весь же народ на мног час вопияху ко Иоанну Патриарху, глаголюще: еретики проклени, а Соборы святых Отец прослави и оправи. Тогда скоро вси трие согласно прокляша иконоборец Нестория и Евтиха и Севира безглавнаго, и всех не приемлющих Святого Собора, иже в Халкидоне»593. – Что должно сказать о сей Истории? – И эта История не доказывает того, что ею хотят доказать ваши наставники. Ибо и эта История не говорит того, что препод. Савва и Феодосий приняли Патриарха Иоанна и благословили на патриаршество; не говорит и того, что Патриарх Иоанн проклинал ереси, как должны проклинать еретики при обращении в православие; разговор же между Саввою и Патриархом как несогласный с словом Божиим, не должен быть принят за действительно бывший. Ибо а) слова св. Апостола: прелагаему священству по нужде и закону пременение бывает594, употреблены здесь совершенно не к месту, потому что ни о новой некогда перемене священства в новом завете, ни о новых правилах для него решительно никем нигде ни слова не предсказано. б) Пример Господа, принявшего крещение от Иоанна, представлен тоже совершенно не к месту; ибо Иоанн Креститель был поставлен на проповедь о крещении и совершение крещения Самим Господом Богом, не как Священник, а как служитель чрезвычайный. в) Равно не к месту представлен и пример Мельхиседекова благословения Аврааму. Ибо св. Апостол, упоминая в послании к Евреям о Мельхиседековом благословении Авраама, показывал не то, будто в новом завете Священник может благословить на что-либо даже Патриарха, а показывает преимущество священства нового завета пред ветхозаветным, и именно преимущество Первосвященника Христа, Которого образ был в ветхом завете Мельхиседек, пред Патриархом Авраамом, представлявшим в своем лице священство ветхого завета. Св. Златоуст, объясняя слова Апостола, говорит: «Аще образ имеяй Христов, т.е. Мелхиседек, толико, не точию священников, но и самого Праотца священническа лучший: что бы кто рекл о истине, т.е. о Христе? Зриши ли, от коликого преизлишества показует преиметельство? Сматряйте же, рече, колик есть Сей (Христос), Емуже и десятину дал есть Авраам Патриарх от избранных»595. То же говорит об означенном месте и Толковый Апостол. Объясняя слова Апостола: «Видите ли убо, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам Патриарх от избранных, он говорит: «Истину образом хощет явити, якоже бо образ Христов, еже есть Мелхиседек, вящший бе Иудейских Иереов, и... самого того Патриарха Авраама болей бе, и аще ли же, веща, образ Христов вящший самого того Патриарха: что же убо речет кто о Христе? »596. – Наконец г) должно заметить, что в житии преп. Санны, описанном св. Святителем Димитрием, который писал жития, пользуясь подлинными же, в древности написанными, житиями Святых, означенного разговора у св. Саввы с Патриархом Иоанном нет.

Касательно второго случая, история говорит следующее: «Медлящу преподобному Максиму в Африкийской стране, прииде тамо Пирр Патриарх Цареградский, с престола своего бежавый, и, обходя грады, прельщаше правоверныя в свое зловерие, и много бы повредил тамо Церковь Христову, аще не бы имел во всем противна себе сего Максима преподобнаго, с нимже сошедшеся о Вере по вся часы препирашеся. И нужда бе собратися Епископом Африканским в Карфагену, да слушают прения обоих, того же бо желаше и Григорий, Патрикий тоя страны. Бывшу ж Собору и прению, богомудрый Максим одоле Пирру, препрев его от Божественных книг, и от догматов св. Отец, и показав во Христе Бозе якоже двоим естествам быти, сице и двоим волям, хотениям же и действам, но в лице нераздельне-едином. Препрен убо быв Пирр, приста к правоверным, и прият бысть от Церкве любезно и честно вкупе с титлою Патриаршею»597. – Показывает ли эта история, что преп. Максим принял в православие Патриарха Пирра? – Нимало. Эта история показывает только то, что преп. Максим препрел (преодолел в состязании) Патриарха Пирра, и тем расположил его к принятию правоверия; Патриарх же Пирр сам потом пристал к правоверным, и был принят в православие не преп. Максимом, а Епископами, бывшими тогда на Карфагенском Соборе, на котором Пирр, препренный преп. Максимом, оставил монофелитскую ересь598.

6. Ваши наставники в доказательство возможности принятия к себе Епископа посредством своих попов представляют пример еще в св. Апостоле Петре – следующие: «Св. Апостол Петр отрекся от Христа, и посему лишился апостольства; но паки принят был в апостольство не самим Христом, Который тогда был еще один Епископом, а принят другими Апостолами. Следовательно, говорят, уклоняющихся к нам Епископов и попов могут у нас принимать и не Епископы»599. Этот пример выставляется вашими наставниками совершенно несправедливо. Апостола Петра другие Апостолы отнюдь не принимали в апостольство. Они, кроме разве Апостола Иоанна, даже и не знали того, что Петр отрекся от Христа. Притом все другие Апостолы частию и сами были виновны в том, в чем виновен был Петр; потому что все бежали от своего Господа, когда взяла Его спира, и посему не только не имели права на принятие Петра в апостольство, но и сами имели в том нужду. Ссылка на слова Ангела, явившегося женам Мироносицам на гробе воскресшего Господа, представляемая в доказательство того, будто отрекшийся от Христа Апостол Петр был снова принят в апостольство прочими Апостолами, совершенно ничего не значит; ибо в словах Ангела Мироносицам отнюдь нет приказания сказать Апостолам, чтоб они приняли Петра в апостольство, а есть только приказание сказать Апостолам и Петру, что Господь воскрес, и варлет их в Галилеи600. Господь Иисус Христос Сам снова принял Апостола Петра в апостольство Своим явлением ему по Своем воскресении601, и Сам же укрепил его в апостольстве602. Сам принял Он и всех других Апостолов, именно – Своим явлением им в тот же день вечером603.

7. Ваши наставники в доказательство возможности принятия к себе Епископов и Священников посредством своих попов представляют пример еще в Апостоле Павле, и говорят: «Апостола Павла, прежде гонителя, принял во св. Церковь не Сам Господь, якоже прочих Апостолов, пно Апостол Анания604, один из седмидесяти, обаче верховна Апостола сотвори его Бог. Тако и нашти священники, аще и от еретик приходят к нам, и всех прежних после, сиречь Василия Великого, Иоанна Златоустого, и Московских Патриархов Филарета и Иосифа, и бывших при них Священников, после суть, но обаче больше и превыше суть предних святых и верховнейши Священники наши, якоже и Павел Апостол. И се суть последнии, иже будут первии, и суть первии, иже будут последнии»605. Этот пример также отнюдь не дает вам присвояемого вами себе права. Анания только крестил Апостола Павла, а в Апостола Павел избран Самим Господом. Ибо так пересказывает сам Ап. Павел слова явившегося ему Господа: на се явихся ти сотворити тя слугу и свидетеля, ихже видел еси, и ихже явлю тебе. Изъимая тя от людий Июдейских и от язык, к нимъже Аз тя послю, отверсти очи их и проч.606 Поставлен же он был на сие служение пророками и учителями не по их желанию или выбору, по по ясному повелению Всесвятого Духа; ибо так говорит св. писатель Апостольских Деяний: служащым им (пророком и учителем) Господеви и постящымся, рече Дух Святый, отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их607. – И так, други, ничтожно все, чем ваши наставники оправдывают действительность или законность находящегося у вас священства. Ваши священники не суть в самом деле священники. Своим бегством они потеряли право священнодействия, с тем вместе потеряли и благодать, соединенную с правом.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь