Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 16 / 29 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.



Родился 1 / 14 января 1894 года в местечке Каролен Верроского уезда Лифляндской[26] губернии в семье Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай, православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем имении Каролен.

В 1910 году, по окончании Рижского духовного училища, Иван поступил в Рижскую духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская духовная семинария, были эвакуированы вглубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хозяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Продолжать учиться могли только те, кому в достаточном количестве посылались средства из дома. Но у родителей Ивана таких средств не было, и ему пришлось 1 / 14 мая 1915 года прекратить обучение.

В сентябре 1915 года поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время каждый месяц уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 / 14 мая 1916 года Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него отсрочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках.

В июле 1917 года он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 года, Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника.

Летом 1918 года он подал прошение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) о рукоположении во пресвитера.

13 октября 1918 года был рукоположен в сан священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии.

Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 году, вмещал не более трехсот человек. Для прохождения священнической практики отец Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.

В декабре 1918 года отец Иоанн получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его мать находится при смерти, а отец болен. Отслужив Божественную литургию на праздник Рождества Христова, священник отправился из Пенуя в городок Валк, намереваясь оттуда добраться до дома родителей. В Валк он приехал к 11 часам вечера. Между тем вся местность еще накануне была занята частями Красной армии и в городе был установлен комендантский час, так что, едва прибыв в город, отец Иоанн был сразу же арестован и отправлен в тюрьму для выяснения личности.

На следующий день следователь допросил священника и на основании его ответов послал запрос и вскоре получил ответ из Кароленского волостного исполкома, который подтвердил личность священника. Кроме того, местной властью отец Иоанн был охарактеризован как защитник интересов рабочих и крестьян. Рабочие имения Каролен в свою очередь направили прошение с просьбой освободить священника, написав, что «он жил среди нас, и мы можем смело засвидетельствовать о том, что он – нашего товарища Михаила Петтай сын и никакой вины, заслуживающей наказания, не подметили».Прошение об освобождении написала и супруга священника, к ее прошению местные власти добавили свое ходатайство: «Кароленский исполком безземельных и рабочих депутатов удостоверяет, что прошение жены Яна Петтай согласуется с действительностью, и при этом сей

комитет заявляет желание – освободить Яна Петтай из-под ареста».

18 января следователь снова допросил священника, но ничего нового этот допрос не добавил, и следователь вынес свое заключение, предложив держать священника под арестом до тех пор, пока в Латвии не водворится спокойствие. Однако начальство приняло иное решение: близость к рабочим и принципиальность в выборе священнического пути были худшей характеристикой для пришедших к власти безбожников.

Священник Иоанн Петтай был расстрелян 29 января 1919 года и погребен на кладбище в Тарту.

Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской православной Церкви от 07 октября 2002г. по представлению Санкт-Петербургской епархии.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005. С. 138-140
    • http: //www.fond.ru/userfiles/person/69/1289858427.pdf

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

14Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

15Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; 16чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

17Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

18Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 20ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); 21и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: " я в страхе и трепете".

22Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27Слова: " еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Глава 13.

1Братолюбие между вами да пребывает.

2Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

3Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

4Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

5Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 6так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Нам предлагаются два отрывка, взятые из разных глав. Один из них представляет собой просто-напросто прощание, другой же является частью увещания, которое апостол предлагает пастве. После длительного рассуждения о вере апостол увещевает паству не впадать в уныние от скорбей, находящих на нее, говоря о том, что все скорби попускаются человеку для его спасения. И тут же апостол призывает следить за своим духовным состоянием, а также за нравами в своих общинах (тогда христианские общины жили, как одна семья, взаимно общаясь и заботясь друг о друге, как ныне живут, например, единоверцы[27], чьи общины даже выдвигают их своей среды кандидатов на принятие священного сана, которые предлагают священноначалию). Апостол призывает паству, дабы пасомые не отпали от Бога, ибо если человек не получает воздаяние в этом веке, то в веке будущем он будет отвержен от обетованного ему Царства Божия. Но, да не будет этого с нами!

Евангелие (от Марка): 1Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

7 Посему оставит человек отца своего и мать 8и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

11 Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; 12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

О браке и разводе. Закон Моисеев разрешил разводы ввиду грубых нравов евреев, которые в противном случае могли бы и убивать своих жен. Господь же восстанавливает первоначальную чистоту. « Что Бог сочетал, человек да не разлучает», «кто разведется с женой своей и женится на другой, прелюбодействует и женящийся на разведенной – прелюбодействует ». В других Евангелиях слова Христа приводятся и такие слова: « кто разведется с женой своей, кроме вины прелюбодеяния, тот даст ей повод прелюбодействовать ». Таким образом, развод Господь воспрещает, исключения давая лишь для супружеской измены. Но в случае распада брака виновник этого распада подвергается запрещению – вступать в брак он больше не может (я имею в виду брак, благословляемый в таинстве венчания, а не гражданский, то есть регистрируемый государством). Исключения допускаются лишь по решению правящего архиерея, он же дает санкцию – считать брак распавшимся. Но все эти слова, как были крамолой для учеников Христа, которые начали говорить (эти слова приводятся в других Евангелиях): « Если такая обязанность человека к жене, то лучше не жениться », так эти слова являются крамолой для нынешних времен, когда более половины браков распадаются в первые же годы. Что говорить? По этому показателю наше Отечество впереди планеты всей. Еще недавно СМИ расхваливали развод, как универсальное средство от всех семейных проблем. Люди сходятся по влечению своих пристрастий, но затем нарисованный воображением образ заменяется на реальный, со всеми пороками того человека, которого он избрал… Эйфория уходит, а тогда.… И тогда выясняется, что в этом союзе не было ничего, кроме похоти. Пристрастие подчас легко сменяется ненавистью, так как люди изначально принимали за любовь ту самую похоть, которая и заставила их сходиться, не стремясь к достижению реальной любви, которая не завидует, не гордится, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется о неправде, а радуется истине и главное – никогда не перестает. Это означает, в первую очередь, готовность пожертвовать чем-то своим, ради помощи другому человеку, истощать себя, ради другого. Если же человек привык только к тому, что от близости другого человека его охватывает эйфория, привык только пользоваться другим человеком, то долго этот союз не продлится. «Прощай любовь, завяли помидоры» - восклицает «любовник», бросая вторую половинку, ища новую дозу «кайфа», которую уже завтра снова бросит…. Это было бедой в те времена, а тем более, это является бедой сейчас.… Увы, даже в православных изданиях эта тема почти не затрагивается. В основном, освещается тема власти в семье, да рекламируется брак, как некая индульгенция на определенный род половых отношений. Нет. Все это является лишь сопутствующими факторами, главным же является как раз любовь, которая, возрастая между двумя христианами, по идее, должна перерастать из чего-то земного, человеческого, в небесное, что станет основой для построения Царства Небесного в душах каждого из этих двоих... Лучше сказать, построение Царства Небесного в душе человека, есть главная задача любого христианина (страшные слова для меня самого, ведь это слова человека, далекого от всего это, но думающего о том, что и он сам должен идти этим путем, хоть доселе этого не делает), на любой должности и в любом звании. Вступающий же в брак, либо принимающий монашество (что разумеется, выше, так как монах как бы репетирует на земле жизнь небесную, учится уподобляться Ангелам), берет на свои плечи тяжелый Крест, который должен нести, не покушаясь сбросить его (в обоих случаях это – грех). Суть обоих этих способов построения жизни человека – общежитие человеческое. Притом, в обоих этих общежитиях – монашеском и семейном – человек должен научиться терпеть недостатки и немощи ближнего, в чем-то уступать ради общего блага (не забывая, разумеется, слов Христа: «если кто любит мужа или жену больше, чем Меня, тот недостоин Меня..»), научиться уважать других членов этого общежития. Если этого нет, то в монастыре начинаются нестроения, а семья распадается. Как жаль, что именно об этом, самом важном в жизни людей, говорится очень мало.

И чтения праздника апостола Петра. Отрывок из книги деяний Апостольских: 1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, 2и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.

3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, - тогда были дни опресноков, - 4и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.

5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.

6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.

9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.

10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.

11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

12И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.

13Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, 14и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.

15А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.

16Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.

17Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

18По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром.

19Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался.

20Ирод был раздражен на Тирян[28] и Сидонян[29]; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской.

21В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; 22а народ восклицал: это голос Бога, а не человека.

23Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

И само событие избавления апостола Петра из рук гонителей. Обычно об этом тексте говорят, приводя его, как довод, доказывающий пользу церковной молитвы. И правда, паства молилась о своем предстоятеле, и Бог, услышав молитву их, избавил апостола из рук Ирода. Мученическую кончину он примет позднее. В этот же раз это событие должно было послужить назиданием, как ему, так и пастве. Мы же часто, прося, не получаем даже не из-за недостатка веры (хоть и это часто бывает), но из-за того, что просим дурного, либо того, что может быть нам полезным позднее, но сейчас может принести вред. Таким образом, если мы просим полезное и доброе, то получаем, если же нет, то Бог нам не даст заведомо вредное и дурное.

Евангелие (от Иоанна): 1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море.

8А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот[30], - таща сеть с рыбою.

9Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Господь после троекратного отречения заставляет Петра трижды признаться в любви и после этого говорит о его будущей насильственной смерти. Но любовь Петра искренна и он не убегает тут же. От нас не требуется умирать за Христа, но многие ли готовы терпеть поношения ради веры своей от мира, ненавидящего веру нашу? Часто мы боимся больше людей, чем Бога, начиная уступать людям, лишь бы отвратить их поношения от себя. Но часто это означает отступление от правды Божией, нарушение заповедей. Но да не будет сего на нас, ведь кто постыдится Христа, того и Он постыдится на Суде….

Среда 30 января.

Праздников на этот день выпадает немного. Из них стоит выделить праздник преподобного Антония Великого, считающегося родоначальником монашества (многие ставят это под сомнение, ведь в некоторых редакциях жития указывается, например, что преподобный Антоний, уйдя в пустыню, отдал свою сестру на попечение не просто девственницам, а в МОНАСТЫРЬ, а потому, они считают, что преподобный Антоний лишь сделал монашеский подвиг более популярным). В календаре его праздник обозначен, как бденный. Разумеется, это следствие того, что богослужебные уставы, которыми пользуются в Церкви, писались в монастырях, так как при всей значимости подвигов преподобного Антония, вне монашества его имя, увы, малоизвестно. Так или иначе, а для нас полезно знать, что празднику преподобного Антония положено столь торжественное служение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь