Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
У вас нет св. таинства крещения
Св. Крещение для нашего спасения необходимо нужно. Сего никто из вас не отвергает, и доныне еще никто нигде в сем не сомневался. Ибо Господь ясно сказал: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие647, и при вознесении своем заповедал св. Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа648. Посему доказывать необходимость св. таинства Крещения не усматриваем ни малейшей нужды. Но св. таинство Крещения могут совершать только Епископы и Священники, как мы выше вполне доказали649. У вас же все крещающие других не суть Епископы, ни Священники, а люди простые, не получившие права ни на какое священнодействие. Следовательно совершаемое у вас крещение не крещение: истинного крещения у вас нет. Ваши крестители, крещая вас, не дают вам ничего. Ваши крестители, как говорит блаж. Сшмеон Солунский «безбожни и богопротивни, и дело их горше самых нечестивых демонов, во Ангела светла токмо преобразующихся, но не сущих»650. Ваши крестители, как отзывается о них Кормчая книга, «раздражают Бога, якоже сынове Кореовы»651; и участь этих сынов ужасна652. Ваши крестители, по отзыву Учительного Евангелия, суть еретики и тати. Ибо так о них сказано: «еретицы, не суще священницы, смеют тайнами святыми действовати: крестити, венчати и проч. Но таковое их дерзновение есть от лукавого духа. И таковых св. Апостол называет лживыми учителями, ибо таковые в неразумных и маловерных человецех хитро ложь свою простирают, и не срамляются... Они не суть послани, ниже от Бога позвани: они без рукоположения и посвящения яко татие дирою лезут во овчарню Христовых овец. Аще не посвященные венчают, службы творят, тогда венцы их не венцы, и крещение не крещение: понеже единым Священником Бог власть сию дарова, и строение св. Таин вручи»653. Таким образом все крещаемые вашими крестителями действительно не получают истинного крещения; «крещаемые ими, – говорит блаж. Симеон Солунский, – не крещени: ничтоже бо не имеяй дает, и ничтоже кто емлет от неимущего»654. Следовательно никто из крещенных вашими крестителями не войдет в царство небесное; потому что «никто не крещен, – как правильно говорит Большой Катехизис, – может в не внити: ниже младенец, ниже в возрасте кто»655. 1. Ваши наставники обыкновенно оправдывают важность вашего крещения вашею крайностью – крайнею нуждою. – В этих словах их есть несколько истины. По разным обстоятельствам человеческой жизни, желающий принять св. крещение действительно может оказаться в крайней нужде,, т.е. в таком положении, что никак не может принять желаемого им крещения, ни от Епископа, ни от Пресвитера. Между тем св. Крещение для нашего спасения необходимо. Посему православная Церковь на таковые случаи нужды во все времена разрешала, и ныне разрешает, совершение крещения не только низшим лицам в клире, как то Диаконам и причетникам, но и православным из мирян, даже – женщинам. Блаж. Иеремия Патриарх Константинопольский в своем послании к Лютеранам говорит: «В крещении материею служит вода, формою – слова Священника, следующие: крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца и Сына и Святого Духа; орудною причиною – Священник, хотя в случае крайности не возбраняется крестить и мирянину»656. Иерусалимский 1672 года Собор говорит: «Таинство крещения совершается Священником, по нужде же может быть совершено и простым человеком, но только православным и понимающим важность Божественного крещения»657. В Православном Исповедании сказано: «Крещению не подобает быти от иного кого, токмо от законного Иереа. Но во время коея нужды, может творити тайну сию и мирское лицо, мужа или жены... И таковое крещение толику силу имеет, еже и не дати вторицею»658. – Сего же правила в отношении к крещению держалась православная Церковь и со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона. Ибо в Большом Номоканоне, напечатанном как особо, так и в Иоасафовском659 и Иосифовском Потребнике660, сказано: «Не второкрещаются, иже от причетник, или от простца инока, или Диакона, или от отца самого, или христианина некоего православного по нужде, не сущу Священнику, крещени суть»661. И так нет сомнения, что св. крещение в случае нужды или крайноспш, дабы за отсутствием Священника не лишит кого-либо благодати крещения, может быть совершено лицами и не имеющими Священства. – Но спрашивается, какие эти случаи нужды или крайности, в которых крещение может быть совершено и лицами не освященными, т.е. не Епископами и не Священниками? Случаи нужды или крайности, в которых разрешается совершать крещение людям, не имеющим Священства, ясно видны сами собою. 1) Имеющий нужду в крещении может находиться в такой опасности жизни, что Священник, позванный даже из самого близкого места, не может застать его живым и окрестить. Разрешение крещения на таковые случаи дает неосвященному лицу правило в Большом Номоканоне в статье о Священстве662. 2) Имеющий нужду в крещении может находиться где-либо в заключении, или сему подобном месте, из которого или в которое не может он призвать к себе ни Епископа, ни Пресвитера, хотя бы они могли быть найдены и призваны во всякое время. В таком обстоятельстве многих крестила св. мученица Фотиния663; а св. мученица Дросида крестила сама себя664. 3) Нуждающийся в крещении может находиться в плену у неверных, где он не может найти для окрещения себя ни Епископа, ни Священника. 4) Имеющий нужду в крещении может находиться в таком мести, на которое воздвигнуто жестокое гонение, откуда и Пресвитеры и Епископы изгнаны или сами скрылись. В таком обстоятельстве св. мученик Галактион крестил жену свою Епистимию665. Наконец 5) имеющий нужду в крещении может не найти для окрещения себя Епископа, ни Пресвитера, по крайне малому их числу, как было при первом распространении христианства. При такой нужде крестил многих мученик Созопт666; многих крестили св. мученики Диодор и Дидим667; многие крещены мучеником Марком668 и пр. Все сии пять случаев составляют действительную нужду или крайность, но все сии пять случаев заключают в себе собственно одну причину: невозможность иметь Епископа или Священника для принятия от них св. крещения. Именно одна эта причина и означена в Номоканоне, где сказано следующее: «Не второкрещаются, иже от причетник, или от простца инока, или Диакона, или от отца самого, илм християнина некоего православного, по нужде, не сущу Священнику, крещени суть»669. Только по одной этой причине, по неимению Священника, разрешается совершать крещение простолюдину, даже отцу дитяти, и в книге Арменопула670. Посему только по одной этой причине и признается крещение, совершенное не имеющими священства, за крещение действительное. Впрочем не имеющие Священства и в означенных пяти случаях могут совершать крещение не иначе, как с некоторыми условиями. Именно: а) От них требуется, чтоб они, крещая, непременно погружали крещаемого в воду трижды и произносили слова: крещается раб Божий (такой то) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, по разуму кафолическия и православныя Церкве671. Потому что крещение, совершенное не в три погружения и не во имя Отца и Сына и Святого Духа по разуму православной Церкви, не есть крещение истинное672. б) От них требуется, чтоб они были люди православные, знающие важность крещения. Так Иерусалимский Собор 1672 года, говоря, что в нужде крещение может быть совершаемо и простым человеком, присовокупляет: но только православным и понимающим важность божественного крещения»673. Так и в Большом Номоканоне говорится: «не второкрещаются, иже (крестишася) от причетник, или от простца инока, или Диакона, или от отца самого, или христианина некоего», но за сим прибавляется: «православного»674. в) От них вместе с родителями или попечителями рожденного младенца, требуется, чтоб они, ежели крещенный не Священником остается живым, немедленно по окрещении объявили о совершившемся крещении Священнику, дабы он, пришед, довершил совершившееся крещение прочтением над окрещенным установленных молитв, и особенно совершением св. таинства миропомазания. Ибо в ответе на вопрос: «елико аще крещают неосвященнии мужие же и жены, или иноци, что достоит творити? » – сказано: «аще жив будет крестивыйся, да... Священник... молитвы и миро по обычаю творит. То же и Никифор Патриарх Цареградский глаголет»675. 2. Ваши наставники защищают важность своего крещения словами Большого Номоканона следующими: «Христос многим Апостолом, священьства не имущим, повеле крестити»676. Слова эти отнюдь не оправдывают важности крещения, доставляемого вам вашими крестителями. Упоминаемые Номоканоном Апостолы были крестители не самозванцы, сами себе присвоившие не дарованное им право крестить, но крестители законные: ибо они получили от Самого Господа Иисуса Христа право крестить других тем самым, что Он повеле им крестити. Впрочем по связи речи, в которой находятся означенные слова в Номоканоне, под словом крестити прямее должно разуметь не совершать крещение, а осенять крестным знамением: потому что в предыдущих словах Номоканона, на которые означенные слова представлены как причина, говорится о благословении трапезы677. 3. Ваши наставники защищают важность доставляемого ими вам крещения примером диакона Филиппа, крестившего Евнуха царицы Кандакийской, и Анании, крестившего Апостола Павла, показанным во 2 правиле всех св. Апостолов. – И этот пример нимало не оправдывает ваших крестителей. Ибо в том же правиле ясно сказано: «Диакону несть достойно крестити кого»678. А касательно Филиппа, крестившего скопца, и Анании, который крестил Апостола Павла, в том самом правиле сказано: «аще Филипп скопца крести, в Анания Павла, но не сама себе восхитиста святительского чина, но от Бога прияста власть, от несочетанного (ни с кем несравнимого) Архиерея»679. В самом деле Филипп, как говорит св. Дееписатель, получил повеление на крещение скопца сперва от Ангела, потом от Духа Божия680; а Анания от Самого Господа681. И так означенные Апостолы крестили как люди, Самим Господом употребленные для крещения, – крестили, действуя по повелению Господа, а не против Его повеления, ни против порядка, установленного Господом в Своей Церкви. 4. Ваши наставники оправдывают важность своего крещения разными примерами святых мучеников и других неосвященных мужей в древнейшей Церкви, именно примерами св. мучеников Созонта682, Феофана683, Диодора и Дидима684, Приска685 и проч. и проч. Но все эти и многие другие примеры совершились в древнейшей Церкви, именно во время непрестанных гонений, и следовательно несомненно по крайней нужде, дозволяющей совершать крещение и не Священнику. Но когда св. Церковь не имела означенной нужды, тогда везде поступаемо было по правилу. Так, в 5 веке, когда св. Епифаний, Епископ Кипрский, быв еще Евреем, просил преподобного Лукиана окрестить себя с своею сестрою; то преподобный, как мы уже видели, будучи простым монахом, сказал: «Подобает о сем возвестити Епископу, ибо без него не возможно есть сему совершитися таинству. Иду убо к нему, и проч.»686. 5. Ваши наставники защищают важность своего крещения дерзким и почти непрестанным повторением слов, напечатанных в Прологе в слове о Феодоре Жидовине, егоже больна суща простые христиане, за неимением воды, крестиша на пути в Сирийской пустыне песком. Именно они говорят: «Где убо суть глаголющии: простцем уже нам при напасти не мощно крестити, не сущу ту Иерею? »687. – И эти резкие слова не оправдывают незаконных ваших крестителей. Ибо 1) означенные в Прологе простые христиане долго не соглашались крестить упомянутого Жидовина, представляя в причину, что «несть нам льзе сотворити сего простцем сущим, иерейского чина не имущим». Следовательно означенные простые христиане признавали дело крещения делом только Священника и для себя преступным. Они наконец согласились крестить шедшего с ними Жидовина, весьма больного и отнюдь не могшего далее идти с ними, но согласились только по неотступной его просьбе, и по той крайности, что если бы они оставили его в пустыне, то оставили бы на явную смерть без крещения. 2) Впрочем Александрийский Епископ Дионисий и сего крещения, когда донесли ему о нем, не признал правильным, но послал крещенного песком крестить в Иордане688. 3) Притом означенные резкие слова в Прологе произнесены, без сомнения, не против твердого правила православной Церкви, которое присвояет право крещения только Епископам и Священникам, за исключением крайней нужды, в которой может крестить и православный мирянин, но против мнения тех, которые присвояют крещение Епископам и Священникам без всякого исключения. Так должно полагать это потому, что в то время, когда составлялся и издавался означенный Пролог, у некоторых из тогдашнего времени духовных была именно такая мысль, как ясно показывает предисловие к Большому Катехизису. Там сказано, что рассматривавшие тот Катехизис имели с сочинителем его Лаврентием Зизанием следующий разговор: «Да мы же у тебя в конце переменили указ, что ты написал. Сказываешь, мощно есть крестити во обстоянии бываемых, и Диакону, клирику, и иноку и мирянину, аще где Попа не будет. Лаврентий рече: писал аз таковые речи: понеже аще где не прилучится Священника, может крестити человека Диакон, и клирик, и инок и мирский человек. – Мы рехом ему: тогда ли во обстоянии глаголеши, когда прилучится коему либо граду в осаде быти? – Он же рече: то откуду тогда имуть Священника быти? Входа и выхода не бывает. – Тогда мы паки рехом: да кой град бывает таков, идеже бы были Диакони, а Попа не было бы? – Лаврентий рече: и много того бывает на земли. – Мы паки рехом: когда где Попа нет, а Диакону и клирику как тут быти? и крещению какому тут быти? Понеже, аще где Попа не будет, ниже вернии тут могут быти: а где верных несть, ни крещение тут бывает во обстоянии и не во обстоянии. Верным бо без Попа не точию креститися, но ни родитися, ни умрети лено есть. Сего ради не смущайся и не смущай, а размысли себе, како мощно мирянину крестити или иноку? – Лаврентий рече: аз то писал не собою. До меня написано в правилах, Августина Епископа, да Никифора Патриарха Царя-града. – Мы же паки рехом ему: Никифора Патриарха Царя-града правила знаем, яже суть положены о церковных 23, и еже с ним св. Отец: а того правила в них несть, о коем ты нам сказываешь, да и быти нельзя. А егда бы то было в Никифоровых правилах, было бы то и в оных св. Отец правилах. – Лаврентий рече: а то аз сказываю, что и во Августиновых правилах есть. – Мы паки рехом ему: Августина мы знаем, а правил его и прочих писаний в греческих переводах несть... Лаврентий рече: Августин был Епископ Иппопийского града, и много писания его положено есть. – Мы же рехом: вемы Августина, яко он православным был, а потом Христовы Веры отвергся, и едва Амвросием Медиоланским Епископом паки направлен был к Вере, и до смерти своея Августин в покаянии житие свое скончал, а уже писаний, и заповедей, и учений и посланий никаких не писал; потому что таковым учити Отцы не повелевают. – Лаврентий рече: прямо было так, что отступил Августин от христианской Веры, и паки направлен бысть Амвросием Епископом Медиоланским... мы его учение не приемлем для того, что латинского обычая учение его есть. У них и другой толковник, Иероним зовомый: такожде его писания не приемлем же: потому что многие книги греческие по латинскому обычаю исказил. – Мы же рехом: ты Лаврентий сказываешься Веры греческия, и глаголати гречески разумееши, и книги греческия разумееши. Чего ради правилом греческия Церкви не последуеши? – Лаврентий рече: в каковом греческия Веры правиле аз не последую? – Мы паки рехом ему: прилагаеши новый ввод в Никифоровы правила, чего в них не бывало, и мы мним тот ввод у тебя быти от латинского обычая: сказываешь, что простому человеку или иноку мощно есть младенца крестити или какова человека»689. 6. Наконец ваши наставники защищают важность вашего крещения тем, что сама господствующая в России Церковь признает его важным; ибо когда кто из Безпоповых переходит в нее, она принимает того без крещения». – Отвечаем: Православная Церковь присоединяет обращающихся к себе из Безпоповщины подлинно без крещения; но это делается не потому, что св. Церковь признает ваше крещение за крещение истинное, а потому что ваше крещение, так как оно бывает во имя Отца и Сына и Святого Духа, след. по разуму св.Церкви, освящается и становится правильным по самому соединению с св. Церковью присоединяющихся из вас к ней, а наипаче чрез совершаемое над ними св. миропомазание. Чтобы вам видеть истину сего, обратите внимание на св. второй вселенский Собор. Он предписал принимать в Православие без крещения, а только посредством миропомазания, даже Ариан и Македониан, которые крестились не по разуму св. Церкви, ибо Ариане не признавали Божества Сына Божия, а Македониане – Божества Св. Духа690. Что служило основанием такого соборного предписания? Без сомнения, не иное что, как то, что неправильное их крещение при их соединении с св. Церковью посредством миропомазания освящалось и делалось истинным. Никакого иного основания представить нельзя. Таким образом и это последнее защищение действительности вашего крещения не имеет должной силы. Без обращения к соборной или Православной Церкви ваше крещение не есть крещение истинное. Вам не верится, что мы говорим правду? – Выслушайте, что говорят вам ваши, вами самими уважаемые, учители. Толковый Апостол говорит: «Тайны без единости Церкви христианския ничтоже суть: ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком рече: послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е, и раззорю благословение ваше, и не будет в вас. Сиречь положу клятву на благословение ваше, имже тайна совершаема бывает: ибо Церковь Божия есть, якоже глаголет Писание, вертоград заключен и источник запечатлен, и того ради не возможно нигдеже тайне совершитися, толико (только) во единости Церкви Божия»691. И так все вы, крестившиеся вашими крестителями, весьма несчастны, ибо вы не имеете истинного св. крещения, или как выражается блаженный Симеон Солунский, не имеете крещения в Дусе692. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы