Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как себя вести, или правила нашего этикета»



 

Для начала напомним детям и взрослым значение слова «этикет». Попробуем разобраться, какие правила поведения существуют в разных семьях и как эти самые правила в эти самые семьи попали. Выяснится, что собственных детей мамы и папы этим самым «вирусом этикета» заразили от собственных родителей, тех, кого сегодня внуки зовут бабушками и дедушками…

Благодаря Григорию Остеру «вредные советы» стали альтернативным Кодексом поведения современного русскоязычного ребенка.

 

Например, тебя хотят

Отучить кривляться,

Громко глупости кричать,

Хныкать и плеваться,

Дергать кошек за хвосты,

Девочек за косы,

Незнакомым задавать

Дикие вопросы,

Бить ногами всех подряд,

Кашу есть руками

И показывать язык

Бабушке и маме.

Это трудно, но у них

Может получиться.

Будь готов тогда всему

Заново учиться!

 

(Остер, 2001)

В нашем тренинге-пятиборье у родителей и детей появляется редкая возможность придумать правила поведения в различных ситуациях и поделиться ими с другими участниками:

• в берлоге у медведя, куда вы свалились зимой, отправившись на лыжную прогулку, без всякого приглашения;

• в кабинете зубного врача;

• в Новый год на Северном полюсе;

• на бразильском карнавале;

• на концерте классической музыки;

• перед прилавком с 40 видами мороженого…

 

5. «Красная шапочка и…»

 

Смысл этого задания состоит в том, что семья (или представители от семейных команд) должна рассказать всем известную сказку – ту же «Красную Шапочку»… не используя при этом ни разу буквы «л». Это задание не только забавное, но и очень полезное, так как требует большой концентрации, умения сосредоточиться на поставленной задаче, хорошего словарного запаса, который позволит менять слова с буквой «л» на синонимичные конструкции (волк – серое чудовище, в лесу – в месте, где растет множество деревьев…).

Чтобы усложнить задачу, тренер может в любую минуту прервать рассказчика и выбрать следующего, кто немедленно должен продолжить сказку с того места, на котором остановился рассказчик.

 

Ширма превращений»

 

Цели:

• исследовать стереотипное поведение и попытаться расширить поведенческий репертуар новым опытом;

• мобилизовать творческие возможности участников;

• побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения;

• развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.

Размер группы : не имеет значения.

Материалы и оборудование : ширма или переносная кулиса, желательно – размером не менее 1, 5–2 метра в ширину и высотой около 2 метров.

Игра может проходить как в помещении, так и на открытой площадке.

Время : до 20 минут.

 

Ход упражнения

 

Это упражнение театральное, так что готовьтесь превратиться хоть на некоторое время в актеров. Для выполнения задания нам действительно потребуется ширма. Чуть не написал «обычная»! Понятно ведь, что в театре ничего заурядного быть не может, так что и ширма наша не простая, а волшебная! Ее чудесные свойства проявляются в умении менять все, что попадает за нее (на входе), на что-то полностью противоположное (на выходе из-за ширмы).

Скажем, входит за ширму старик, выходит – малыш, держащий палец во рту вместо соски. За ширмой исчезает кот, а с другой стороны уже выскакивает с писком мышонок (или, может быть, заливисто лающий пес? ). Актер, ежась от холода, скрывается за перегородкой, чтобы через секунду появиться вновь, изнемогая от жары!

Теперь попробуем отвлеченные антитезы проиллюстрировать примерами из семейной жизни. Пусть каждый из участников (не объясняя, каков он в семье, – таков, которого мы увидим на «входе» за ширму или «на выходе» из-за нее) продемонстрирует различные стили поведения, реакций в семейной жизни… Для примера мы сможем понаблюдать, предположим, за разъяренным – воркующим голубком супругом, надутой от тонны обид – источающей приятность и ласку дочерью, грубияном – джентльменом по отношению к матери подростком, осоловевшим от телевизора – включенным в проблему ребенка отцом, нервозной и задерганной по пустякам – полной умиротворения женой и т. д.

Упражнение идет до тех пор, пока не исчерпаются идеи участников. По опыту, первые два-три десятка вариантов предлагаются и отыгрываются без проблем, затем начинается процесс торможения. Важно, чтобы ведущий остановил упражнение на стадии угасания, но еще до того, как оно по-настоящему наскучит.

Затем последует обсуждение увиденного и представленного.

 

 

Семь «я» моей семьи

 

Гриша (3, 5 года) – маме:

– Мама, ну как тебе объяснить!!! Это нравится тебе. Это не нравится мне. Мы с тобой разные человеки!!!

 

Обратное влияние»

 

Проанализируйте в группе примеры «обратного влияния» – ситуаций, когда не родители влияют на детей, а наоборот.

Детские влияния – одно из проявлений внутрисемейного взаимодействия, без которого семья перестает существовать и быть живым организмом. Всегда ли мы отдаем себе отчет в том, что «и дети нас воспитывают»?! Пусть группа приведет примеры. Речь не идет об историях, где есть раздражитель – ответная реакция («поздно засыпал – перекроила свой распорядок дня», «любит выпечку – научилась печь пироги»…).

Давайте поищем более глубокие уроки, преподанные нашими детьми! В чем сказывается их влияние на наши ценности, привычки, предпочтения, формирование наших вкусов, изменения нашего поведения?..

Понимание такого «обратного влияния» и его места в наших детско-родительских отношениях полезно и продуктивно всегда, но особенно важно в периоды кризисов возрастных (кризис переходного возраста) или социальных (к примеру, смена ролей в период эмиграции, когда ребенок берет на себя функции взрослого, «проводника» родителей в новых социально-культурных условиях).

 

Вопросы для обсуждения

• Что добавило это упражнение в ваш родительский опыт?

• Что позволяет вам с гордостью говорить о своем ребенке?

• Назовите, пожалуйста, три замечательные черты его характера!

• Как вы даете знать ребенку о своей любви к нему?

 

Гайд-парк

 

ЧЕТЫРЕ ЦИТАТЫ о взаимоотношениях поколений:

Как можно сформулировать сегодня взаимоотношения между поколениями, существует ли проблема «отцов и детей» в XXI веке?

Спросите у участников группы, когда, на их взгляд, были произнесены или написаны эти слова? Что отражено в данных текстах?

 

Цитата первая.  

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

 

Цитата вторая.  

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

 

Цитата третья.  

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

 

И четвертая цитата:  

«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

 

Первая цитата принадлежит Сократу (470–399 гг. до н. э.); вторая – Гесиоду (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение заимствовано у египетского жреца, жившего за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет…

 

Ярлыки»

 

Цели:

• проверить влияние родительских (и других) оценок на формирование характера, самооценку участников тренинга;

• эмоционально пережить, проработать «ярлыки» нашего детства;

• осознать родительскую ответственность за создание самооценки и «образа Я» ребенка, предупредить об опасной роли «ярлыков» в формировании детского характера, поведения;

• представить проблему как амбивалентное явление: с одной стороны – осложняющее жизнь, с другой – подталкивающее к поиску изменений и эффективных решений.

Размеры группы : не играют роли.

Материалы и оборудование : письменные принадлежности, большое количество однотонных (свободных от рисунков и текстов) наклеек разных цветов и размеров, клей, ножницы. Журналы с обилием иллюстраций (желательно комического, пародийного свойства, комиксы…), фломастеры/маркеры, подходящие по качеству (пишущие на клеенке, бумаге, нестирающиеся).

Для каждого участника должен быть подготовлен отдельный рабочий бланк (по образцу, данному ниже! ). В части А уже обозначен вопрос, над которым в ходе игры придется поработать участникам, что касается вопросов в столбце Б и В, то по ходу упражнения каждый узнает, над какой проблемой и как предстоит работать в этих частях рабочего бланка.

Время : около 1, 5 часа.

 

Ход упражнения

 

Ведущий предваряет упражнение рассказом о роли «ярлыков», которые приклеиваются к нам с детства родителями, близкими, друзьями, школой: «зануда», «смельчак», «свой в доску», «комик», «ученый», «выскочка», «маменькин сыночек», «проныра», «лгун», «красавица», «принцесса», «умник», «храбрец», «тихоня»…

Порой всю жизнь мы несем на себе этот «ярлык»: соглашаемся и оправдываем собственным поведением – «самосбывающиеся пророчества» – либо упорно боремся с ним, сопротивляемся раз данному эпитету…

1. Раздаются рабочие бланки, и работа идет над частью А. Участники заполняют этот столбец в течение 10–15 минут. Желательно заполнить все 10 строк, но это – лишь настойчивое (поощряемое поддержкой ведущего) пожелание.

2. Участники приглашаются к творческой работе по созданию наклеек – «стикеров», соответствующих составленному ими списку «ярлыков». Используются рисунки, надписи, карикатуры, вырезанные из журналов, любые возможные выразительные средства, выбор которых должен быть достаточно широк!

3. Работа завершается через 15–20 минут, и каждый участник наклеивает «стикеры» на одежду.

4. В течение 10–15 минут все участники ходят по комнате, и разговаривают друг с другом о смысле ярлыков, их роли в жизни участников. Находят людей с похожими и противоположными ярлыками, задают вопросы, отвечают на вопросы, уточняют, комментируют…

5. Каждый (в одиночку, на своем рабочем месте) заполняет часть Б рабочего бланка. Вопрос, который записывают участники в окошке сверху (рядом с буквой Б): кто и когда «наклеил» на вас этот ярлык?

6. Вновь индивидуальная работа каждого над рабочим бланком. Вверху, в свободном окне рядом с буквой В, участники записывают очередной вопрос: каково значение ярлыка в моей жизни, его влияние на меня?.. Работа над ответом займет очередные 8–10 минут.

7. Предлагается выбрать один из ярлыков своего личного списка и подготовить его «презентацию» – в любом жанре! – группе. Дается 10 минут на подготовку, затем происходят личные презентации, после чего все собираются в форум на обсуждение упражнения.

 

Вопросы для обсуждения

 

• Как и когда вы получили этот ярлык? Почему вам дали его? Вспомните его «историю» и «послужной список».

• Каково нести его по жизни?

• Что вы можете сказать о скрытом смысле этого ярлыка?

• Как можно манипулировать этим ярлыком? В чем скрытые возможности его выгоды? В чем его очевидный проигрыш?

• Хочу ли я переименовать свой ярлык? Хочу ли отказаться вообще от него? Что я готов для этого сделать? Каких последствий этого события в моей жизни можно ожидать?

• Чьи ярлыки знакомы мне? Чьи ярлыки меня удивили, произвели сильное впечатление?

 

Рабочий бланк для упражнения «Ярлыки»

 

Гайд-парк

 

Обсудите в группе стихотворение современного израильского писателя Амоса Оза. Видите ли вы какую-то связь между этими строчками и предыдущим упражнением «Ярлыки»?

 

Рожденный женщиной несет на спине своих родителей.

Не на спине. В самом себе.

Всю свою жизнь он их должен нести Их и все воинство их.

Всех пра-пра-родителей.

Русская матрешка беременна всеми поколениями, до самого последнего.

Куда ни пойдет, идет он, беременный родителями.

Ложится ли спать или встает, он беременен родителями.

Отправляется в странствия или остается на месте, он беременен родителями.

Ночь за ночью, когда он на ложе своем,

Отец и мать рядом с ним.

Пока не пробьет его час…

 

Амос Оз, 2005

(подстрочный перевод с иврита Виктора Радуцкого)

 

Самый-самый»

 

Цели:

• снять напряженность участников, объединив их в непринужденной веселой игре;

• поупражняться в необычном способе взаимооценки и обратной связи;

• содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, безоценочной, образной.

Размер группы : не ограничен.

Ресурсы : не требуются. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.

Время : 15–20 минут.

 

Ход упражнения

 

– Для этой игры нам потребуется ведущий. Тот, кто готов первым оценить товарищей по группе самым непривычным образом. Ему предстоит расставить всю группу в зависимости от интенсивности проявления в товарищах тех или иных качеств. Те, у кого данное качество преобладает, будут находиться во главе колонны, ну а у кого определенное качество почти не проявлено – замкнет строй.

Итак, кто готов стать ведущим? Аплодисментами встречаем смельчака!

Наш ведущий, наверное, думает, что ему придется назвать сейчас самого красивого, доброго, умного… Как бы не так! Мы ведь пытаемся отойти от стереотипов, так что потренируемся в безоценочной (с обычной точки зрения) обратной связи. Игра наша будет намного менее однозначной и предсказуемой, чем выборы самых «хороших» среди вас.

Для начала я прошу ведущего определить, кто самый «солнечный» из находящихся здесь людей. Нет, я не буду объяснять, что значит «самый солнечный», положимся на творчество, чувство юмора, умение ассоциативно мыслить самого ведущего. Итак, он отобрал из всех игроков самого «солнечного», а теперь я попрошу продолжить шеренгу, разместив всех участников по порядку убывания этого признака.

Вслед за этим, когда колонна построена, обращаемся к самим игрокам с просьбой прокомментировать их место в строю.

Приглашаем следующего игрока на роль ведущего и предлагаем новое задание:

Составить градацию группы, определив, кто самый кислый…

Другие возможности:

• Кто самый семейный?

• Кто самый жесткий?

• Кто самый прозрачный?

• Кто самый дождливый?

• Кто самый белый и пушистый?

• Кто самый когтистый?

• Кто самый газированный?

• Кто самый хрупкий?

 

Завершение. Вопросы для обсуждения

 

• Испытывали ли вы сложность при работе с качествами, лишенными общепринятой оценки?

• Был ли кто-то, для кого градация, произведенная ведущим, оказалась обидной/ неожиданной/непонятной?

 

Семейная фотография»

 

Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой и луну…

Чаньское изречение

 

Цели:

• стимулировать самооценку участников тренинга и их умение проанализировать собственный родительский и семейный опыт;

• предложить членам группы/семьи дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;

• поощрить высокий уровень открытости участников тренинга.

Размер группы : желательно – не очень большой. Группа от 8 до 15 человек или несколько семей для этого упражнения достаточны.

Материалы и оборудование : не требуются. Но в идеале – видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку семейный портрет.

Время : для группы оптимальных размеров это упражнение потребует от 40 минут до полутора часов. Многое зависит от готовности участников провести серьезную и детальную индивидуальную и групповую аналитическую работу.

 

Ход игры

 

Эта методика, носящая название «социальный атом», позволяет визуально отразить степень контактов и близости между членами того или иного формального или неформального объединения.

Просим добровольца из группы подумать о своей семье. Из кого она состоит? Какие отношения между членами семьи? Кто является центральной фигурой в семье, а кто постоянно – на периферии? После того как такой анализ будет сделан, просим ведущего выбрать тех, кто условно представит группе членов его семьи, и расставить их в виде некой семейной фотографии, где дистанция между людьми – это метафорическое отражение взаимопритяжения – отталкивания между ними.

Однако дело не заканчивается отражением «внутреннего строения» семьи. Ведущему будет необходимо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в жизни.

Задача эта совсем не проста. Она требует и способностей к анализу, и большого творческого потенциала, и определенной личной смелости – не каждый готов вынести на суд группы то, что происходит в семейной обстановке. С другой стороны, игровая форма позволяет для многих освободить зажим и позволить честный анализ ситуации. Вполне вероятно, что многие участники тренинга будут готовы к пониманию того, что такая внутренняя работа неизбежно должна произойти, если мы хотим быть счастливыми в собственной семье…

Когда вся «семья» выстроена в желаемую композицию, ведущий также присоединяется к ней и занимает свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.

(Так выглядит, с точки зрения нашего ведущего, его семья. А какой он видит идеальную семейную фотографию? Это задание будет продолжением работы ведущего после того, как вместе с группой он обсудит особенности результатов первого этапа игры. Само «исправление», возможность идеального взгляда на вещи, размышление над вопросом, а что нужно для того, чтобы такой вариант стал реально возможным, необходимы для завершения работы с каждым из игроков, вызвавшихся представить группе свою «семейную фотографию»! )

 

Завершение. Вопросы для обсуждения

 

• Что вы открыли в себе и в своей семье, выстраивая свою «семейную фотографию» или наблюдая за работой товарищей по группе?

• Кажется ли вам возможным обсуждать семейные проблемы с посторонними? Какими принципами вы регламентируете подобное обсуждение?

• Делясь с другими впечатлениями о собственной семейной жизни, чего вы ждете от них: понимания, сочувствия, совета, чего-то другого?

• Расскажете ли вы своей семье о той «фотографии», которую вы выстроили в ходе тренинга? Почему?

• Считаете ли вы, что подобная методика продуктивна для того, чтобы заставить нас задуматься о вещах, на первый взгляд банальных, ставших привычной частью нашей жизни?

 

Герб семьи»

 

Посеешь мысль – пожнешь слово, посеешь слово – пожнешь поступок. Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Индийская пословица

 

Цели:

• стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости;

• вызвать понимание уникальности каждой семьи среди других семейных союзов, чувство гордости от принадлежности к ней;

• проявить в игровой форме идею о том, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.

Размер группы : не важен.

Материалы и оборудование : обычная белая и цветная бумага, карандаши, ластики, краски, кисточки, клей, ножницы; иллюстрированные журналы, листы ксерокопий с традиционной геральдической эмблематикой, листы с информацией для участников (см. «Кстати! Материалы для тренера» к этому упражнению)

Время : 45–90 минут.

 

Ход игры

 

Раздаем семьям, сидящим каждая за отдельным столом, листы с информацией и просим кого-то из взрослых прочитать информацию вслух и, при необходимости, разъяснить детям непонятные для них места.

…Итак, с древности гербы служили доказательством принадлежности человека к той или иной семье, династии. Символика гербов говорила посторонним о тех ценностях, традициях, достижениях, которые составили славу и гордость конкретной семьи. При этом пользовались распространенными метафорами, символическими образами растений и животных, которые олицетворяли разнообразные человеческие качества.

ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости, великодушия, авторитета, достоинства.

КОНЬ – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

СОБАКА – символ преданности и повиновения.

КОШКА – символ независимости.

ВОЛК – символ злости, прожорливости и властности.

СЛОН – символ долгой памяти.

МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.

ОЛЕНЬ – символ воина, который гонит неприятеля, символ быстроты.

Птицы в общем изображают стремление к жизненной активности, являются также аллегорией души, детей. Есть и особенные значения:

ОРЕЛ – власть, господство, великодушие, прозорливость.

ПАВЛИН – символ тщеславия.

ПЕЛИКАН – символ родительской любви.

ВОРОН – символ долголетия.

СОВА – символ мудрости.

ПЕТУХ – задиристость характера, символ боя.

Среди других символов отметим:

ПЧЕЛА и/или МУРАВЕЙ – трудолюбие, БАБОЧКА – непостоянство.

ЗМЕЯ – если это дракон, то символ предосторожности и мудрости, если свернувшаяся кольцом – вечность, ползущая – символ печали, раздора, зависти, неблагодарности, ревности.

ДУБ – крепость и сила.

ЛИЛИЯ – символ успеха.

ПАЛЬМА – долговечность.

ОЛИВКОВОЕ ДЕРЕВО (или ветвь) – символ мира.

КНИГА – ученость, любовь к знанию, ум.

СВЕЧА – свет, человеческая душа, жизнь, может также служить образом женщины.

МЕЧ – символ обороны.

 

И цвет в гербе нес символическую смысловую нагрузку. Так, золото, богатство, успех, силу, справедливость и постоянство изображали желтым цветом. Белый цвет говорил о серебре, благородстве, правдивости и откровенности. Красный цвет символизировал мужество, бесстрашие, героизм, великодушие, победу. За голубым закрепился в геральдике образ честности и красоты, благородства происхождения и величественности. Черный – символизирует печаль, осторожность и жизненный опыт. Зеленому отведены образы надежды, радости, обновления и свободы.

 

Теперь, когда семьи узнали немало нового об истории геральдики и символике гербов, предложим им поработать над созданием их собственного семейного герба. Он может быть любой формы (треугольный – «варяжский», овальный – «итальянский», четырехугольный, заостренный внизу – «французский», квадратный, заканчивающийся снизу полукругом – «испанский»), можно использовать символы, о которых рассказано в информационном листке, или любые другие образы, которые покажутся семье подходящим метафорическим описанием ее уникальных свойств, достижений и традиций. Замечательно, если к гербу удастся подобрать и семейный девиз, что также было широко распространено среди рыцарских фамилий.

 

Завершение

 

Когда работа закончена, все гербы выставляются на всеобщее рассмотрение и их творцы рассказывают о том, что же им хотелось поведать о своей семье в геральдических образах.

 

Вопросы для обсуждения

 

Что, на ваш взгляд, вы и члены вашей семьи открыли в себе и в вашем союзе при работе над гербом?

Какие гербы произвели на вас особенное впечатление и почему?

 

«Кстати! Материалы для тренера»

 

Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами; они – самые близкие родственники гербов. Термин «тотем» происходит из Северной Америки, и на языке индейцев оджибве слово «ототем» означает понятие «его род». Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. Этот обычай существовал у древних народов, однако и в наши дни принят среди племен, ведущих первобытный образ жизни. У древних славян тоже были тотемы – священные животные, деревья, растения – от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии. Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай «тамга». Тамга – это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом вместе с «уранами» – боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. В произведениях Гомера, Вергилия, Плиния и других античных авторов встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), шлем Ахиллеса – орел, шлем царя Нумибии Масиниссы – пес, шлем римского императора Каракаллы – орел. Щиты также украшали разнообразными эмблемами, например изображением отсеченной головы горгоны Медузы. Но эти знаки использовали как украшение, владельцы их произвольно меняли, не передавали по наследству и знаки эти не подчинялись никаким правилам. Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались постоянно – на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа – Пегас, Самоса – павлин, острова Родос – роза. В этих примерах уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики.

Эти знаки выдавливали в глине, вырезали в камне и отпечатывали на папирусе. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры существовал «герб» шумерских государств – орел с львиной головой. Эмблемой Египта была змея, Армении – коронованный лев, Персии – орел. Впоследствии орел станет гербом Рима. «Гербом» Византии фактически был двуглавый орел, заимствованный позднее некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь – феодализм и Крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны. Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года, заключенном Санчо, инфантом Кастильским, с Вильгельминой, дочерью Гастона II, виконта Беарнского. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).

Первым английским королем, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157–1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.

Предполагается, что русское слово «герб» заимствовано из польского «herb» и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении «наследник» или «наследство». Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер.

В основе всех государственных гербов европейских стран лежали родовые гербы правящих династий. На многих современных европейских государственных гербах в том или ином виде присутствуют львы и орлы – традиционные символы власти и государственности.

На гербе Дании – три лазоревых леопарда на золотом поле, украшенном червлеными сердцами – так около 1190 года выглядел герб короля Кнуда VI Вальдемарссона. Наравне с английским этот герб можно считать старейшим европейским государственным гербом. Льва можно увидеть и на других государственных гербах. В международной государственной геральдике лев соседствует с другим символом высшей власти – орлом. Его можно видеть на гербах Австрии, Албании, Боливии, Германии, Индонезии, Ирака, Колумбии, Ливии, Мексики, Польши, Сирии, США, Чили и многих других стран…»

 

(По материалам сайта http: //www.Excurs.ru/history/Heraldy_history.htm)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-19; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.13 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь