Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар № 5. Философия мусульманского и христианского средневековья.



1. Предпосылки формирования средневековой арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.

2. Философские аспекты классического суфизма.

3. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм и перипатетизм арабо-мусульманской философии.

4.Распространение христианства в европейском средневековье. Апологетика. Патристика. Схоластика.

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники формирования философии мусульманского Востока?

2. В чем особенность философских аспектов классического суфизма?

3. Постановкой, каких проблем отличалась европейская и восточная философия до 14 века?

Методические рекомендации:

По первому вопросу: рассмотрите факторы, влиявшие на формирование средневековой арабо-мусульманской философии и этапы ее развития. Становление школ мусульманского богословия. Истолкования Корана мутакаллимами и мутазилитами. Неоплатонизм «Чистых братьев».

     По второму вопросу: Рассмотрите философские аспекты классического суфизма. Все сущее есть Бог, и Бог существует во всем.  Мухиддин ибн Араби: концепция универсального человека. Критика аль-Газали рационального осмысления божественной первопричины. Тюркская ветвь суфизма. Кожа Ахмет Йасауи: постижение Бога в мире и в себе.

      По третьему вопросу: рассмотрите учение аль-Кинди о разуме как об единственном источнике и критерии познания действительности. Энциклопедизм знаний аль-Фараби – «Второго Учителя». Онтология, гносеология, логика, натурфилософия, этика, философия искусства аль-Фараби. Ибн-Рушд: защита философии от ортодоксального мусульманства. Гуманистическая философия человека и общества Юсуфа Баласагуни. Тюркская энциклопедия Махмуда Кашгари. Определяющее влияние арабо-мусульманской средневековой философии на европейскую научную мысль.

    По четвертому вопросу: рассмотреть распространение христианства в европейском средневековье. Превращение римско-католической церкви в централизованную, экономически, идеологически и политически могущественную организацию. Апологетика как первая попытка обоснования христианского мировоззрения философскими средствами. Учения Юстина, Татиана, Тертуллиана как противопоставление христианства философии. Элементы неоплатонизма в теологическом учении Оригена. Второй этап патристики. Разработка христианской догматической философии в работах Аврелия Августина. Особенности схоластики как логического обоснования теологии c помощью использования элементов античной философии. Ансельм Кентерберийский: четыре доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм: спор об универсалиях. Богопознание Фомы Аквинского. Уильям Оккам: размежевание разума и веры, философии и религии. Роль и место средневековой философской мысли в истории философии.

Семинар № 6. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

1.Основные направления философии эпохи Возрождения. Гуманизм. Антропоцентризм.

2.Социально-политические концепции эпохи Возрождения. Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека.

3.Философский пантеизм. Формирование гелиоцентрической картины мира.

Контрольные вопросы:

1.Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрождение».

2.Какой принцип становится определяющим для формирования возрожденческой картины мира? Как философия Возрождения относится к античной философии и схоластике?

3.Какими формами знания определяются границы и возможности человека эпохи Возрождения?

4.Какое значение для мировоззрения этого времени имели социально-политические утопии?

5.Какие новые ценности утверждаются и обосновываются в философских учениях гуманистов?

Методические рекомендации:

По первому вопросу: рассмотреть социально-экономические предпосылки формирования философии Возрождения. Расцвет искусства и естественных наук и его влияние на философскую мысль. Переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманизм как отличительная черта эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Колюччо Солютати:  возвышение человеческого начала. Антропоцентризм Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Пико делла Мирандоло: человек – центр мироздания и творец своего счастья. Мишель Монтень: отстаивание независимости и самостоятельности человеческой личности.

По второму вопросу: рассмотреть социально-политические концепции эпохи Ренессанса. Никколо Макиавелли: «цель оправдывает средства». Гуманистический принцип свободы воли Томаса Мора. Теократическое государственное устройство Томазо Кампанеллы. Реформация как протест против ренессансного возвеличивания человека. Выступление Мартина Лютера против монополии церкви. Высмеивание духовенства  Эразмом Ротердамским. Жан Кальвин: спасение через Слово Божье.

По третьему вопросу: рассмотреть концепции платонизма и аристотелизма в науке и искусстве. Роль учений Николая Кузанского, Джордано Бруно, Николая Коперника, Иоганна Кеплера в преодолении средневековой схоластики. Формирование гелиоцентрической картины мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь