Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
IV. Правильно разрешать противоречия внутри народа
Перед нами два типа социальных противоречий: противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа. Эти два типа противоречий совершенно различны по своему характеру. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Чтобы правильно понять два неодинаковых типа противоречий — противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа, — необходимо прежде всего разобраться в том, что такое «народ» и что такое «враги»… На нынешнем этапе, в период строительства социализма, к народу относятся все классы, прослойки и общественные группы, которые одобряют дело социалистического строительства, поддерживают его и принимают в нем участие; врагами народа являются все те общественные силы и группы, которые сопротивляются социалистической революции, враждебно относятся к строительству социализма и подрывают его. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
В нынешних условиях нашей страны противоречия внутри народа включают в себя противоречия внутри рабочего класса, противоречия внутри крестьянства, противоречия внутри интеллигенции, противоречия между рабочим классом и крестьянством, противоречия между рабочими и крестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией, с другой, противоречия между рабочим классом и другими трудящимися, с одной стороны, и национальной буржуазией, с другой, противоречия внутри национальной буржуазии и т. д. Наше Народное правительство действительно представляет интересы народа и служит народу, но между ним и народными массами также имеются известные противоречия. Эти противоречия включают в себя противоречия между государственными и коллективными интересами, с одной стороны, и личными интересами, с другой, противоречия между демократизмом и централизмом, между руководителями и руководимыми, между бюрократическим стилем некоторых работников государственных учреждений и массами. Все эти противоречия также относятся к противоречиям внутри народа. Говоря в общем, в основе противоречий внутри народа лежит коренная общность интересов народа. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Противоречия между нами и нашими врагами являются антагонистическими. Противоречия внутри народа, если говорить о противоречиях между трудящимися, являются неантагонистическими, а если говорить о противоречиях между эксплуатируемым и эксплуататорским классами, то кроме антагонистической стороны они имеют ещё неантагонистическую сторону. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Как определить в политической жизни народа правду и неправду в словах и действиях? Мы считаем, что в соответствии с принципами Конституции нашей страны, волей огромнейшего большинства народа и общей политической платформой, неоднократно провозглашавшейся всеми партиями страны, можно в общих чертах установить следующие критерии: слова и действия способствуют сплочению многонационального народа нашей страны, а не вызовут в нем раскол; они идут на пользу, а не во вред социалистическим преобразованиям и социалистическому строительству; они способствуют укреплению демократической диктатуры народа, а не подрывают или ослабляют её; они способствуют укреплению демократического централизма, а не подрывают или ослабляют его; они способствуют укреплению руководства Коммунистической партии, а не ведут к отходу от такого руководства или к его ослаблению; они идут на пользу, а не в ущерб международной социалистической солидарности и международной сплоченности всех миролюбивых народов. Наиболее важными из этих шести критериев являются социалистический путь и партийное руководство. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Искоренение контрреволюционеров есть борьба, обусловленная противоречиями между нами и нашими врагами. Среди народа имеются люди, которые несколько иначе смотрят на этот вопрос. Существует две категории людей, мнение которых отличается от нашего. Сторонники правоуклонистских взглядов не проводят грани между нами и нашими врагами, принимают врагов за своих. Они считают друзьями тех, кто по мнению широких масс является врагом. Приверженцы «лево»-уклонистских взглядов расширяют рамки противоречий между нами и нашими врагами, рассматривая некоторые противоречия внутри народа как противоречия между нами и нашими врагами и относя к контрреволюционерам тех, кто в действительности ими не является. Оба эти взгляда ошибочны, на их основе нельзя правильно разрешить вопрос об искоренении контрреволюционеров, а также дать правильную оценку нашей работы в этой области. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Качественно различные противоречия могут разрешаться лишь качественно различными методами. Например, противоречие между пролетариатом и буржуазией разрешается методом социалистической революции; противоречие между широкими народными массами и феодальным строем разрешается методом демократической революции; противоречие между колониями и империализмом разрешается методом национально-революционной войны; противоречие между рабочим классом и крестьянством в социалистическом обществе разрешается методом коллективизации и механизации сельского хозяйства; противоречия внутри коммунистической партии разрешаются методом критики и самокритики; противоречия между обществом и природой разрешаются методом развития производительных сил… Разрешение различных противоречий различными методами — это принцип, который марксисты-ленинцы должны строго соблюдать. «Относительно противоречия» (август 1937 года), Избранные произведения, т. I
Противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа неодинаковы по своему характеру, следовательно, и способы их разрешения также неодинаковы. Короче говоря, первый тип противоречий связан с проведением чёткой грани между нами и нашими врагами, а второй — с проведением чёткой грани между правдой и неправдой. Конечно, вопрос об отношении между нами и нашими врагами есть тоже своего рода вопрос о правде и неправде. Так, например, кто прав — мы или такие внутренние и внешние реакционные силы, как империализм, феодализм, и бюрократический капитализм, — тоже является вопросом о правде и неправде, но он принадлежит к иному по своей сущности типу вопросов о правде и неправде, чем вопросы внутри народа. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Все вопросы идеологического порядка, все спорные вопросы внутри народа могут разрешаться лишь демократическим путем, методами обсуждения, критики, убеждения и воспитания; их нельзя решать методами принуждения и оказания давления. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Чтобы иметь возможность плодотворно заниматься производственной деятельностью, учиться и жить при наличии порядка, народ требует от своего правительства, от руководителей производства и культурно-просветительных органов издания соответствующих административных распоряжений принудительного характера. Без таких распоряжений невозможно поддерживать общественный порядок, и эта элементарная истина понятна каждому. Административные распоряжения и методы убеждения и воспитания, применяемые для разрешения противоречий внутри народа, взаимно дополняют друг друга. Административные распоряжения, издаваемые в целях поддержания общественного порядка, должны сопровождаться убеждением и воспитательной работой, ибо во многих случаях одними распоряжениями ничего не добьешься. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Буржуазия и мелкая буржуазия неизбежно отражают свою идеологию, неизбежно упорно и всякими путями проявляют себя в политических и идеологических вопросах. Да и невозможно, чтобы они поступали иначе. Мы должны не запрещать им проявлять себя, оказывая на них давление, а разрешать им делать это и, когда они проявят себя, развертывать диспуты, проводить соответствующую критику. Несомненно, мы должны критиковать все и всякие ошибочные взгляды. Не подвергать критике ошибочные взгляды, давать им возможность повсюду распространяться и беспрепятственно захватывать «рынок», конечно, нельзя. Раз есть ошибки — надо критиковать, раз есть ядовитые травы — надо вести борьбу. Однако критика не должна быть догматической, нужно избегать метафизического метода и всемерно применять диалектический метод. Здесь нужны научный анализ и достаточная убедительность. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Недостатки народа необходимо критиковать, но при этом надо стоять на подлинно народных позициях, проникнуться горячим стремлением защищать народ и воспитывать его. Обращаться же со своим товарищем как с врагом — значит самому становиться на позиции врага. «Выступления на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани» (май 1942 года), Избранные произведения, т. III
Противоречия и борьба всеобщи, абсолютны, но методы разрешения противоречий, то есть формы борьбы, различны в силу различного характера противоречий; одни противоречия носят характер открытого антагонизма, другие — нет. В соответствии с конкретным развитием явлений некоторые первоначально неантагонистические противоречия развиваются в антагонистические, некоторые же первоначально антагонистические развиваются в неантагонистические. «Относительно противоречия» (август 1937 года), Избранные произведения, т. I
В обычных условиях противоречия внутри народа не являются антагонистическими. Однако если походить к ним неправильно или утратить бдительность и допустить небрежность, то может возникнуть антагонизм. В социалистическом государстве подобное положение является, как правило, лишь частичным и временным явлением. Это объясняется тем, что здесь уничтожена эксплуатация человека человеком и существует коренная общность интересов народа. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
В нашей стране противоречия между рабочим классом и национальной буржуазией относятся к противоречиям внутри народа. Классовая борьба между рабочим классом и национальной буржуазией относится, вообще, к классовой борьбе внутри народа, так как у нас национальной буржуазии присущ двойственный характер. В период буржуазно-демократической революции ей, с одной стороны, была присуща революционность, а с другой, соглашательство. В период социалистической революции она, с одной стороны, эксплуатирует рабочий класс, извлекая из этого прибыль, но вместе с тем поддерживает Конституцию и желает принять социалистические преобразования. Национальная буржуазия отличается от империалистов, помещиков и бюрократической буржуазии. Противоречия между рабочим классом и национальной буржуазией есть противоречия между эксплуатируемыми и эксплуататорами, антагонистические по своей природе. Однако в конкретных условиях нашей страны антагонистические противоречия между этими двумя классами, при правильном к ним подходе, могут превратиться в неантагонистические и разрешаться мирным путем. Если мы не будем к ним правильно подходить, не будем применять в отношении национальной буржуазии политику сплочения, критики и воспитания или же если национальная буржуазия не примет эту нашу политику, то противоречия между рабочим классом и национальной буржуазией могут превратиться в противоречия между нами и нашими врагами. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Реакционеры внутри социалистического государства в сговоре с империалистами используют противоречия внутри народа и провоцируют раздоры и волнения, чтобы осуществить свои коварные замыслы. Урок венгерских событий заслуживает всеобщего внимания. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
V. Война и мир
Войны начались с момента возникновения частной собственности и классов и являются высшей формой борьбы — формой, к которой прибегают для разрешения противоречий между классами, нациями, государствами, политическими блоками на определенном этапе развития этих противоречий. «Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I
«Война есть продолжение политики». В этом смысле война является политикой; война, как таковая, представляет собой действие, носящее политический характер, и с древнейших времен не бывало войны, которая не носила бы политического характера… Но война имеет и свою специфику. В этом смысле война не равнозначна политике вообще. «Война есть продолжение политики иными средствами». Когда политика, достигнув определенной стадии развития, больше не в состоянии развиваться по-прежнему, возникает война, чтобы смести препятствия на пути политики… Когда препятствие устранено и политическая цель достигнута, война кончается. До тех пор пока препятствие не сметено дочиста, нужно продолжать войну, чтобы довести дело до конца… Поэтому можно сказать, что политика — это бескровная война, а война — кровопролитная политика. «О затяжной войне» (май 1938 года), Избранные произведения, т. II
Все войны в истории делятся на два рода: справедливые и несправедливые. Все прогрессивные войны являются справедливыми, а все войны, препятствующие прогрессу, — несправедливыми. Мы, коммунисты, боремся против всех несправедливых войн, препятствующих прогрессу, но мы не против прогрессивных, справедливых войн. Мы, коммунисты, не только не выступаем против справедливых войн, но и принимаем в них активное участие. Примером несправедливых войн может служить первая мировая война. В ней обе стороны воевали за империалистические интересы, а потому коммунисты всего мира решительно боролись против той войны. Путь борьбы против несправедливой войны таков: до того, как война вспыхнула, надо всеми силами предотвращать её, но когда она вспыхнула, надо использовать любую возможность, чтобы бороться войной против войны, то есть выступить с войной справедливой против войны несправедливой. «О затяжной войне» (май 1938 года), Избранные произведения, т. II
В классовом обществе революции и революционные войны неизбежны, без этого невозможно совершить скачок в развитии общества, невозможно свергнуть реакционный господствующий класс с тем, чтобы народ взял власть в свои руки. «Относительно противоречия» (август 1937 года), Избранные произведения, т. I
Революционная война служит своего рода антитоксином, который не только обезвредит вражескую отраву, но и очистит нас от скверны. Всякая справедливая, революционная война — великая сила, она может многое преобразовать или открыть путь для такого преобразования. Китайско-японская война преобразует и Китай, и Японию. Нужно лишь, чтобы Китай твердо придерживался курса на войну Сопротивления и курса на единый фронт, и тогда старая Япония неминуемо превратится в новую Японию, а старый Китай — в новый Китай. Как в Китае, так и в Японии в самом ходе войны и после неё преобразится и человек, и вещь. «О затяжной войне» (май 1938 года), Избранные произведения, т. II
Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что винтовка рождает власть. «Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 года), Избранные произведения, т. II
Центральной задачей революции и высшей её формой является захват власти вооружённым путем, то есть решение вопроса войной. Этот революционный принцип марксизма-ленинизма верен повсюду; он безусловно верен как для Китая, так и для других государств. «Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 года), Избранные произведения, т. II
В Китае без вооружённой борьбы не смогут занять подобающего им места ни пролетариат, ни народ, ни Коммунистическая партия и революция не сможет победить. В течение восемнадцати лет рост, укрепление и большевизация нашей партии происходили в процессе революционных войн, и без вооружённой борьбы не было бы и теперешней Коммунистической партии. Эти уроки, оплаченные нашей кровью, должна помнить вся партия. «К выходу первого номера журнала «Гунчаньданжэнь» (4 октября 1939 года), Избранные произведения, т. II
С точки зрения марксистского учения о государстве армия является главной составной частью аппарата государственной власти. Кто хочет захватить государственную власть и удержать её, тот должен иметь мощную армию. Кое-кто над нами иронизирует, называя нас сторонниками «теории всемогущества войны». Да, мы сторонники теории всемогущества революционной войны. Это не плохо, это хорошо, это по-марксистски. При помощи винтовки русские коммунисты завоевали социализм, мы же создадим демократическую республику. Опыт классовой борьбы в эпоху империализма показывает, что рабочий класс и трудящиеся массы могут победить вооружённую буржуазию и помещиков только с помощью винтовки; в этом смысле можно сказать, что перестроить мир можно только с помощью винтовки. «Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 года), Избранные произведения, т. II
Мы — за уничтожение войны, нам война не нужна, но уничтожить войну можно только через войну. Если хочешь, чтобы винтовок не было, — берись за винтовку. «Война и вопросы стратегии» (6 ноября 1938 года), Избранные произведения, т. II
Развитие человеческого общества в конечном счёте, и притом в недалеком будущем, приведет к уничтожению войны — этого чудовищного взаимоистребления человечества. Но для уничтожения войны существует лишь одно средство, и оно состоит в том, чтобы бороться войной против войны: войной революционной против войны контрреволюционной, революционной национальной войной против контрреволюционной национальной войны, революционной классовой войной против контрреволюционной классовой войны… Когда человеческое общество в ходе своего развития придёт к уничтожению классов, к уничтожению государства, тогда не будет никаких войн — ни контрреволюционных, ни революционных, ни несправедливых, ни справедливых. Это будет эпоха вечного мира для человечества. Изучая законы революционной войны, мы исходим из стремления уничтожить все войны. В этом различие между нами, коммунистами, и представителями всех эксплуататорских классов. «Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I
Нашей стране и всем другим странам социализма нужен мир. Народам всего земного шара также необходим мир. Не хотят мира и жаждут войны лишь наживающиеся за счёт агрессии группировки монополистического капитала в немногих империалистических странах. «Вступительная речь на VIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая» (15 сентября 1956 года)
Для того чтобы добиться прочного мира во всем мире, мы должны и дальше развивать дружбу и сотрудничество со всеми братскими странами лагеря социализма и крепить сплоченность со всеми миролюбивыми странами. Мы должны добиться на основе взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета, равноправия и взаимной выгоды установления нормальных дипломатических отношений со всеми странами, желающими жить с нами в мире. Мы должны оказывать активную поддержку движению за национальное освобождение и независимость в странах Азии, Африки и Латинской Америки, а также движению за мир во всем мире и борьбе за справедливое дело во всех странах. «Вступительная речь на VIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая» (15 сентября 1956 года)
Что касается империалистических стран, то мы должны сплачиваться с их народами, добиваться мирного сосуществования и установления некоторых торговых сношений с этими странами, предотвращать возможную войну. Однако по отношению к ним ни в коем случае нельзя придерживаться нереальных взглядов. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Мы хотим мира. Однако если империализм всё же развяжет войну, то нам не останется ничего другого, как принять решение воевать и лишь потом вернуться к строительству. Вы боитесь войны каждый день, но какой толк от этого, если война начнется? В самом начале я говорил, что ветер с Востока довлеет над ветром с Запада и что войны может и не быть. Сейчас же я сделал некоторое дополнение относительно той ситуации, которая сложится в случае войны. Таким образом, учитываются обе возможности. Выступление на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий (18 ноября 1957 года)
В настоящее время во всех странах мира обсуждают возможность возникновения третьей мировой войны. К этому вопросу мы должны быть морально подготовлены и подходить аналитически. Мы твёрдо стоим за мир и выступаем против войны. Однако если империалисты всё же развяжут войну, то нам не следует бояться. Мы относимся к этому вопросу так же, как ко всяким «беспорядкам»: во-первых, выступаем против, во-вторых, не боимся. После первой мировой войны появился Советский Союз с населением в 200 миллионов человек, а после второй мировой войны — социалистический лагерь с населением в 900 миллионов человек. Можно утверждать, что если империалисты всё же развяжут третью мировую войну, то её результатом, несомненно, будет переход новых сотен миллионов людей на сторону социализма, сохранение за империализмом лишь небольшой территории и, возможно, даже полный развал всей империалистической системы. «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (27 февраля 1957 года)
Козни, поражение, вновь козни, вновь поражение и так вплоть до самой гибели — такова логика империалистов и всех реакционеров мира при подходе к народному делу, и они никогда не действуют вопреки этой логике. Таков марксистский закон. Когда мы говорим: «Империализм свиреп и жесток», мы имеем в виду то, что его природа не может измениться, что империалисты вплоть до самой гибели ни за что не отбросят нож мясника, никогда не станут буддами. Борьба, поражение, вновь борьба, вновь поражение, вновь борьба и так вплоть до самой победы — такова логика народа, и он также никогда не действует вопреки этой логике. Это тоже марксистский закон. Согласно этому закону происходила революция русского народа, согласно этому же закону происходит и революция китайского народа. «Отбросить иллюзии, готовиться к борьбе» (14 августа 1949 года), Избранные произведения, т. IV
Мы ни в коем случае не должны в связи с победой ослаблять бдительность в отношении сумасбродных реваншистских заговоров империалистов и их прихвостней. Тот, кто ослабит бдительность, окажется политически разоружённым и потеряет инициативу. «Речь на заседании Подготовительного комитета по созыву Нового политического консультативного совета» (15 июня 1949 года), Избранные произведения, т. IV
Империалисты и их прихвостни, китайские реакционеры, не примирятся со своим поражением на нашей китайской земле. Вступив в сговор друг с другом, они будут продолжать борьбу против китайского народа всеми доступными средствами. Так, например, они будут засылать в Китай свою агентуру для ведения раскольнической и подрывной деятельности. Это неизбежно, и от этого они никогда не откажутся. Далее, империалисты будут подстрекать китайских реакционеров к блокированию морских портов Китая и даже выставят в придачу свои собственные силы. Они будут делать так до тех пор, пока возможно. Более того, если им взбредет в голову пойти на авантюру, то не исключена возможность, что они пошлют часть своих вооружённых сил для вторжения в пограничные районы Китая и организации там провокаций. Всё это мы должны в полной мере учитывать. «Речь на заседании Подготовительного комитета по созыву Нового политического консультативного совета» (15 июня 1949 года), Избранные произведения, т. IV
В мире происходит прогресс, перспективы светлые, и этот общий ход развития истории никто не в силах изменить. Мы должны постоянно вести среди народа пропаганду, рассказывая ему о происходящем в мире прогрессе и о светлых перспективах, с тем чтобы он проникся верой в победу. «О переговорах в Чунцине» (17 октября 1945 года), Избранные произведения, т. IV
Все командиры и бойцы Народно-освободительной армии ни в коем случае не должны допускать ни малейшего ослабления своей боевой воли; всякого рода взгляды, ведущие к ослаблению боевой воли или выражающиеся в недооценке врага, являются ошибочными. «Доклад на втором пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая седьмого созыва» (5 марта 1949 года), Избранные произведения, т. IV
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы