Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ



 

I. Религиозные вероучения и государственные идеологии

Партия чётко и систематически различает то и другое.

 

Религиозные вероучения из области сугубо духовной человеческой жизни. Их каждый верующий постигает сокровенно-личностным ядром, сердцевиной своей личности («сердцем»). У каждого верующего его вера так или иначе выстрадана его уникально-личностным шествием по земному жизненному пути. В этой своей духовной основе верующему крайне трудно выразить её для окружающих языком человеческих понятий и человеческой логики.

 

За исключением активного атеизма как уникальной религии последних столетий, верующие так или иначе исходят в своём мировоззрении из первичности Высшего Вселенского (Космологического) Первоначала. Исповедники монотеистических религий христианства, ислама и иудаизма солидарны в том, что это Высшее Первоначало суть Творец Вселенной и её Вседержитель. Более того, Небесный Отец каждой человеческой личности в её духовном ядре («сердце»), которое бессмертно. И Он знает её досконально – в отличие даже от земных родителей.

 

В полноценной религиозно-духовной жизни исповедников монотеизма или высоких языческих религий (буддизма, даосизма) важнейшим компонентом является человеческое Богообщение. Молитвенное – храмовое (соборное) или индивидуальное (келейное). Христианский культ при этом уникален комплексом своих церковных Таинств.

 

В отличие от религиозных вероучений, государственные идеологии – из области внешнего для человека общественного окружения. Из области общественного сознания, представленного также наукой, культурой, корпоративными идеологиями и др. Они задают обществу, гражданином которого является человек, общие идеалы и цели социально-экономического, культурного и другого развития. И они уже не зависят так жёстко, однозначно от принадлежности граждан к определённым религиозным конфессиям (включая атеистическую).

 

 

К государственному православию в России

Нет возврата

Христианское вероучение справедливо именуют «религией историков». Оно не углубляется в детали Сотворения Вселенной, равно как и в конкретные сценарии её Преображения во Втором Пришествии Христа. Его мировоззренческие приоритеты историософские. Христианское Богопознание нацелено на постижение Божиего водительства в Мировой истории рода человечества и на жизненного пути каждой человеческой личности. И в первую очередь – само́ й Христовой Церкви в делах государственного, социально-экономического и культурного строительства христианской эры.

 

При этом христианская историософия предельно реалистична. Она стопроцентно лишена каких-либо иллюзий относительно природы человека, его роковой склонности ко греху, к антиобщественной психологии, к деструктивному поведению в обществе себе подобных. Поэтому она начисто лишена какого-либо социального утопизма. Словами Самого́ Христа она пророчествует о том, что государственное и культурное строительство по-христиански в конечном историческом итоге потерпит столь катастрофическое поражение, что бывшая христианская Ойкумена восторженно примет Антихриста как лжеспасителя. Уцелеет только Христова Церковь и только в священном остатке своих пастырей и чад, способных устоять в соблазнах и жестоких гонениях недолгой Антихристовой эпохи.

 

Вместе с тем, христианская эсхатология учит и о том, что этот неизбежный эсхатологический конец Мировой истории в её посюстороннем, земном материальном формате люди могут отодвигать на десятилетия и века. Покаянными возрождениями общественной морали. Здесь всё подобно малой эсхатологии человеческой личности. Земная жизнь человека неизбежно закончится физической смертью. Но от него тоже многое зависит. Порочным образом жизни он её сокращает. Покаянным отказом от своих пороков он её продлевает.

 

Такой исходный мировоззренческий ориентир христианского социализма начисто лишает его утопических иллюзий относительно «светлого будущего всего человечества». В этой идеологии нет места для человеческой революционности. Единственно правомочным на революционные преобразования человеческого общества она считает Богочеловека Иисуса Христа. Идеология христианского социализма сугубо реформаторская. В ней нет места для теории «постепенного перерастания в коммунизм». Она исходит из классического положения о том, что государство в обществе нужно не для того, чтобы построить рай на земле, а для того, чтобы жизнь общества не превращалась в ад.

 

Христианское вероучение о Церкви (экклесиология) чётко и систематически различает Церковь небесную и земную. Небесная Церковь в Вечности вневременно́ го духовного мира. Она считается безоговорочно святой. Только восходящей из силы в силу по мере развития истории христианской эры. Земная Церковь – заведомо несовершенный человеческий социальный институт. Она состоит исключительно из грешных людей и лишь отчасти освящается участием в её Таинствах Самого́ Христа и небесной Церкви. И поэтому она склонна к тяжким падениям, хотя после них покаянно восстаёт и возрождается. Но после особо тяжких падений – ценой большой искупительной крови своих мучеников и исповедников.

После февраля 1917 года историю церковного христианства как государственной идеологии можно и нужно считать законченной.Или, по меньшей мере, – прерванной на неопределённый исторический срок. В Западном христианстве она «увенчалась» системным кризисом католичества, который ценой большой крови межконфессиональной Тридцатилетней войны XVII века разрешился утверждением простестантизма. И началом прогрессирующей апостасии Нового времени в Западной Европе. С «кульминационным» марксизмом и его коммунистической пародией на христианскую эсхатологию. В заступившем место Российской Империи Советском Союзе – отделением РПЦ от государства в его большевистской версии. То есть, с её загоном в «резервацию» с прицелом на скорое окончательное уничтожение.

 

Православная монархия пала, в первую очередь, потому, что среди формально крещённых чад и пастырей РПЦ осталось критически мало по-настоящему верующих, выверяющих по Новому Завету все свои устремления и поступки. Это было кульминацией вырождения русского православия в русле церковных реформ Петра I, превративших РПЦ в департамент по идеологии при монархическом государстве. В роковом феврале 1917 года высшее духовенство РПЦ первым клятвопреступно отреклось от сакральной власти Божиего Помазанника при молчаливом согласии большинства пастырей и чад. В дальнейшем исполнителями большевистских гонений на РПЦ были практически поголовно её формальные чада. Этот опытно данный факт отечественной истории полностью опровергает елейно-ложные теоретизирования о духовно благополучной дореволюционной православной России.

 

В настоящее время, после господства советского государственного воинствующего атеизма, тем более нет в России должного количества по-настоящему православных граждан для того, чтобы возродилась по-настоящему эффективная православная монархия. А монархия декоративная и, тем более, репрессивная постсоветской России очевидным образом не нужна. Поэтому вопрос о возрождении в России православной монархии не может считаться актуальным. Более того, он представляется уводящим в сторону от действительно актуальной проблемы достойной постсоветской государственной идеологии.

 

Отделённость РПЦ от государства партия в таких условиях считает благом. Образцом для творческих подражаний во взаимоотношениях РПЦ и государства представляется византийская концепция симфонии. С творческой исторической поправкой на то, что теперь государство не возглавляется сакральной личностью Божиего Помазанника. И государственная идеология христианского социализма в таких условиях представляется оптимальной. Как для существенного оздоровления общественной морали и правопорядка, так и для содействия полноценному православному воцерковлению всё большего количества граждан.

Но последнее представляется единственно приемлемым только как добровольное самоопределение каждым в своей православной религиозности. Государственная идеология христианского социализма этому может способствовать только из их общественного окружения – существенно интенсифицировав миссионерскую и катехизаторскую деятельность РПЦ через литературу и искусство, через сферу образования, СМИ и др.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь