Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МУЧЕНИЦА МИЛИЦА КУВШИНОВА



Память 23 января / 5 февраля, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась 23 ноября / 6 декабря 1891 года в селе Улиновка Кобелянского уезда Полтавской губернии в семье чиновника, служившего на железной дороге. Окончила пять классов гимназии.

В начале тридцатых годов она поселилась в городе Истре Московской области. Жила одиноко и вела отношения лишь с монахинями, которые поселились в городе после закрытия монастырей. Она была человеком глубоко церковным, почему, собирая о ней сведения для ее ареста, сотрудники НКВД охарактеризовали её как бывшую монашку и ярую церковницу, однако на следствии Милица Ивановна сказала, что в монашеском постриге никогда не была.

Допрошенный 15 января 1938 года лжесвидетель показал, будто Милица Ивановна говорила: «Это не советская власть, а изверги, закрыли все церкви, полное гонение на верующих, всех верующих арестовывают ни за что. Вот вам и сталинская конституция! »

22 января 1938 года Милица Ивановна была арестована, заключена в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день следователь допросил её.

— Вы арестованы за контрреволюционную агитацию, дайте показания по этому вопросу.

— Контрреволюционной агитацией я никогда не занималась.

— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать ваши показания о контрреволюционной агитации.

— Повторяю, что я контрреволюционной агитацией не занималась.

Допрос продолжался весь день и ночь, до следующего дня, менялись только следователи. Но такой " конвейер" не сломил её.

— Следствием установлено, что вы в октябре 1937 года высказывали террористические настроения по адресу партии и руководителей советского правительства, — и следователь зачитал показания лжесвидетеля. — Дайте показания по этому вопросу.

— Я такого разговора не вела.

Преподобномученик Серафим (Булашов), преподобномученицы Евдокия (Кузьминова) и Екатерина (Черкасова), мученица Милица (Кувшинова)

— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.

— Контрреволюционной деятельностью я не занималась и показания я даю правдивые.

23 января 1938 года следствие было закончено.

26 января тройка НКВД по Московской области по ст.58-10 УК РСФСР приговорила её к расстрелу за " антисоветскую пропаганду". За день до расстрела сотрудники НКВД сфотографировали её.

5 февраля 1938 года была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http: //kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 217-219
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& person_id=87
  • Страница Псковского Васильевского храма на Горке:
    • http: //hramnagorke.ru/orthodox_icons/1926

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

О воздержании языка. Здесь же апостол призывает не увлекаться учительством, ибо всякий, желающий учить других, должен сперва научить самого себя. О воздержании языка сказано и написано очень много. Беда, правда, в том, что все пишут лишь о том, что говорить и чего не говорить человеку. Но сам Господь сказал: « от избытка сердца говорят уста …». Ясно, что если нечто занимает мои мысли, то о том я и буду говорить. Если же мои мысли занимает что-то совсем пустое, то и речи мои будут пустыми. И если мысли мои занимает зло, то оно будет и в устах моих. Потому воздержание, по идее, должно начинаться не с языка, а с мыслей. В противном случае, желающий бороться с пустословием без контроля над полетом мыслей добьется лишь того, что начнет разговаривать сам с собой. Итак, воздержание языка должно быть естественным следствием усилий человека по контролю за полетом мыслей. Эта работа будет идти всегда, закончившись лишь со смертью человека. Показательны здесь слова апостола, говорящего, что « человек, способный обуздать свой язык, муж совершенный, способный обуздать и все тело », поскольку тот, кто добился контроля над своей речью, устранив от себя страсть пустословия, тот прежде обуздал полет своих мыслей. Мы с вами до такого далеки, поэтому и большая часть наших слов – пустые, а часто и греховные (увы, мне).

Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.

5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?

6Они отвечали им, ка́ к повелел Иисус; и те отпустили их.

7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.

8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!

10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.

24Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

25И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

27Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, - то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Господь проклинает бесплодную смоковницу. Евангелист замечает, что время созревания плодов еще не пришло, но толкователи отмечают, что на дереве не было даже зачатков будущих плодов – только листья. Потому Господь проклинает ее. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая об этом деянии Христа, замечает, что здесь Господь проявляет свое Божественное могущество, власть делать то, что угодно Ему, притом, власть не только исцелять и миловать, но и карать. Когда же удивленные ученики говорят Ему о том, что она засохла (в других Евангелиях указывается, что они спрашивают Христа о смысле этого деяния), то Господь говорит им о вере. Мы призываемся не просто верить в наличие Бога (ибо и бесы верят, они ЗНАЮТ о наличии Бога), надобно доверять Богу, как дитя доверяет родителям. На деле же человек всегда больше доверяет себе, а потому на Господа надеется в последнюю очередь, а потому и не верит помощь Божию, если его логика не видит выхода из ситуации. Впрочем, часто бывает, что человек просит у Бога вещи, заведомо вредные для него, а потому Господь и не дает ему просимое. Однако проклятие бесплодной смоковницы имеет и другой смысл – дереву уподобляется душа, не желающая давать Бог плоды от своего труда. Что может воздать человек Богу, дающему ему ВСЕ, включая и самую жизнь? Принять спасение, которое Бог предлагает всем людям. Но это предусматривает и некоторые усилия самого человека по возделыванию почвы своей души, дабы в ней прорастали семена, которые Господь влагает в душу, обращающуюся к Нему. Парадокс в том, что сам человек не может добиться того, чтобы его труд принес добрые плоды, но он разрешается, когда на помощь приходит сам Господь…. Но этого не происходит, если сам человек не желает этого, ибо Господь уважает свободу человека и не спасает его без согласия самого человека. Какому дереву мы хотим уподобиться – уже решать нам, а Господь лишь поможет, если мы примем правильное решение….. И здесь же приводится описание того, как Господь прогоняет из храма торговцев. Этот эпизод очень любят цитировать сектанты, мол в наших храма ведется торговля. Но в большинстве своем церковные лавки выведены из храма и находятся в отдельных зданиях. Во-вторых, надо заметить, что означало все это на поверку. В сам храм входили лишь священники. Народ молился во дворе. И здесь же велась торговля жертвенными животными от голубей, до овец и волов, а также размен монет. Можно представить себе то, что творилось в этот момент в месте молитвы народа: крики животных, крики торговцев, зазывающих народ, голоса покупателей по-восточному торгующихся с продавцами, звон монет, а еще порожденные длительным пребыванием в этом месте животных запахи. Поэтому Господь изгнал их всех из храмового двора. Но это вызвало ярость иудейских вождей, которые, несомненно, имели от всего этого некий доход, которые, однако. не посмели нападать на Христа. ибо Его час еще не пришел….

И чтения праздника священномученика Климента. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

« Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их » - В этих словах апостола заложена самая суть почитания святых. Мы читаем их жития не просто, как увлекательные истории, но как примеры добродетельной жизни, дабы, по мере сил, подражать им. А без этого почитание такое имеет мало смысла. Впрочем, мы просим их молитв о содействии нашему спасению, а они и сами молятся о нас, желая, чтобы и мы наследовали Царство Божие, в которое уже вошли они (пусть до Страшного Суда они и не вкусили его в полной мере), и чтобы мы познали ту сладость общения с Богом, которое уже унаследовали они.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

Стефан Пермский

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «… вы не из овец Моих ». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. « Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает ». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить…. Боже, помилуй мя!

Среда 6 февраля.

На этот день приходится еще один праздник. Этот день более всего известен, как день памяти блаженной Ксении Петербургской, полиелейный праздник и престольный праздник храма в поселке Абрау-Дюрсо. Также в этот день чтится перенесение мощей преподобномученика Анастасия Персиянина из Персии в Иерусалим. О его жизни и подвиге статью я уже помещал в подборке за 4 февраля, а потому нет смысла повторяться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь