Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛИЯ БЕРЕЗОВСКИЙ
Память 21 января / 3 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 20 июля / 2 августа 1890 года в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области). Служил священником в селе Мошкове Новосибирской области. В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолгaн (ныне Ушконыр) Кaскеленского района Алма-Атинской области. 14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. В уголовном деле значится как " священник православной церкви, нa момент ареста безработный, без определенного места жительства" . Обвинялся в " систематической a/с пропaгaнде, террористических настроениях против руководителей ВКП(б), советского правительства и коммунистов, среди населения с.Чемолгaн вел aгитaцию за создание церковной общины и открытия церкви" . Виновным себя в предъявленном обвинении не признал. 1 февраля 1938 года тройкой при УНКВД по Алма-Атинской области приговорен к расстрелу. Был расстрелян 3 февраля 1938 года. Погребен в общей безвестной могиле. 11 апреля 1989 года был реабилитирован генеральным прокурором Республики Казахстан по 1938 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
События дня. Всенощное бдение. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Димитрий Осипов. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова. Пели оба хора собора. В службе участия принимал диакон о.Александр Меркулов из Темрюкского благочиния, который, судя по белому облачению, готовится к рукоположению в сан священника. Что касается службы, то служба воскресного дня совмещалась со службами преподобному Максиму Исповеднику и мученику Неофиту. Евангелие на бдении (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. 12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь. Каноны читались: Воскресный, Божией Матери, преподобному Максиму и мученику Неофиту (по одному тропарю). В качестве катавасий пелись ирмосы праздника Сретения Господня, грядущего 15 февраля. Стихиры на службе все были сокращены до предела. По окончании службы о.Димитрий напомнил всем расписание служб, сообщив, что действительно в сам день, как ожидается, позднюю литургию будет служить правящий архиерей. Литургия.
Итак, поздняя литургия в сам день ожидается архиерейским чином, да еще с хиротонией (об этом не объявлялось, но это было понятно сразу), потому об этом нельзя не написать. Это первая, после праздника Рождества Христова, литургия архиерейским чином, которая должна пройти в нашем соборе, на которой я могу присутствовать. Потому я, как всегда, собираюсь к поздней литургии. Утро, может, и не особенно холодное, но пасмурное. При подходе к храму слышен трезвон – звон к службе. Во дворе храма нет ничего необычного. Вхожу в храм. Сам храм пока полупуст. В центре действительно уже поставлен архиерейский амвон, причем, на нем лежат несколько орлецов, что означает, что ожидается чин встречи, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Служба же, тем временем, уже идет. На 3 часе завершается проскомидия[118], открывается завеса. Диакон (о.Александр Меркулов, который должен быть рукоположен во священника) начинает каждение уже к началу 6 часа. Наконец, чтение часов завершается. Вскоре вернувшийся чтец начинает читать молитвы ко святому причащению. Он прочитывает более половины последования, когда на амвоне начинается суета. Выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником. Значит, на практике никакого чина встречи не будет. Действительно, вскоре открываются Царские врата, и на амвон выходит правящий архиерей, благословив народ. Его сопровождает о.Антоний Новицкий. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство просит Благословения Божия на совершение БЕСКРОВНОЙ ЖЕРТВЫ (напомню, что от чтения последования ко Святому причащению, это священника не освобождает, оно у священнослужителей даже более полное, чем у нас, мирян). Поклонившись иконам Христа Спасителя и Божией Матери в иконостасе, архиерей совершает конечную молитву, затем просит прощения у верующих и благословляет народ на три стороны, а затем уходит в алтарь для облачения. Царские врата открываются, чтобы пропустить архиерея, и снова закрываются. Служба продолжается. По окончании чтения часов начинается чтение молитв ко Святому причащению. Чтец успевает прочитать еще несколько молитв, прежде чем в храме включается весь свет. Еще минут через пять открываются Царские врата, и в центр храма входит правящий архиерей, уже облачившийся. Его сопровождает о.Антоний Новицкий и о.Алексий Ковалев из храма Новомучеников. Диакон о.Александр Лысенко, получивший недавно в награду двойной орарь, в службе не участвует. Прервав чтение молитв ко святому причащению, чтец читает конечную молитву 6 часа. Читаются предначинательные молитвы. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник (о.Антоний Новицкий, как ключарь собора) и диаконы (о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) берут благословение архиерея. Старший священник идет к престолу, а протодиакон – на амвон. Иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником становятся у амвона, а затем все снова кланяются архиерея, прося благословения… «Благослови Владыко! » - Произносит диакон после архиерейского благословения и вот, следует начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Благословенное Царство Божие – это не только те райские обители, куда нам всем надлежит попасть (если мы не хотим угодить в ад, в место, уготованное не нам, но сатане), но и здесь, в здании храма, приготовленном Богу, но также, по слову Христову: «Царство Божие внутри вас есть». Каждый из нас созидает в себе то царство, которое и наследует: ад или рай, прежде чем человек войдет в них по смерти, он созидает в себе в течение жизни. После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и обо всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. Вместо о.Александра Лысенко, который уже не будет исполнять роль старшего иподиакона, архиерейский чиновник (книга для служб, совершаемых архиерейским чином), по котором архиерей читает тайные священнические молитвы, держит один из иподиаконов. Звучи первый антифон литургии– 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! » Поет антифон верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род». Этот антифон поет боковой хор, используя один из обычных для этого хора распевов. Во время пения этого псалма архиерей сидит в принесенном в начале литургии кресле. После этого в дело вступает верхний хор, начиная петь традиционную песнь: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » Архиерей в это время встает с кресла, которое на сей раз не убирается. И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, который поет боковой хор. Он включает в себя пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нищета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас этого нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью « если вы что сделали малым сим, вы сделали это Мне », но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения, как проявления Промысла Божия, вразумляющего человека даже через явное зло. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый! Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем диакона с кадилом и протодиакона с Евангелием, а потом и все остального духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Диакон испрашивает благословения н вход и возглашает: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….» По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем – духовенство, которое поет несколько нестройно и снова хор. Начинается пение тропарей и кондаков. Верхний и боковой хоры попеременно поют воскресный тропарь, а также тропарь Успению Божией Матери (храмовый), тропарь преподобному Максиму исповеднику, а также мученику Неофиту, а также кондаки: воскресный, преподобному Максиму и мученику Неофиту. Храмовый кондак, как всегда, поет духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем попеременно двумя хорами, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом. Возглашал прокимен и читал апостольское послание диакон о.Александр Меркулов. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Тимофею: 1Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. 3Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Эфесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. 5Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 8А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников, ) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено. 12Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; 14благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. 15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. 17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Здесь апостол Павел проявляет смирение. Первым из грешников он называет себя, в немалой степени, также и потому что помнит свое прошлое, как гонителя Церкви. Но вспоминая, он тут же благодарит Бога, вспоминая то, как Господь вразумил его и обратил на путь истины. Так покаяние и сокрушение в грехах соседствует с радостью о милосердии Божием. Господь не отвергает никого, а потому, пока продолжается земная жизнь, у человека есть возможность очищения от греха и обращения на путь спасения. За гробом уже покаяния нет, но лишь воздаяние за грехи…. И чтения праздника преподобного Максима и мученика Неофита. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. 2В ней свидетельствованы древние. 3Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. 4Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. 5Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. 6А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. 7Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. 8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. 11Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. 13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. 15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. 17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. 20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. 21Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. 22Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. 23Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. 24Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26и поношение Христово почел бо́ льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. 27Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. 28Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. 29Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули. 30Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. 31Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. 32И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́ лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Глава 12. 1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. 4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. 6Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 7Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? 8Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. 9Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 10Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. 11Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. 12Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Апостол приводит примеры веры из Ветхого Завета, известные соплеменникам. Все эти люди являли веру Богу, повинуясь Его призыву, хоть обетованного спасения, которого ожидали, при жизи они так и н получили. Спасения через много веков принесено Христом. И потому апостол увещевает паству не унывать по поводу скорбей, ибо все эти люди Ветхого Завета претерпели много больше, притом, получив обетования о спасении, не получили само спасение, сойдя во ад, и томясь там, вплоть до прихода Христа. А для современников апостола спасения – реальность. Потерпев скорби здесь, на земле, человек может за гробом наследует обетованное Царство, которое упомянутые выше праотцы получили лишь с сошествием во ад Христа. И людям, имеющим такую надежду, унывать ли? То же самое может быть адресовано и нам. Бог желает нам лишь добра и подает нам для спасения. Потому и Христос адресует нам слова: « Не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и все прочее приложится вам ….». Мы призываемся к вере, подобной вере детей родителям. Те не думают о том, как им жить, ибо знают, что родители всегда позаботятся о них. Бог же заботится о человеке не только в веке этом, но желает, чтобы мы наследовали доброе и в веке будущем. Потому нам ли унывать, имея такие обетования, которые через Христа мы можем наследовать? «Аллилуиа» - возглашает голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его через центр храма проносит архидиакон о.Сергий (Пугач)). Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 1Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, 2говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. 3В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. 4Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. 6И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? 7Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? 8сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? 9Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. 13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. 15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. 16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. 21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. 22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. 23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. 24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. 28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. 31Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, 32ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, 33и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. 34Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного. 35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: 41чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. Исцеление слепого. И сегодня, когда много чего сделано для облегчения жизни людей, лишенных зрения, его отсутствие сильно затрудняет жизнь человека. Но в те времена лишенный зрения был лишен и средств к существованию, поскольку не было ни пенсий, ничего. Поэтому, если сегодня любой слепой желал бы вернуть утраченное зрение, то в те времена и подавно он мечтал бы об этом. Мы не знаем о тайных молитвах и многих слезах, пролитых этим человеком, однако же, видим, что услышав о Христе, он тут же начинает взывать к Нему, прося о милости. Стоит ли напоминать о первопричине всех болезней – грехе? Согрешая, человек попадает под власть диавола, тем большую, чем больше он впадает в грех. И чтобы избавить человека от этой власти, Господь часто попускает врагу мучить человека. И одним из способов таких и являются болезни. Бог не желает человеку зла, а потому не насылает болезней, как думают некоторые, но лишь попускает человеку терпеть их. Если же происходит исцеление, то это значит, что Бог видит, что это пойдет ему на пользу. Этому человеку исцеление от слепоты принесло очевидную пользу, тем более, что он не просто просит Христа о помиловании. Он исповедует Его Христом, обетованным Мессией, притом что для большинства людей из толпы, следующей за Христом, Он был всего лишь «великим пророком», творящим чудеса. Исцелению тела предшествовало исцеление души. А получив исцеление от слепоты, он последовал за Христом, славя Бога, а возможно, сделавшись Его учеником. Мы часто тоже просим Бога об исцелении от наших болезней, и хоть Господь в одно мгновение может сделать нас абсолютно здоровыми, но на поверку исцеления мы чаще всего не получаем. А дело в том, что забота о здоровье тела у нас далеко не всегда сопровождается заботой о здоровье души. Поэтому нам полезней болеть, нежели выздоравливать, ведь болезнь нередко, связывая наши силы, отвращает от греха, который мы бы совершили, если бы были здоровы. Таким образом, исцелению тела должно предшествовать исцеление души. К работе над душой этот текст нас и призывает. Евангелие (от Луки): 1Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. 2Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. 3Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях. 4Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; 5но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. 6Не пять ли малых птиц продаются за два ассария[119]? и ни одна из них не забыта у Бога. 7А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. 8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; 9а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. 10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. 11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́ к или что́ отвечать, или что́ говорить, 12ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить. Господь призывает к твердости пред лицом людей, вне зависимости от того, как они относятся к Слову Божию. Господь много раз говорил ученикам своим о том, что проповедь Евангелия не у всех вызовет радость. Но переставший проповедовать из страха перед гонениями, выполнил волю врага, не терпящего слово о спасении, а значит, не служит Бог до конца, а потому не унаследует жизни вечной. Нам не приходится рисковать жизнью ради веры нашей, но поношений за веру нашу терпеть приходится достаточно, а значит. эти слова актуальны и для нас. Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. Как и все эти дни, после начала нестроений с Константинопольским патриархатом, на ектении провозглашались призывы к молитве о единстве Церкви и устранении нестроений, расколов и ересей. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга.. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий и трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также напрестольный Крест. Впереди процессии идет ставленник, чья голова накрыта воздУхом. Это является верным признаком, что он действительно сейчас будет рукополагаться. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. С головы о.Александра снимается воздух, которым накрываются стоящие на престоле чаша и дискос. В следующий момент к амвону, где стоит ставленник, выходят диаконы. Вместе с ними ставленник становится на амвон. На архиерея в это время снова надевается большой омофор. Один из диаконов провозглашает: «Повели! »… Затем, они поворачиваются к народу, кланяясь, а о.Сергий (Пугач) провозглашает: «Повелите! ». Они входят в алтарь. отец Антоний Новицкий и о.Алексий Ковалев троекратно обводят ставленника вокруг престола, при этом он кладет земные поклоны и целует престол с четырех углов. При этом духовенство поет: « Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим. », « Слава Тебе, Христе Боже, / апостолов похвало и мучеников веселие, / ихже проповедь Троица Единосущная. ». « Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем. » После этого ставленник становится на колени, кладя голову на престол. Архиерей накрывает его голову Евангелием, текстом вниз, а затем – омофором. Затем архиерей возглашает: «Божественная Благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая пророчествует Александра, благоговейнейшаго диакона, во пресвитера. Помолимся, убо о нем, да приидет на него Благодать Всесвятаго Духа». Архиерей читает длительную молитву, в то время, как духовенство поет: «Господи помилуй! ». Затем хор начинает петь то же самое, но на греческом языке: «Кирие элейсон! »… Наконец, Поставление ставленника во священники совершилось. С него снимается диаконский орарь, а затем архиерей ему торжественно вручает элементы священнического облачения. Прямо поверх диаконского стихаря на него надевается епитрахиль[120], пояс, фелонь[121], священнический наперсный Крест, а потом вручается священнический требник. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.… Лишь после освящения Святых Даров архиерей вручает Святые Дары новопоставленному священнику со словами: «Приими залог сей…». После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет «Достойно есть…». Обязательной для архиерейского богослужения выклички (в момент, когда духовенство молится о живых и усопших диакон выходит на амвон, призывая помолиться об этом и всех верующих, что, вероятно, было бы полезно, как сказано у апостола Павла: «молитесь друг за друга») не было. Далее служба уже не отличается от обычной. После еще одной просительно ектении народ поет Молитву Господню, а потом Царские врата закрываются, напоминая о Тайной вечери, прошедшей при закрытых дверях, ибо сейчас, после раздробления Агнца начнется причащение духовенство. В это время попеременно хоры будущих регентов, а также верхний хор поют песнопения, посвященные Божией Матери. Причастников на сей раз было довольно много, так что причащение шло на три чаши, при этом в центре народ причащал сам Владыка Феогност. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению. Когда-то на этом литургия и заканчивалась – в древней литургии святого апостола Иакова, брата Господня, доныне совершаемом в Иерусалиме в день памяти апостола, а в Русской Церкви – в храмах духовных семинарий и академий и в некоторых приходах – с благословения начальства, до сих пор после этого звучит фраза «Отпущаетесь с миром» и служба кончается. У нас же выходящий из алтаря священник у амвона читает молитву с просьбой о благословении всех молившихся в храме и всех верующих по окончании литургии, когда они уйдут в мир с его страстями и грехами. После произнесения отпуста Владыка Феогност говорил на тему нынешнего Евангельского повествования. Сегодня нам читался Евангельский текст об исцелении слепого. Господь, придя в окрестности Иерихона (кто был на Святой Земле, тот знает это место), проходит мимо места, где сидят нищие, прося милостыню. Среди них был слепой человек. Слыша о том, что начался какой-то шум, что идет много народа, он спрашивает. А узнав, что идет Иисус из города Назарета, он громко кричит: Иисусе, сыне Давидов, помилуй меня! »… Тем самым, о исповедует Его Христом, тем, кого ждал еврейский народ и предшествие которого предсказывали пророки. Люди требуют, чтобы он замолчал, ибо он мешает им слушать слова этого ВЕЛИКОГО БОЖЕСТВЕННОГО УЧИТЕЛЯ. Но он начинает кричать еще громче. И тогда Господь велит позвать его. И тогда он сбрасывает с себя верхнюю одежду, идет ко Христу. Господь спрашивает о том, что же он хочет, и тот говорит, что желает прозреть. Господь отвечает: « прозри! вера твоя спасла тебя ». И тот, прозрев, следует за Христом. Так, прозрению телесных очей этого человека предшествовало прозрение духовное. Таково истинное прозрение – прозревший немедленно начинает следовать за Христом. Показательно, что в других случаях Господь спрашивал человека – верит ли он. А здесь Господь не делает этого, так как Он слышит исповедание его веры, громогласное исповедание. Здоровье телесных очей не всегда является показателем здорового склада души человека. Бывает так, что телом человек является зрячим, но он не видит своих грехов, на вопрос о грехах он отвечает, что «грешен, как и все», на деле не видя грехов своих, он духовно слеп. Увы, мы все в той или иной мере духовно слепы, получая это зрение по Благодати Божией. Примером духовного прозрении явился чтимый сегодня преподобный Максим исповедник, который получил высокую должность при императорском дворе, однако придворные интриги тяготили его. Они так ему надоели, что он покинул двор, уйдя в монастырь.… И здесь он прославился своим твердым исповеданием веры, защитником православия, автором многих трудов. Еще одним примером такого духовного прозрения явился чтимый сегодня преподобный Максим Грек (здесь он подробно рассказал его жизнеописание с некоторыми неточностями, о чем более точно можно прочитать выше). Будучи греком, уроженцем греческой земли, он пострадал и прославился на Руси. Погребен он был в Троице-Сергиевой Лавре, в галерее при Свято-Духовом храме. Потом эти галереи были сломаны. Так или иначе, но его мощи и сейчас покоятся в обители. В 1988 году он был прославлен Церковью. Их молитвами да даст и нам Господь духовное зрение. Видение своих грехов не является нашей заслугой, иначе бы мы не просили Бога: « даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь ». Благословив народ, он хотел уже уходить, но вспомнил о необходимости поздравить новопоставленного священника. После этого о.Александр вышел к амвону. После этого правящий архиерей поздравил его с его личной Пятидесятницей, с поставлением в священный сан. Он отметил, что ранее он уклонялся от принятия сана священника, желая окрепнуть. Однако теперь он согласился принять сан. После этого он долго говорил о необходимости духовного совершенствования и важности этого для священника, который должен быть примером для паствы. Он преподнес ему Богородичную просфору, призвав чаще и усерднее совершать литургию, как основу всей духовной жизни христиан. Также он преподнес ему Евангелие, призвав чаще его читать. Иные много читают и восторгаются Пушкиным, Лермонтовым и иными. Но для христиан нет важнее, чем чтение Евангелия. Потому священник, тем более, должен его читать. Также он преподнес ему текст присяги, который он приносил перед принятием сана, призвав помнить об обетах, которые он давал, принимая сан. После этого супруга новопоставленного священника преподнесла ему цветы. В ответ на это он напутствовал ее, заметив, что супруга священника должна быть для него опорой. Служение супруги священника – бремя многотрудное, тем более, что для священника важнейшим является не семья, а его служение – пасти стадо Христово. Потому у него на семью времени может не быть вовсе. И тем важнее и тем труднее становится служение его супруги… Поздравив новопоставленного священника, он, благословив народ, под пение многолетия ушел в алтарь. После этого вышедший на амвон о.Антоний Новицкий ознакомил всех с расписанием служб на следующую седмицу. И после этого все верующий подходят, лобызая Крест, который держит новый священник…. Понедельник 4 февраля. Разумеется, этот день имеет и свои праздничные даты, хоть торжественных среди них нет, а значит, они будут опущены. Однако, вспомнить о них будет совсем не лишним. Отдельно стоит упомянуть чтимый в этот день собор 377 мучеников, в Адрианополе пострадавших от хана Дунайских болгар (тюркский народ, захвативший земли нынешний Болгарии, но позднее растворившийся среди живших здесь славян, оставив от себя только название - болгары) Омуртага. Хан с момента своего воцарения воевал с Византией, но в 815 году был разгромлен и вынужден был подписать мир. Плодом враждебности с Византией и стали гонения на христиан. Гонение было повсеместным. Святой Феодор Студит сообщает что Омуртаг издал приказ, согласно которому все христиане должны были, в противоположность своему христианскому закону, есть мясо в Святую Четыредесятницу, если хотят остаться в живых. Иначе им грозили мучения и смерть. «Тогда собралось в одно место — повествует св. Феодор — множество пленников с женами и детьми, и между ними произошел великий плач и рыдание: с одной стороны они помышляли о том, что, вкусив мяса, преступят закон христианский, а потому скорбели и плакали; а с другой стороны боялись смерти. В заключение же, увы, они были побеждены и послушались повеления тирана. Впрочем, из среды их отделились четырнадцать семейств, которые говорили: “не исполним повеления нечестивца и не будем есть мяса во Св. Четыредесятницу”. Что же последовало? Прочие христиане упрашивали их, чтобы они в этой крайности не подвергали себя за такой грех смерти, а лучше бы после очистили оный исповедию и покаянием. Но они совершенно отвергли это, надеясь на Бога и на то, что будут наслаждаться вечными благами. Что же вздумал оный тиран властитель, видя непоколебимое их намерение? Убить одного из них, а жену и детей его, как пленников, разделить татарам, полагая в уме своем, что прочие устрашатся, и исполнят его волю. Повеление его тотчас было исполнено. Но прочие нисколько этого не устрашились, а еще более укрепились, и говорили: мы христиане, и одинаковое имеем произволение с пострадавшим нашим братом. За это доброе исповедание они были обезглавлены, и скончались о Господе»[122]. В ходе упомянутой уже войны болгары опустошили всю Фракию, временами подходя к самому Константинополю[123]. В 814 году они взяли город Адрианополь[124], где болгарский полководец Диценг учинил резню над взятыми им в плен христианами, в том числе, епископами, многие из которых происходили из других областей Византии. Среди пострадавших в годы гонений – епископ Адрианопольский Мануил. Воевода Омуртага Диценг повелел отрубить ему руки до плеч, а потом рассечь его тело надвое. После всех этих истязаний святого мученика бросили зверям, чтобы они до конца растерзали его тело. Эта жестокость вызвала отвращение даже у воинов Диценга. Божий суд наказал мучителя слепотою. Позже он был повешен своими людьми. Также в их числе пострадал епископ Девельтский (ныне село Дебелт Средецкой общины Бургасской области[125]) Георгий. Цока, воевода Омуртага, предавал тяжким мучениям тех христиан, которые не покорялись княжеской заповеди и не отрекались от Христа. Он осудил на смерть, в частности, епископов Георгия и Петра, которые до своего последнего издыхания бесстрашно утверждали христиан в вере. Мучитель повелел бить их палками и отрубить им головы. Также был обезглавлен епископ Никейский [126] Леонтий (согласно святителю Димитрию Ростовскому, он заколот ударом меча в живот). Убиты также представители местной знати – христиане Иоанн и Леонт. Также мечом были убиты христиане Гавриил и Сионий. Священник Парод был побит камнями. Всего жертвами резни стали 377 человек. Здесь должен сообщить читателю, что данный текст об этом празднике пришлось собирать из нескольких источников. В одних местах сообщается о том, что в данный день совершается этот праздник, но о сути его – ничего, в других – только пара слов об отдельных пострадавших от этой резни лицах. И лишь впоследствии выяснилось, что рассказ об этой дате есть у святителя Димитрия Ростовского, пусть и несколько неточный…. Святой апостол Тимофей Дни памяти: 4 / 17 Января (70 ап.), 22 Января / 4 Февраля Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского[127] города Листры[128] в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом (+ около 67; память 29 июня / 12 июля). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян. 14, 6 - 12; 2 Тим. 1, 5). Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: " Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (2 Тим. 3, 10-11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Эфесской[129] Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет, после чего написал ему из Македонии (приблизительно в 65 по Р. Х.) свое первое послание. Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2 Тим. 4, 9).
Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Эфесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.
Тропарь апостолу Тимофею Благости научився и трезвяся во всех, /благою совестию священнолепно оболкся, / |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы