Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, что она будто неправо предала служить Литургию на пяти просфорах вместо семи.
Один из ваших главных наставников сказал именно так: «Во святей литургии, юже прежде на седми просфирах служиша, Никон Патриарх отложи от них две просфиры, яже за Царя и за Патриарха выимашеся и за все священство, сия отложив на пяти просфирах токмо литургию отправляти предаде»1153. – Это так. Патриарх Никон для принесения на жертвенник подлинно требовал пяти просфор. В другой книге к означенным словам тот же ваш писатель прибавил: «В служебниках древлеписанных на хартии, в служебниках древлеписанных на бумазех при великих Князех, в чине божественныя литургии на пяти просфирах служения литургийного не обретается1154. Седмипросфорная служба есть предание св. Отец»1155. – Это не так. Божественная Литургия никогда не служилась ни на семи, ни на пяти, ни даже на одной просфоре. Литургию всегда служили только на части просфоры, которая вынималась и вынимается из первой просфоры и называется агнец. Все другие просфоры во время великого выхода остаются на жертвеннике. Один агнец выносится на св. престол, и только один он после известных молитв служащего прелагается в Тело Христово и составляет св. таинство Причащения. Из всех остальных просфор, коих, смотря по числу усердствующих, может быть очень много, вынимаются только небольшие части и кладутся к агнцу, частию в воспоминание и честь, частию же во здравие и спасение. – Совершение Литургии, как известно, началось св. Апостолами непосредственно по сошествии на них Св. Духа. История сказывает, что вначале хлебы пред совершением Литургии во множестве были приносимы усердствующими, и тогда число их, без сомнения, было неопределенно. Но впоследствии, когда по разным причинам приношение хлебов усердствующими мало-помалу прекратилось, нужно было для литургии изготовлять, и были изготовляемы хлебы нарочно с этою особенною целию. Сколько нужно было приготовлять таковых хлебов, это, весьма вероятно, тогда было определено или самими св. Апостолами или ближайшими их преемниками – мужами апостольскими, и осталось в св. Церкви как священное предание. Качество сего предания, как и всякого истинно апостольского предания, должно быть усматриваемо из повсеместного постоянного хранения его в Православной Церкви. – А касательно числа просфор в Православной Церкви, видим, что все древнейшие греческие и славянские Служебники, в которых о просфорах для проскомидии говорится обстоятельно, требуют для проскомидии пяти просфор1156: одной главной и необходимой, из которой вынимается Агнец, другой – в честь Богоматери; третьей – в честь всех прочих Святых; четвертой – всех людей живых, пятой – за всех умерших1157. Представляем доказательства1158 собственно из Славянских книг. 1. В харатейном монастыря Антония Римлянина Служебнике 12 века, хранящемся ныне в библиотеке Новгородского Софийского собора под № 5, после описания, что должно делать Священнику с первою и второю просфорою, ясно говорится: «Въсяв в честь глаголет: приими Господи Иисусе Христе жертву сию в честь и в славу святому имярек. – Сде крестьян помяни: приими Господи Боже наш жертвую сию за раба Божия имярек. в здравие и в спасение. – Заупокой: помяни Господи душю усопших и пр.» – Следовательно, в то время употреблялось пять просфор. 2. В харатейном Служебнике 13 века, принадлежащем той же библиотеке, № 55, назначаются просфоры: для Агнца, в честь Богоматери, за Святых в здравие и за упокой, Следовательно – пять. 3. В харатейном Служебнике 14 века, принадлежащем той же библиотеке, № 59, требуется так же, как и в предыдущем, пять просфор. 4. В Служебнике той же библиотеки, писанном на бумаге не позже 15 века, и упоминающем еще только Князя, не Царя, говорится, что Священник после первой просфоры, приносит «вторую просфору в честь Богородицы, третью просфору о Святых, етеру, т.е. четвертую, просфору о Епископе, Князех, Игумене и о всех живых, и ину, т.е. пятую просфору о усопших». 5. В той же библиотеке Служебник Вяжицкого монастыря 15 века, писанный на бумаге, полагает после первой просфоры: «вторую просфору в честь Богородицы, третью просфору о святых, другую, т.е. четвертую, просфору о всем епископстве, о Царех, о Игумене и о всех живых, другую, т.е. пятую, просфору о усопших». 6. 7. 8. Древнейшие из печатных Служебников, именно в Венеции в 1519 и 1554 годах, также Номоканон, напечатанный в 1624 году в Киеве, совершенно определенно назначают для проскомидии пять просфор. В них сказано прямо так: «На святой проскомидии Божественные Литургии пять просфор да имаши. Первая за Господний хлеб: вторая Пресвятыя Богородицы; третья за святых: четвертая за живых человек, ихже хощеши поминати: пятая за усопших»1159. Писатель Поморских ответов в защиту седминросфория 1) ссылается на харатейный Служебник, писанный и подписанный собственною рукою всероссийского Митрополита Киприана1160; но эта ссылка не справедлива. В этом Служебнике описан порядок приносимых на проскомидию просфор, после двух первых, следующими словами: «На третии же просфуре глаголет: честного и славнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и проч. Таже приемь иную просфуру глаголет: о всем епискостве и проч. Таже прием паки просфуру глаголет сице: о здравии и спасении благочестивых Царей и пр. И паки прием Просфору, глаголет сице: о памяти и оставлении грехов и пр.». Следовательно, по этому Служебнику должно употреблять ежели не пять просфор, то не более шести, а отнюдь не семь. Говорим, не более шести, потому что две последние статьи, как всякий видит, не ясны; в них не сказано, должно ли взять для приношения о здравии и спасении Благочестивых Царей другую просфору, или прежнюю, из которой взимаются части также за живых. 2) Ссылается на Стоглавный Собор1161; но Стоглавный Собор не определяет, сколько именно приносить просфор. Он исчисляет только три первые: для Агнца, для Богоматери, и для Предтечи. А потом говорит: таже и прочая просвиры выимают о всяком епископстве православных, за Царя и за Князя, и за вся крестиане, и за упокой»1162. А сколько должно быть сих последних просфор, не говорит. 3) Ссылается на Четию Минею всероссийского Митрополита Макария1163, но ложно. Митрополит Макарий, излагая в своей Минее в Августе месяце, на листах 720 и 721, чин проскомидии, упоминает следующие просфоры: первую для Агнца, другую – в честь Богородицы, третью – о Святых, четвертую – о епископстве и о всем священном чине, пятую – за Царей и всех православных христиан, а если в монастырях, за Игуменов, шестую – за усопших. 4) Ссылается на преподобного Симеона Солунского1164: но эта ссылка тоже несправедлива. Блаж. Симеон не показывает числа просфор; а по соображению, и он требует не более пяти просфор. Ибо, упомянув о первой просфоре, он говорит: «Иерей иную взем просфору, из среды печати едину изъемлет частицу копием, и в честь и память приносит Богоматери... От просфоры иныя копием частицы изъем из печати Иерей, Святых всех память творит. И овую в честь и память приносит честных небесных Сил. Овую же в честь и память честнаго Предтечи, и всех святых пророков... Овую же в честь и память св. всехвальных Апостолов... св. Иерархов... и преподобных с всеми святыми. Последнюю же в честь и память приносит по дню святаго, в егоже есть Литургия». – За сим он делает новое исчисление, кто должен быть воспоминаем с Агнцем, именно «воспоминание творити родшия того (Агнца), святых Ангелов, таже – Пророков и праведников, ихъже печать Креститель; таже Апостолов и преемников их Иерархов, мучеников и преподобных, и наконец всех купно». – После сего, несколько спустя, он говорит: «Сие совершив, Иерей таже и прочия приносит частицы, первее о Архиерее, таже о всем священном чине, таже о верных Царех и о христолюбивом люде. По техже о Игумене (аще в обители служба) и о прочем братстве; о воздвигшем храм и собирающихся в нем, о принесшем, и о нихъже дары принесошася, о всем священном чине и монашеском: еще о всех православных скончавшихся, верных, и наконец о всякой души христиан православных»1165. 5) Ссылается на Патриархов Иеремию и Феофана, из которых один, рукополагая первого всероссийского Патриарха Иова, а другой всероссийского Патриарха Филарета, совершали проскомидию на семи просфорах. Эта ссылка также не уважительна. Ибо Архиереи не совершают проскомидии, а вынимают только частицы за живых и умерших, из просфор какие им предлагают1166. 6) Ссылается еще на многие другие примеры: но все представляемые им дальнейшие примеры суть уже 17 века, именно времени всероссийских Патриархов Иова, Филарета, Иоасафа и Иосифа, а посему не могут быть предпочтены указанным нами документам древнейшим1167. *** Первоначально назначенное и потом постоянно продолжавшееся число просфор начало в России изменяться, кажется, со времени всероссийского Митрополита Киприана. Ибо именно в его Служебнике воспоминание о Царях и пр. отделилось от воспоминания о всем епископстве и проч.; а посему с сего же времени Служебники начали требовать шести просфор1168, как то: 1. В Московской Патриаршей библиотеке, в харатейном Служебнике, писанном и подписанном собственною рукою всероссийского Митрополита Киприана, порядок просфор в проскомидии, после двух первых, описан следующими словами: «на третии же просфуре глаголет: честного и славного Пророка предтечи и крестителя Иоана и проч. – Таже прием иную просфуру глаголет: о всем епископстве и проч. – Таже прием паки просфуру глаголет сице: о здравии и спасении благочестивых Царей и проч. – И паки прием просфуру глаголет сице: о памяти и оставлении грехов и проч.»1169. 2. Служебник, в котором на великой эктении, лист. 279, упоминается о Архиепископе нашем Макарии, и о благоверном и христолюбивом Богом венчанном Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче, Самодержце всея Руссии и проч., следовательно писанный при всероссийском Митрополите Макарии1170. В сем Служебнике при описании проскомидии после двух первых просфор, говорится: «на третьей просфоре глаголет: честнаго и славнаго пророка и предтеча и пр. Таже прием четвертую просфору глаголет: о всем епископстве и пр. Таже прием иную просфору глаголет: о здравии и о спасении благочестивых и христолюбивых великих князей и пр. и паки приим просфору иную глаголет: о памяти оставлении грехов блаженных и приснопамятных и проч.». 5. Великая Четия Минея Макарьевская, в которой, в месяце Августе, на листах 720 и 721, предписывается Священнику употреблять на проскомидии просфоры следующие: «первую для Агнца, другую просфору в честь Пресвятыя Богородицы, третью просфиру о Святых; четвертую просфиру о всем епископстве и о всем священном чине; пятую просфиру за Царей и за всех православных христиан, а если в монастыре, за Игумена; шестую просфиру за усопших»1171. 4. Хранящийся в библиотеке Казан. Дух. Академии Служебник Соловецкого монастыря Игумена, потом всероссийского Митрополита Филиппа. Этот Служебник, после трех первых просфор, требует четвертую просфиру о епископстве и священном чине; пятую просфиру о Царех и всех христианах, также, если в монастыре, о Игумене и братии: шестую просфиру, о усопших»1172. 5. Сего же числа просфор требовал Служебник, напечатанный в Москве в 7124 (1616) году, именно: «Аще будет монастырь, Иерей, приемь шестую просфиру, глаголет сице: о рабе твоем отце нашем Архимандрите и проч.» – А это показывает, что сей просфоры в приходских церквах не употреблялось, и служба по приходским церквам совершалась не на семи, а на шести просфорах1173. 6. Точно то же сказано в Служебнике, напечатанном при Патриархе Филарете в 7151 (1643) году. Следовательно и по сему Служебнику в приходских церквах для литургии употребляли только шесть просфор1174. 7. В Служебнике, напечатанном при Патриархе Иосифе в 7155 (1647) году, сказано совершенно то же1175. *** Употребление седми просфор для проскомидии начало входить только уже в последние годы 16 столетия. Именно семи просфор требуют: «1) Служебник, напечатанный в 1583 и 1617 годах. 2) Служебник, напечатанный в 1620 и 1639 годах в Киеве, а потом Служебники и Номоканоны, напечатанные при всероссийских Патриархах Иове, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Но все эти Служебники и Номоканоны, согласно требуя семи просфор, не согласны касательно того, за кого они должны приноситься, ни между собою, ни с Служебниками древнейшими, и посему требуемое ими число просфор не может быть принято за правило, тем более – за древнее Апостольское предание. Их несогласие с древнейшими, указанными нами, Служебниками всякий может сообразить сам собою. Несогласие же их друг с другом касательно лиц, за которые должны быть приносимы просфоры, состоит в следующем:
Итак, ваше правило об употреблении на проскомидии семи просфор не имеет основания. Все напечатанные Номоканоны, требующие седми просфор, ясно показывают, что в них изменялось только одно правило – правило о просфорах, а все прочие правила перепечатывались из одного Номоканона в другой без малейшей перемены, и все эти Номоканоны показывают, что такое изменение началось с конца шестнадцатого века. Мысль, проповедуемая вашими наставниками, будто Греки изменили седмеричное число просфор, по покорении Царя-града Турками, так как тогда у них православного Царя не стало1176, есть мысль ложная. Ложность этой мысли видна частию из того, что в сем случае утратилась бы только одна просфора, не две, а частию из того, что вышеозначенные Служебники 12, 15 и 14 веков, когда Константинополь еще не был взят Турками свидетельствуют не о семи, а о пяти просфорах. Другая мысль ваших наставников, будто «две просфоры, т.е. за Патриарха и Царя, отменил Патриарх Никон, дабы таким образом отставить священство и царство, и смесить их во едино с простолюдинством»1177, есть злобная клевета, вымышленная только для некоторого подкрепления их любимой, но совершенно ложной; и ни на чем не основанной мысли, будто Патриарх Никон есть антихрист или главный слуга антихриста. Эта мысль, говорим, есть злобная клевета на Никона; ибо хотя Патриарх Никон подлинно отменил две просфоры, но отнюдь не оставил без ясного поминовения ни священства, ни Царя, как то явно видим из изданного при нем Служебника, в котором читаем: «помяни, Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, святейшаго Патриарха нашего (имярек)... Помяни, Господи, благовернаго и христолюбиваго Государя нашего Царя и великаго Князя (имярек)». А в том, что в изданном от Патриарха Никона Требнике поминовение Царя и священства соединилось с простолюдинством, вины нет. Наш Господь Иисус Христос молился за всех людей, совокупно. Он молился так: «Отче святый! соблюди их (Апостолов) во имя Твое... да будут едино якоже и мы... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси, едино суть1178. И св. Апостол предписал молиться за вся человеки, а в том числе за Царя, и за вся, иже во власти суть1179. Притом все вышеозначенные древнейшие Потребники требовали поминовения на проскомидии всех живых людей без исключения. Такое поминовение в 12, 13 и 14 веках не признавалось преступным; почему такое поминовение стало преступным в 17 веке и далее? *** |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-17; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы