Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАВЕЛ УСПЕНСКИЙ



Память 17 / 30 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 21 января / 3 февраля 1874 года в селе Романово Переславского уезда Владимирской губернии в семье священника Никиты Успенского.

Окончив Владимирскую духовную семинарию, он вернулся в родное село и стал прислуживать алтарником в храме, где его отец был настоятелем.

22 мая / 4 июня 1897 го­да был рукоположен во священника к этому храму. Впоследствии, уже во времена гонений на Церковь, он был пере­веден служить в храм в селе Вашка Петровского района, а с 30 сен­тября 1936 года стал служить в храме в селе Соломидино Переславского района.

17 октября 1937 года священник был арестован и на другой день допрошен.

– Вы арестованы как участник антисоветской церковно-монархической организации. Признаете себя в этом виновным? – спросил его следователь.

– Участником антисоветской церковно-монархической орга­низации я не состоял и виновным себя в этом не признаю.

– Следствие располагает данными, что вы принимали участие в антисоветских сборищах. Вы это подтверждаете?

– Нет, не подтверждаю.

– Следствию известно, что вы среди крестьян-колхозников распространяли провокационные слухи о войне и склоняли кол­хозников к выходу из колхозов. Вы это подтверждаете?

– Нет, не подтверждаю.

19 октября был допрошен член церковного совета, который подписал протокол с показаниями, подсказанными следователем:

«Я слышал два раза, что поп Успенский в 1937 году в церкви в большие праздники при большом сборе верующих говорил пропо­веди, в которых призывал христиан бороться с советской властью, так как советская власть беззаконно угнетает религию и духовен­ство, насильно закрывает храмы и сажает совершенно невинных христиан. Успенский говорил, что колхозы, организованные ком­мунистами, есть признак разорения крестьян, причем Успенский всегда при этом приводил примеры ошибок колхозных руководи­телей и всегда при этом подчеркивал, что настало антихристиан­ское время, которое перемутит крестьян, а поэтому нужно сейчас же покаяться Богу и выходить из колхозов».

Был приговорен к восьми годам заключения в испра­вительно-трудовом лагере[42].

Скончался 30 января 1938 года, через три с половиной месяца после вынесения приговора, и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 144-145
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& person_id=71

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь преподобного Антония Великого. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Христово благо и бремя легко…. для тех, кто покоряются Богу и следуют заповедям Его. Прочим же, дабы познать это, придется приложить многие труды для преображения души своей, не надеясь, притом, на одного себя, ввиду склонности человека ко греху и немощи его, так что, даже желая творить добро, человек… делает зло. Сам Господь говорил о спасении: « Человеку это невозможно, Богу же все возможно …» и в другом месте: «… без Меня не можете делать НИЧЕГО ….». Лишь покоряющийся благодати Божией познает благость Божию, но покоряться Богу грешному человеку еще надо научиться….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий, отмечающий сегодня день тезоименитства. Пел штатный боковой хор собора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

Часто пишется «Бог искушает», «Бог навел беду». Но Бог никому не желает зла и никого не вводит в грех. Он лишь попускает находить на человека искушению, которое производят духи злобы. Однако Бог не желает никому погибели. Напротив, попустив первым людям потерпеть искушение от диавола, Бог предупредил заранее о пагубности нарушения заповедей. Испытание связано с желанием Бога научить человека бороться и побеждать. Но это не значит, что Бог хочет наводить на человека зло. Это в вероучении мусульман Бог сам вводит человека в грех и сам же за грех наказывает. Они еще и подчеркивают, дескать, никто человека не спасет, если сам Бог ввел его в грех….. Но это – хула на Бога. Чтобы понять, как находят на человека скорби и искушения, лучше прочитать Книгу Иова. где четко пишется о том, что искушения наводит диавол. И в Новом Завете Господь четко говорит: «Подобает быть искушениям, но горе тому человеку, через которого они приходят. Лучше тому человеку повесить на шею мельничный жернов и бросить в глубину морскую.» Таким образом, не Бог повинен в искушении, но дух или человек (по внушению духа), искушающий. Человек же волей своей может отвергнуть его. Но чаще его воля, ослабленная потаканием греховным влечениям, уступает. Поэтому согрешивший не может вину за грех свалить ни на кого, ибо сам повинен в том, что уступил без борьбы….

Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Очень известные слова. Многие трактуют это так, что маленький ребенок до определенного возраста, дескать, подобен Ангелу. Но природа человека изначально повреждена, и человек очень рано начинает творить зло в той или иной мере. Ребенок склонен иной раз бунтовать против родителей, как бы испытывая их терпение. Тот же факт, что к исповеди человек приступает лишь с 7 лет, связан не с тем, что до 7 лет он-де безгрешен, а с тем, что до этого возраста он не может отвечать за свои поступки. К исповеди же он приступает, как только у него появляется эта ответственность за свои действия. Таким образом, связаны эти слова вовсе не с этим. Так с чем же? А связаны они с тем, что бунтуя, ребенок, в то же время, склонен верить родителям, ожидая от них только добра. Ребенок не думает о том, что он будет есть, во что одеваться и прочее, так как знает, что всем этим его обеспечат родители. К такой вере Богу Господь призывает и всех, дабы человек все мысли обратил к своему спасению, твердо усвоив себе то, что все остальное даст ему Бог в той мере, в какой ему это нужно и полезно. Речь не о том, чтобы сидеть на кровати и ждать, пока Бог сам даст нам все готовое, но о том, чтобы трудясь (с усердием, насколько это возможно), заботу о результате мы оставили Богу. Это и есть вера Богу. Как ребенок не подумает, что родители сегодня его могут не накормить или выгонят из дома, так и христианин не должен сомневаться в благости Божией. Если же на нас находят какие-либо скорби, то это значит, что мы сами своими грехами предали себя во власть духам злобы, и Бог попускает им мучить нас, дабы мы поняли, во что угодили.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Призыв почитать и слушать своих духовных наставников. Это можно толковать и как призыв к уважительному отношению к священству, вообще, так как если каждый из нас отвечает только за свои грехи, то священник отвечает и за паству, которой он проповедует Слово Божие. В книге пророка Иезекииля Бог говорит пророку: «… Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: " смертью умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою. ..». Такова ответственность и любого священника, с той лишь разницей, что он сегодня не нуждается в прямых откровениях Божиих, ведь все откровение Божие уже записано в Евангелии. Потому, как воздыхает святитель Иоанн Златоуст, мало кто из священников спасается (ведь ответственность за паству не отменяет ответственности за свои грехи). Уже это заставляет относиться к священству с уважением.

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И традиционное для многих праздников краткое изложение заповедей блаженства…

После заамвонной молитвы священник и диакон вышли в центр храма. Хор пропел тропарь и кондак преподобному Антонию, а духовенство – величание. По окончании службы диакон провозгласил имениннику многолетие.

После пения многолетия о.Антоний поздравил всех с праздником (в этот момент некая старушка подарила ему цветы), отметив, что этот день – день памяти преподобного Антония Великого, показавшего своей жизнью, что главное в жизни христиан – это борьба со страстями гордости гнева и так далее, а также стяжание добродетелей. Он всю жизнь прожил в пустыне, в уединении, прославившись подвигами. Под конец жизни его стали посещать многие люди, ищущие его наставлений, зная о его духовной мудрости, а иные – и исцеления от болезней, зная, что по его молитвам Бог творит чудеса. Всю жизнь прожил, как отшельник (о.Антоний сравнил его с носителем великой схимы - высшей степени монашества), он стал воистину наставником монахов и собеседником Ангелов. Он обогатил Церковь многими трудами и наставлениями будущим монахам, поучениями, правилами и так далее. Будучи малограмотным, даже являясь выходцем из состоятельной семьи – ему родители постарались дать лучшее по тем временем образование, но грамота плохо давалась ему – он был одарен мудростью от Бога, наставляя многих на путь спасения. Его вклад настолько велик, что именно он считается родоначальником монашества. Молитвам преподобного отца нашего Антония Великого Господь да дарует нам твердость в вере нашей, в следовании по пути спасения, в чем мы обычно усердия не проявляем.

После этого все присутствующие подходили, целуя Креста, а желающие поздравляли его с днем тезоименитства.

Четверг 31 января.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь