Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 24 января / 6 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Служил в Омске экономом архиерейского дома при епископе Сильвестре (Ольшевском). Был убит 24 января / 6 февраля 1918 года при аресте епископа Сильвестра. Главарь вооруженного отряда выстрелил из револьвера без всякого повода и разрывной пулей убил стоявшего в стороне эконома. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь блаженной Ксении Петербургской. Служил недавно рукоположенный священник - о.Александр Меркулов при пении бокового хора. Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Традиционный для праздников преподобных и многих блаженных текст, читаемый на утрени. Эти слова кажутся парадоксальными и противоречащими всему, что до сих пор говорилось и что подчас говорил сам Господь. Ведь сам Господь говорил: « человеку это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу …» и еще « без Меня не можете делать ничего …». Действительно, желая соблюдать заповеди Господни. грешный человек осознает, что не может делать этого. Преподобный Симеон, Новый Богослов пишет, что « исполнение заповедей научает человека его немощи ». И вдруг нам приводятся слова о том, что бремя заповедей, непосильное для грешного человека, является легким. Но легкость бремени Христова является не вдруг, не сразу, но после многих трудов, после того, как человек совершенно покоряется Богу, страсти отступают, а Благодать Божия воцаряется в человеке. Происходит это, чаще всего, к концу жизни. Только тогда истинность этих слов открывается человека. Но до этого ему предстоят многие труды. К ним мы и призываемся. Литургия. В сам день я также был на службе Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Меркулов при пении бокового хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из Соборного послания апостола Иакова, брата Господня: 1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. 3Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. 4Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; 5так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. 7Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. 9Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. 11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. 13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. 14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. 17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Глава 4. 1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не про́ сите. 3 Про́ сите, и не получаете, потому что про́ сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. 4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. 5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: " до ревности любит дух, живущий в нас"? 6 Но тем бо́ льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 7Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. В этом тексте апостол выражает очень много мыслей. Например, о том, что истинная мудрость чужда злобы и всякого греха. Мудрость, любящая грех – есть мудрость земная. Пред людьми это и вправду мудрость, ибо человек, не останавливающийся ни перед чем ради достижения своих целей, часто на земле более успешен, чем человек нравственный. Однако, пред Богом это безумие, ведь поступающий так, делается чуждым Богу, сближаясь по своему состоянию с демонами. Тем самым, он лишает себя вечности. Мудрость же истинная выбирает вечность, вменяя в ничто все блага земли. Но для мира она – безумие, так как этот путь, чаще всего, является путем страданий (хотя бы, и нравственных). Поэтому для человека и стоит выбор – быть ему мудрым для Бога или для людей. Мысль вторая – о природе распрей. Апостол Павел этой теме целиком посвятил свое первой послание к Коринфянам. Гордость, а также своеволие, плюс, неуемное вожделение того и другого…. И эти же вожделения являются причиной того, что Бог не исполняет многого из того, что мы просим. Часто прося, мы не задумываемся о том, доброе ли мы просим или нет. Часто то, чего мы просим, исполнившись, приносит нам вред. Потому Бог и не исполняет таких прошений, ведь Он не даст камень вместо хлеба или змею, вместо рыбы, даже если мы сами этого просим…. Евангелие (от Марка): 1Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. 3И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. 4Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. 5И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? 6Они отвечали им, ка́ к повелел Иисус; и те отпустили их. 7И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. 8Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. 9И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! 10благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! 11И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. 12На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. 14И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его. 15Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. 20Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. 22Иисус, отвечая, говорит им: 23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. 25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. 26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Прошлый раз нам для чтения предназначался отрывок, где упоминается проклятие Христом смоковницы, а теперь наше внимание акцентируется на самих словах о вере. Мы часто, даже молясь, надеемся более на себя, нежели на Бога, а если, с наше точки зрения, исполнение просимого невозможно, то мы и не верим, что это произойдет. Но все возможно Богу, а если верим больше себе, то не удивительно, если мы не получаем просимое. Впрочем, излишне надеяться на то, что по вере человека будут двигаться горы, тоже не следует. Тем более, Бог – это не сказочный джинн, который исполняет все желания человека, но лишь те, что полезны самому человеку, а потому если просьба наша не исполнилась, то, вероятнее всего, она для нас с вами не полезна, по крайней мере, сейчас…. А еще сказано о необходимости прощать своих ближних. Проще говоря, человек призывается подражать Богу, заботящемуся о нем, несмотря ни на что, а также прощающему его грехи. Творя же обратное, он отдаляется от Бога, ибо делается отличным от Него, сродняясь, скорей, с бесами. Увы, гнев и злоба для человека более естественны, чем прощение ближних, ввиду того, что и гордость для человека сделалась столь же естественной. Поэтому об этом проще говорить, чем делать и именно поэтому примеров нарушения заповеди Господней куда больше, чем примеров следования, которых, увы, до обидного мало. Увы, желающий следовать заповеди этой должен идти против своего естества, творить противоестественное для падшей человеческой природы, поэтому осуществление этой заповеди так трудно (хоть и кажется простым). И потому сам человек не может выполнить ее, а попытки сделать это лишь учат его тому, что без Бога он не может это сделать….. Но это не значит, что он не должен делать это, ибо Бог не спасает человека без его воли…. Для человека главное – положить начало и проявлять усердие в продолжении пути, полагаясь на помощь Божию…. И чтения праздника блаженной Ксении Петербургской. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Глава 6. 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господних. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании…. Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. И традиционное для многих праздников краткое изложение Заповедей Блаженства. По окончании службы о.Александр говорил на тему нынешнего праздника. Сегодня мы отмечаем праздник в честь блаженной Ксении Петербургской, не просто святого человека, но именно нашей, русской святой. Жила она относительно недавно. Некоторые, узнавая имена святых и смотря на их иконы, спрашивают – когда он жил. И когда мы говорим, называя III, IV, V века, то иные из них начинают сомневаться, мол, это очень далеко от нас, дескать, с тех времен сколько книг, сколько библиотек сгорело. И тем ценно, что блаженная Ксения жила относительно недавно, так что информация о ней проверяема, а потому сомнений не возникают. Фотографий тогда еще не было – ведь есть такие святые, например, святитель Лука Крымский, праведный Иоанн Кронштадтский, жившие уже в эпоху фотографии, так что у нас и фотографии их есть. Жила она в XVIII веке, так что ее можно назвать почти нашей современницей. Как известно, она взяла на себя подвиг юродства Христа ради – ее житие все знают. И в ее житие примечателен один факт – когда после смерти мужа она стала вести себя, как умалишенная, стала раздавать имущество мужа, то родственники мужа донесли на нее властям, прося помешать ей. Но те, поговорив с ней, убедились, что она вовсе не умалишенная, но абсолютно здоровый нормальный человек, а потому разрешили ей распоряжаться имуществом, как она хочет (это к тому, что многие ошибочно отождествляют юродивых Христа ради с сумасшедшими, больными, лишившимися разума). И она раздала все имущество, вплоть до дома, оставшись на улице, проводя жизнь в голоде, холоде и нищете. Она молилась, трудилась – в частности, она известна тем, что при строительстве храма на Смоленском кладбище она тайно по ночам носила кирпичи на леса, терпела поношения и даже побои. И так, прожив в подвиге 45 лет, она тихо и мирно скончалась. С тех пор прошло более 200 лет, прежде чем она была прославлена. И в течение многих лет люди приходят, приезжают в Петербург на кладбище, где находится ее часовня, приходя сюда и прося помощи. И она помогает. Многие спрашивают: Видели ли вы когда-нибудь чудо? Но разумеется, так не бывает, чтобы ты пришел домой, и стол к твоему приходу сам собой накрылся и готова твоя трапеза. Чудо происходит внутри, в душе человека. Кто был в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище, тот видел, какие очереди выстраиваются перед ее часовней. Очередь, представляющая собой колонну из пяти-шести человек, тянется от часовни метров на сто. Люди приходя, занимая очередь с вечера, чтобы утром зайти в часовню и помолиться. Если бы святая не помогала, то таких очередей, вероятно, бы не было. Мы, например, если нам то или иное лекарство не помогает, то отбрасываем его, выбирая другое.… Так и здесь. Если бы молитвы к святой блаженной Ксении не помогали, то к ее часовне не выстраивались бы таких очередей. И сегодня она стала одной из чтимых русских святых в один ряд с преподобным Серафимом Саровским, праведным Иоанном Кронштадтским Сергием Радонежским и иными. Почитая святых, мы должны делать это не просто ради того, чтобы помнить их житие, но по возможности, подражать им. Не в том смысл, чтобы целыми днями читать молитвы и бить поклоны. Мы помним фарисея, который зал много молитв и молясь, хвалил себя, благодаря Бога за то, что он «не такой, как все». Но Бог призрел на молитву мытаря, который творил только одну молитву: «Боже, милостив буди мне грешнику! »… И мытарь вышел оправданным, ибо творил молитву с сокрушением. Каждый из нас обладаем многими страстями. Это, можно сказать, «нормально», ибо с грехопадением Адама в мир пришел грех, овладев человеком. Однако, ненормально, когда мы с нашими страстями не боремся. И потому жития святых существуют для того, чтобы мы, по мере наших сил, подражали святым. Некоторые говорят, что Евангелие сложное, а заповеди непосильны. Однако в лице святых мы имеем пример того, как люди прошли этот путь, искоренив в себе страсти, дав нам пример исполнения заповедей. Поэтому, молитвам их, да и мы научимся исполнять заповеди, ибо другого пути спасения нет. Очищая себя от страстей, мы соединяемся с Богом, приближаемся к Нему. Итак, будем бороться со страстями нашими, по мере сил наших, постепенно, укрощая одну за одной, дабы наследовать Царство Божие и стать угодными Богу… Также он поздравил всех причастников с приобщением Святых Тайн, а также напомнил расписание служб. Четверг 7 февраля. На этот день приходится довольно много праздников. Так, в этот день совершается полиелейный праздник в честь одного из Великих учителей Церкви – святителя Григория Богослова. Также в этот день чтится один из первых Новомучеников Российских – священномученик Владимир, митрополит Киевский, убитый большевиками без всякого суда и следствия, просто по-бандитски (до начала 90 годов о его гибели избегали писать правду, так что писали «убит анархистами»). В этот день также почитается преподобный Анатолий Оптинский, старший – один из Оптинских старцев, памяти которых ныне придается столь большое значение. А теперь об этом и о других праздниках дня речь пойдет далее. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы